Родительское собрание на тему "Дисграфия и дисслексия: как предупредить"
материал (1 класс) на тему

Игнатьева Валентина Юрьевна

На данном родительском собрании учитель знакомит родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия», а также предложены наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_disgrafiya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

(форма проведения: семинар-практикум)

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Переволоки

Самарская область

Игнатьева Валентина Юрьевна

Пишут не пером, а умом.

Народная мудрость.

Задачи родительского собрания.

  1. Образовательные: познакомить родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия»; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии.
  2. Воспитательные: формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи.
  3. Организационные: выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей.
  4. Информационные: дать родителям информацию о нормативно-правовой и педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Участники родительского собрания

        Учитель, родители учащихся.

План родительского собрания.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Уточнение теоретических знаний, которые получили родители при самостоятельном ознакомлении с логопедическими материалами.
  3. Практическая часть: знакомство с методическими приемами, направленными на совершенствование речевой функции ребенка.
  4. Подведение итогов.
  5. Принятие решения родительского собрания.

Проведение родительского собрания.

  1. Роль речи в полноценном развитии ребенка чрезвычайно велика. Ведь все психические процессы человека – восприятие, память, внимание, воображение, мышление – развиваются с прямым ее участием.

Нарушение речевой функции – это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности ребенка.

        Причин, вызывающих речевые нарушения, множество: это и органические поражения центральной нервной системы в силу разных обстоятельств, и социально-психологические факторы. Поэтому, по данным мировой статистики, число речевых расстройств постоянно растет. Те или иные проблемы с устной или письменной речью имеют около половины детей, обучающихся в массовых школах.

  1. Ключевые моменты.

Во-первых, наличие условий, которые требуются для нормального становления речи. При отсутствии того или иного условия можно говорить о возможности нарушений речи и необходимости оказания помощи.

  1. Анатомическая сохранность всех систем мозга, участвующих в формировании речевой функции.
  2. Сохранность слухового, зрительного анализаторов и их взаимодействия.
  3. Полноценное развитие тонкой моторики рук.
  4. Достаточный уровень интеллектуального развития ребенка.
  5. Нормальное строение периферического речевого аппарата (языка, неба, прикуса).
  6. Достаточное эмоциональное и речевое окружение ребенка.

Несоблюдение всего одного условия может быть причиной серьёзного нарушения речи.

Во-вторых, некоторые наиболее распространённые речевые трудности детей.

  1. Наиболее частным речевым расстройством является нарушение произношения отдельных звуков или групп звуков речи, которое называется дислексия.

В основе этого расстройства лежит несовершенство моторного и слухового анализаторов, не позволяющее ребёнку овладеть координацией речевых движений.

Непроговаривание звуков в устной речи зачастую приводит к тому, что ребёнок те же звуки начинает пропускать или искажать в письменной речи. Но если ребёнок никогда не затруднялся в звукопроизношении- это ещё не повод успокаиваться.

  1. Дисграфия - специфическое нарушение письма- может возникнуть и у детей с «чистой» устной речью. Например, нарушение мелкой моторики у первоклассников часто ведёт к тому, что техническая сторона оказывается в центре внимания ребёнка и в связи с этим резко снижается контроль над смыслом, что приводит к ошибкам в письме.

К особой форме нарушения моторного анализатора с возможным нарушением речевого развития относят и переучивание врождённой леворукости. При переучивании в раннем возрасте часто бывает задержано развитие, а в случаях неумелого и насильственного переучивания могут возникнуть и невротические расстройства.    

Нарушение письма и чтения рассматриваются современной логопедией в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и лексико-грамматических обобщений.

Различная степень сформированности устной речи вызывает два уровня нарушения письма и чтения.

Первый характеризуется недостаточным овладением письма в результате неполноценности языкового развития, связанного со звуковой стороной речи, с формированием обобщений, касающихся звукового состава слова. В письме наблюдаются главным образом ошибки смешения и замены букв, а в чтении – трудности овладения звукобуквенной символикой и слогослиянием.

Второй уровень нарушения письма и чтения более глубокий. Его характеризуют нарушения усвоения письменной речи в целом. Он наблюдается при общем надоразвитии речи, то есть при недостаточной сформированности и фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка. Исходя из этого, выделяются несколько видов дисграфии и дислексии.

  1. Так как же помочь ребенку освоить столь трудные навыки, как чтение и письмо? Как предупредить дислексию и дисграфию?

Родителям предлагается практически освоить следующие формы работы с ребенком в условиях семьи.

З А Д А Н И Е   1 (родителям предлагается выполнить одну – три позиции на выбор):

  1. Заштрихуй контур;
  2. Соедини точки;
  3. Нарисуй без отрыва;
  4. Дорисуй вторую половину;
  5. Обведи шаблон и заштрихуй контур;
  6. Игра «Где ошибся Буратино» (восстановление закономерности в узоре);
  7. Игра «Найди выход из лабиринта»;
  8. Игра «Путаница».

Задания должны выполняться ребенком регулярно.

        З А Д А Н И Е 2 – графический диктант:

  1. Одна клетка вверх,
  2. Одна клетка вправо,
  3. Одна клетка вверх,
  4. Одна клетка вправо,
  5. Одна клетка вниз,
  6. Одна клетка вправо,
  7. Одна клетка вниз,
  8. Одна клетка вправо,

Или:

  1. Одна клетка вверх,
  2. Одна клетка вправо,
  3. Одна клетка вверх,
  4. Одна клетка вправо,
  5. Две клетки вниз,
  6. Две клетки вправо.

Первые два задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики и предупреждающих развитие дисграфии.

        З А Д А Н И Е 3 - «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)

Примерные варианты (родителям предлагается выполнить одно задание):

  1. Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая,
  2. Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький,
  3. Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.

Третье задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Познакомить родителей с физкультминуткой, которую можно выполнить с ребенком, если он устал.

Слова

Движения

Пальцы стали уставать.

Будем их тренировать.

Если их тренировать,

То оценка будет – пять!

Встряхнуть кистями рук.

Ритмично сжимать пальцы в кулак.

Согнуть пальцы, начиная с мизинца.

Разгибать пальцы по одному, начиная с большого пальца.

З А Д А Н И Е 4 – игра «Скажи наоборот».

Родителям предлагается встать в круг, учитель кидает мяч и называет разные части речи. Возвращая мяч, родители должны назвать антоним слова. Например,

День – ночь,

Завтра - ….,

Медленно - ….,

Взял - …..,

Выпрямил - ….,

Частый - …., и т. д.

Слова для игры могут быть следующие: утро, рано, просторно, нашел, легкий, жесткий, восход, близко, радостно, забыл, высокий, весна, низко, темно, уронил, больной, зима, редко, темно, сел, насорил, чистый.

Задание направлено на увеличение словарного запаса ребенка и профилактику дисграфии.

З А Д А Н И Е 5 – игра «Молния».

Перед началом игры родителям предлагается вспомнить значение слова «молния» (очень быстро), затем – прочитать текст в спокойном темпе, по сигналу «молния» - читать так быстро, как только можно повторяя несколько раз и записывая результаты медленного и быстрого чтения.

Задание направлено на повышение скорости чтения для детей, читающих медленно, с большим количеством ошибок.

З А Д А Н И Е 6 – игра «Лесенка».

Вначале объясняется понятие «боковое чтение». Родителям предлагается посмотреть прямо перед собой и, не поворачивая головы, не переводя взгляда, назвать предметы, которые они видят справа, а затем слева (чем больше предметов человек видит, тем лучше его боковое зрение). Затем родители выполняют задание, которое развивает боковое зрение: на лесенке находятся слоги, посередине лесенки – цифры от 1 до 10. не отрывая взгляда от цифры, надо прочитать слог, который находится слева, а потом справа. Спускаясь ниже до тех пор, пока можно видеть и прочитать слоги.

ТА_1_ТЯ

КИ__2__КЫ

МУ___3___МЮ

ТЕ____4____ТЭ

ВЕ_____5_____ВО

НЫ______6______НИ

СА_______7_______СЯ

РУ________8________РЮ

БЕ_________9_________БО

ПЭ__________10__________ПЕ

Задание направлено на расширение поля зрения.

З А Д А Н И Е 7 – упражнение «Вторая половинка».

Родителям предлагается прочитать слова, называя только вторую половину слова. Мысленная линия раздела проходит примерно посередине, абсолютная точность не обязательна. Например: чтение, трава, кровать, лесная и т. д.

Родителям поясняется, что упражнение позволяет преодолеть так часто встречающееся у детей «угадывающееся» чтение, когда ребенок прочитывает лишь начало слова, а окончание домысливает, естественно, зачастую сильно искажая.

4. Родителям предлагается подвести итоги практической части, задать вопросы по тем заданиям, которые вызвали трудности или недопонимание, отметить, какая информация показалась особенно полезной, а также дать возможность обменяться опытом развития речи ребенка.

В заключении делается вывод о необходимости регулярных занятий с ребенком для предотвращения нарушений речи.

5.Принятие решения родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

План действий по проведению родительского собрания "Дисграфия и дислексия: как предупредить?"

Презентация  раскрывает план действий по подготовке и  проведению родительского собрания "Дисграфия и дислексия: как предупредить?"...

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание на тему "Упрямство.Как его предупредить?"

  Упрямство — это негативное проявление упорства вопреки разумным доводам. Упрямство  может  являться  своеобразной  формой  протеста  жесткого  по...