Активные методы активизации познавательской деятельности на уроках по ознакомлению с окружающим.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
В материале представлены психологические методы для разнообразия урока, проведения релаксации и повышение познавательной активности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Активные методы активизации познавательной активности на уроках ознакомления с окружающим
Метод «Что у меня на сердце»
Всем участникам мастер-класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
Метод «Мозговой штурм»
1. Тройка лошадей бежала 4 часа. Сколько времени бежала каждая лошадь?
(4ч)
2. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
3. Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
4. Сколько «шагов» сделает щука за одну минуту? (Она не ходит)
5. Что будет делать ворона, которая прожила 3 года? (Будет жить дальше)
6. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько
всего яблок? (На дубе яблоки не растут)
7. Летели три страуса. Охотник убил одного. Сколько осталось?
(Страусы не летают)
8. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
9. Пингвин – птица или нет? (Птица)
10. Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (Бабочка-адмирал)
11. Детеныши, каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата)
12. Родилась в воде, живёт на земле? (Лягушка)
- Активные методы работы над темой
Тема: «Животные маленькие и большие» (работа над новым материалом)
Метод «Инфо-карусель»
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит
к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
Учебник «Окружающий мир», 3 класс, авторы А.А. Вахрушев и другие.
Задания для групп:
1 группа. Прочитайте текст на с. 86 и рассмотрите рисунок. Почему
этих животных так назвали? Какие свойства живого можно
отметить, наблюдая за простейшими? Чем представлено тело простейших? Какие части клетки вам знакомы по прошлому уроку? Где можно встретить простейших в природе?
Ответ: Тело из одной клетки, питаются готовыми веществами, двигаются, размножаются, чувствуют, дышат. Части клетки: оболочка, ядро. Встречаются везде, где есть вода.
2 группа. Прочитайте текст на с. 87 и рассмотрите рисунок. Как вы думаете, почему лучше быть многоклеточным, чем простейшим? Кишечнополостные. Почему их так странно назвали? Как устроено их тело?
Ответ: Можно лучше защищаться от опасности, распределять работу между разными клетками. Потому что у них есть кишечная полость.
У кишечнополостных - два слоя клеток, органы (щупальца, рот).
3 группа. Прочитайте текст и рассмотрите рисунок на с. 88. Как движутся черви? Почему они могут так передвигаться, что им помогает в этом? Что вы можете сказать о форме тела червей? А она может помочь червям двигаться?
Ответ: Червям помогают передвигаться мышцы. Форма тела у них различная (круглые, плоские, кольчатые).
4 группа. О ком пойдет сейчас речь? Кто на себе свой дом носит?
Давайте познакомимся с ее родственниками. Это моллюски. Прочитайте текст, рассмотрите рисунки на с. 89. Какую роль выполняет раковина у моллюсков? Как они движутся? Как человек их использует?
Ответ: Мягкое тело моллюсков, как правило, покрыто раковиной, которая их защищает. Двигаются они по-разному: ползают (как улитка), реактивным способом (как кальмары и осьминоги). Человек использует их в пищу, получает жемчуг.
Вывод: Животные бывают одноклеточными и многоклеточными. Все они - потребители.
Релаксация
Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
По команде педагога участники должны изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Глубокий вдох, а затем выдох.
Земля. Топаем ногами и можно пару раз подпрыгнуть.
Огонь. Активно двигаем руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Вода. Делаем руками мягкие, свободные движения в «воде», как будто плывём. Следим за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Тема «Как нам жить в дружбе с природой» (первичное закрепление)
Метод «На линии огня»
Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.
Одна группа будет играть роль людей, бережно относящихся к природе. Вторая команда будет играть роль людей, забывающих о природе, выступающих с позиции потребителей. Вам необходимо найти аргументы в пользу своего мнения по различным вопросам.
Вопросы:
Вопрос 1. (Люди, бережно относящиеся к природе.) Надо ли запретить потреблять в квартирах воду, свет в неограниченных количествах? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого?
(Возможные варианты ответов.)
Надо регулировать потребление воды. Для этого сейчас в квартирах устанавливают счетчики воды. Человек потребляет ее столько, сколько требуется для жизни и учится экономить ее расход. Вовремя проводит ремонт, если происходят протекания в трубах.
Надо научиться экономно расходовать энергию, и тогда мы сохраним запасы горючих полезных ископаемых: угля, нефти. Для этого людям необходимо рассказывать об экономии энергии, информировать о новых источниках ее получения, проводить разработки этих новых источников энергии.
Вопрос 1. (Люди, забывающие о природе, выступающие с позиции потребителей.) Надо ли запретить потреблять в квартирах воду, свет в неограниченных количествах? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого?
(Возможные варианты ответов.)
Не надо, на планете и так воды много, больше, чем суши и ее хватит всем.
Не нужно, сейчас без электроэнергии не обойтись, все приборы работают на ней.
Вопрос 2. (Люди, бережно относящиеся к природе.) Надо ли ограничить число вещей натурального происхождения у людей и нужно ли запретить использовать полиэтилен? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого человека?
(Возможные варианты ответов.)
Можно продлевать жизнь вещам, вовремя их ремонтировать. Можно заменить их искусственными материалами, но они плохо перерабатываются разрушителями, тут надо подумать.
Да, так как полиэтилен не перерабатывается разрушителями, он будет только загрязнять природу.
Вопрос 2. (Люди, забывающие о природе, выступающие с позиции потребителей.) Надо ли ограничить число вещей натурального происхождения у людей и нужно ли запретить использовать полиэтилен? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого человека?
(Возможные варианты ответов.)
Не надо, можно больше выращивать растений и животных, из которых будут сделаны вещи, а это создаст еще и рабочие места для людей.
Но ведь этот упаковочный материал очень прочный и красиво выглядит.
Тема: «Живые участники круговорота веществ» (обобщение раздела)
Метод «Несуществующее животное»
Я предлагаю вам на некоторое время стать художниками. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, назовите его несуществующим именем.
Это не должен быть персонаж мультфильма или фантастического фильма, это выдуманное только вами животное. (Работа в группах или индивидуально)
Презентация своего рисунка
Как устроено ваше животное?
Где оно живёт?
Что ест?
Если у него враги?
Кто они?
Как животное приспособилось, чтобы выжить в этом мире?
Есть ли у него родители?
Тема «Из чего состоит вещество» (итог урока)
Метод «Пантомима»
Давайте немного поиграем. Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить поведение молекул в том или ином состоянии. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.
1-й ряд - вещество в твердом состоянии. (В твёрдых телах частицы притягиваются друг к другу, и их движение напоминает колебание или движение.)
2-й ряд - вещество в жидком состоянии. (При нагревании вещества колебание молекул усиливается, и они начинают расталкивать друг друга и двигаться. Твёрдое тело превращается в жидкость.)
3-й ряд - вещество в газообразном состоянии. (При дальнейшем нагревании молекулы движутся ещё быстрее, сталкиваются и отскакивают друг от друга, стремясь разлететься как можно дальше. Жидкость превращается в пар.)
Рефлексия.
Давайте вернёмся к нашим сердечкам.
- Встаньте «у кого на сердце сейчас легко». Почему?
Молодцы! Вы хорошо и плодотворно поработали на уроке.
- Есть такие «у кого тяжело на сердце»?
- Что можно сделать, чтобы на сердце стало легче?
Правильно, надо поднять себе настроение и сказать: «Всё будет хорошо!».
3. Активные методы перехода к повседневности
Метод «Мои предпочтения»
Запишите на листочке свой любимый цвет, охарактеризуйте его тремя словами, записав имена прилагательные.
Находясь в зоопарке, с каким животным вы бы хотели сфотографироваться, опишите его тремя словами.
Запишите свой любимый город и придумайте для него три характеризующих слова.
После того, как участники выполнили все три задания, педагог сообщает, что:
- три характеристики цвета - это то, как видят вас окружающие;
- три характеристики животного - это то, как вы видите себя сами в общении
с окружающими;
- три характеристики города - это то, какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Заключительная часть.
Используя на уроках активные методы обучения, вы развиваете у детей стремление работать плодотворно, приучаете к толерантности, желанию поделиться своими знаниями.
Дети начинают понимать, что не надо бояться учиться. Кто-то обязательно поможет на уроке: или учитель, или одноклассник. Вместе можно преодолеть всё то, что не получается.
Подводя итог нашего занятия, хотелось бы ещё раз сказать:
- АМО может быть столько, сколько преподавателей, занимается этой проблемой.
- АМО реализуют потребности личности в активности, даже в некоторой профессиональной разрядке.
- АМО формируют самое главное - трудовые навыки, умения и вырабатывают привычку активно, творчески, рационально мыслить и действовать.
- АМО вырабатывают умение решать проблемы.
- АМО - это «ожившая» ситуация со всеми взаимодействиями между людьми, со всеми конфликтами, успехами и поражениями, с адекватной оценкой индивидуальных, профессиональных качеств и умений.
Литература
- Интерактивная книга «Копилочка активных методов обучения», Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»
- Методические рекомендации для учителя по окружающему миру, А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина, М. «БАЛАСС», 2010.
- Справочник классного руководителя (1-4 классы), М. «ВАКО», 2005.
- Настольная книга учителя начальных классов, Л.С. Бескоровайная,
О.В. Перекатьева, Ростов-на-Дону «Феникс», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивное обучение как метод активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов
Представление опыта работы по данной теме на городском методическом объединении учителей начальных классов....
Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".
Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую. Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"
В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Статья "Методы активизации учебной деятельности детей с ОВЗ на уроке в начальной школе"
Коррекционная педагогика...
«Активные методы и приёмы, используемые на уроках обучения грамоте, для активизации познавательной деятельности обучающихся».
Продемонстрировать опыт работы по использованию приёмов для активизации познавательного интереса на уроках обучения грамоте, как одного из мотивов учебной деятельности....
Обмен опытом по теме «Использование активных методов и форм работы на уроках, как компонент коррекционно-развивающей деятельности детей ОВЗ»
В разработке представлены требования к уроку при работе с детьми ОВЗ. А так же педагогические технологии, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ, дающие положительную динамику в развитии обучающихс...