Предупреждение близорукости
статья (1 класс) по теме
Вот уже в который раз, начиная новый учебный год, встречая нарядных радостных первоклассников, я вижу тревожные глаза их мам. Как адаптируется ребёнок к школе? Не заболеет ли? Сохранится ли у него интерес к учёбе? Эти вопросы не дают покоя и мне. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных задач. Успешность обучения и воспитания школьников во многом зависит от состояния здоровья. Например, среди учащихся начальных классов нарушение осанки достигает 62,4%, к окончанию школы половина выпускников близоруки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мишина Н.В., учитель начальных классов, МКОУ Тимоновская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов Солнечногорского района Московской области
Предупреждение близорукости
Вот уже в который раз, начиная новый учебный год, встречая нарядных радостных первоклассников, я вижу тревожные глаза их мам. Как адаптируется ребёнок к школе? Не заболеет ли? Сохранится ли у него интерес к учёбе? Эти вопросы не дают покоя и мне. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных задач. Успешность обучения и воспитания школьников во многом зависит от состояния здоровья. Например, среди учащихся начальных классов нарушение осанки достигает 62,4%, к окончанию школы половина выпускников близоруки. Современные научные исследования показали, что на развитие близорукости влияют различные причины. Плохое освещение в школе, качество питания (недостаточное количество витаминов в пище), недостаточная физическая активность, общее состояние здоровья, перенесённые заболевания. Развитию близорукости способствует то, что в большинстве семей мало внимания уделяется вопросам гигиены, в частности режиму дня. Больше всех нарушают его первоклассники. Сон у них длится на два часа меньше необходимого времени, при этом многие не спят днём. Вечер, как правило, дети проводят за просмотром телевизионных передач. Много времени дети проводят, играя в компьютерные игры. В результате эмоциональной перегрузки они долго не могут уснуть. А на выполнение домашних заданий тратят вдвое больше времени. Подвижные игры и прогулки на свежем воздухе у них составляют всего 2 ч, т.е. на 1,5ч. меньше нормального. Только пятая часть детей делает по утрам зарядку. При таких нарушениях режима дня ухудшаются условия для нормального развития детей. Учебные занятия школьников сопряжены с усиленной работой глаз. Поэтому учитель должен заботиться об охране зрения учащихся, добиваться правильного и достаточного освещения в классе. Он следит за тем, чтобы солнечные лучи могли свободно проникать в класс через всю площадь окна. На подоконник разрешается ставить только невысокие цветы. Не следует завешивать окна занавесками: это допускается лишь на короткое время, когда необходимо оградить глаза детей от прямых лучей солнца. Окна ничем не нужно заслонять, ребята должны время от времени смотреть вдаль. Это является хорошим отдыхом для глаз.
Для сохранения хорошего зрения учитель должен следить за правильной осанкой детей. Кратковременные перерывы во время уроков способствуют не только лучшему усвоению учебного материала, но и снижают общее и зрительное утомление. Для снятия зрительного утомления в середине каждого урока нужно делать 3-5 минутные паузы для выполнения упражнений.
1.Верх-вниз,влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение. считая до десяти. 2.Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 3.Квадрат. Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний.
4.Рисование носом.
Посмотреть на таблицу и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблицы. Нужно записать своим носом выбранный элемент.
5.На море. –Чертим кончиком пальца правой руки линию горизонта слево-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. Повторить справо-налево. –Чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. Повторить движения в другую сторону. –Чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. Повторить движения в другую сторону.
Современная система обучения предполагает проведение занятий в режиме ближнего зрения (рисование, аппликация, конструирование и др.), что способствует поддержанию зрительной и общей утомлённости детей, что способствует понижению зрительно-координаторной функции. Предупреждение последствий утомления является периодическое выполнение таких упражнений, которые сопровождаются движениями глазами и головой по различным траекториям.
1. Упражнения с сигнальными метками.
В различных уголках класса, на потолке фиксируются (подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные, сигнальные метки.
Это могут быть игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуется в равноудалённых участках комнаты, например в четырёх углах потолка.
Игрушки (картинки) целесообразно подбирать с таким расчётом, чтобы они составили единый зрительно-игровой сюжет, например сюжет из известной сказки.
Один раз в две недели сюжет рекомендуется менять на новый.
С целью повышения эффективности этих упражнений по активизации чувства координации и равновесия их следует выполнять только в положении стоя. Учитель периодически даёт соответствующие команды и под счёт «раз-два-три –четыре дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность выполнения упражнения 1,5 – 2мин.
2. Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке.
Схема траекторий рисуется на одной из боковых стен класса в максимально возможную величину. Можно выполнить её и на потолке. Каждая траектория изображается разным цветом. Это делает схему яркой и привлекающей внимание. Упражнение выполняется коллективно и только стоя. Для индивидуального пользования есть соответствующие плакаты. Выполнение упражнений, физкультурных минуток в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития детей, их здоровья, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика близорукости в начальной школе
В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и профилактика..B хотя в практике учителей начальной ...
Таблица близоруким
С помощью этой таблицы можно проводит гимнастику для глаз....
Выступление на семинаре по ЗОЖ на тему: "Практические методики профилактики близорукости",
Данные рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов на уроках....
Памятка для родителей "Профилактика детской близорукости"
В памятке описаны упражнения для глаз полезные для профилактики детской близорукости....
Школьная близорукость или еще раз о телевизоре
Как сохранить детское здоровье...
Гимнастика для глаз для профилактики близорукости.
Гимнастика для глаз. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с по-мощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают ...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости».
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ«Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Правильная посадка. Предупреждени...