"КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УЧЕБНЫЙ ТРУД ШКОЛЬНИКА"
статья на тему

Алексеева Елена Ивановна

 Выступление на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.zip13.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Тема: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УЧЕБНЫЙ ТРУД ШКОЛЬНИКА

 

Цель: обратить внимание родителей на необходимость пра вильной организации учебного труда школьника.

Усвоение учебного материала по русскому языку, чтению, ма тематике и другим учебным предметам - это достаточно трудно для современных ребят. Поэтому требуется такая организация учебного труда ребенка, при которой необходимое умственное на пряжение доставляло бы ему не тяжелые, неприятные пережива ния, а радость от усилий, «открытия», постижения нового, ранее неизвестного.

Уроки чтения, русского языка, развития речи, знакомство с ок ружающим миром дают возможность обогащать детские представ ления об отношениях людей, знакомить их с нормами и правилами жизни в обществе, помогают ребенку сформировать нравственный идеал, которому он старается подражать.

В первом классе ребенок научился (в той или иной степени) общению с одноклассниками, родители помогли овладеть (опять же в той или иной степени) спецификой новой деятельности - учебы.

Мы увидели, что нежелание родителей оказывать детям по мощь в учебе приводит к самым неприятным последствиям, в чис ле которых одно из самых главных - нежелание учиться.

Но существует еще одно направление работы, которое родите ли не должны упускать из виду, когда речь идет о налаживании учебы у ребенка. В первом классе ребенок практически не получал домашних заданий. Родители сами могли регулировать: почитать ребенку, потренироваться в писье дополнительно или удовлетво риться тем, что было сделано в классе. Во втором классе ученик уже получает домашнее задание, которое необходимо выполнить, и это целиком ложится на семью, потому что учитель может помочь только советом: это выработка привычки к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Какая бы ни была хоро шая погода, какая бы ни была интересная передача по телевидению, чей бы день рождения ни отмечался. Часто бывает ситуация, вызывающая улыбку учителя и смех товарищей. На вопрос, почему не сделал уроки, ученик дает весьма «трогательный» ответ: «У ма мы был день рождения». Или: «У нас вчера были гости» и т. д. Ко роче говоря, что бы ни случилось - уроки должны быть всегда вы полнены и выполнены хорошо. В Древнем Риме существовала хо рошая пословица: «Правосудие должно свершиться, даже если погибнет мир!» Вот с той же неукоснительностью, с какой, по мне нию древних римлян, должно было вершиться правосудие, и нужно приучить ребенка готовить свои домашние уроки. Оправдания непри готовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать по нять маленькому школьнику с первых его шагов на поприще учебы.

Не будет преувеличением сказать, что этот момент, пожалуй, является самым важным среди превентивных мер, предпринимае мых родителями для того, чтобы у ребенка не сформировалось не желание учиться. Действительно, если привычка заниматься будет у него твердо выработана, если она и в самом деле станет, как го ворится, второй натурой, то откуда же взяться устойчивому неже ланию учиться? Для него просто не останется почвы. Трудности в учебе, вероятно, будут, как и у большинства школьников, но в не желании учиться они не перерастут. Вот почему сформировать та кую привычку - дело первостепенной важности.

Давайте поговорим, какими средствами это достигается. В пер вом классе уже шла речь о том, что очень важно еще в дошкольном возрасте приучить ребенка, когда нужно, делать то, что требуется, а не то, что ему хочется. Поговорим теперь о второкласснике. Об щая линия поведения родителей тут в принципе ясна. Если мы ста вим себе целью приучить ребенка мыть шею или чистить зубы, не смотря на то что это ему мало нравится, то мы просто каждое утро изо дня в день заставляем его это делать в течение нескольких лет, до тех пор, пока и то и другое не войдет в привычку и пока он сам не начнет как следует умываться и чистить зубы не потому, что так требуют взрослые, а потому, что, не проделав этого, он чувст вует себя не в своей тарелке. Точно так же и с учебой. Мы не должны удивляться (об этом уже говорили) тому, что домашние уроки вызывают у малыша ничуть не больше энтузиазма, чем

предстоящее мытье шеи у ребенка-трехлетки. Однако если приме нительно к умыванию и другим гигиеническим навыкам родители всегда готовы настоять на своем, то когда на повестке дня стоит вопрос о приготовлении уроков, они часто идут на всевозможные уступки и поблажки. Выполнение домашнего задания в течение дня несколько раз по желанию ученика переносится и откладыва ется. Нередко оно таким образом переносится на самый вечер, ко гда для него просто остается мало времени, так как приближается пора ужинать и спать. Желание подольше погулять, поиграть с то варищами, посмотреть интересную передачу воспринимается роди телями как вполне обоснованная причина для того, чтобы отложить уроки «на потом». В результате ученик принимается за домашнее задание усталый, перевозбужденный, рассеянный да вдобавок еще в ситуации цейтнота».

Конечно, такое отношение к домашним заданиям попросту не допустимо. Оно воспитывает у школьника отношение к урокам ес ли не совсем уж как к чему-то необязательному, то, во всяком слу чае, как к делу второстепенному. Удивительно ли, что после этого ему будут непонятны расстройства и огорчения взрослых по пово ду его неудач в этих второстепенных вещах?

Удивительно ли, что, столкнувшись с первыми же трудностями в учебе, он не захочет напрягаться ради второстепенных дел, а так как при этом они начнут становиться источником новых и новых огорчений, в конце концов невзлюбит учебу?

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домаш них заданий должна непременно сопровождаться выработкой под хода к урокам как к важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и надо начинать. А ведь нередко приходится наблюдать семьи, где мама считает возможным несколько раз прервать занятия сына или дочки то затем, чтобы предложить вынести мусор, то послать в ма газин за хлебом, не говоря уже о том, что всегда прерывают, если разогрет обед или ужин. Аналогично этому папа, увлеченный теле визором, предлагает посмотреть интересную передачу «В мире жи вотных», а уж потом закончить домашнее задание. Бывает нелегко убедить родителей, что таким образом они воспитывают у ребенка отношение к урокам как к маловажному и второстепенному делу: получается, лучше сходить к мусоропроводу или в магазин, чем выработать у ребенка представление, что уроки стоят на первом месте в «иерархии» домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, кто с самого начала даёт понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты родители: идут, например, вовремя на работу, не пропускают ее без особо уважитель ных причин.

Придание урокам предпочтительного статуса становится осо бенно эффективным при соблюдении двух условий.
      Первое из них: ребенок еще в дошкольном возрасте приучен к тому, что, когда родители заняты, им нельзя мешать.

       Вторым условием, способствующим повышению этой значи мости, является развитие в семье уважения к умственному труду. С этим ребенок должен познакомиться еще в дошкольном возрасте. Учеба - это все-таки умственный труд по преимуществу.

Встает вопрос: как же воспитывать в своих детях уважение к умственному труду. Даже простое чтение газеты родителями не должно прерываться всевозможными просьбами ребенка - он ви дит, что родители читают, они обсуждают какие-то важные для них дела. Часто можно замечать, что чтение книги мамой не восприни мается ребенком как отдых или занятие, он ее отвлекает, шумит, обращает на себя внимание, требует что-то. Вот тут-то и стоит ро дителям объяснить, что простое чтение книги требует внимания и что очень плохо, если отвлекать от чтения, может быть не понятна суть прочитанного.

Очень важным моментом в деле выработки привычки к не укоснительности занятий является четкое установление времени для них. Занятия всегда должны начинаться в одно и то же время. Только какие-то чрезвычайные обстоятельства могут быть причи ной смещения времени занятий.

Такое требование отнюдь не является казенно-формальным по своему характеру, как это может показаться на первый взгляд. Нервно-психическая организация ребенка 7-8 лет довольно пла -стична, но вместе с тем и достаточно хрупка. Ребенок легко при нимается выполнять адресованные к нему требования, но в то же время ему трудны всякие перестройки и переделки внутри этих но вовведений, вносящие элемент неопределенности.

Ребенок сравнительно легко принимает изменение своего по ложения в связи с поступлением в школу, в частности, необходи мость заниматься таким малоприятным делом, как приготовление уроков. Но у него почти всегда возникает состояние дискомфорта, часто приводящее к появлению негативного отношения к самим занятиям, если сегодня от него требуют готовить уроки почти сразу же по приходе из школы, завтра между возвращением домой и этими уроками вклинивают прогулку, а послезавтра откладывают их на самый вечер до возвращения папы или мамы с работы.

Здесь необходимо иметь в виду следующее. Самый тяжелый период - это период включения в работу. Заставить себя приняться за нее, а затем заставить себя работать с полной отдачей сил бывает не просто даже взрослому. Вспомните, как мы начинаем тянуть время, откладывая «на потом», находя всяческие, якобы нужные дела, лишь бы отдалить момент начала неприятной работы. Как часто, приступив наконец к ней, мы испытываем внутреннее раз дражение, тратим свои силы не столько на саму работу, сколько на преодоление этого раздражения. И в то же время все мы хорошо понимаем, что, как бы ни была неприятна работа, по мере того как мы продолжаем делать ее, преодолевая свое недовольство, это раз дражение постепенно угасает. Мы, что называется, втягиваемся в работу, и далее выполняем ее уже без всякого принуждения, без насилия над собой. Зачастую даже с пробудившимся интересом.

Все сказанное очень характерно для ребенка. Для него тоже са мым трудным и неприятным является начальный период работы. Так вот, постоянство времени, отводимого на занятия, в очень зна чительной мере способствует тому, чтобы период включения в ра боту был максимально коротким и облегченным. Специально про веденные исследования показали, что у школьника, имеющего фиксированное время занятий, к соответствующему часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе. У него проходит желание продолжать игры, прогулки, появляется что-то вроде легкого беспокойства и не слишком сильного, но все же вполне отчетливого ощущения: «Пора браться за уроки». Всту пает в действие то, что на языке психологии именуется выработан ной установкой. При таком настрое ребенку практически не прихо дится преодолевать себя или принуждать себя, принимаясь за уро ки. Сформированная установка позволяет свести почти до нуля особо мучительный период втягивания в работу.

Понятно, что у ученика, не имеющего постоянного времени для занятий, подобная установка просто не может выработаться. На чальный период, в течение которого нужно вести борьбу с самим собой, пока не произойдет постепенное втягивание в работу, у него бывает очень растянутым. Нередко он оказывается продолжитель нее, чем наступающий вслед за ним период продуктивной работы, протекающий без самопринуждения. Удивительно ли, что такой ученик начинает вспоминать о занятиях как о мучениях? И чем дольше ученик тянет время, тем продолжительней окажется период вхождения в работу. Негативное впечатление от занятий усилится еще больше, стремление затянуть их - тоже, и далее процесс пой дет по кругу, набирая все большую и большую силу. Приходится ли удивляться тому, что результатом этого оказывается устойчивое отвращение к урокам и нежелание учиться?

Второй момент, столь же важный для выработки привычки к неукоснительному приготовлению заданий, состоит в следующем. Необходимо, чтобы у школьника было постоянное место для вы полнения уроков. Правильно поступают те родители, которые вме сте со школьной формой, портфелем, учебниками и тетрадками приобретают хотя бы небольшой столик и полку для книг.

Если жилищные условия не позволяют завести для ребенка от дельный письменный стол, то нужно выделить ему какое-то посто янное место, чтобы всегда держать там книги и тетради и не нужно было несколько раз в день перекладывать их туда-сюда. Если такой возможности тоже нет, то надо хотя бы установить время, которое ему выделяется для приготовления уроков за общим столом. При чем никто не должен в это время мешать ему или отвлекать от занятий. Нелепо отделять половину стола, а на второй бабушке гото вить обед: следы «блинов» будут по всей тетради! Некоторые ро дители рассуждают: да не все ли равно, где ему делать уроки, мы вот с ним сели на кухне, я готовлю ужин, и он под присмотром. Нет, не все равно! Дело в том, что у всякого человека, а у младшего школьника в силу уже упомянутых возрастных особенностей обя зательно вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место для работы. Когда она стала привычной, то бывает достаточно усесться за привычный стол, как возникает желание приступить к работе.

И та, и другая установки действуют таким образом в одном на правлении - сведении к минимуму наиболее неприятного и труд ного этапа занятий, а именно периода втягивания в работу.

Таким образом, нельзя отрицать, что очень важно приучить ре бенка заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, собранно и в хорошем темпе. Этому тоже должны научить его старшие. Без их помощи воспитать в себе эти качества способны лишь немногие дети.

Обычно у младших школьников существует два вида для от влечений: 1) игра - сейчас игра электронная; игра так называемых «неотыгравшихся» ребятишек: в солдатиков, в машинки, в детали конструктора, да мало ли таких очень даже интересных игр. При этом ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Сначала про сто хотел убрать игрушку, чтобы не мешала, потом что-то при влекло внимание, предположим, кукла не так сидит и т. д. В итоге ребенок втягивается в игру;

2) деловой повод, так назовем его. То карандаш надо подточить и срочно, вставить стержень в ручку, идет поиск тетради, учебника, тут пить захотелось или (очень часто) в туалет - и чем больше бу дет всяких подобных отвлечений, тем тягостнее воспоминания в следующий раз о том, что надо заниматься.

У ребенка, для которого частые отвлечения стали обычным де лом, работа так и не выходит из начальной малоприятной фазы. Удивительно ли, что он начинает относиться к приготовлению уро ков как к ожидающему его мучению и потихоньку их ненавидеть? Чтобы избежать этого, следует завести четкое правило: до на чала занятий со стола должно быть убрано все, что не имеет к ним отношения, и приготовлено все, что нужно для работы. Если до машние условия позволяют, то стол, предназначенный для занятий, лучше вообще не использовать ни для чего больше - ни для игр, ни для вырезания и склеивания и т. д. Хорошо установить четкий и постоянный порядок на рабочем столе, не меняющийся каждый день.

Менее опасной на первых порах и менее заметной для родите лей является вырабатывающаяся привычка заниматься вполсилы. Такие дети вроде бы ни на что постороннее не отвлекаются, но их мысли текут лениво, постоянно прерываясь и в силу этого посто янно возвращаясь на уже пройденное. А это увеличивает время на подготовку домашних заданий. У малыша не остается времени на прогулку, на игры. И ребенок начинает тяготиться уроками. По этому надо обязательно укладываться в 1,5-2 часа при подготовке домашних заданий.

Из всего сказанного мы видим, как важно не упустить момент, когда у детей только закладывается желание учиться, когда ребе нок проникся желанием быть впереди всех. При внимательном и вдумчивом отношении родителей к своим детям появление этого тяжелого феномена - нежелания учиться - вполне можно предот вратить. Но, как ни прискорбно, случается, что нужные меры во время приняты не были и ребенка, что называется, проглядели, а этого могло бы не быть!

Подведение итогов.

  1. Давайте поговорим, что вас волнует, если создалась подобная ситуация, решим вместе, что «пошагово» можно сделать.
  2. В чем и как оказать помощь ребенку?
  3. О чем еще вы хотели бы поговорить? Что вас волнует?

Обязательно объявить дату следующего родительского собра ния, чтобы родители могли в этот день не планировать или перенести другие свои дела.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация труда школьника как универсальное учебное действие.

В статье рассматривается вопрос организации труда школьника младшего возраста....

Как организовать учебный диалог в начальной школе.

Организация учебного общения между учителем и детьми....

Родительское собрание "Как организовать учебный труд школьника" 2 класс

Беседа об организации учебного труда младшего школьника....

Родительское собрание "Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего задания"

Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего задания....

Родительское собрание на тему: «Организация учебного труда школьников в процессе подготовки домашнего задания»

Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно при выполнении домашнего задания....

Родительское собрание на тему: «Организация учебного труда школьников в процессе подготовки домашних заданий».

Цели собрания:1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.2.  Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самос...