Родительское собрание.
методическая разработка по теме
«Воспитание вежливости
и скромности у ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu_vospitanie_vezhlivosti.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новопавловка
муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Родительское собрание
Тема:
«Воспитание вежливости
и скромности у ребенка.»
Учитель: Матвеенко И.А.
2011-2012 уч.год.
Тема: Воспитание вежливости и скромности у ребенка.
Задачи собрания: Формировать у родителей понимания значимости воспитания вежливости и скромности для становления характера их ребенка.
Вопросы для обсуждения:
- Что значит быть вежливым человеком?
- Что такое скромность?
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас видеть сегодня на родительском собрании.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского:
«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
И хочу обратить ваше внимание на одну очень древнюю притчу. Послушайте ее.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- А потому что именно ему жить в будущем.
Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что душа ребенка – это полная чаша Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?
Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, скромным, благородным, вежливым, заботливым, одним словом – воспитанным. И никто из любящих родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. …
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И все это – надежды и мечты его родителей.
А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.
В детстве закладываются основы, создаются предпосылки развития гармоничной личности.
Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, скромный или вежливый, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.
Только Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.
Чтобы не быть голословным в нашем сегодняшнем разговоре, я провела предварительно анкету «Что мы ждём от своих родителей».
с детьми младшего звена и предложила им ответить на следующие вопросы:
1.С кем ты в семье особенно дружен?
2.Кому доверяешь секреты?
3.Все ли знают о тебе родители?
4.Понимают ли тебя папа и мама?
5.Всегда справедливы к тебе в семье?
6.Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?
7.Что вы ждете от своих родителей?
Результаты анкетирования вы можете видеть на экране. (слайд)
Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…
Сегодня мы будем говорить о воспитании вежливости и скромности.
Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому именно Вы, родители, стараетесь привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком?
Что же такое «вежливость»?
С тем, что вежливость – это очень важно, мало кто поспорит. Многие родители в своих мечтах представляют своих детей настоящими «леди» и «джентльменами». Что же родители понимают под словом «вежливость
Что скрывается под термином «вежливый»? Итак, вежливый человек – это тот, кто соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый. Согласитесь, довольно простое толкование. Однако смысл, вкладываемый в него родителями, может быть совершенно различным. Рассмотрим три ответа мам на вопрос, что они понимают под фразой «вежливый ребенок»:
• «Вежливый, воспитанный ребенок – это ребенок, который умеет занять себя сам, понимает, что взрослые – тоже люди, и не нужно постоянно требовать их внимания бесконечными истериками», – говорит 1 мама.
• «Мне хотелось бы, чтобы дочь вела себя более спокойно в общественных местах. Приходим, например, в гости или в поликлинику, а она начинает бегать, громко смеяться, шалить. Мне кажется, что это какое-то невежливое поведение, ведь она мешает другим людям. Мне стыдно за нее. Мне кажется, что люди смотрят и меня осуждают, что не смогла ребенка воспитать», – жалуется 2 мама.
• «Вежливый ребенок – тот, кто не забывает вовремя говорить вежливые слова. К школе это должно быть воспитано в ребенке», – говорит 3 мама.
Несмотря на значительные различия в понимании вежливости, желаемой своему ребенку, есть в этих толкованиях нечто общее. Вежливое поведение ребенка предполагает знание своих границ и соблюдение границ окружающих. Чем более невежлив человек, тем меньше желание окружающих общаться с ним. Таким образом, Вы, родители, воспитывая ребенка вежливым, способствуете его социальной адаптации.
Любому ребёнку больше всего на свете хочется быть похожим на своих любимых папу и маму, ему интересно вести себя как взрослому, подражать привычкам старших. Авторитет родителей для ребёнка непоколебим, все, что делают они — правильно, «я тоже буду делать так», — решает он. А то, что родители говорят, но не делают, то и мне не нужно делать. Ребенок выслушает, покивает головой в знак согласия и будет делать так, как видит и чему верит. Главное в воспитании — действие, личный пример. Сколько бы ты ни читал умных книг и ни смотрел хороших фильмов, они останутся для тебя лишь знаниями.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности.
Общительность - в ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений..
Модель всего мира отражена в семье
А как воспитать ребёнка вежливым, скромным, деликатным и спокойным? Конечно, есть идеальная модель поведения, но всегда ли мы в реальности следуем ей? Вот у Вас неприятности на работе (а то и вовсе нет работы…), ребёнок разбросал игрушки на Вашей кровати и упрямится, не хочет собирать, а тебе хочется отдыхать, мама звонит и назидательно поучает тебя, что надо делать и как . Все, достали! Тут не до спокойного и ласкового тона и уговоров-объяснений! Но стоп! Такова наша нелёгкая родительская доля. Ради своего же будущего спокойствия придётся папам-мамам становиться вежливыми и обходительными в любой ситуации.
(Мини-анкета стр.183) показать смайлики!
- С каким лицом Вы чаще всего общаетесь с ребенком?
- С каким лицом ваш ребенок чаще всего общается с вами?
- Каким, по-вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
Тренинговые занятия для родителей: Разделить на группы.
1 группа: Проиграйте эпизод, связав его с темой собрания. Помните! Вы вежливые родители.
2 группа: Ребенок просится на дискотеку. Вы его не пускаете. У вас назревает конфликт.
3 группа: Ваш ребенок плохо учится. Вы хотите побудить его учиться лучше. Ваши действия.
Итак, чтобы воспитать ребёнка вежливым, нужно в первую очередь быть вежливым самим. Родители для ребёнка — пример во всем. И, прежде чем требовать от него вежливого общения, последите за собой: используете ли вы сами такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте, «до свидания», «доброе утро», «спокойной ночи».
1). Чтобы ребенок усвоил это, общаясь в семье, ему нужна позитивная мотивация.
Его надо увлечь, заинтересовать и обязательно похвалить за действие: «Посмотри, как бабушка обрадовалась, что ты с ней поздоровался! Ей приятно, что ты обратил на неё внимание и пожелал здоровья! Молодец!».
2).Правила поведения лучше не навязывать, а вырабатывать в процессе игры или живого общения с ребенком. Дети хорошо воспринимают правила поведения через игру или сказку. «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Поговорите с ребёнком о том, как ведут себя герои сказки, где они проявили вежливость, скромность и получили хороший результат при этом. Идете в магазин, предложите сосчитать ребенку, сколько вежливых слов наберётся за время вашей прогулки. Вот вы встретили соседа, одноклассника, продавщицу в магазине, пробегающую мимо кошку, рассмотрели облака в небе и пролетающий самолёт. И если ребенок расстроен тем, что он сам назвал мало «волшебных» слов, измените игру — просто пусть с вашей помощью вспомнит все слова, которые вы вместе произносили за время гулянья. И похвалите его и себя: «Как хорошо, что мы порадовали себя и других приятностями!».
3)Создайте свой собственный семейный список «Нельзя!»
Нельзя просить что-то у незнакомых.
- Нельзя перебивать, нужно подождать, пока я договорю по телефону. У меня серьёзный разговор, а не «пустая» болтовня.
- Нельзя отбирать чужое, надо попросить, а если не дали, не орать, не ныть и не скандалить, а просто принять ситуацию.
- Нельзя при посторонних ковырять в носу. Это случается с каждым, сделай это в другом месте.
Ну и так далее. Это ваша жизнь и ваш выбор, как взаимодействовать с детьми в этом мире, исходя из того, что важно вам лично. И обязательно аргументируйте, почему «нельзя». И ещё. А вы сами-то соблюдаете все эти «нельзя»? Или только поучаете своих детишек?
- Задание для родителей.
- Продолжить фразу:
- Наши дети – это … (наша старость)
- Плохое воспитание – это … (наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко.
- Дети должны воспитываться… не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого.
(по определению философа Канта)
4)Объявляйте в своей семье дни вежливости, дни добрых дел.
Пусть ваш семейный коллектив пестрит этими событиями.
Вообще надо понять, что воспитание ребёнка — это не только «уси-пуси», а постоянный ежедневный труд. Это долгосрочный проект длиною в жизнь, какой я вежливый, скромный, воспитанный. И создать его надо хорошо, добротно, качественно, без брака, чтобы потом не мучиться угрызениями совести «Ну, в кого ты такой?»
Заканчивая разговор о воспитании вежливости и скромности, я хочу остановиться на мудрых изречениях:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть)
Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)
Рефлексия собрания.
Решение собрания:
- Помогите вашим детям стать скромными, вежливыми.
- Приобретайте книги, способствующие развитию скромности, вежливости.
- Главное условие работы с ребенком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы.
- Занимайтесь с ребенком! Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка скромности, вежливости.
Уважаемые родители, помните о том, что ребенок – путник вечности, и именно в нем будет, как в зеркале, отражено ваше будущее. (СТИХ)
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы задела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Тренинговые занятия для родителей: Разделить на группы.
1 группа: Проиграйте эпизод, связав его с темой собрания. Помните! Вы вежливые родители. |
2 группа: Ребенок просится на дискотеку. Вы его не пускаете. У вас назревает конфликт. |
3 группа: Ваш ребенок плохо учится. Вы хотите побудить его учиться лучше. Ваши действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...