Родительское собрание на тему "Дисграфия и дисслексия: как предупредить"
материал (1 класс) на тему
На данном родительском собрании учитель знакомит родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия», а также предложены наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_disgrafiya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
(форма проведения: семинар-практикум)
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Переволоки
Самарская область
Игнатьева Валентина Юрьевна
Пишут не пером, а умом.
Народная мудрость.
Задачи родительского собрания.
- Образовательные: познакомить родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия»; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии.
- Воспитательные: формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи.
- Организационные: выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей.
- Информационные: дать родителям информацию о нормативно-правовой и педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Участники родительского собрания
Учитель, родители учащихся.
План родительского собрания.
- Вступительное слово учителя.
- Уточнение теоретических знаний, которые получили родители при самостоятельном ознакомлении с логопедическими материалами.
- Практическая часть: знакомство с методическими приемами, направленными на совершенствование речевой функции ребенка.
- Подведение итогов.
- Принятие решения родительского собрания.
Проведение родительского собрания.
- Роль речи в полноценном развитии ребенка чрезвычайно велика. Ведь все психические процессы человека – восприятие, память, внимание, воображение, мышление – развиваются с прямым ее участием.
Нарушение речевой функции – это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности ребенка.
Причин, вызывающих речевые нарушения, множество: это и органические поражения центральной нервной системы в силу разных обстоятельств, и социально-психологические факторы. Поэтому, по данным мировой статистики, число речевых расстройств постоянно растет. Те или иные проблемы с устной или письменной речью имеют около половины детей, обучающихся в массовых школах.
- Ключевые моменты.
Во-первых, наличие условий, которые требуются для нормального становления речи. При отсутствии того или иного условия можно говорить о возможности нарушений речи и необходимости оказания помощи.
- Анатомическая сохранность всех систем мозга, участвующих в формировании речевой функции.
- Сохранность слухового, зрительного анализаторов и их взаимодействия.
- Полноценное развитие тонкой моторики рук.
- Достаточный уровень интеллектуального развития ребенка.
- Нормальное строение периферического речевого аппарата (языка, неба, прикуса).
- Достаточное эмоциональное и речевое окружение ребенка.
Несоблюдение всего одного условия может быть причиной серьёзного нарушения речи.
Во-вторых, некоторые наиболее распространённые речевые трудности детей.
- Наиболее частным речевым расстройством является нарушение произношения отдельных звуков или групп звуков речи, которое называется дислексия.
В основе этого расстройства лежит несовершенство моторного и слухового анализаторов, не позволяющее ребёнку овладеть координацией речевых движений.
Непроговаривание звуков в устной речи зачастую приводит к тому, что ребёнок те же звуки начинает пропускать или искажать в письменной речи. Но если ребёнок никогда не затруднялся в звукопроизношении- это ещё не повод успокаиваться.
- Дисграфия - специфическое нарушение письма- может возникнуть и у детей с «чистой» устной речью. Например, нарушение мелкой моторики у первоклассников часто ведёт к тому, что техническая сторона оказывается в центре внимания ребёнка и в связи с этим резко снижается контроль над смыслом, что приводит к ошибкам в письме.
К особой форме нарушения моторного анализатора с возможным нарушением речевого развития относят и переучивание врождённой леворукости. При переучивании в раннем возрасте часто бывает задержано развитие, а в случаях неумелого и насильственного переучивания могут возникнуть и невротические расстройства.
Нарушение письма и чтения рассматриваются современной логопедией в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и лексико-грамматических обобщений.
Различная степень сформированности устной речи вызывает два уровня нарушения письма и чтения.
Первый характеризуется недостаточным овладением письма в результате неполноценности языкового развития, связанного со звуковой стороной речи, с формированием обобщений, касающихся звукового состава слова. В письме наблюдаются главным образом ошибки смешения и замены букв, а в чтении – трудности овладения звукобуквенной символикой и слогослиянием.
Второй уровень нарушения письма и чтения более глубокий. Его характеризуют нарушения усвоения письменной речи в целом. Он наблюдается при общем надоразвитии речи, то есть при недостаточной сформированности и фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка. Исходя из этого, выделяются несколько видов дисграфии и дислексии.
- Так как же помочь ребенку освоить столь трудные навыки, как чтение и письмо? Как предупредить дислексию и дисграфию?
Родителям предлагается практически освоить следующие формы работы с ребенком в условиях семьи.
З А Д А Н И Е 1 (родителям предлагается выполнить одну – три позиции на выбор):
- Заштрихуй контур;
- Соедини точки;
- Нарисуй без отрыва;
- Дорисуй вторую половину;
- Обведи шаблон и заштрихуй контур;
- Игра «Где ошибся Буратино» (восстановление закономерности в узоре);
- Игра «Найди выход из лабиринта»;
- Игра «Путаница».
Задания должны выполняться ребенком регулярно.
З А Д А Н И Е 2 – графический диктант:
- Одна клетка вверх,
- Одна клетка вправо,
- Одна клетка вверх,
- Одна клетка вправо,
- Одна клетка вниз,
- Одна клетка вправо,
- Одна клетка вниз,
- Одна клетка вправо,
Или:
- Одна клетка вверх,
- Одна клетка вправо,
- Одна клетка вверх,
- Одна клетка вправо,
- Две клетки вниз,
- Две клетки вправо.
Первые два задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики и предупреждающих развитие дисграфии.
З А Д А Н И Е 3 - «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)
Примерные варианты (родителям предлагается выполнить одно задание):
- Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая,
- Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький,
- Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.
Третье задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Познакомить родителей с физкультминуткой, которую можно выполнить с ребенком, если он устал.
Слова | Движения |
Пальцы стали уставать. Будем их тренировать. Если их тренировать, То оценка будет – пять! | Встряхнуть кистями рук. Ритмично сжимать пальцы в кулак. Согнуть пальцы, начиная с мизинца. Разгибать пальцы по одному, начиная с большого пальца. |
З А Д А Н И Е 4 – игра «Скажи наоборот».
Родителям предлагается встать в круг, учитель кидает мяч и называет разные части речи. Возвращая мяч, родители должны назвать антоним слова. Например,
День – ночь,
Завтра - ….,
Медленно - ….,
Взял - …..,
Выпрямил - ….,
Частый - …., и т. д.
Слова для игры могут быть следующие: утро, рано, просторно, нашел, легкий, жесткий, восход, близко, радостно, забыл, высокий, весна, низко, темно, уронил, больной, зима, редко, темно, сел, насорил, чистый.
Задание направлено на увеличение словарного запаса ребенка и профилактику дисграфии.
З А Д А Н И Е 5 – игра «Молния».
Перед началом игры родителям предлагается вспомнить значение слова «молния» (очень быстро), затем – прочитать текст в спокойном темпе, по сигналу «молния» - читать так быстро, как только можно повторяя несколько раз и записывая результаты медленного и быстрого чтения.
Задание направлено на повышение скорости чтения для детей, читающих медленно, с большим количеством ошибок.
З А Д А Н И Е 6 – игра «Лесенка».
Вначале объясняется понятие «боковое чтение». Родителям предлагается посмотреть прямо перед собой и, не поворачивая головы, не переводя взгляда, назвать предметы, которые они видят справа, а затем слева (чем больше предметов человек видит, тем лучше его боковое зрение). Затем родители выполняют задание, которое развивает боковое зрение: на лесенке находятся слоги, посередине лесенки – цифры от 1 до 10. не отрывая взгляда от цифры, надо прочитать слог, который находится слева, а потом справа. Спускаясь ниже до тех пор, пока можно видеть и прочитать слоги.
ТА_1_ТЯ
КИ__2__КЫ
МУ___3___МЮ
ТЕ____4____ТЭ
ВЕ_____5_____ВО
НЫ______6______НИ
СА_______7_______СЯ
РУ________8________РЮ
БЕ_________9_________БО
ПЭ__________10__________ПЕ
Задание направлено на расширение поля зрения.
З А Д А Н И Е 7 – упражнение «Вторая половинка».
Родителям предлагается прочитать слова, называя только вторую половину слова. Мысленная линия раздела проходит примерно посередине, абсолютная точность не обязательна. Например: чтение, трава, кровать, лесная и т. д.
Родителям поясняется, что упражнение позволяет преодолеть так часто встречающееся у детей «угадывающееся» чтение, когда ребенок прочитывает лишь начало слова, а окончание домысливает, естественно, зачастую сильно искажая.
4. Родителям предлагается подвести итоги практической части, задать вопросы по тем заданиям, которые вызвали трудности или недопонимание, отметить, какая информация показалась особенно полезной, а также дать возможность обменяться опытом развития речи ребенка.
В заключении делается вывод о необходимости регулярных занятий с ребенком для предотвращения нарушений речи.
5.Принятие решения родительского собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
План действий по проведению родительского собрания "Дисграфия и дислексия: как предупредить?"
Презентация раскрывает план действий по подготовке и проведению родительского собрания "Дисграфия и дислексия: как предупредить?"...
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание на тему "Упрямство.Как его предупредить?"
Упрямство — это негативное проявление упорства вопреки разумным доводам. Упрямство может являться своеобразной формой протеста жесткого по...