ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме
Проблема эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников всегда была актуальна, но особенно остро она стоит в настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОМИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
МОУ "Гимназия№1" г.Белгорода
Проблема эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников всегда была актуальна, но особенно остро она стоит в настоящее время. 34 года моей работы в школе, наблюдения за родителями и детьми позволяют мне сделать вывод: современные дети резко отличаются от предыдущих поколений. Они не реагируют на нотации, принуждение, наказания, запреты, которыми чаще всего пользуются родители. Уважение же к их проблемам, умение выслушать и быть по-настоящему заинтересованным делает их истинными друзьями. С другой стороны, расслоение общества поставило родителей в разные социально-экономические условия. Различный образовательный уровень и информированность по проблемам воспитания вносят свои трудности в отношения между детьми, родителями и педагогами.
Психологи отмечают, что все чаще встречаются дети, которые, изображая семью, рисуют диван, газету, телевизор, компьютер, а не людей. Это свидетельствует о том, что родители и дети живут не вместе, а рядом. Родители все больше хотят устроить бытовую сторону жизни, а не эмоциональную общность семьи. Но роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, где он будет обучаться опыту, накопленному человечеством, культуре, нравственным нормам, традициям, а все это в первую очередь проходит через школу. Только союзническая деятельность семьи и школы в интересах ребенка позволяет лучше узнать ребенка в разных ситуациях, помочь в развитии его способностей, в преодолении негативных проявлений в поведении.
Наше сотрудничество с родителями затрагивает много сторон деятельности.
Это и информированность родителей об образовательном процессе, и согласованность в подходе к ребенку, выявление одаренности и трудностей в обучении, достижение учеником благоприятного статуса в коллективе. Большая роль отводится родительским тематическим собраниям, где родители обмениваются опытом по воспитанию того или иного качества у ребенка, консультациям учителя и психолога. При подготовке использую анкеты, опросники. Полезны совместные с учениками собрания, где на примерах художественной литературы анализируются и детьми, и родителями поступки героев, проходят дискуссии, диспуты. Особенно сближает детей и родителей совместная деятельность в школе: участие в праздниках "Мы – спортивная семья", "Дары и краски осени", "Что? Где? Когда?", совместный отдых, трудовые дела по благоустройству территории, организованные в народных традициях ярмарки.
В настоящее время как-то занижен статус семейных ценностей. Чтобы обрести понимание с детьми, каждой семье хорошо было бы восстановить целостность семейных корней, ведь без ощущения рода в прошлом, без взаимопонимания со своими родителями, бабушками и дедушками будет трудно рассчитывать на понимание в общении со следующим поколением.
Предлагаемое мной внеклассное мероприятие – урок этики "Папа, мама, я – дружная семья" как раз отвечает этим задачам.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Содействовать сплочению семьи;
- создавать условия для формирования у обучающихся представления о семьи, как о людях, тесно связанных общими делами, интересами, чувством любви к друг другу, традициями;
- содействовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к родителям и всем членам семьи.
ОФОРМЛЕНИЕ:
Шары, выставка семейных фотографий "Папа, мама, я - дружная семья";
выставка рисунков "Моя семья"; плакат "Когда все вместе - так и душа на месте";
карточки с пословицами.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:
- "Мамина песенка", муз. Парцхаладзе, сл. Пляцковского
- песня "Золотая свадьба", муз. Р. Паулса, сл. И. Резника
УЧИТЕЛЬ: Дорогие друзья! 1995 года в России отмечается день семьи. Сегодня и нам предстоит поговорить о семье.
Когда мы слышим слово "семья", мы чувствуем тепло, радость, заботу. Семья - это твой дом. Это родные люди, связанные чувствами, делами, традициями, общим трудом. Это место, где тебе хорошо, где тебе помогут, поддержат.
Ребята, мне хочется у вас спросить: если бы можно было сказать о семье чувствами, ощущениями. Как бы вы представили семью? Что вам представляется или вспоминается, когда вы слышите слово "семья"?
Возможные ответы детей:
- Семья - это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка и я.
- А я представляю, как утром мама целует меня в щечку и говорит: "Пора вставать".
- А я когда иду с папой за руку - мне ничего не страшно.
- Когда я зимой замерзну на улице, приду домой, а там пахнет бабушкиными пирожками.
УЧИТЕЛЬ: Я думаю, каждый из вас прав.
И это подтвердят ребята, которые расскажут стихи о семье.
1. Семья - это то, что мы делим на всех. Всем понемножку и слезы, и смех. Взлет и паденье, радость, печаль. Дружбу и ссоры и радость труда.
2. Что может быть семьи дороже? Теплом встречают отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром!
3. Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером.
4. Дом, как известно всем давно, это не стены и не окно.
Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь.
Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -это твой дом
5. Ученик выходит с листом бумаги, на котором изображен ребус:
- Ребята, разгадайте этот ребус: 7я
Читает стихотворение:
Живут у нас семь я - целая семья.
Один говорит: "Да", второй говорит: "Нет",
Третий дает совет, четвертый спит,
Пятый читает, шестой седьмого ожидает,
А седьмой придет - для всех слово найдет.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, кто этот седьмой?
Да, конечно, это мама. Как много прекрасных слов можно сказать о маме. Пусть их скажут дети.
6. Как жалко, что недели так медленно летят!
И что, родившись, дети не сразу говорят!
А то бы только - только я маму увидал -
Как тут же бы и сразу "Спасибо" ей сказал!
За то, что я родился! За то, что я живой!
За то, что вместе с папой идем сейчас домой!
За то, что дверь откроем и знаем наперед,
Что мама напевает и нас к обеду ждет.
Дети исполняют песню о маме.
УЧИТЕЛЬ: Рядом с мамой есть очень надежный, умный и сильный близкий человек - папа. Дети всегда гордятся своим папой и говорят о нем так:
7. Очень мы похожи - я и папа мой.
Жду я чтоб скорее он пришел домой.
Вместе почитаем мы наверняка
Книжки Михалкова или Маршака.
Мне во всем охота папе подражать,
Даже ложку так же за столом держать.
С папой мы играем, с папой мы поем. Веселее втрое, если мы вдвоем.
УЧИТЕЛЬ: Но в семье не всегда все бывает радостно и безоблачно. Бывают и ссоры, даже между родителями. И здесь очень важно прийти им на помощь, восстановить мир. Способы могут быть разные, даже и такие, как в стихотворении "Святая ложь".
8. Прихожу вчера домой -
Папа как глухонемой,
Ну а мама скажет слово
И у нас молчанье снова.
Если папа с мамой в ссоре,
Я на свете не живу:
Прячусь где-то в коридоре и реву.
Но вчера я слезы стерла: "Папа, мама, посмотри!
Что-то мне попало в горло
И в груди болит внутри."
Тут они вскочили оба:
"Ты больна? А нет озноба?"
Мама просит: "Неотложку!"
Папа просит "Дай мне ложку, посмотреть ее гортань".
"Не волнуйся! Перестань!
Разберемся мы и сами. Успокойся", - шепчет маме.
Помирились! Как я рада.
Ставить градусник не надо.
УЧИТЕЛЬ: Хочется узнать ваше мнение. Почему так названо стихотворение: "Святая ложь"? Ведь ложь - это плохо.
Возможный ответ: Девочка схитрила, чтобы помирить родителей, а мир всегда лучше ссоры.
УЧИТЕЛЬ: Ребята! Давайте поиграем. Нужны 2 команды по 4 человека. Каждый получает карточку с пословицей, вернее у 1 команды начало пословицы, а у 2 команды концовка. Когда прочитано начало пословицы, то человек из 2 команды, который считает, что у него концовка, зачитывает свой вариант ответа.
Пословицы: Худой мир лучше доброй ссоры.
Дома и стены помогают.
В тесноте да не в обиде.
Не нужен клад, когда в семье лад.
УЧИТЕЛЬ: И еще один конкурс. Я буду объяснять слово, а вы его назовете.
- Это когда все вместе - мама, папа, бабушка, дедушка (семья);
- Самый нежный, самый любимый человек на земле (мама);
- Место, где мы бываем все вместе (дом);
- В них играют все дети (игрушки);
- Она вяжет всем носки и печет самые вкусные пирожки (бабушка);
- Это не человек, но его любят все члены семьи (Домашнее животное);
- Маленькое пищащее существо, которое всем доставляет много хлопот, но его все любят и очень о нем заботятся (ребенок).
УЧИТЕЛЬ: Скажите, а семьи бывают только у людей? О какой удивительной семье мы читали в рассказе М. Горького? Назовите рассказ. ("Воробьишко") и расскажите о взаимоотношениях в этой семье. (Дети рассказывают).
УЧИТЕЛЬ: Во многих семьях бывают общие дела, а в некоторых и традиции. Расскажите о традициях в вашей семье. (Рассказы о традициях).
УЧИТЕЛЬ: Кроме мамы и папы есть в ваших семьях люди, которых очень - очень любят ребята. Кто они? (Бабушки и дедушки).
9. Мы с бабуленькой друзья, ведь она совсем как я!
Ходит в цирк на представленье, Любит сказки и варенье.
И, конечно, бабушке нравятся оладушки:
Их без устали печет, ну а я кладу их в рот!
УЧИТЕЛЬ: Замечательные взаимоотношения. Но иногда бывают, хоть и редко, другие отношения, как в следующей сценке!
- Здравствуй, Лена.
- Привет!
- Что это ты несешь?
- Подарок бабушке, у нее сегодня день рождения.
- У бабушки? День рождения? А разве у бабушек бывают дни рождения?
- Конечно бывают, странно, что ты этого не знаешь. А как зовут твою бабушку, ты знаешь?
- Ну как зовут? - Бабушка.
- У каждой бабушки есть имя и отчество.
Да, видно не очень - то хорошая ты внучка у бабушки.
УЧИТЕЛЬ Я знаю, что в нашем классе таких внучек нет. Есть совсем другие:
10. Бабушка пишет: "Скучаю без вас;
Жду со дня на день, с часа на час..."
Папа не медля рюкзак достает.
Мама продукты в пакеты кладет;
Торопит меня: "Ждать не будем, скорей!"
А что меня ждать? Я уже у дверей.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, а что вы любите в своей бабушке, во внешности или в характере? Возможные ответы детей:
- Я люблю бабушкины глаза. Они удивительные. Вокруг много морщинок, но они такие добрые.
- Мы с бабушкой как подружки: играем в игры, выдумываем интересные дела.
- А моя бабушка - очень мудрый человек. Когда у нас что-то не так, мы идем к ней за советом.
Исполняется песня "Золотая свадьба" (поют дети).
УЧИТЕЛЬ: Послушайте стихотворение Валентины Ланцетти "Признание"
11. Люблю свой дом, свою речушку,
Люблю в ней каждую ракушку
И каждый камушек на дне,
И мостик - радугу над ней.
Люблю свой лес в зеленой майке Ромашки на лесной лужайке. Люблю я солнце, добрый ветер,
А маму - больше всех на свете!
УЧИТЕЛЬ: О чем это стихотворение. (- О Родине)
Родина - это тоже семья, огромная семья народов. Ее часто называют Родина - мать. Любите свою Родину, нашу Россию, как свою родную семью.
В заключении наши пожелания.
12. В международный день семьи вам наше поздравление.
Желаем с близкими всегда быть в добрых отношениях.
13. Пусть дети старших никогда ни в чем не огорчают!
А папа с мамой малышей заботой окружают!
14. Любите и цените счастье, оно рождается в семье.
Что может быть ее дороже на этой сказочной земле!
В заключение хочется сказать, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье, стиль взаимопонимания и сотрудничества с педагогами и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка. Именно создание обстановки эмоционального комфорта в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях определенного возраста детей, о формах и методах детского воспитания и единый с учителем подход к ребенку способствует формированию и развитию современной, гармоничной, творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация общения родителей с детьми младшего школьного возраста
Беседа с родителями....
Выступление на родительском собрании «Общение родителей с детьми младшего школьного возраста».
Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком....
Консультация для родителей обучающихся «Работа над правильной артикуляцией звуков с детьми младшего школьного возраста»
Повысить эффективность логопедической работы помогает практика проведения логопедических разминок...
Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
Методическая разработка родительского собрания...
Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента.
Данная статья написана на основе проведенного исследования на тему: "Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента". Она посвя...
ДРУЖБА МЕЖДУ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для детей младшего школьного возраста другом становятся те ребята, которые непосредственно играют с ними, принимают правила игры. То есть личностные качества на данном эт...
Рекомендации по взаимодействию родителей с детьми младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми младшего школьного возраста:Не наказывайте за ...