Лекторий для родителей №1
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Цели: познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников; обозначить проблемы характера для данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektoriy_dlya_roditeley_13.09.2013.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа №5» городского округа город Фролово
Лекторий для родителей учащихся 3 класса «В» составлен и проведен
классным руководителем А.А.Гусевой
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТРЕТИЙ КЛАСС!
(собрание-встреча)
Цели: познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников; обозначить проблемы характера для данного возраста.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей.
Учитель. Здравствуйте, мои дорогие коллеги. Промелькнули месяцы летних каникул, и я рада сказать вам (детям уже сказала): «Добро пожаловать в третий класс!» Именно так звучит тема нашего разговора.
Ваши дети взрослеют. Все увереннее и самостоятельнее делают свои самостоятельные шаги по своей дороге. Вам очень хочется помочь им… Это естественное и правильное желание. Только будьте помощником, а не руководителем! Помните, я просила вас относиться к взрослеющему ребенку, как садовник относится к дереву? Вы не заставите дерево расти быстрее, природу нельзя форсировать. Можно только сажать семена, поливать, вносить удобрения и ждать.
Наши нежные, хрупкие, ранимые елочки (именно так мы назвали детей-первоклассников) кажется, прижились, вздернули свои острые верхушечки. Теперь наша главная задача – помочь им вырасти красивыми, стройными, научить противостоять верным условиям и влияниям, выработать стойкость и поддержать стремление к свету.
II. Основная часть собрания.
Учитель. Кто же такие третьеклассники? Какими особенностями отличаются?
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем, интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Родители могут оказать существенную помощь в реализации потенциальных возможностей детей этого возраста.
Развитие внимания.
Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным школьным предметам .Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1 раза – увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребёнка тренировать.
Развитие памяти
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Развитие мышления
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
Учитель. С каким настроением пришли ваши дети в школу в этом учебном году?
С каким настроением начинается этот год для вас, родителей? Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет нам определить ориентиры для работы в новом учебном году.
Учитель. Сентябрь – непростой период перехода от длительного отдыха (за три месяца каникул у организма выработался особенный режим) к строго регламентированному учебному процессу. Вам, родители, следует учитывать, что организм ребенка не может сразу перестроиться, биологические часы – сложный механизм, требующий бережного отношения. Психологи советуют родителям за 10–14 дней до нового учебного года начинать переводить детей на новый режим. Если же проблемы с утренним пробуждением все-таки существуют, прислушайтесь к рекомендациям специалистов.
Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на «сов», «жаворонков», «голубей». В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.
Пик работоспособности | ||
«Жаворонок» | Рано просыпается, рано ложится спать | 9–10 часов утра, 16–17 часов вечера |
«Сова» | Встает позже, очень активен вечером | 11–12 часов утра 18–20 часов вечера |
«Голубь» | Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно | 10–12 часов утра, 15–18 часов вечера |
Независимо от индивидуальных биоритмов школьник вынужден вставать рано утром, и в силах родителей помочь ему успешно начать день.
Советы для родителей.
Как помочь ребенку проснуться
1. Отличное средство быстро проснуться – физические упражнения, танцевальные движения под ритмичную музыку. Но если взрослые не привыкли делать зарядку с утра, бесполезно добиваться этого от ребенка, поэтому, прежде всего САМИ делайте то, к чему хотите приучить ребенка. Позвольте себе несколько минут потанцевать с ребенком, а потом можно приниматься за утренние дела.
2. Можно включать мультик, чтобы ребенок быстрее проснулся. Но время просмотра – один короткий мультфильм, ребенок не должен есть, и одеваться перед телевизором.
3. Хорошо пробуждает легкий массаж или приятные упражнения в кровати – потянуться, энергично поработать кистями рук, поднять ноги, сделать несколько вдохов-выдохов.
4. Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Для этого:
– пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время;
– время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов;
– обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате;
– учитывайте, что потребность в сне у ребенка 7–12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9–10 часов; в 13–14 лет – 9–9,5 часов; в 15–17 лет – 8,5–9 часов.
5. Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.
6. Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, т. е. общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.
Учитель. Сентябрь – месяц адаптации для всех. Но особенно сложен он для школьников, пришедших в новый коллектив. В нашем классе есть новички, прибывшие к нам из других учебных заведений. Поэтому мне хочется поделиться с родителями учащихся-новичков полезной информацией.
По наблюдениям детских психологов, действительно, легче всего переживают переезд сангвиники (или дети, в чьем характере преобладают черты сангвиника). Эти дети стремятся к новым впечатлениям, с удовольствием знакомятся с людьми, им интересно обустраиваться на новом месте. Часто переезд у них ассоциируется с праздником.
Маленькие холерики тоже очень общительны, но излишняя эмоциональность, склонность к перевозбуждению могут создать проблемы: ребенок плохо спит на новом месте, психика «перегружается» новыми впечатлениями, могут обостряться агрессивность, нетерпимость, плаксивость. Для таких детей важна постепенность перехода к жизни на новом месте.
Флегматики вообще не любят изменений в привычной, размеренной жизни. Они еще больше замыкаются в себе, не желают знакомиться с детьми. За внешне спокойным поведением кроется недовольство, может незаметно развиваться невроз, так как флегматичные дети загоняют свои эмоции (и положительные, и отрицательные) внутрь, внешне бывает сложно понять, чем ребенок недоволен, какие у него проблемы. «Вдруг» появляются вредные привычки (обкусывание ногтей, например), энурез, нервные тики и т. д.
Меланхолики тяжелее всего переживают переезд. Психические процессы у них неустойчивы, ребенка легко расстроить, напугать, он стеснителен, безынициативен, отсюда и проблемы – частые капризы, излишняя привязанность к маме, навязчивые страхи.
Родители должны понимать, что переезд, возможно, создаст определенные сложности для ребенка, поэтому в этот период вы должны быть особенно терпеливы и мудры. В случае адекватной реакции на проблемы ребенка со временем все образуется.
Учитель. Подходит к концу наша первая встреча в новом учебном году. Завершается очередной рабочий день вашего третьеклассника. Посидите с ним рядом. Укройте потеплей одеялом… Он уже спит? Присмотритесь повнимательнее: положение спящего ребенка может вам рассказать о том, чего вы не заметили днем О чем может рассказать поза спящего ребенка?***
Поза спящего человека может рассказать о его психологическом состоянии! Посмотрите внимательно на позу спящего ребенка:
Лежит на спине в центре кровати, руки и ноги раскинуты, расслаблены. Руки по бокам или на уровне головы, могут быть немного согнуты в локтях. Голова слегка запрокинута. Поза «открытая», так спят младенцы, и не зря. Такая поза говорит о душевном комфорте, ребенку хорошо и уютно в окружающем его мире, он уверен в себе и в близких.
На боку – еще одна хорошая поза: колени слегка согнуты, руки под щекой или слегка согнуты, конечности лежат симметрично. Такая поза говорит о физиологическом комфорте, ощущении надежности, уравновешенности. Ребенок вполне приспособлен к условиям окружающего мира.
На животе, ноги вытянуты, руки по бокам или на уровне, выше головы. Поза рассказывает о ранимости и уязвимости ребенка. Он не любит неожиданностей, старается контролировать (скрывать) свои эмоции. Сон в такой позе по диагонали кровати говорит о еще большем стремлении ребенка защититься от внешнего мира.
На коленях: ребенок поджимает ножки, голова оказывается ниже. Эта поза – сигнал протеста. Либо ребенок до последнего сопротивлялся засыпанию, либо не согласен с каким-то жизненным событием.
Калачиком: поза на боку, лицо спрятано, руки и ноги поджаты, ребенок может укутываться или накрываться с головой одеялом. Такая поза – признак высокой тревожности, беспокойства, незащищенности, ранимости, стремление спрятаться от проблем и неприятностей. Чем больше «сжата» фигура, тем сильнее эмоциональное напряжение.
Другие особенности поз:
– ребенок как будто ухватывается ногами за постель – признак сопротивления жизни;
– ноги сильно подогнуты в любой позе – не позволяет себе расслабиться, как будто готов проснуться и сразу бежать;
– руки, сжатые в кулаки, в замок – знак обороны;
– одна рука расслаблена, другая сжата – возможен конфликт с кем-то из окружающих;
– ребенок как будто отгораживается, закрывается руками – в реальной жизни он не хочет чего-то видеть, слышать, ощущать, это поза защиты;
– ребенок, спящий в обнимку с игрушкой легкораним, эмоционален, нуждается в ласке и внимании близких.
А в заключении по традиции хочу рассказать вам притчу.
ВЕТЕР И СОЛНЦЕ
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над пу-тешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полуза-мерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более чем гневом.
К. Ушинский
III. Заключительная часть
Вы, конечно, поняли, мои дорогие коллеги, все правильно. А потому – поспешите к своим детям…Пусть в ваших семьях все будет хорошо!
Анкета для родителей
1. Чего вы ждете от нового учебного года?_____________________________________
__________________________________________________________________________
2. Какие вопросы хотели бы обсудить на родительских собраниях?
__________________________________________________________________________
3. Какие проблемы волнуют вас и требуют консультации психолога?
__________________________________________________________________________
4. Как, на ваш взгляд, нужно организовывать жизнь вашего ребёнка вне уроков? Чем наполнить его школьный досуг?________________________________________________
________________________________________________________________________
5. С каким настроением вы встречаете новый сентябрь?
- Радуетесь и ждете новых совместных (с вашим ребенком) открытий, знаний, побед?
- Нервничаете в ожидании новых домашних заданий и предвидите стрессы, связанные с их выполнением.
6. Какой конкретно помощи вы ждёте от школы в вопросах преодоления трудностей воспитания?__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Ваше главное желание, связанное с началом третьего учебного года в жизни вашего ребенка._____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Анкета для родителей
1. Чего вы ждете от нового учебного года?_____________________________________
__________________________________________________________________________
2. Какие вопросы хотели бы обсудить на родительских собраниях?
__________________________________________________________________________
3. Какие проблемы волнуют вас и требуют консультации психолога?
__________________________________________________________________________
4. Как, на ваш взгляд, нужно организовывать жизнь вашего ребёнка вне уроков? Чем наполнить его школьный досуг?________________________________________________
________________________________________________________________________
5. С каким настроением вы встречаете новый сентябрь?
- Радуетесь и ждете новых совместных (с вашим ребенком) открытий, знаний, побед?
- Нервничаете в ожидании новых домашних заданий и предвидите стрессы, связанные с их выполнением.
6. Какой конкретно помощи вы ждёте от школы в вопросах преодоления трудностей воспитания?__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Ваше главное желание, связанное с началом третьего учебного года в жизни вашего ребенка._____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей "Детская агрессивность"
Проведение родительского собрания в виде лектория о "Детской агрессивности"...
Лекторий для родителей "Семейное чтение"
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в нач...
Лекторий для родителей "Как помочь первокласснику учиться?"
Беседа для родителей, особенно актуальная в период адаптации первоклассников к обучению в школе....
Лекторий для родителей на тему: "Не хочу делать уроки!"
Материал для проведения родительского собрания в начальной школе...
Лекторий для родителей "Подготовка детей к школе в семье"
Материал адресован родителям будущих первоклассников. Рекомендации будут полезны для осуществления преемственности дошкольного и начального образования....
Лекторий для родителей
Тема: Развитие внимания у младших школьников.Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школ...
Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться. Лекторий для родителей
Помощь родителей детям в организации их учебного труда. Советы родителям. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома....