Какого человека мы растим?
статья на тему
Рекомендации для родителей из книги Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.,"ПИТЕР", 1994.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Какого человека мы растим (Информация для родителей)
Как построить жизнь в семье, как регулировать отношения с ребенком, чтобы он рос психически здоровым? Об этом наш сегодняшний разговор.
Цените в своем ребенке индивидуальность, самостоятельность, то, что он у вас необычный, не ординарный, не такой, как все. Не бойтесь того, что он иногда не вписывается в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки, - талант. А талантливые люди - золотой фонд нации, их надо беречь.
Воспитывайте в ребенке гордость: «Я есть в мире, я ценность!» Человек, который сам себя уважает, - уважаем другими, сам себя любит, - любим другими. Помните и то, что неуважения к себе ребенок не прощает, и то, что любят ни за что, а уважают за что-то.
Каждому ребенку определите его «потолок», не совершайте насилия над личностью и здоровьем, заставляя его быть таким, как Маша, Петя, требуя стать только отличником, хорошистом. Главное - какого человека растим.
Жалейте детей, когда им не повезло. Будете вы их жалеть, и они вас пожалеют. Тот, кому неведомо чувство жалости, - жалок сам. Не умеющий жалеть - опасный, страшный человек, для него не существует ничего святого. Доброта равносильна красоте, а жестокость, безжалостность равнозначны уродству. Добрый, сердечный, жалостливый человек ценился в любом веке, а в нашем, полном зла и насилия, - особенно. Помним также, что ничто так не отнимает силы, как жалость к себе и обвинение других.
Объясните детям, что каждый человек имеет право на ошибку, что на ошибках учатся и что только слабый человек не прощает ошибок, сильный признает их - он ориентирован на дело.
Умейте попросить прощения у ребенка, если вы не правы, тогда и он будет уметь просить прощения. Что очень важно, учите иногда не замечать чужие просчеты, а больше работать над собой. Как в народе говорят: «В чужом глазу и соринку увидел, а в своем и бревно не замечает».
Принимайте себя и детей такими, как Бог дал, «с грехами, с ошибками», такими, как есть. Не дал Бог ребенку высокого разума, пусть живет с низким, ведь он, как все живое, хочет жить. Не коверкайте ему детство, ругая за неудачи в школе. Детство начерно не бывает, живите сегодняшним днем и сегодняшним разумом.
Помните, что показателем хорошего психологического климата в семье является работоспособность, здоровье, ощущение счастья, деловой мажор.
Жесткие меры обращения с ребенком только усиливают его дефекты. Одним из психологов было проведено исследование в нескольких тюрьмах и сделан вывод: все заключенные, совершившие самые жестокие преступления, с раннего детства были биты. Если вы наказываете своего ребенка физически, значит вы отнимаете у него самое главное - тепло родительского дома, радость жизни. Где есть страх, там не может быть ни дружбы, ни доверия. Разрушая душевную связь между собой и ребенком, родители готовят себе одиночество в будущем.
Учите детей быть сильными в этом жестоком мире, не оберегайте искусственно от трудностей, делайте им прививку с детства, прямо рассказывая о болезнях века. Чем раньше ребенок пройдет через трудности, тем лучше, так как внутренний мир человека выстраивается не только песней, улыбкой, но и размышлениями, отчаянием, а иногда и слезами.
Наблюдайте: если девочка в семье ближе к отцу, значит в своей семье она будет счастлива. И еще, на кого бы ни была похожа девочка внешне, в физическом развитии она повторит мать, ее физическое совершенство и несовершенство. Помните, что девочки реагируют на слово, а мальчики - на дело, что женский организм - носитель стабильности, мужской - носитель изменчивости. Поэтому побольше разговаривайте с девочками и больше практически работайте с мальчиками.
Ограничивайте отрицательную оценку действий ребенка: она ранит, озлобляет, отталкивает, дети постепенно становятся равнодушными ко всему. Но не злоупотребляйте публичными оценками личности. Что греха таить: при детях мы порой говорим нелестно о ребенке соседки, учительницы. для детей это большая травма. Мудрые писали: как можно больше требования. Так давайте требовать, уважая, и уважать, требуя.
У любящих друг друга родителей воспитание идет как бы само собой. В чем же дело? Давайте любить и быть любимыми. Кстати, о любви. Выйдет иной малоизвестный зарубежный певец на сцену и на коверканном русском языке скажет «Я вас люблю» - и мы в его власти. Почему же в своей семье мы не пользуемся этим сильным и безотказным оружием - словом «люблю».
Мудрые советуют: «Будьте осмотрительны к слову, чтобы оно не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы». Слово матери, отца должно прежде всего успокаивать, вселять надежду.
И, начиная каждый - день; твердите, как молитву: «Господи, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. Смирение - принять то, что я изменить не могу. Разум, чтобы отличить одно от другого».
ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ
*Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.
*Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.
*Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
*Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.
*Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.
*Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится вepить.
*Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
*Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
*Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
*Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
*Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у детей:
• Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.
• Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
Поощряйте в ребёнке инициативу, но также покажите, что другие могут быть в чём-то лучше его.
• Не забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого ребёнка и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Слова, ласкающие душу ребёнка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Спасибо!
Что бы мы без тебя делали?!
Я помогу тебе...
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, твой дом - твоя крепость!
Расскажи мне, что с тобой.
Аутотренинг
"ПЕРВАЯ П0МОЩЬ В ОСТРОЙ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ"
1. Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни).
2. Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.
3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием. Дальнейшие события могут развиваться двумя путями.
а) если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении:
4. Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения.
Например, у вас есть возможность пойти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.
5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
6. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите.
Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!
8. Набрав воды в стакан (в крайнем случае - в ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).
б) если стрессовая ситуация застигнет вас где-либо вне помещения:
10. Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.
11. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.
12. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут:, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.
13. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.
14. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание,затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. Рриятное ощущение, не правда ли? Насладитесь им! ..
- --
[Из книги Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.,"ПИТЕР", 1994).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/25/picture-16275.jpg)
каков человек-такова и его речь
Слово учителя:Здравствуйте, ребята!Макарова Ксения прочтёт стихотворение Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай – не спеши,Оно бывает то сурово,То рождено теплом души.Оно - то ...
Какие часы изобрел человек
Презентация к уроку окружающего мира.УМК Гармония, 4 класс....
Классный час: "Я - человек, но какой?"
Размышление о познании человека, прекрасном и добром, ложном и низменном на примере сказки Шэла Сильверстейна "Щедрое дерево", используя широкие воспитательные возможности текста....
Какие права имеет человек?
Данная презентация является проектным продуктом на тему"Какие права имеет человек?"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453918-1675020706.jpg)
Конспект внеклассного занятия "Какого человека можно назвать культурным?" (1 класс)
Цель деятельности учителя: расширение знаний о правилах этикета; формирование культурного поведения в повседневной жизни у детей.Планируемые результаты: Предметные:Знать понятие «Культурный чело...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/11/picture-1481827-1731349590.jpg)
Презентация. Классный час на тему: «Какого человека называют целеустремленным?»
Классный час на тему: «Какого человека называют целеустремленным?»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-264103-1607003058.jpg)
Конспект внеурочного мероприятия «Каков человек-такова его речь»
Расширить знания школьников о вредных привычках.Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.Побуждать к нравственному самосовершенствованию....
Комментарии
рекомендации актуальны их
рекомендации актуальны их можно и в уголок для родителей вывесить.
Спасибо за хороший материал.
Спасибо за хороший материал.
А у меня неоднозначное
А у меня неоднозначное чувство возникло после прочтения этого материала. Безусловно, физическое насилие над ребёнком недопустимо, равно как и нравственное, и психическое. Безусловно, ребёнку нужна любовь, нужны помощь и поддержка, и с этим я тоже полностью согласна. Но, с другой стороны, в последнее время я замечаю, что под любовью, помощью и поддержкой нынешние родители понимают вседозволенность и безнаказанность: что бы ребёнок ни сделал, как бы себя ни вёл, он всегда будет прав, а все окружающие. в том числе и учителя, виноваты. И такое воспитание тоже вряд ли принесёт хорошие плоды...