«Проблемы преемственности между ступенями общеобразовательной школы»
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема родительского собрания:
«Проблемы преемственности между ступенями общеобразовательной школы»
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения: собрания: круглый стол.
Основные вопросы:
1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Анализ результативности учебной деятельности учащихся за I четверть.
5. Разное.
Ход собрания
I.Психологический настрой . Приветствие.
-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня, и благодарим за то, что Вы, несмотря на занятость, нашли время посетить родительское собрание.
Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств»
На доске радуга, каждый цвет дуги выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.
Красный – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.
Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка.
Синий – тревога, озабоченность, растерянность.
Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство.
Родители называют чувства, которые их переполняют.
II. Вступительное слово классного руководителя:
-Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе.
-У него сформировались определенные умения и навыки.
(1 слайд)
1.Учебно-организационные умения
- работать по алгоритму;
- самостоятельно составлять алгоритм;
- владеть методами самоконтроля;
- уметь оценить ответ одноклассника
2.Учебно-информационные умения:
- владеть техникой чтения в соответствии с возрастом;
- уметь работать с учебником;
- уметь работать с дополнительной литературой; справочниками, словарем, энциклопедиями, научно-публицистической литературой.
З.Учебно-коммуникативные умения:
- владеть в соответствии с возрастом устной монологической речью;
- вести диалог;
- излагать логически мысли;
- владеть в соответствии с возрастом письменной монологической речью:
- списывать текст;
- записывать под диктовку;
- писать изложения;
- писать сочинения.
4.Учебно-интеллектуальные умения:
- анализировать;
- сравнивать;
- классифицировать;
- обобщать;
- синтезировать;
- выделять главную мысль;
- отвечать на вопросы;
- самостоятельно ставить вопросы;
- выполнять творческие задания.
III. Основная часть собрания.
-Став пятиклассником, ребёнок повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад.
-Он теперь – пятиклассник. В пятом классе у ребенка новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.
(Слайд 2)
Какими должны быть пятиклассники
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
-Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
(Слайд 3)
Младший школьный возраст (7-11 лет) | Подростковый возраст (11-15 лет) |
Особенности социальной ситуации (отношения ребенка к окружающему миру) | |
Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых | Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых. |
Ведущая деятельность ( деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие) | |
Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством. | Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому. |
Особенности системы ценностей | |
Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам. | Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п. |
Физиологические способности | |
Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга. | Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме. |
- В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.
-Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
-Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:(Слайд 4)
Возможные трудности:
- очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
- непривычное расписание (новый режим);
- много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены
- новый классный руководитель;
- в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими.
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые, непривычные требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней .
-Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.
Изменение условий обучения и изменение требований
-Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
-При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои требования и таких требований МНОГО.
- И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
-Что же должно Вас насторожить?(Слайд 5)
Родителей должно насторожить, если…
- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;
- часто плачет без очевидной причины;
- практически никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о школьной жизни;
- ребенок одинок: его никто не приглашает в гости или гулять, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
- Посмотрите чего ожидает ребёнок в этот период. (Слайд 6)
Ожидания | ||
Позитивные | Негативные | |
Стану лучше учиться | Боюсь нового учителя | |
Заведу новых друзей | Боюсь скатиться на 3 и 2. | |
У нас появятся новые школьные предметы | Я боюсь, что скачусь на плохие отметки | |
Хороших отметок | Боюсь, что родители будут меньше уделять мне внимания | |
Не знаю | Злого учителя | |
Внимания от родителей. | Родители не будут помогать с домашним заданием. | |
Я хочу быть повнимательней | ||
Будет добрый учитель. | ||
Похвалу от родителей | ||
Я скорей всего буду учиться на 5, 4 | ||
Жду хороших учителей. | ||
Стать отличницей в 5 классе | ||
Что не буду получать двойки | ||
Повзрослею |
Чем можно помочь?
(Слайд 7)
Рекомендации психолога родителям пятиклассников
- Главное - абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
- Постараётесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
- Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
- Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постараётесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
- Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
IV. Заключительная часть. (Слайд 8)
Во избежание «Психологических проблем адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» хочу дать следующие рекомендации:
- Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
-Мы не можем изменить учителей (все они разные, у каждого свои подходы к детям и своя методика преподавания), не можем изменить требования школы, но мы можем пересмотреть свое отношение к ребенку.
-Помните, насколько вы были вовлечены в процесс учебы, когда ребенок ходил в первый класс? Вы помогали ему собирать портфель, подолгу беседовали с учительницей, активно интересовались каждым школьным днем… Вспомните те времена. Подобное участие необходимо и пятикласснику.
-Постарайтесь познакомиться и поговорить со всеми учителями. Поинтересуйтесь их основными требованиями. Так вам легче будет направлять действия сына или дочери.
-Ненавязчиво помогите своему ученику сложить физкультурную форму, поинтересуйтесь, собран ли пенал, а также все необходимое для уроков «на завтра».\
- Если вы работаете, а ребенок после уроков возвращается домой, не забывайте звонить ему, чтобы поинтересоваться: поел ли он, чем занимается, приступил ли к выполнению домашних заданий. Заранее составленный и красиво оформленный режим дня облегчит жизнь пятиклашке и вам.
-Не корите ребенка за беспричинный плач, капризы, вспышки агрессии. Все это — защитные реакции психики.
Сравнительный анализ результативности учебной деятельности учащихся на конец года 4 класс и за I четверть 5 класса.
Хочу обратить ваше внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
-Закончить наше собрание мне хочется словами притчи.
Притча Мудреца
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"
В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....
Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...
Проблемы преемственности между деским садом и школой.
Данный материал раскрывает все положительные стороны подготовки малышей к школе на базе детского сада преподавателями школы....
Проблемы преемственности: из начальной школы в основную.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из...
Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени
Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «...