Подготовка детей к школе
методическая разработка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подготовка детей к школе.
Первый год учебы в школе имеет большое значение, от него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание как для ребенка, так и для родителей.
читать, писать, считать. Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результат неправильной подготовки.
Конечно, научить можно, но очень важно научить в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет современная школа. Немаловажную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобрел за первые 6-7 лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или поселке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребенок был психологически готов к обучению в школе.
Учение – это повседневный труд, который требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо научиться слушать учителя, запоминать сказанное. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем, кому впервые приходится постигать смысл слов «Надо» и «Нельзя».
Не менее важное условие подготовленности ребенка – умение жить в коллективе, считаться с интересами и мнением окружающих. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, то ему трудно привыкать к школе, распорядку дня.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования на уроках. Частые заболевания выбивают его из привычного уже ритма. Поправившись, ему приходится догонять и от этого многие теряют веру в свои силы. Всем родителям советую своевременно проконсультировать ребенка у логопеда.
Вовремя начатые занятия помогут ему исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов ребенок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи
затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование правильного письма на слух.
О чтении до школы.
Легко заметить, что возраст детей, обучаемых грамоте, неуклонно снижается. Совершенствуются навыки чтения. Как правильно организовать дошкольную подготовку ребенка по изучению родного языка? Для этого изданы специальные книги «Азбука», «Букварь». В них есть раздел для взрослых, где изложены основные положения методики обучения грамоте. Внимательно его прочитав можно готовиться к первому домашнему уроку.
Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении – это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки неправильно, с призвуками «мэ» вместо «м» и так далее. В школе эта ошибка затрудняет им составлять схемы, которым при обучении грамоте уделяется немаловажное значение. Но в основном ребята в школу приходят подготовленными по родному языку, конечно, если учить их этому правильно.
О письме до школы.
Писать малышей начинают учить чуть ли не с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, успешно овладевают навыками письма. При этом нужно научить правильно держать ручку. В работе участвуют три пальца – большой, указательный и средний. Конец шариковой ручки должен смотреть вверх. Учите детей обводить клеточки, кружочки, палочки и др. в тетрадях в клеточку и в «косую» линию. Такие занятия способствуют развитию ритма, плавности движения, а это главное условие, способствующее выработке красивого и правильного почерка при котором ребенок не будет испытывать дискомфорт и усталость руки и пальчиков.
О математике до школы.
Есть у этого предмета одна особенность: здесь играет роль система знаний, отсутствие пробелов. Что же должны знать дети до школы?
*прямой и обратный счет до 10; количественный ( сколько) и порядковый (который) счеты
*предыдущее и последующее числа в пределах десятка; умение составлять числа первого десятка
*умение разделить предмет на 2-3-4 равные части; измерить высоту, длину, ширину при помощи палочки или ниточки; умение сравнивать предметы
*изображать треугольник, четырехугольник, круг
Понятие числа составляет основу математики. Важно не то, какие предметы, а сколько их. Как же научить счету?
Один из приемов – пересчет предметов. Этим можно заниматься по пути в детский сад или вечером, когда ребенок убирает игрушки. Многие из ребят с удовольствием помогают по дому. Именно здесь уместно спросить: «Сколько надо поставить чашек? Достань пять картофелин. Положи столько вилок, сколько человек будет за столом». Когда дети будут зрительно видеть количество предметов, им будет легче усвоить состав числа.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребенок подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать и отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Не опережающее обучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников к обучению.
Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Рекомендуют заблаговременно приобрести для первоклассника необходимые учебные принадлежности, а также оборудовать в доме, если нет отдельной комнаты, рабочее место будущего ученика.
Данные рекомендации помогут вам, родителям, правильно и своевременно подготовить ребенка к школе, а детям легко и без особых проблем начать учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе
Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...
комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.
Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...
комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.
Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...
Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»
Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...
ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»
Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...
Программа по подготовке детей к школе "Год до школы"
Рабочая учебная программа "Год до школы" составлена на основе авторской прграммы Н.А.Завьяловой "Интегрированный курс подготовки дошкольников". Программа расчитана на один учебный год (октябрь-май). З...
Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.
Рабочая программа по подготовке детей к школе составлена в соответствии и на основании следующих нормативно - правовых документов: Ффедерального государственного образоват...