Развитие интереса к чтению у младшего школьника
методическая разработка на тему
В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги.
Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_privit_interes_k_chteniyu.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ. Развитие интереса к чтению у младшего школьника.
Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.
Психолог Выготский Л.С считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Конечно, надо учить ребенка читать, обязательно, но всего должно быть в меру. Прежде всего, надо показать ребенку, что читать интересно, что чтение может доставлять удовольствие, а не быть тяжкой повинностью.
Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет кругозор, открывает ему дверь в мир знаний, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения.
Постепенно ребенок начинает не только красиво говорить, но и, что весьма немаловажно, - красиво, аккуратно писать.
У него начинают активно развиваться фантазия, воображение, умение анализировать, сравнивать, размышлять, обобщать. Наряду с логическим мышлением возникает и побуждение, опираясь на приобретенные, пусть пока еще и довольно незначительные, опыт и знания, самому решать возникающие на его жизненном пути проблемы. Тем более, что описание многих ситуаций, которые могут возникнуть в нашей жизни, можно встретить в книгах. Есть еще множество прекрасных, замечательных вещей, качеств, которые могут развиться в душе, в поведении ребенка благодаря чтению и любви к книге.
Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи.
Если Вам удалось сделать это, знайте, что Вы одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться Вопрос, почему это стало таким актуальным? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?
Но дело вовсе не в этом. Проблема заключается в правильном воспитании ребенка. Итак, в статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги. Многие дети в первом классе читают только по слогам, тогда даже страницу ребенку прочесть – это уже подвиг.
Давайте зададим себе вопрос, разве Вы любили в детстве, чтобы Вас заставляли что-то делать. Почему чаще всего случались ранние конфликты между Вами и Вашими родителями?
–Вас заставляли читать. При чем читать то, что родители думали, что Вам будет интересно.
Дети любят другое...
Самое лучшее решение для мудрых родителей – это показать ребенку, что чтение книжек – это возможность стать взрослым. Ведь, вспомните, как Вы раньше хотели быть старше.
Как это сделать? Секрет прост – соблюдайте правила чтения.
Первое правило. Вот книжка, ты можешь читать ее, когда тебе будет удобно, воспитывайте в ребенке чувство самоуважения и комфорта. Он обязательно это оценит и в будущем это будет ему помогать.
Второе правило. Прочитайте ребенку отрывок из книжки, который будет служить побуждающим мотивом для дальнейшего чтения книжки.
Третье правило .Задавайте ребенку наводящие вопросы после чтения сказки, рассказа ит.п. Пусть перед ним возникнет задача – получить больше информации. Дети очень любопытны.
Четвертое правило. Оставьте книжку на видном месте открытую на какой-нибудь иллюстрации.
А дальше? Дальше ребенок обязательно будет читать. Потому что все дети начинают читать. Главное никогда не заставляйте их это делать.
Пятое правило. Читайте вместе с ребенком. Читайте сказки, рассказы, стихи по очереди. Большую часть читает взрослый, а одно или два предложения – ребенок. И так, чередуясь, можно прочитать довольно много. Главное, что ребенку будет интересно, ведь взрослые читают с выражением, быстро и, в то же время, ребенок тоже участвует в чтении. Пусть немного прочтет, потом еще немного, а в целом получится хорошая тренировка в чтении без напряжения. К тому же, когда читает взрослый, ребенок следит глазами по тексту, стараясь успеть за взрослым. Так развивается внимательность, умение концентрировать внимание на тексте и следить по тексту.
Шестое правило. Читайте ежедневно. Только то, что тренируется, то развивается. Лучше читать 15-20 минут ежедневно, чем один раз в неделю 1.5 часа. Хорошо читать несколько раз в день, но понемногу. Прочитал ребенок сам 15 минут, пусть займется другим делом. Потом еще раз предложите почитать. Вечером почитайте вместе с ним. Таким образом, тренируется навык чтения. Не забывайте, что чтение – это такой же навык, как и ходьба, бег и т.п. А навыки развиваются в процессе многократных повторений, тренировок.
Седьмое правило. Читайте перед сном художественную литературу. Очень хорошо, когда ребенку читают на ночь книгу взрослые и останавливаются, не дочитав до логического завершения. Как в сериалах – остановиться на интересном моменте, чтобы сохранить интригу. Тогда, возможно, ребенку захочется дочитать самостоятельно, еще до того, как придет следующий вечер, и Вы сможете ему дочитать.
Даже если ребенок сам и не будет читать, то таким образом Вы поддержите интерес к книге. Наверняка, ребенок будет вечером просить, чтобы Вы ему дочитали. Не торопитесь, скажите, что дочитаете перед сном, а если он хочет сейчас, то пусть пробует сам. Если ребенок читает еще плохо, то он может взять книгу, полистать, посмотреть картинки и отложить ее. Похвалите его хотя бы за то, что он взял книгу и посмотрел. Спросите: «Как ты думаешь, что будет дальше»? А вечером опять почитайте немного.
Восьмое правило. Ограничивайте время чтения ребенка, если ему читать трудно и неинтересно. Пока ребенок не понял вкус чтения, пока он читает медленно и с трудом, длительное чтение приводит только к обратному результату. Пропадает желание читать вообще.
Девятое правило. Предоставление детских книг и журналов. Детская литература должна соответствовать необходимым требованиям. Что же касается книг и журналов детской тематики, то и они должны:
а) содержать доступный материал и соответствовать среде, в которой живет ребенок;
б) соответствовать возрасту и умственному развитию ребенка;
в) удовлетворять читательские потребности ребенка;
г) отличаться красивым оформлением, яркими, красочными, привлекательными рисунками и крупным, понятным шрифтом.
Десятое правило. Оказание помощи ребенку в создании хоть и небольшой, но его личной детской библиотеки. Эту библиотеку должны составлять книги не только яркие и привлекательные по оформлению, но и интересные, поучительные по содержанию. Сюда же могут войти и интересные, популярные среди ребят детские журналы, газеты со всевозможными интересными историями, полезной информацией, стихами, загадками и т.п.
Не забывайте брать ребенка с собой, отправляясь в книжные магазины. Вместе выбирайте книги и предоставьте ему полную свободу, не давя на него, не заставляя его остановиться на тех книгах, которые нравятся Вам, но не приглянулись ему. Ваша роль советчика, консультанта. Частые посещения книжных магазинов и сделанные им самим при Ваших добрых советах приобретения помогут ему окунуться в удивительно прекрасный мир книги, проникнуться любовью и уважением к книге и прочувствовать всю важность чтения в судьбе каждого человека. Так связь ребенка с книгой будет непрерывно укрепляться.
Не забывайте советоваться с ним и оформляя подписку на те или иные детские периодические издания.
Одиннадцатое правило. Выделить ребенку в доме наиболее удобное место для чтения. Чтобы ребенку нравилось читать, ему нужно выделить специальное, наиболее комфортное место с хорошим освещением и, что весьма немаловажно, - с тихой, спокойной атмосферой.
Сколько времени должен читать ребенок? Давайте исходить из того, что урок в первом классе длится всего 35 минут. И читают дети только 20-25 минут, да и то с перерывом. Поэтому дома ребенку надо читать не больше 15-25 минут без перерыва. Но это касается только тех детей, которые еще плохо читают и читать им трудно. Если ребенок читает хорошо и с интересом, то время чтения можно увеличить.
Надеюсь, что эти простые правила сделают ваше общение с ребенком в мире детских книг интересным и содержательным. Желаю Вам хорошего чтения!
Литература
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1987. С.12-15
- Жукова Т., Виноградова Н. Нарушения письма и чтения у школьников. //Начальная школа (приложение к газете “Первое сентября”). 1998. №19. С.24-27
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М., 1995. С.56-59
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к чтению у младших школьников
Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....
Проблема пробуждения и развития интереса к чтению у младших школьников.
Работа учителя на уроке литературного чтения будет эффективна, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произ...
Развитие интереса к чтению у младших школьников
Раз в четыре года (когда ко мне приходят первоклассники) приходится сталкиваться с проблемой трудностей формирования интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Очень хочется, ч...
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данной статье рассматриваются вопросы формирования и развития интереса к чтению средствами внеурочной деятельности, где чтение выступает как универсальное умение в жизни человека, без которого он не...
Формирование и развитие интереса к чтению у младших школьников
Компьютер, телефон и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка ...
Способы и методы развития интереса к чтению у младших школьников
Статья представляет собой краткое описание путей развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста...
Статья "Формы взаимодействия с родителями и детьми для развития интереса к чтению у младших школьников"
Статья о формах взаимодействия с родителями и младшими школьниками для повышения у детей интереса к чтению....