Родительское собрание "Как организовать учебный труд школьника" 2 класс
материал (2 класс) по теме

Лобыцина Татьяна Фёдоровна

Беседа об организации учебного труда младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobranie2_klass.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс.

                    Тема: « Как организовать учебный труд школьника»

Цель: обратить внимание родителей на необходимость правильной организации учебного труда.

Введение:

 Усвоение учебного материала по русскому языку, чтению, математике и другим учебным предметам - это достаточно трудно для современных ребят. Поэтому требуется такая организация учебного труда ребёнка, при которой необходимое умственное напряжение доставляло бы ему не тяжёлые, неприятные переживания, а радость от усилий, « открытия», постижения нового, ранее неизвестного.

      Уроки чтения, русского языка, развитие речи, знакомство с окружающим миром дают возможность обогащать детские представления  об отношениях людей, знакомить с их нормами  и правилами жизни в обществе, помогают ребёнку сформировать нравственный идеал, которому он старается подражать.

      В 1 классе ребёнок в той или иной степени научился общению с одноклассниками, родители помогли овладеть (опять в той или степени) спецификой новой деятельности- учёбы.

Привычка неукоснительного и систематического приготовления уроков.

      Существует ещё одно направление работы, которое родители не должны упускать из виду, когда речь идёт о налаживании учёбы у ребёнка. В первом классе ребёнок практически не получал домашних заданий. Родители сами могли регулировать: почитать ребёнку, потренироваться в письме дополнительно или удовлетвориться тем, что было сделано  в классе. Во втором классе уже получает домашнее задание, которое необходимо выполнить, и это целиком ложиться на семью, потому что учитель может помочь только советом: это выработка привычки к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Какая бы ни была интересная передача по телевидению, чей бы день рождение ни отмечался. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может в той или т быть – необходимо дать понять маленькому  школьнику с первых его шагов на поприще учёбы. Действительно, если привычка заниматься будет, у него твёрдо выработана, если она и в  самом деле станет, как говориться, второй натурой, то откуда же взяться устойчивому не желанию учиться? Для него просто не останется почвы. Вот почему сформировать такую привычку- дело первостепенной важности.

Какими же средствами это достигается?

  Если мы ставим целью приучить ребёнка мыть шею или чистить зубы, несмотря на то что ему это мало нравится, то мы просто каждое утро изо в дня в день заставляем его это делать в течение нескольких лет, до тех пор, пока и то и другое не войдет в привычку и пока он масс не начнёт как следует умываться и чистить зубы не потому, что так требуют взрослые, а потому, что, не проделав этого, он чувствует себя не в своей тарелке. Точно так же  с учёбой. Мы не должны удивляться тому, что домашние уроки вызывают у малыша ничуть не больше энтузиазма, чем предстоящее мытьё шеи у ребёнка- трёхлетки.  

Однако если применительно к умыванию и другим гигиеническим навыкам родители всегда готовы настоять на своём, то когда на повестке дня стоит вопрос о приготовлении уроков, они часто идут на все возможные уступки и поблажки. Выполнение домашнего задания  в течение дня  несколько раз по желанию  ученика переносится  и откладывается. Нередко оно, таким образом, переносится на самый вечер, когда для него просто остаётся мало времени, так как приближается пора ужинать. Желание погулять подольше, поиграть с товарищами, посмотреть интересную передачу воспринимается родителями как вполне обоснованная причина для того, чтобы отложить уроки на « потом». В результате ребёнок принимается за домашнее задание усталый, перевозбуждённый, рассеянный.

       Конечно, такое отношение к домашним заданиям попросту недопустимо. Оно воспитывает у школьника отношение к урокам если уж как к чему-то необязательному, то, во всяком случае , как к делу второстепенному.

      1.Выработка привычки как к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

    С этого, пожалуй, и надо начинать. А ведь нередко приходиться наблюдать семьи, где мама считает возможным несколько раз прервать занятия сына или дочки то затем, чтобы предложить вынести мусор, то послать в магазин за хлебом, не говоря уже о том, что всегда прерывают, если разогреют обед или ужин. Бывает нелегко убедить родителей, что они воспитывают у ребёнка отношение к урокам как к маловажному второстепенному делу: получается, лучше сходить к мусоропроводу или в магазин, чем выработать у ребёнка представление, что уроки стоят на первом месте в домашних делах и обязанностях.

      Правильно поступают те родители, кто с самого начала даёт понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты родители: например, вовремя на работу, не пропускают её без уважительных причин. Придание урокам предпочтительного статуса становиться особенно эффективным при соблюдении двух условий.

    Первое из них: ребёнок ещё в дошкольном возрасте приучен к тому, что, когда родители заняты, им нельзя мешать.

   2. Вторым условием, способствующим повышению этой значимости, является развитие в семье уважения к умственному труду. Учёба – это всё-таки умственный труд.

3.Очень важным моментом в деле выработки привычки к неукоснительности занятий является чёткое установление времени для них. Занятия всегда должны начинаться в одно и то же время. Только какие – то чрезвычайные обстоятельства могут быть причиной смещения времени занятий. Ребёнок легко принимается выполнять адресованные к нему требования, но в то же время ему трудны всякие перестройки переделки внутри этих нововведений.

       Ребёнок сравнительно легко принимает  изменение своего положения в связи с поступлением в школу, в частности, необходимость,  заниматься таким малоприятным  делом, как приготовление уроков. Но у него почти всегда возникает состояние дискомфорта, часто приводящее к появлению негативного отношения к самим занятия. Если сегодня от него требуют готовить уроки почти сразу же по приходу из школы, завтра между этими уроками вклинивают прогулку, а послезавтра откладывают их на самый вечер до возвращения мамы или папы с работы.

      Для ребёнка самым трудным и неприятным является начальный период работы. Пространство времени, отводимого на занятия, способствует тому, чтобы период включения в работу был максимально коротким и  облегчённым.

     Специально проведённые исследования  показали, что у школьника, имеющего фиксированное время занятий, к соответсвующему часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе. Вступает в действие то, что на языке психологии именуется выработанной установкой. Сформированная установка позволяет свести почти до нуля мучительный период втягивания в работу.

    4. Второй момент, столь важный для выработки привычки неукоснительному приготовлению заданий, состоит в следующим. Необходимо, чтобы у школьника было постоянное для выполнения уроков. Правильно поступают те родители, которые вместе со школьной формой, портфелем, учебниками и тетрадками приобретают хотя бы небольшой столик и полку. Если жилищные условия не позволяют  завести для ребёнка отдельный письменный стол, то нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы всегда держать там книги и тетради,  и не нужно было несколько раз в день перекладывать их туда- сюда. Если такой возможности нет, то надо хотя бы установить время, которое ему выделяется для приготовления уроков за общим столом. Причём никто не должен в это время мешать ему или отвлекать от занятий. Некоторые родители рассуждают: да не всё ли равно, где ему делать уроки, мы вот с ним на кухне, я готовлю ужин, и он под присмотром. Нет не всё равно! Дело в том, что у всякого человека, а у младшего школьника в силу уже упомянутых возрастных особенностей обязательно вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место для работы.

  Таким образом, нельзя отрицать, что очень важно приучить ребёнка заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, собранно в хорошем темпе. Этому тоже должны научить его старшие. Без их помощи воспитать в себе эти качества способны лишь немногие дети. Хорошо установить чёткий и постоянный порядок на столе , не меняющийся каждый день.

    5. Менее опасной на первых порах  и менее заметной для родителей является вырабатывающаяся привычка заниматься вполсилы. Такие дети вроде бы ни на что постороннее не отвлекаются, но их мысли текут лениво, постоянно прерываясь и в силу этого постоянно возвращаясь на уже пройденное. А это увеличивает время  на подготовку домашних заданий. У малыша не остаётся времени на прогулку, на игры. И ребёнок начинает тяготиться уроками. Поэтому надо обязательно укладываться в 1,5- 2 часа при подготовке домашних заданий.

    Из всего сказанного мы видим, как важно не упустить момент, когда у детей только закладывается желание учиться, когда ребёнок проникся желанием быть впереди всех. При внимательном и вдумчивом отношении родителей к своим детям появление этого тяжёлого феномена- нежелания учиться – вполне можно предотвратить. Но, как ни прискорбно, случается, что нужные меры вовремя приняты небыли и ребёнка, что называется, проглядели, а этого могло бы не быть!    

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УЧЕБНЫЙ ТРУД ШКОЛЬНИКА"

Выступление на родительском собрании....

Родительское собрание Тема:"Книги в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе"

Знакомство родителей с результатами развития читательских способностей учащихся класса, развитие у родителей  интереса к формированию у детей желания читать. Памятка для родителей по развитию чит...

Родительское собрание "Как организовать свободное время наших детей?"

Цели собрания:    - актуализировать проблему общения со своими детьми-школьниками в свободное время;     -  побудить родителей к совместному с детьми проведению...

Родительское собрание "Как организовать досуг ребёнка"

Родительское собрание «Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?...

Родительское собрание на тему: «Организация учебного труда школьников в процессе подготовки домашнего задания»

Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно при выполнении домашнего задания....

Родительское собрание на тему: «Организация учебного труда школьников в процессе подготовки домашних заданий».

Цели собрания:1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.2.  Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самос...

Родительское собрание "Как организовать успешное выполнение домашнего задания"

Консультация на тему: «Как организовать успешное выполнение домашнего задания»...