Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников
статья по теме
Это статья о оздоровлении детей через игру, танец, подвижную игру, Музыкально-ритмические занятия являются воспитатнльным процессом, помогают развитию многих сторон личности: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Можно использрвать в работе с родителями, как беседу или оформление стенда по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalno-ritmicheskikh_dvizheniy.docx | 29.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкально-ритмических способностей
Музыкальный руководитель:
Журавлева Наталья Николаевна
ГБДОУ ЦРР детский сад №68
Красносельский район
г. Санкт-Петербург «Росток»
«Детские игры являются первоначальной школой
музыкальной культуры детей, ответ на вопрос о том,
что такое русская пляска для детей нужно искать
в их играх. В них выведен тот красивый ритмический рисунок,
который доступен ребенку, и дан он в форме игры
(Усова А.П.)
Подвижные игры под аккомпанемент музыки, так же как и ритмика развивают слух, легкость и ловкость движений, способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления, (русский педагог Е.Н. Водовозова.)
С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей.
Может быть, ответ на вопрос, в том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку, и дан он в форме игры.
Широкое распространение в начале 20 века во многих странах получила система ритмичного воспитания, основанная швейцарским музыкантом - педагогом Э. Жаном Далькродом. Его метод сводится к тому, чтобы используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движения. Эти положения заслуживают внимания.
В последнее время отмечается тенденция использование танца и лечебной направленности (ритмика, аэробика). Исследования показали, что состояние здоровья детей ухудшается с каждым годом, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
С целью профилактики различного рода заболеваний у детей дошкольного возраста, я провожу занятия ритмикой, начиная с ясельной группы.
Ни одна музыка, мелодия не может существовать вне ритма, ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование протяжных и коротких звуков.
Значение ритма в музыке велико. Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств.
Ритмичная музыка является могущим воспитывающим и организующим средством, применение ее на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.
Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся.
Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.
Главные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из самых любимых видов двигательной деятельности детей.
Танцевальные упражнения развивают правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, различной амплитудой, координировать свои движения.
Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из более эффективных средств тренировки детского организма. Поэтому на занятиях ритмикой они используются как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.
Танец может служить как средство установления межличностных отношений в группе, проявление индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения.
Итак, занятия ритмикой совершенствуют музыкально-эстетическое развитие ребенка, способствуют формированию личности ребенка, его познавательности, волевой и эмоциональной сфер.
Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают, благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.
Так например, я часто беру игру «Зимние забавы» - с Дедом Морозом., где дети получают правильное представление о спокойном и плавном скольжении по льду в позе конькобежца, игра в воображаемые снежки - дети лепят их как бы из снега.
Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идет о слуховом внимании, его устойчивости. Сосредоточить внимание детей - это необходимо, так как оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ.
Но каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой по-своему в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В ясельной и младшей группе - часто даю задание передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует сознательно, выполняя поставленные задачи.
Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременное переключение с одного движения на другое, умение быстро и точно его тормозить, так в игре « У медведя во бору» - дети должны разбежаться при виде «большого медведя» - чувство опасности. «Мышки» - «мышки» - настораживаются и сохраняют полную неподвижность при виде кошки. «Как на тоненький ледок» - детям следует своевременно «упасть» с санок.
Необходимо быстро, четко изменить движение, рассчитать время, чтобы преодолеть пространство.
Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость,
Музыкально -ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.
Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки. Изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище.
Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры.
Таким образом, занятия ритмикой являются воспитывающим процессом, помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, воле-вой и познавательной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.
Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...
Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.
Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...
Результативность развития психофизических качеств средствами музыкально-ритмической деятельности
Исследование развития психофизических качеств средствами музыкально-ритмической деятельности показали положительную динамику развития. Применение музыкально-ритмических упражнений способствует повышен...
Развитие музыкально-ритмического чувства на уроках сольфеджио
Развитие музыкально-ритмического чувства является неотъемлемой частью развития музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной де...
ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Статья "Из истории музыкально-ритмического воспитания и его значение в развитии ребенка" освещает историю предмета ритмики и особенности развития ребенка посредством ритмики. Ритмика - достаточн...
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе знакомства с интересной (нетрадиционной) техникой рисования — кляксографией.
Занятие кляксографией способствуют формированию у ребёнка способности анализировать,сравнивать, сопоставлять, обобщать. Дети учатся самостоятельно находить способы решениятворческих задач, планировать...