Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени
презентация к уроку ( класс) на тему

Панкратова Валерия Геннадьевна

Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняет и далее тот же уровень успеваемости. Давайте рассмотрим основные причины нарушения учебной деятельности учащихся при переходе в среднюю школу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени Педагог – психолог МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» Панкратова Валерия Геннадьевна

Слайд 2

неравномерность психофизиологического развития у разных детей; ф изиологическая перестройка организма, сопровождающаяся такими осложнениями как, повышенная утомляемость, нервно – психическая ранимость; коренное изменение социальной ситуации развития ребенка; в едущей деятельностью становится учебная; качественное преобразование познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Психологические особенности младшего школьного возраста (6-7 – 9-10 лет)

Слайд 3

качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности ; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности ; ориентация на группу сверстников. Основные новообразования младшего школьного возраста

Слайд 4

П оявление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию; резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития; сложность и амбивалентность отношения подростка ко взрослым; в едущей деятельностью становится общение со сверстниками; бурное и плодотворное развитие познавательных процессов. Психологические особенности подросткового возраста (10-11 – 13-14 лет)

Слайд 5

противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно ценные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом; становление нового уровня самосознания, «Я-концепции »; кризис подросткового возраста ; «чувство взрослости»; н ачинается серьезная гормональная перестройка, половое созревание. Гормональные из­менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность. Психологические особенности подросткового возраста

Слайд 6

Причины нарушения учебной деятельности и адаптации учащихся при переходе в среднюю школу.

Слайд 7

Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняет и далее тот же уровень успеваемости. Давайте рассмотрим основные причины нарушения учебной деятельности учащихся при переходе в среднюю школу.

Слайд 8

Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, все это увеличивает нагрузку на психику школьника. Школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, сходный с тем, который характерен на начало поступления в первый класс. Меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель—учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах, меняются одноклассники. Социально – психологическая дезадаптация, с чем связана и как с ней бороться

Слайд 9

Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования . Также затрудняет адаптацию и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Кроме того, обучение в средних классах школы связано с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. Социально – психологическая дезадаптация, с чем связана и как с ней бороться

Слайд 10

Учет информации о возрастных особенностях детей, их возможностях и ограничениях, очень важен в период адаптации. В данный период будет полезно обсуждение с учителями начальных классов, психологом, индивидуальных особенностей школьников. Именно индивидуальные особенности детей (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т. п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становятся «камнем преткновения» в средней школе. Основные направления работы на этапе адаптации школьников к среднему звену

Слайд 11

В практике также хорошо зарекомендовали себя педагогические консилиумы по каждому V классу, проходящие в конце сентября-октябре . Консилиумы готовятся совместно учителями средней школы, учителями начальной школы и психологом (или психологами начальной и средней школы). Особое внимание в таком обсуждении должно быть уделено согласованию требований разных педагогов к учащимся, к содержательным и формально-организационным сторонам их работы, к поведению. Следует обратить также особое внимание на преемственность требований начальной и средней школы, необходимость медленного, постепенного их усложнения и введения новых. Основные направления работы на этапе адаптации школьников к среднему звену

Слайд 12

Следует также обратить внимание на следующие аспекты, влияющие на успешность быстрой адаптации : преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления . единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах . Основные направления работы на этапе адаптации школьников к среднему звену

Слайд 13

Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Подростковый кризис характеризуется: Резким увеличением роста и веса; Началом полового с озревания; Бурным протеканием и сменой эмоций. П одростковый кризис, вызванный половым созреванием.

Слайд 14

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста: 1.«Кризис независимости». Основные проявления. Негативизм Упрямство Грубость Бунтарство Стремление во всем поступать по-своему Противостояние авторитетам и иконоборчество Ревностное отношение к личному пространству Подростковый кризис, вызванный половым созреванием.

Слайд 15

2. «Кризис зависимости». Основные проявления: Чрезмерное послушание Возврат к детским интересам и формам поведения Зависимость от взрослых Несамостоятельность Инфантильность в суждениях и поступках Подчинение мнению большинства Стремление быть «как все». Подростковый кризис, вызванный половым созреванием.

Слайд 16

Этот результат, к сожалению, закономерен из-за нестыковки программ начальной и средней школы, из-за различия целей и задач, которые они перед собой ставят. Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы адаптировать ребенка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки – научить читать, писать и считать. Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся

Слайд 17

На этапе начальной школе уроки строятся таким образом, чтобы ученик слушал, представлял, исследовал, запоминал и пересказывал. Информацию в процессе обучения стараются подавать в виде ярких описаний, «рассказов в картинках», схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала, а – теоретические обобщения избегаются . На этапе средней школы уроки строятся другим образом, где большую важность имеет теоретическое мышление, не сформированное у младших школьников. В результате этого, ученики не могут понять такие дисциплины, как математика, физика и т.д. Недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся

Слайд 18

П ериод 11-12 лет — время перехода от мышления , основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти — к логической. Педагогам школы 1 и 2 ступени надо учитывать это в выборе форм и методах работы на уроке. Начинать системно развивать мышление детей необходимо уже в детском саду, с помощью загадок, ребусов, лабиринтов, блоки Дьениша, использование схем, карт. Недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся

Слайд 19

Работа по: Развитию понятийного мышления (выделение сущностного признака, установление категориальной принадлежности , осознание закономерных связей между явлениями). Развитию логического мышления (развитие способности к категоризации) Использование заданий на развитие данных видов мышления должно быть системным. Основные виды заданий: Рекомендации педагогам начальной школы:

Слайд 20

Логические задачи Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Надя. Кто веселее? Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает реже всех? Толя Катя Барбос

Слайд 21

Задание Выделить общие признаки следующих объектов : 1) секунда, час, минута - 2) смеяться, улыбаться, плакать – 3) молоко, сыр, сметана - 4) звезда, метеорит, комета - 5) пианино, скрипка, баян - время эмоции молочные продукты звездные тела музыкальные инструменты

Слайд 22

Задание Распределить данные слова на группы : Кот, медведь, лиса, синица, лошадь, собака, ворона, корова, дрозд, волк, тигр, овца, лось, сокол. Домашние животные – Дикие животные - Птицы - кот, лошадь, собака, корова, овца . медведь, волк, лиса, тигр, лось. синица, ворона, дрозд, сокол.

Слайд 23

Задание Найдите одно лишнее слово: 1) темный, светлый, голубой, яркий, тусклый; 2) весна, декабрь, апрель, август, январь; 3) лист, почка, кора, чешуя, сук; 4) тюльпан, ромашка, одуванчик, дуб, роза; 5) молоко, сметана, сыр, сало, простокваша .

Слайд 24

Задание Необходимо подобрать общее название к каждой группе слов: 1) стол, диван, табурет - 2) корова, лошадь, свинья – 3) пион, астра, роза - 4) учитель, строитель, продавец - 6) автобус, трамвай, поезд - мебель домашние животные цветы профессии транспорт

Слайд 25

1. 6 9 12 15 18 21 ... 2. 9 1 7 1 5 1 ... 3. 2 3 5 6 8 9 ... 4 . 10 12 9 11 8 10 ... 5 . 13 6 8 16 18 ... 6 . 3 4 6 9 13 18 ... 7 . 15 13 16 12 17 11 ... 8 . 1 2 4 8 16 32 ... 9 . 12 5 10 17 26 ... 10 . 31 24 18 13 9 6 ... 11 . 1 4 9 16 25 36 ... 12 . 174 171 57 54 18 15 ... 13 . 56 60 20 24 8 12 ... Задание Числовые ряды

Слайд 26

Работа по развитию абстрактного мышления Работа по развитию понятийного мышления РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ! Работа также должна быть системной Рекомендации учителям математики средней школы

Слайд 27

1 . Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается. 2 . Решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Но я считаю, что это доступно не всем ученикам, а лишь тем, кто любит математику, имеет особенные математические способности. 3. Правильно организован способ анализа задачи – по вопросу или от данных к вопросу. 4 . Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать "картинку"). Учитель обращает внимание детей на детали, которых нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Разбивка текста задачи на части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. Применения разных форм работы над задачей.

Слайд 28

5. Самостоятельное составление задач учениками. Составить задачу: 1) используя слова: больше на, столько,, меньше в, на столько больше, на столько меньше; 2) решаемую в 1, 2, 3 действия; 3) по данном ее плане решения, действиям и ответу; 4) по выражению и так далее 6. Решение задач с отсутствующими или лишними данными. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Составление разных выражений по данным задачам и объяснение, которое помечает то или другое выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. 9. Объяснение готового решения задачи. 10. Использование приема сравнения задач и их решений . Применения разных форм работы над задачей.

Слайд 29

11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного. 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 13 . Закончить решение задачи. 14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, напротив, возобновить пропущенный вопрос и действие в задаче). 15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. Применения разных форм работы над задачей.

Слайд 30

1. Маша отдала несколько открыток подруге, после чего у нее осталось 5 открыток. Сколько открыток отдала Маша подруге? После выяснения, какого данного не хватает для возможности решения задачи, ученикам можно предложить самостоятельно подобрать, сколько открыток было у Маши, и решить при этом несколько задач вместо одной. 2. К чаю подали 9 пирожных «эклер», 6 пирожных «корзиночек» и 12 шоколадных конфет. Съели 11 пирожных. Сколько пирожных осталось? Примеры задач

Слайд 31

1. Помощь в адаптации детей к средней школе, где учитываются возрастные особенности детей , их индивидуальные особенности , преемственность требований начальной и средней школы, необходимость медленного, постепенного их усложнения и введения новых ; преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления; единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах Условия преодоления психологических проблем преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени

Слайд 32

Системная работа педагогов начальной школы по развитию понятийного мышления (выделение сущностного признака, установление категориальной принадлежности , осознание закономерных связей между явлениями ). Развитию логического мышления (развитие способности к категоризации) Условия преодоления психологических проблем преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени

Слайд 33

Системная работа педагогов средней школы по развитию абстрактного мышления. Работа по развитию понятийного мышления. Работа по развитию теоретического мышления. Условия преодоления психологических проблем преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении между начальной и основной школой

Выступление на педагогическом консилиуме по теме "Преемственность в обучении между начальной и основной школой"...

Проблема преемственности в обучении, воспитании и развитии обучающихся на разных ступенях образования

В школьные  годы  ребенок переживает  несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени  обучения  в  другую...

Проблема преемственности между ДОУ и начальной школой

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием              Проблема преемственности между дошкольным и начальным о...

Проблемы преемственности образовательного процесса в начальной школе

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Связано это, прежде всего, с возникновением многовариантного образоват...

«ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Все компоненты системы преемственности необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения на разных ступенях определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применения опр...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДОУ

Цель реализации преемственности между дошкольной подготовкой и начальной школой:  создание системы непрерывного образования с учетом:сохранения самоценности каждого возрастного периода развития р...

Преемственность в обучении между начальной и основной школой в свете реализации программ ФГОС.

Данная статья посвящена проблеме преемственности между начальной и основной школой при перехде к ФГОС при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....