Исследовательская работа«ВОЗМОЖНО, ЛИ ОБМАНУТЬ ПРИРОДУ?»
материал (2 класс) по теме
В исследовательской работе «Возможно, ли обмануть природу» затронута большая проблема об отношении детей к братьям наши меньшим – животным. Родители учили и учат детей наблюдать за поведением животных, ухаживать за ними и оказывать необходимую помощь. ть природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Возможно ли обмануть природу | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие экологической культуры младших школьников
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
О, современный мир! Мир техники и открытий. Скорость, скорость во всём. Остановитесь, прислушайтесь, присмотритесь, что окружает вас. Радует ли вас окружающая природа? Многие тысячелетия человек покорял и уничтожал природу и не заметил, как истощил богатства, созданные до его появления. В наши дни необходимо говорить о развитии экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Актуальность в развитии экологической культуры младших школьников научить сохранять и приумножать природу, формировать экологически воспитанных личностей, обладающих необходимыми знаниями о процессах взаимодействия общества и окружающей среды, способных предвидеть ближайшие и отдалённые последствия производимых в природе изменений, умеющих ценить и хранить природные богатства, любить природу.
Основы экологической культуры человека, по - моему мнению, начинается с рождением ребёнка, что в дальнейшем формирует отношения младших школьников к природе.
Большое значение в развитии экологической культуры младших школьников играет семья. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге по отношению к природе.
В школу поступают дети с багажом семейной экологической культуры. И задача учителя создать такую атмосферу вокруг ученика, чтобы он невольно впитал правильную, экологическую культуру поведения, отношения к окружающей среде.
Младший школьный возраст это наиболее благоприятный период для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся доминированием эмоционально-чувственного способа постижения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые предопределяют ее сущность в будущем. Начальная школа – один из ступеней формирования личности человека. Чем выше уровень знаний, умений, навыков, нравственной воспитанности, обеспеченный в начальной школе, тем с большей уверенностью мы можем говорить о формировании основ ее общей культуры личности (и культуры экологической). Развитие познавательной деятельности детей зависит от уровня подготовленности учителей начальных классов, разнообразной внеклассной работы, приобщения к самостоятельному добыванию дополнительных знаний из различных научных источников.
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.
Общение с природой, вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все органы чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются щебетанию птиц, зеленой травке, полету бабочек и стрекоз, ароматам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
С внедрением в школы Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предоставляются большие возможности в создании разнообразной и разно уровневой работы во внеклассной деятельности младших школьников. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в кружках, секциях.
В начальной школе, большое внимание стало, уделяться не только наблюдению за сезонными изменениями. Все шире используются общенаучные эмпирические и теоретические познания мира, (абстрагирование, аналогия, классификация, анализ, синтез, обобщение, и т.д.). Специфические методы познания (экспериментирование, наблюдение, опыты и т.д.). Осваиваются и различные виды учебной деятельности: работа с учебными и научно - популярным текстом, дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, схемами и таблицами, лабораторным оборудованием. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе, в процессе непосредственных наблюдений явлений и объектов природы, учащимся во время экскурсии, походов.
Печко Лейла Петровна, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГНУ считает, что экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению
опыта человечества в отношении к природе как к источнику
материальных ценностей, основе экологических условий жизни,
объекту эмоциональных, в том числе и эстетических переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных
черт личности по отношению к природной среде, на основе
формирования умений принимать альтернативные решения;
- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
Во внеурочное время, наблюдая за детьми во время прогулки , замечала, что дети могут сорвать, сломать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить на поляне упаковку от выпитого сока или обвёртку от шоколадки . Задаю вопрос «А в своём дворе ты так же делаешь?». “Дома нельзя. Родители ругают – отвечают они. Да, конечно, дома нельзя. А природа всё стерпит и ругать некому. И от одного брошенной упаковки или сломанной ветки не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы. Произойдут огромные потери главных богатств планеты – воздуха, воды, плодородной земли. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому в своей деятельности приоритетным направлением ставлю воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим поколениям родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Во внеурочной деятельности экологического развития можно выделить следующие направления работы:
- познавательное: беседы, дидактические игры, виртуальные путешествия, викторины, конкурсы, проекты;
- познавательно-развлекательное: экологические игры, КВН, праздники, утренники, выпуски газет, игры-путешествия.
- практическое: посадка цветов и деревьев, озеленение класса, подкормка птиц)
- исследовательское: наблюдения, экскурсии, опыты, ведение дневника.
На занятиях я использую следующие формы работы:
- наблюдение объектов живой и неживой природы, которая является основной формой работы с учащимися начальных классов;
- экскурсии в природу;
- экологические мероприятия, беседы, доклады;
- проекты, исследовательские работы;
Моя главная задача, как учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в решении поставленных задач имеют практические мероприятия (экскурсии «Моя станица», «Профессия моих родителей», «Растения и животные реки Кирпили»), т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. Учащиеся посетили «Сафари парк» в городе Краснодаре, районный музей «Живые цветы -коллекция бабочек» Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Ученики моего класса участвуют в экологических акциях: «Покорми зимой птиц», «Чистый двор», «Экологический десант». Ежегодно проводится традиционный праздник «День Птиц», «Золотая осень».
С удовольствием принимают участие в проектной деятельности школы, класса.
С помощью родителей ребята изготовили и повесили 17 кормушек и 4 скворечника. Суть проекта в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. В процессе дети наблюдали за взаимоотношениями разных видов, делали выводы.
С учащимися класса была проведена исследовательская деятельность по теме «Использование вторичного сырья». В данной работе дети рассказали, что можно сделать из пластиковых бутылок, фантиков от конфет и т.д.
На основании проделанной работы, хочу сделать вывод, что развитие экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.
Зобнина Лариса Васильевна
МБОУ СОШ №11, учитель начальных классов
Муниципальное образование Усть-Лабинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Заявка на публикацию статьи
Название статьи | |
Ф.И.О | Зобнина Лариса Васильевна |
Место работы, должность | МБОУ СОШ №11 ст.Кирпильская Усть – Лабинский район учитель начальных классов |
Муниципальное образование | Муниципальное образование Усть-Лабинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 |
Е-mail | |
Телефон | 8-918-256-84-46 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательский проект "Обман зрения"
Цель исследования: Выяснить, что лежит в основе оптической иллюзии - чудеса или наука? Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие...
Исследовательская работа "Возможна ли дружба между кошкой и собакой?"
В исследовательской работе выясняются причины вражды между кошками и собакВ исследовании ставилась цель: выяснить, почему люди считают, что кошка и собака враги и могут ли они подружит...
Опыт работы «Возможности формирования и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции»
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла...
Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ"
Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ"...
Проектная работа "Возможности современных компьютеров"
Материал может быть использован для подготовки к НПК...
Исследовательская работа «Возможно ли сыр приготовить дома?»
Исследовательская работа «Возможно ли сыр приготовить дома?»...
Исследовательская работа "Возможна ли жизнь на других планетах" 4 класс
В данной работе ученик 4 класса выдвигает гипотезу о возможности терраформирования Марса....