Мальчики и девочки
план-конспект урока (1 класс) по теме

Якимова Галина Владимировна

Цели и задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков, с их физиологическими и эмоцио­нальными различиями.
  2. Дать рекомендации по воспитанию девочек и маль­чиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Родительское собрание 46 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание      

Тема: Мальчики и девочки – почему они разные?

Цели и задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков, с их физиологическими и эмоциональными различиями.
  2. Дать рекомендации по воспитанию девочек и мальчиков.

Предварительная подготовка: нарисовать с детьми рисунки на тему «Космос».

ХОД СОБРАНИЯ

1.        Вступление

Давайте вернемся на 6—7 лет назад. Ваш первый радостно-тревожный вопрос: «Кто у меня, мальчик иди девочка?» А на вопросы близких: «Ну кто?» — гордый ответ: «Мальчик!» — или счастливый: «Девочка».

Во многих методических пособиях, рекомендациях, книгах мы видим неумолимое: «Ребенок в 1 год должен... в 4 года должен... к 7 годам должен...» И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. Хотя восприятие, мышление, память и многое другое — индивидуальное и разное. Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и мира девочек.

2.        Основная часть

Начнем с того, как наши дети воспринимают мир. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первом - втором классе у девочек выше кожная чувствительность, то есть их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» — кукол, тряпочки — и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., используя при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Задайте себе вопрос: а вы умеете понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

Опять же если среди мальчиков много двоечников, трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, врачи, писатели, конструкторы — мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? А еще среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа.

Оказывается, мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома — мама и бабушка, в детском саду — воспитательница, в начальной школе — учительница, и лишь в старшей школе иногда появляются мужчины — предметники. Утверждают, что женщина вряд ли может вырастить настоящего мужчину. У нее другой тип мозга и другой тип мышления.

Рисунок «КОСМОС»

Давайте посмотрим рисунки детей: особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Вот дети рисовали на тему «Космос». Определите, где рисовали мальчики, а где девочки?

Родители голосуют липкими блоками за рисунок девочки – розовым цветом, за мальчика – желтым.

Вообще мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит и шумит. А девочки рисуют людей, в том числе и себя.

Как мальчики и девочки отвечают на занятиях в школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо учителю; отвечая, ищет подтверждение правильности своего ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.

И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации («А какой у нас следующий урок?»), а девочки — для установления контакта со взрослым («А вы к нам еще придете?»). То есть мужчины больше ориентированы на информацию, а женщины — на отношения между людьми.

Работоспособность

Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок, — период врабатываемости — у детей зависит от пола.

Девочки обычно быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго. Когда они достигли пика работоспособности, девочки, наоборот, уже начали уставать.

У девочек в младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически. Но их ответы более однообразны.

Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, они не думают, не ищут решений, а поиск идет.

Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, аккуратности оформления невелики. И в школе мальчик может найти новое, нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате «двойку».

Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, а типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности велики.

Итак, девочке нужно объяснить, как решать задачу, а мальчику не объяснять до конца, а натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные.

  1. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними — неверно.

  1.  Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

  1. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе,
    так и в быту, включать в них упражнения на сообразительность.

  1. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

  1. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала объясните, в чем ее ошибка.

  1. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы не
    довольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слышать.

  1. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось
    бы, без причины, или по незначительным поводам из-за
    усталости. Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально.

 Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек

Выборка основных моментов из книги В.Д.Еремеевой поможет иначе взглянуть на своих учеников и детей....

Могут ли дружить мальчик и девочка? Исследовательская работа ученика 2 класса Горшкова Алексея

Можно ли мальчику дружить с девочкой? Странно и обидно, не некоторым ребятам всё ещё приходиться сталкиваться с насмешками, злобным хихиканьем, если заметят, что мальчик несёт портфель девочки, з...

"Мальчики и девочки" Классный час.

Отношения между мальчиками и девочками.Воспитание уважения к девочкам, женщинам....

классный час "О мальчиках и девочках"

разработка классного часа...

Как воспитывать мальчика и девочку

Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: "Одинаково ли   воспитывать мальчиков и девочек"?  Я постараюсь вам помочь. Для начал...

Мальчики и девочки учатся по-разному.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить их задат...

О физиологии мальчиков и девочек

Материал к родительскому собранию...