Статья на тему: Нравственно - эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через игру - драматизацию.
статья

Мороз Наталья Ивановна

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через игру-драматизацию

«Если идеал запада - материальное благо, то идеал России - преображение души».

Павел Флоренский.

Моё педагогическое кредо: «Что умею сама - научу других».

Моей методической темой является «Формирование культурно-нравственных навыков поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья». Эта работа проводится через повседневные дела, воспитательские часы, знакомство с достопримечательностями нашего города, посещение театров, выставок, музеев.

Перед нами стоит задача по формированию положительного отношения детей к окружающему и всестороннее развитие человека в единстве нравственного, эстетического совершенства. Нельзя прекрасней сделать эту жизнь, не сделав прекрасным человека во всех отношениях. Эстетическое воспитание неотделимо от нравственного воспитания.

Основными целями нашей работы являются:

- приобщение детей к духовным и нравственным ценностям;

- гармоническое развитие детей;

- организация их активного, творческого отдыха;

- социальная реабилитация детей с нарушением интеллекта.

Для достижения этих целей нами используются различные средства, в том числе, проведение музыкально-театрализованных представлений, конкурсов.

В ходе работы с детьми мы предполагаем решение следующих задач: развитие у ребёнка рефлексивного отношения к себе, к людям, миру;

- формирование нравственной позиции на основе гуманистических ценностей;

- развитие потребности в заботе об окружающих;

- развитие способностей «видеть» нуждающихся в твоей помощи,

- развитие ответственности за свои поступки;

- развитие умения адаптироваться к нормам общественной и социальной жизни

- развитие чувств, эмоциональной сферы деятельности ребёнка

Праздник - это не только развлечение, но и средство исправления многих недостатков в развитии ребёнка. Детям с нарушением интеллекта свойственны такие особенности эмоционально волевой сферы, как повышенная возбудимость, неуравновешенность, спонтанность или неадекватность реакции на происходящее вокруг. Дня того, чтобы воспитать положительные эмоции, необходимо корректировать, такие состояния, как чувство удивления, восторга, радости или чувства  сопереживания, волнения за героев произведений в адекватных ситуациях. Это требует кропотливой коррекционно-развивающей работы, которая проводится в определенной системе. В процессе подготовки к праздникам, которые проводятся в группе из года в год, заметны изменения, происходящие в развитии ребёнка, такие как улучшение памяти, речи, произношения и координации движений, развитие мышления

Подготовка к празднику - это огромная организационная работа, объединяющая детей в дружный коллектив. Во время подготовки к празднику у ребёнка формируется ответственность за общее дело, развивается самостоятельность и организаторские навыки, стимулируется творчество и инициатива. Любой праздник, театрализованная игра основываются на активном действии детей, которое проявляется в различных формах. Поэтому очень важно определить для каждого ребёнка именно то направление творческой деятельности, которым он станет заниматься с удовольствием и особой ответственностью.

Очень важен в работе индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нередко бывает так, что «зажатый» ребёнок постепенно раскрывается и начинает удивлять всех своими артистическими способностями. Во время подготовки праздника работаешь со всеми детьми, каждому нужно найти роль, заинтересовать, побудить к действию, тем самым побороть нежелание работать над собой. Каждое движение в сторону творчества должно поощряться и быть вовремя замеченным.

После проведённых праздников мы подводим итоги нашего дела, анализируем, в глазах детей вопрос: «Как у меня получилось?», «Вам понравилось?». И здесь нельзя скупиться на эпитеты, так как поощрения необходимы для детей. Мы используем различную тематику праздников. Лучше начинать со сказок. В сказке ребёнок учится отличать реальное от необычного. Сказка позволяет развивать чувство юмора, фантазию, закрепощенность. Дети легче перевоплощаются в сказочных героев. В сказке наиболее чётко показаны границы между добром и злом, что способствует нравственному восприятию ребёнка.

При подготовке к празднику, театрализованному представлению мы обращаемся к книге, к которой, к сожалению, дети не часто обращаются. Многие дети не брали в руки книгу. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга. Не беда, что дети ещё не умеют читать - они рассматривают яркие иллюстрации, слушают рассказы, стихи, сказки. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогащая его, делая интересным, полным необычайных открытий.

До тех пор, пока ребёнок не научится читать, он воспринимает содержание книги на слух. Поэтому так необходимо научить ребёнка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние детей. Мы знакомим их с творчеством С. Маршака, К. Чуковского, Ш. Перро, В. Бианки, А. Пушкина. Каждое занятие превращаем в маленький спектакль. Так, указывая на «Колобка», «Медведя», «Зайца», спрашиваем детей: из каких сказок пришли эти герои, чем эти сказки похожи, а чем различаются, какая сказка добрая или весёлая. Кто-то из детей превращается в Мышку, кто-то сажает репку, в итоге получается увлекательная сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок выполняет несколько функций одновременно.

На занятиях я также использую театр картинок, театр кукол и мягких игрушек. Дети очень любят театрализованные игры. Накопив определённый опыт, мы поставили такие спектакли как «Колобок», «Репка», «Лиса и заяц», «Львёнок и Черепаха».

Большое значение при подготовке к игре-драматизации имеет оформление - выполненных руками детей плакаты, рисунки. Дети с большим интересом рассматривают рисунки друг друга, комментируют, делятся впечатлениями, узнают любимых сказочных героев. Рисунок может быть как срисованным, так и выполненным по придуманному сюжету самого ребёнка. Выполняются совместно с детьми и атрибуты к сюжетным играм и игре-драматизации.

В результате проведённой работы было отмечено, что поведение детей стабилизировалось, они стали спокойнее, терпимее. Постепенно дети становятся более дружными, очень переживают за совместно проведенные дела, развивается чувство коллективизма, активизируется речь, память, пополняется словарный запас, эмоционально дети становятся отзывчивее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние хантыйского и мансийского фольклора на эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями"

Данная  статья была  представлена  на Межрегиональной  научно – практической  конференции  «Языки  и  культура  коренных  малочисленных  народов ...

" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"

" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...

ОВЗ: «Обучение и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья через применение технологии арт-терапии»

Материал предназначен для работы с детьми с ОВЗ: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; ...

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность...

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....

Методические рекомендации " Музыкальная деятельность как средство воспитания нравственно-патриотической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка направлена на формирование нравственно-патриотической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. Приобщение детей с расстройст...