РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья по теме
В данной статье рассматриваются вопросы формирования и развития интереса к чтению средствами внеурочной деятельности, где чтение выступает как универсальное умение в жизни человека, без которого он не сможет постичь окружающий мир. Освещаются трудности обучения чтению, причины незаинтересованности младшего школьника в чтении, а также пути усиления влияния чтения на развитие личности детей, педагогическое сопровождение развития читательской культуры школьников, как важной части в структуре образования. Также автор описывает практический опыт применения некоторых форм и средств в развитии интереса к чтению во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovenko_statya.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир вступил в новую эпоху – эпоху информационного общества, развитие которого связано с разработкой и применением информационно-коммуникативных технологий, что привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10-15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. Особенно негативно это влияет на еще не сформированные личности детей. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижается его творческая активность и, в итоге, он отказывается от чтения. [1, с.86] А ведь воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Поэтому проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует учителей и родителей, ведь чтение является основой всего последующего образования.
Научить читать детей трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. В начале, детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но, когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда пытаются заставить дома и в школе ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, у многих пропадает желание сидеть за книгой.[2, с.26] Ведь, это скучно. Поиграть в игру на компьютере или посмотреть мультфильм – и проще, и интереснее. Отсутствие заинтересованности, мотивации, вот основные причины по которым так сложно младших школьников усадить за книгу.
Почему же это происходит:
- Одна наиглавнейшая причина – семейная. Если в семье не увлечены чтением взрослые, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Часто дети просто не знают, что читать – это интересно. В детстве им не читали сказки на ночь, в детскую библиотеку они не записаны. Ребенок даже не подозревает, что это такое - читать книгу просто так, для себя.[3, с.112]
- Следующая причина заключается в том, что дети не понимают смысла прочитанного, что и вызывает у них неприятие самого процесса чтения. Это происходит либо из-за низкого темпа чтения, либо из-за плохо развитого воображения. Эти проблемы находятся глубоко в нейропсихологии. От ребенка ускользает смысл читаемого, поэтому чтение превращается в жуткое наказание.
- Бывает, что отвращение к книге у детей формируется в школе. Неопытный учитель может сформировать неправильное отношение к чтению, ограничиваясь поверхностным анализом произведений, не показывая их связи с жизнью, поощряя неосмысленное чтение, чтение на скорость. Такие уроки доставляют ребенку отрицательные эмоции или, как минимум оставляют равнодушным. В результате опять – не читающий ребенок.
Поэтому, задача педагога показать ребенку этот необыкновенный мир книжного волшебства. Но в рамках учебных занятиях не всегда удается использовать те средства, которые обеспечат возникновение и развитие интереса к чтению в процессе формирования чтения. Зато, они прекрасно могут быть реализованы во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности. Правильно организованная она представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Особенно успешно это организовывается в рамках внеурочных занятий по чтению «В мире книг». Программа данного курса внеурочной деятельности включает 64 часа, по 2 часа в неделю. Занятия групповые 8-15 учащихся одного класса, среди 1-4х классов. Занятия проводятся на базе школьной библиотеки. В основу программы легла творческая деятельность, в сочетании с играми и элементами арт-терапии. Программа реализуется посредством включения в совместную творческую деятельность по освоению литературной культуры своего народа и знакомство с литературой других народов.
Во внеурочной деятельности у нас есть возможность выйти за рамки школьной программы по литературе и познакомить учащихся с новинками детской литературы, яркими и красочными книгами, современными героями. Занятия строятся по принципу условного деления на 2 части. В первой, происходит знакомство с выбранной книгой, ее чтение, обсуждение. А вторая часть, посвящена развитию мелкой моторики и логики через раскрашивание, обведение рисунков - прописей, прохождение лабиринтов, разгадывание кроссвордов и ребусов. Особый интерес вызывает складывание сказочных пазлов. Развивая эти качества, мы активизируем отделы мозга ребенка, которые взаимосвязаны с такими высшими свойствами сознания, как внимания, мышление, координация, воображение, память и речь, а ведь именно они так важны для чтения.
В процессе занятий используются игры «Из какой сказки персонаж?», «Крокодил», «Отгадай загадку», «Кто играет в прятки?», проводятся соревнования по командам, литературные часы «Книга месяца», устраиваются кукольные представления по сказкам. Ведется доска «Посоветуй книгу другу».
Активно используется социокультурное пространство нашего города. Проводятся занятия на базе детской районной библиотеки, где учащихся знакомят со знаменательными датами в истории литературы. Организуются экскурсии в другие библиотеки города и района, где проводятся увлекательные мероприятия и квесты для учащихся. Осуществляются выезды на литературные экскурсии по городу и музеям. Совместно с Санкт-Петербургской библиотекой для слепых и слабовидящих были организованны занятия для учащихся 3-4-х классов «В мире темноты». На этих занятиях ребят знакомили с историей библиотеки, ее отличием от других библиотек, демонстрировали учебные и художественные книги для незрячих. На практическом занятии дети делали иллюстрацию к книге слепым методом и даже сами напечатали страничку на станке, который печатает книги шрифтом Брайля.
Большое внимание на занятиях уделяется проектной деятельности. Так, успешно прошли проекты «Создаем свою сказку», «Чтение - вот лучшее учение». А, в рамках реализации профилактической программы «Школа – территория здорового образа жизни» был реализован учебный проект «Кулинарная книга здоровых рецептов».
С большим интересом школьники участвуют в различных конкурсах и выставках, ведь там можно опробовать свои силы, оценить свои знания и умения. Ежемесячно проводятся выставки работ учащихся в школьной библиотеке, а, также, в районной. Ко Дню Пушкинского лицея, там были организованны Пушкинские чтения, где несколько учащихся заняли призовые места. Ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады учащиеся 4-го класса принимали участие в районном конкурсе стихов о войне «Память». Ежегодно дети участвуют в районном конкурсе «Моя любимая книга», а также, в районной читательской конференции по военным книгам, где успешно занимают призовые места.
Через данные занятия мы можем косвенно влиять на процесс развития интереса к чтению у младших школьников.
Практическая реализация предложенных приемов показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и, как следствие, улучшается качество чтения и общий рост эстетического и интеллектуального образования.
Источники
- Григорьева Е.Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению//Молодой ученый. -2011.-№7. Т.2. – С.86-90.
- Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников/ Т.Н. Лутова. –Н.Новгород, 2006. – С.24-38
- Чикишева О.В. Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников//Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар.научн.конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.) – СПб.: Реноме, 2013. – С. 112-114.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность
Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась обобщить свой опыт работы по теме"Развитию п...
Тема самообразования"Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через внеурочную деятельность."
В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников на сегодняшний день ост...
Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, прос...
Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность в начальных классах и еще один путь развития познавательных способностей школьников....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по организации и проведению внеурочных заня...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ»
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. ...
Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой»
В материале представлен педагогический опыт учителя начальных классов по теме: " Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книг...