Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников
статья по теме

Журавлева Наталья Николаевна

Это статья о оздоровлении детей  через игру, танец, подвижную игру, Музыкально-ритмические занятия являются воспитатнльным процессом, помогают развитию многих сторон личности: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Можно использрвать в работе с родителями, как беседу или оформление стенда по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalno-ritmicheskikh_dvizheniy.docx29.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкально-ритмических способностей

               Музыкальный руководитель:

 Журавлева Наталья Николаевна

        ГБДОУ ЦРР детский сад №68

         Красносельский район

         г. Санкт-Петербург «Росток»

«Детские игры являются первоначальной школой

 музыкальной культуры детей, ответ на вопрос о том,

что такое русская пляска для детей нужно искать

в их играх. В них выведен тот красивый ритмический рисунок,

 который доступен ребенку, и дан он в форме игры

(Усова А.П.)

Подвижные игры под аккомпанемент музыки, так же как и ритмика развивают слух, легкость и ловкость движений, способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления, (русский педагог Е.Н. Водовозова.)

С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей.

Может быть, ответ на вопрос, в том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку, и дан он в форме игры.

Широкое распространение в начале 20 века во многих странах получила система ритмичного воспитания, основанная швейцарским музыкантом - педагогом Э. Жаном   Далькродом.  Его метод сводится к тому, чтобы используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движения. Эти положения заслуживают внимания.

В последнее время отмечается тенденция использование танца и лечебной направленности (ритмика, аэробика). Исследования показали, что состояние здоровья детей ухудшается с каждым годом, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.

С целью профилактики различного рода заболеваний у детей дошкольного возраста, я провожу занятия ритмикой, начиная с ясельной группы.

Ни одна музыка, мелодия не может существовать вне ритма, ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование протяжных и коротких звуков.

Значение ритма в музыке велико. Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств.

Ритмичная музыка является могущим воспитывающим и организующим средством, применение ее на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.

Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся.

Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку приобретают более яркую окраску и оказывают  большой  оздоровительный  эффект.

Главные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из самых любимых видов двигательной деятельности детей.

Танцевальные упражнения развивают правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, различной амплитудой, координировать свои движения.

Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из более эффективных средств  тренировки детского организма. Поэтому на занятиях ритмикой они используются как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.

Танец может служить как средство установления межличностных отношений в группе, проявление индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения.

Итак, занятия ритмикой совершенствуют музыкально-эстетическое развитие ребенка, способствуют формированию личности ребенка, его познавательности, волевой и эмоциональной сфер.

Познавательные способности развиваются в силу того, что  дети многое узнают, благодаря разнообразной  тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.

Так например, я часто беру игру «Зимние забавы» - с Дедом Морозом., где  дети получают правильное  представление о спокойном и плавном скольжении по льду в позе конькобежца, игра в воображаемые снежки - дети лепят их как бы из снега.

Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности.  Речь идет о слуховом внимании, его устойчивости. Сосредоточить внимание детей - это необходимо, так как оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ.

Но каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой по-своему в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В ясельной и младшей группе - часто даю задание передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Музыкально-ритмические  движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует сознательно, выполняя поставленные задачи.

Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременное переключение с одного движения на другое, умение быстро и точно его тормозить, так в игре « У медведя во бору» - дети должны разбежаться при виде «большого медведя» - чувство опасности. «Мышки» - «мышки» - настораживаются и сохраняют полную неподвижность при виде кошки. «Как на тоненький ледок» - детям следует своевременно «упасть» с санок.

Необходимо быстро, четко изменить движение, рассчитать время, чтобы преодолеть пространство.

Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость,

Музыкально -ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки. Изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище.

Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры.

Таким образом, занятия ритмикой являются воспитывающим процессом, помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, воле-вой и познавательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Результативность развития психофизических качеств средствами музыкально-ритмической деятельности

Исследование развития психофизических качеств средствами музыкально-ритмической деятельности показали положительную динамику развития. Применение музыкально-ритмических упражнений способствует повышен...

Развитие музыкально-ритмического чувства на уроках сольфеджио

Развитие музыкально-ритмического чувства является неотъемлемой частью развития музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной де...

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Статья "Из истории музыкально-ритмического воспитания и его значение в развитии ребенка"  освещает историю предмета ритмики и особенности развития ребенка посредством ритмики. Ритмика - достаточн...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе знакомства с интересной (нетрадиционной) техникой рисования — кляксографией.

Занятие кляксографией способствуют формированию у ребёнка способности анализировать,сравнивать, сопоставлять, обобщать. Дети учатся самостоятельно находить способы решениятворческих задач, планировать...