Развитие интереса к чтению у младших школьников
статья по чтению (1 класс) на тему
Раз в четыре года (когда ко мне приходят первоклассники) приходится сталкиваться с проблемой трудностей формирования интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Очень хочется, чтобы процесс чтения доставлял ребёнку радость и удовлетворение. Небольшой экскурс по приёмам с элементами занимательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы с элементами занимательности. | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интереса к чтению у младших школьников.
Литературное чтение не только решает функциональные задачи обучения (формирует навык чтения), но и более широкие (развивает культуру восприятия художественного текста, ориентирует в литературоведческих понятиях, расширяет читательский кругозор).
В соответствии с концепцией начального образования, одной из задач обучения первоклассников является формирование чтения как общеучебного универсального умения. Это умение даёт возможность ребёнку использовать приобретённые знания и учебные действия в более широкой сфере (получить информацию, решать нестандартные практические и учебные задачи, применять свои познания в других областях).
В 1 классе чтение – это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радость и удовлетворение. Процесс обучения чтению есть многократные тренировки. Известно, что однообразие быстро отвращает от деятельности, особенно сопряжённой с трудностями.
В методике известно разнообразие форм внеклассной работы по развитию интереса к чтению: кружки, утренники, викторины, конкурсы, стенная газета, уголок внеклассного чтения, литературные игры и т.д.
Как ребёнок 1 класса может участвовать в «уголке чтения»?
- Участвовать в составлении книжных выставок по теме.
- Поддерживать порядок в уголке чтения (организация и сохранность книжного фонда).
- Выполнять игровые задания.
- Участвовать в конкурсах на лучший рисунок, поделку по прочитанным произведениям.
- Декламировать стихи и т.д.
Элементы литературной игры, которая может проходить по подобию КВН, «Что? Где? Когда?», я уже использую на уроках литературного чтения:
- Угадать произведение по отрывку.
- Назвать литературного героя по описанию.
- Указать источник цитаты.
- Ответить на вопросы по литературному произведению.
- Буриме (дополнить четверостишие по предложенным 2 строчкам)
В чистом поле, в белом поле
Было всё белым-бело.
………(Снегом зайчику на горке его лапки замело.)
- (подобрать из предложенных слов пропущенные рифмы)
Широка и глубока
Под мостом текла ……..
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый………(строка, дом река, треска, дном, сом)
(С.Я.Маршак)
Существует множество приёмов отработки техники чтения. Для поддержания и развития интереса к процессу чтения на уроках я стараюсь использовать приёмы с элементами занимательности:
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение с целью нахождения отрывка к рисунку.
- С целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в тексте.
- Нахождение всего предложения по его части.
- Чтение с целью нахождения самого длинного слова.
- Кто быстрее найдёт слово на определённое правило.
- Нахождение 2х, 3х, 4хсложных слов.
- Чтение непонятных слов с объяснением.
- Чтение шифрованных текстов.
- Чтение ребусов и т.д.
В работе с родителями пытаюсь убедить их в том, что семейное чтение – важная часть семейного воспитания, сближающая всех членов семьи, а так же поддерживающая интерес ребёнка к книге, чтению. Уже ни для кого не секрет, что если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь. И поскольку я как педагог не удовлетворена качеством семейного чтения в моём классе, в данном направлении планирую нашу совместную деятельность сделать более интенсивной и продуктивной.
И ещё один немаловажный фактор успешности повышения интереса к чтению – создавать и поддерживать ситуацию успеха (особенно у слабо читающих детей). Ведь на базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте идёт большое накопление чувств и переживаний. Поэтому дети данного возраста ждут от чтения занимательности, эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это прежде всего, герои действия. В этом плане, по моему мнению, очень удачен УМК «Перспективная начальная школа», и в данном случае учебник литературного чтения, где дети преодолевают трудности, разгадывают загадки, шаг за шагом становятся читателями вместе со своими героями Машей и Мишей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к чтению у младших школьников
Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....
Развитие интереса к чтению у младшего школьника
В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....
Проблема пробуждения и развития интереса к чтению у младших школьников.
Работа учителя на уроке литературного чтения будет эффективна, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произ...
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данной статье рассматриваются вопросы формирования и развития интереса к чтению средствами внеурочной деятельности, где чтение выступает как универсальное умение в жизни человека, без которого он не...
Формирование и развитие интереса к чтению у младших школьников
Компьютер, телефон и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка ...
Способы и методы развития интереса к чтению у младших школьников
Статья представляет собой краткое описание путей развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста...
Статья "Формы взаимодействия с родителями и детьми для развития интереса к чтению у младших школьников"
Статья о формах взаимодействия с родителями и младшими школьниками для повышения у детей интереса к чтению....