Консультация для родителей обучающихся «Работа над правильной артикуляцией звуков с детьми младшего школьного возраста»
консультация по логопедии
Повысить эффективность логопедической работы помогает практика проведения логопедических разминок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_obuchayushchihsya.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей, обучающихся
«Работа над правильной артикуляцией звуков с детьми младшего школьного возраста»
Речевые нарушения учащихся школ 8 вида у 100% учащихся носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. У детей оказываются нарушенными все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Отмечается нарушение как импрессивной, так и экспрессивной речи.
В разной степени являются несформированными все этапы речевой деятельности:
-слабость мотивации
-снижение потребности в речевом общении
-нарушение смыслового программирования.
Помимо этого, необходимо отметить, что нарушенными оказываются все уровни порождения речевого высказывания:
-смысловой (наиболее недоразвиты, нормы не достигают)
-языковой
-сенсомоторный (звукопроизношение, просодические компоненты - наибольшая результативность в процессе коррекционного воздействия).
Расстройства речи у детей с умственной отсталостью характеризуются стойкостью, устраняются с большим трудом, сохраняются вплоть до старших классов школы.
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции не только непосредственно нарушений речи, но и всех нарушений развития ребёнка. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, успешной социальной адаптации.
Повысить эффективность логопедической работы помогает практика проведения логопедических разминок, применяемая как на уроках в начальных классах, для закрепления усвоенных на занятиях речевых навыков, так, несомненно, и во внеурочное время.
Логопедическая разминка преследует следующие цели:
- Развитие общей моторики и артикуляционного праксиса
- Воспитание нижнедиафрагмального (речевого) дыхания
- Работа по развитию просодических компонентов речи
- Уточнение артикуляции звуков
- Закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах, фразовой речи
- Развитие фонематических процессов
- Уточнение, расширение и активизация словаря
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
Наряду с указанными целями данная работа направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов детей – памяти, восприятия, мышления, внимания.
Необходимо учитывать, что упражнения артикуляционной гимнастики (универсальный комплекс динамических и статических упражнений) целесообразно использовать в 1 – 3 классах, далее можно применять другие виды речевой разминки (скороговорки, чистоговорки, короткие рифмованные стихотворения, заучиваемые с целью чёткого, быстрого и выразительного произнесения). Варианты заданий других упражнений логопедической разминки должны учитывать возраст детей, целесообразность в соответствии с их речевыми дефектами.
Логопедическая разминка
1. Упражнения для развития общей моторики (динамические разминки)
-обязательно с речевым сопровождением, приветствуется включение логоритмических упражнений, с музыкальным сопровождением,
2. Упражнения для формирования воздушной струи (силы и длительности ротового выдоха):
–закрепление длительного выдоха через рот с коротким вдохом через нос (дыхательные упражнения),
–надувание шарика,
–подуть в свисток,
–сдуть ватку,
–греем руки,
–дуть в пузырёк,
–применение специальных пособий для формирования воздушной струи,
3. Мимическая гимнастика.
-закрывание глаз,
-плотное зажмуривание обоих глаз,
-зажмуривание глаз поочерёдно,
-оскаливание зубов,
-надувание щёк,
-задувание свечи
4. Упражнения артикуляционной гимнастики:
1) для губ:
-улыбка
-трубочка
-губы-художники (беззвучная имитация произнесения гласных звуков)
-оскал
2) для языка:
-покусывание, пошлёпывание языка (для снятия спастичности)
-лопаточка
-иголочка
-маятник
-качели
-чашечка
-лошадка
-индюк
(приветствуется использование рифмованных упражнений артикуляционной гимнастики)
5.Упражнения для формирования параметров голоса (силы, высоты)
-звукоимитации,
-пропевание одним гласным звуком заданного мотива,
-«лесенка» - перемещение звучащих объектов с воспроизведением звукоподражания, изменением силы и высоты голоса,
6. Упражнения для мелкой моторики:
-конструирование,
-работа с разборными игрушками,
-составление разрезных картинок,
-складывание из спичек, палочек,
-обведение контуров предметных изображений,
-раскрашивание контурных изображений,
-вырезывание контурных изображений,
-наматывание ниток,
-расстёгивание пуговиц, шнуровка,
-работа с мозаикой, пластилином,
-выполнение упражнений с речевым сопровождением (короткие стихотворения, приветствуется с музыкальным сопровождением)
7. Упражнения для развития ритмического чувства.
-«телеграмма»,
- эхо
8. Закрепление правильного произношения поставленных звуков в речи
-в изолированном виде (звукоподражания),
-на материале слогов (чтение, повторение слогов, составление слогов по схемам и т.п.)
-на материале слов (с картинками, без картинок, с использованием дидактических пособий – лото и т.д.), чистоговорки,
-во фразовой речи (повторение предложений, составление предложений по картинкам, завершение предложений по картинкам, вопросно-ответная речь, чтение предложений и текстов и т.п.)
9. Формирование фонематических процессов.
-хлопнуть на звук,
-поднять сигнальную карточку,
-«поймать» звук
10. Лексико-грамматические упражнения и игры
-направлены на отработку навыка словоизменения, словообразования, согласования слов (в роде, числе), падежного управления; уточнение, расширение и активизацию как пассивного, так и активного словаря – существительных, прилагательных, глаголов, обобщающих понятий, антонимов, синонимов и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация общения родителей с детьми младшего школьного возраста
Беседа с родителями....
ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников всегда была актуальна, но особенно остро она стоит в настоящее время....
Выступление на родительском собрании «Общение родителей с детьми младшего школьного возраста».
Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком....
Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
Методическая разработка родительского собрания...
Рекомендации для родителей по общению с детьми младшего школьного возраста
Воспитание детей - непростая задача. Взрослые отвечают за заботу и формирование личности маленького ребенка, и это определяет, каким будет ребенок, когда вырастет. К сожалению родителей, дети не рожда...
Методические рекомендации для педагогов и родителей при работе с одаренными детьми младшего школьного возраста.
Данные рекомендации разработаны с целью снижения проявлений психомоторной и интеллектуальной диссинхронии у одаренных детей младшего школьного возраста....
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми младшего школьного возраста с дизартрией по теме автоматизации звука "Ж"
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...