Родительский практикум по теме «Знакомство с универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»
материал по теме
В данной разработке описывается практикум с родителями, в ходе которого родители знакомятся УУД, учатся их выделять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_praktikum_znakomstvo_s_uud_i_ikh_znachenie_v_zhizni_rebenka_tekst_sobraniya.docx | 38.85 КБ |
praktikum_dlya_roditeley.pptx | 429.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский практикум по теме «Знакомство с универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»
Цель: познакомить родителей с УУД и их значением в повседневной жизни ребенка
Задачи:
- научить определять и находить универсальные учебные действия;
- продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;
- создать условия для активного взаимодействия родителей между собой;
- организовать рефлексию родительского практикума с целью определения его результативности;
План для учителя:
1. Постановка проблемы
2. Знакомство родителей с УУД
3. Учимся определять и находить УУД
4. Рефлексия
Ход родительского практикума:
- Постанова проблемы.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) .
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:
- самостоятельно ставить учебные цели,
- проектировать пути их реализации,
- контролировать и оценивать свои достижения,
иначе говоря — формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. А сможем ли мы, как родители, оказать помощь своему ребёнку в формировании УУД? Как вы считаете? В чем заключается проблема? (в незнании, что такое УУД)
-Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы решить эту проблему, чтобы и сегодня остаться для своего ребенка верным другом, надёжным помощником и идти в ногу со временем тех изменений, которые происходят сегодня в школе. (познакомиться с УУД)
-Это и будет целью нашего практикума.
-Я предлагаю всем вместе попробовать сформулировать тему нашего практикума: «Знакомство с УУД».
-Чтобы добиться поставленной цели, как вы считаете, что для этого нужно сделать? (-дать понятие УУД,
-какие бывают УУД,
-значение УУД в повседневной жизни)
На доске слайд:
Вопросы для родителей:
-Что такое УУД? Виды УУД?
-Для чего они нужны?
-Смогу ли я, как родитель, оказать помощь своему ребёнку в формировании УУД?
2. Знакомство родителей с универсальными учебными действиями
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1)личностные;
2)регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. (слайды)
Чтение памятки «Виды УУД» (выданы на партах)
3. Учимся определять и находить УУД.
Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов по формированию УУД.
Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.
- Наши дети учатся в школе и именно в школе получают основу формирования УУД. Но не только школа является источником для получения информации ребенку. Наши дети проводят много свободного времени и вне школы. Где в повседневной жизни мы можем учиться? (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу…..)
- Конечно, и наши дети все больше информации получают из телевизионных передач, мультфильмов, читая сказки, от своих сверстников, при помощи мобильных телефонов Чему они учатся, какой опыт получают, мы и попробуем это сегодня узнать. В ходе занятия освоим такие технологии, используемые в рамках формирования УУД, как учебное сотрудничество, работу в группах.
1 задание.
Я предлагаю вспомнить сказку Владимира Григорьевича Сутеева, знакомую нам с детства, «Кораблик». (чтение сказки по слайдам)
Определите, пожалуйста, какие универсальные действия сформированы у героев?
Подумайте, чему нужно научиться?
(таблица)
Проверка. Какие универсальные действия сформированы у героев? (на слайд)
Умение взаимодействовать Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли
Что необходимо сформировать?
– Лягушонку, эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой. Данная ситуация легко проецируется на действия наших учеников. Например, когда дети идут в столовую, работают в группах, участвуют в каких-либо мероприятиях и др.
2 задание
Чему учит «лавочка»
Дети активно и много общаются друг с другом, посещая кружки, играя в различные игры, организуя свою жизнь, и просто… сидя на лавочке? (слайд)
Как вы думаете, а что можно делать на лавочке? (ответы родителей)
- Замечательно! Я прошу вас сейчас доказать, что и здесь, сидя на обыкновенной лавочке, у детей формируются универсальные действия. (группам выданы карточки с УУД, каждой группе отобрать свои)
1 группа: личностные
2 группа: регулятивные
3 группа: познавательные
4 группа: коммуникативные
Проверка выполненного задания.
Какие же интересные уроки преподносит нам жизнь вне школы, какие универсальные действия сформировала «ЛАВОЧКА» ?
Ответы – на доске прикрепляю магниты.
Научила взаимодействовать с разными людьми
Правильно – это коммуникативные универсальные учебные действия. (Магнит прикрепляю на доску).
Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные)
Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникативные)
Адекватно реагировать на замечания (личностные)
Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личностные)
Ответственность за поведение и действие других и себя (личностные)
Выбор необходимой информации (познавательные)
Установление причинно - следственных связей (познавательные)
Установление связи между целью деятельности и ее мотивом (регулятивные)
Прогнозирование результатов деятельности (регулятивные)
Вы убедились, что универсальные действия формируются и на лавочке в том числе?
Мы показали, что обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в общепринятых местах обучения: школа, колледж, институт, и т.д., но и в других местах, которые становятся для человека источником информации.
Мы показали, что учиться можно везде и всегда, и что формирование универсальных учебных действий несложно, а очень интересно.
(Слайд с вопросами для родителей)
-На какие вопросы мы с вами уже ответили?
-На какой осталось ответить?
-Поднимите руку, уважаемые родители, кто после сегодняшней нашей встречи сможет положительно ответить на данный вопрос?
-Кто ещё сомневается?
Эта встреча (путешествие в мир УУД) не является последней. Впереди нас ждёт много таких нужных и полезных встреч, после которых, я надеюсь, вы все с уверенность сможете положительно ответить на данный вопрос.
3 задание.
Собери портфель.
3. Рефлексия «Все у меня в руках» А теперь давайте подведем итоги нашей работы.
Сейчас на листе бумаги обведите свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы:
Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал(а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Неожиданным для меня сегодня было…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомить родителей с УУД и их значением в повседневной жизни ребенка Задачи: научить определять и находить универсальные учебные действия; продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий; создать условия для активного взаимодействия родителей между собой; познакомить родителей с новым методом обучения; сформировать представление об учебной деятельности и двух ее основных этапах; мотивировать родителей к активному участию в жизни класса и школы; организовать рефлексию родительского практикума с целью определения его результативности .
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика: самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться .
Виды универсальных учебных действий
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. КОРАБЛИК
Пришли на речку. - Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. - Ква-ха-ха ! Ква-ха-ха ! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!
Умение взаимодействовать Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли
Чему учит лавочка?
Коммуникативные Научила взаимодействовать с разными людьми Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы
Личностные Адекватно реагировать на замечания Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку Ответственность за поведение и действие других и себя
Познавательные Выбор необходимой информации Установление причинно - следственных связей
Регулятивные Установление связи между целью деятельности и ее мотивом Прогнозирование результатов деятельности
Как собрать портфель ?
Как собрать портфель ? 1.Открыть дневник 2.Посмотреть расписание на следующий день. 3.Приготовить все необходимое к каждому предмету (учебник, тетради, пенал) 4.Проверить, соответствует ли приготовленное тому, что написано в дневнике. 5.Сложить тетради в папку. 6. Положить в портфель папку, учебники, пенал , дневник .
- Больше всего мне понравилось… - В дальнейшем я буду использовать… - Здесь я сегодня узнал(а) нового… - Я и раньше знала то, что сегодня услышала о … - Неожиданным для меня сегодня было… "Все у меня в руках"
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сетевой семинар ГМО учителей-дефектологов г. Энгельса. Тема семинара "Формирование универсальных учебных действий".
Понятие УУД, виды универсальных действий....
МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».
В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.»
Значение термина УУД. 3 уровня сформированности УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. Виды упражнений, формирующие УУД....
Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"
Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...
тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...