Родителям о системе Занкова
консультация (1 класс) по теме
Беседа на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_sisteme_zankova.dokument_microsoft_office_word.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Ваш ребёнок должен будет выбирать профессию, друзей, место жительства и отдыха. В своей трудовой деятельности, чтобы быть конкурентоспособным, должен видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если удастся, то придётся постоянно совершенствоваться, осваивать новые приёмы.
Чтобы сделать правильный выбор, наиболее приемлемым для себя, чтобы быстро перестраиваться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту, т.е. начальному образованию. Именно в начальных классах ребёнок должен научиться способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения.
Условия для развития необходимых современному человеку качеств создаёт развивающая система академика Занкова.
Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученики добывали знания самостоятельно, а учитель только помогал им, направляя на нужный путь. Урок ведётся в форме дискуссии, диалога. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, а ошибка в системе Занкова – находка для учителя. Ребёнок не должен бояться ошибиться. Невозможно научиться чему -то не ошибаясь. Учитель не говорит ученику: «Ты ошибся. Ты ответил неправильно. Сядь и подумай ещё». Говорят дети: «А я не согласен. Я думаю по-другому». Таким образом, на передний план выходят высказывания детей, а учитель играет роль режиссера. Он спокойно выслушивает высказывания учеников, подводит их к правильному выводу.
Вот пример задания из «Азбуки»: прочитать столбики слов
Гол дом диван дорога ?
Голы дома диваны дороги ворота
- Какое слово пропущено?
Столбики слов, аналогичные первым четырём даются в азбуках всех авторов. Включение последнего варианта: слова ворота, которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучить слова и понять их смысл. Уже к третьему столбику дети начинают понимать принцип составления этих столбиков: первым записано слово, которое обозначает один предмет, вторым слово обозначающее несколько предметов, а четвёртый столбик подтверждает догадку. И в этот момент, когда они, прочитав слово ворота приготовились назвать его в форме единственного числа - оказалось, что сделать этого они не могут. Возникла проблемная ситуация (коллизия), недоумение, а значит активизировались интеллектуальные действия.
Но задание смутило не всех. Один ученик говорит: «Здесь пропущено слово воротник. Учитель молчит, ждёт реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Класс не согласен с мнением мальчика, дети рассуждают: что такое ворота, а что такое воротник. Но ответить на вопрос не могут. Выйти из положения помогает учитель, продолжив называть слова во множественном числе.
Учитель: столы дети (дружно): стол
Облака облако
Ножницы растерянность, несколько возгласов нож, отказ от этого
Окна окно
Дрова нет ответа
Брюки нет ответа
- Какой вывод можно сделать? (общими усилиями приходят к выводу о том, что в русском языке есть особые слова, они не могут быть в единственном числе).
В данном случае каждый сыграл свою роль: ошибка, учитель, ученики
Обучение не обещает ученикам лёгкой беззаботной жизни. А как можно воспитывать думающего самостоятельного человека без преодоления трудностей? «Трудность», которую предлагают детям авторы учебников, рассчитана на преодоление или самим учеником, или усилиями класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. На уроке должен соблюдаться принцип «идти от детей».
Дети по своей природе очень эмоциональны. Они открыто передают свои чувства. Очень часто решение таких парадоксальных ситуаций захватывают детей, они готовы продолжать и после звонка.
ЧТО ТАКОЕ ЗАНКОВСКИЙ УРОК?
- Ничего не давать детям в готовом виде.
- Открытие нового знания через проблемную ситуацию.
- Коллективный поиск решения сложной задачи.
- Ошибка – находка для учителя.
- Соблюдение принципа «идти от детей».
- Основная форма проведения урока – диалог
- Средство обучения – учебник
- Форма добывания знания – дискуссия.
- Доверительная атмосфера обучения
- Соединение знаний с эмоциями
- Свобода выбора задания и способа решения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь
Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...
урок математики 2 класс по системе Занкова Л.В.
урок математики 2 класс по системе Занкова (учебник Аргинской И.И.) ...
Презентация материала к собранию для родителей будущих первоклассников о системе Занкова
Данную презентацию можно использовать на собрании для родителей будущих первоклассников, с целью ознакомления их с развивающей системой Занкова...
Открытый урок по математике для родителей по системе Л.В. Занкова
Урок позволяет обобщить и систематизировать учебный материал и продемонстрировать достижения учащихся родителям....
Статья. Родителям о системе Занкова.
Перед родителями стоит выбор:какую программу выбрать для ребёнка? Программа Занкова. Какая она?...
Материалы для родителей о системе РО Занкова Л.В.
О системе Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи обр...
тест по теме "Планеты Солнечной системы" 2 класс система Занкова
Данный тест поможет учителю оценить знания учащихся по теме "Планеты Солнечной системы"...