Разговор о вежливости
статья (1 класс) по теме
Материал о необходимости формирования у ребёнка навыков вежливого общения , материал для проведения беседы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_o_vezhlivosti.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговор о вежливости
(материал для бесед с родителями)
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет
считаться с другими, это тот, кому собственная
вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Д.С.Лихачёв
Вежливость – искусство человеческого общения. Вежливость – это умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим нас людям. Умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся обстановки.
С первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различать, что хорошо, а что плохо.
Что значит «вежливый человек»?
Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений, что само понятие «культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом и понятие «вежливость» перерастает свои кажущиеся узкими рамки, становясь – пусть внешним - отражением нашей внутренней культуры и нашей духовности, определяясь той суммой конкретных поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые естественно вытекают из нравственно-моральной образованности и социальной воспитанности каждого человека.
Вот почему, объясняя нашим малышам, как? для чего? зачем? человек обязан вести себя в соответствующей обстановке так или иначе, мы стараемся прежде всего пробудить и развить в наших детях их нравственные чувства, их духовность, гуманизм. Стараемся воспитать в них деликатное, доброе отношение к людям.
- Будь добрым, - говорим мы. – Умей добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым делом помочь.
- Будь честен! – говорим мы. – Порой это совсем не просто. Не бойся говорить правду людям в глаза. Старайся не совершать поступков, за которые тебе будет стыдно. Но если ты всё-таки совершил такой поступок, имей мужество признаться в нём. И постарайся его исправить.
- Умей трудиться, - говорим мы. – Труд, в который вложены терпение, старание и сердце, обогащает душу, осветляет ум. Труд научит тебя понимать и уважать других людей и тот огромный и прекрасный мир, в котором мы живём.
- Расти гордым и независимым, - говорим мы. – Да будут яркими твои чувства, добрыми желания и горячим сердце!
Сегодня мы вкладываем в понятие «вежливый человек», «воспитанный человек» не только умение вести себя благопристойно, хотя, конечно, внешние проявления культуры обязательны. Вежливый человек не тот. Кто никогда не оскорбит женщину, а тот, кто не пройдёт равнодушно мимо распоясавшегося хулигана, позволившего себе подобное.
Вежливый человек не тот, кто сам никогда не сломает ветку дерева и не притащит охапку поникших цветов из пригородного леса, а тот, кто остановит эгоиста, не жалеющего живую красоту природы.
Современный воспитанный человек – личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них. Человек глубокого, серьёзного образования и развитого ума. Вежливый – это человек, умеющий управлять своими эмоциями, независимо от того, каким темпераментом наделила его природа. Это всегда личность в высшей степени гуманизированная, личность, обогащённая всем разнообразием существующих связей и отношений.
Такие качества, как холодное равнодушие, способность юлить и пресмыкаться ради собственной выгоды, карьеризм, стяжательство, пошлость, - чужды нашей культуре.
Вот почему мы стараемся воспитать в наших детях гражданскую активность и высокую моральную ответственность. Мы стараемся приобщить их ко всему богатству человеческой культуры и к сложнейшему многообразию человеческих отношений. Мы стремимся не только распахнуть перед ними удивительный мир современных знаний, сегодняшней науки, но и заложить в сердца и умы наших детей доброту, гуманность, стремление к высоким идеалам и счастливую страсть к творчеству.
С чего начать?
«От новорождённого до пяти лет страшное расстояние». С этими словами Льва Николаевича Толстого невозможно не согласиться.
За «расстояние» в пять лет ребёнок должен уловить в начальном для него хаотическом нагромождении цветовых пятен, в сиянии отдельных красок направленность и чёткость линий, трёхмерность объёмов, в которую заключены предметы. И более того! За это время малыш должен понять и запомнить назначение огромного количества предметов. И научиться пользоваться многими из них.
За пятилетний срок ребёнок должен обрести такую ясность слуха, чтобы из несущихся со всех сторон звуков услышать и выделить те, которые сливаются в слова родного языка. Понять значения многих слов. Постигнуть премудрость разговорной речи.
В течение пяти первых лет малыш учится управлять движениями своего тела. Он изучает и познаёт мир, овладевая правилами общественного поведения. Экспериментируя и играя, ищет своё место в мире.
Невероятно важное это «расстояние» заполнено напряжением и сложностями, отражающимися на всём детском организме, и в первую очередь на психике ребёнка. И поэтому мы, взрослые, в этот период должны быть добрыми, понимающими, сочувствующими и мудрыми помощниками наших детей. Мы должны быть их верными и надёжными друзьями.
Возраст от 3 до 7 лет психологи и педагоги называют игровым. Малыш познаёт мир и приобщается к нему, проигрывая всё, что видит-наблюдает вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт. У него прекрасная память. И внимательно-пристальные глаза исследователя, наблюдателя, первооткрывателя.
Правда, наш малыш ещё не выработал своего собственного независимого поведения. У него ещё нет собственного мнения о людях и событиях, за которыми он так пристально наблюдает. Он ещё не научился сравнивать, оценивать. Зато, как талантливый актёр, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают. И нам – родителям и воспитателям – никогда не следует об этом забывать!
В этот период мы должны как можно больше играть с ребёнком. Учить его тем играм, которые знаем. Придумывать с ним вместе новые, пусть самые простые, игры. Играя, учить малыша культуре поведения. Учить его общению с людьми, приучать к дисциплине, порядку и труду.
Готовить малыша к школе надо тоже в игре. За игровым этапом следует учебный этап детства. Собственно, любознательность ребёнка, его жадное стремление к знаниям пробуждаются гораздо раньше. Уже в 3-5 лет наши дети становятся «почемучками». При правильных занятиях с ребёнком к 7 годам он готов не только к случайным «почему», но и к систематическим занятиям.
Психика ребёнка-дошкольника податлива и пластична. Он склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. И родители должны воспитать деликатность, заботливость, тактичность и сочувствие по отношению к сверстникам и взрослым.
Эти качества родители воспитывают собственным положительным примером и дружеской похвалой, одобрением всякого хорошего, доброго поступка малыша. В то же время осуждаются грубость, лень, жадность, несправедливость и ложь.
При всей требовательности родители не должны скупиться на ласку. Если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребёнку, выражают уверенность в его силах и способностях, у ребёнка появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда наша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку, к дисциплине.
Психически и физически каждый ребёнок развивается достаточно своеобразно. И всё же есть законы, бесспорно обязательные для каждого из нас – родителей и воспитателей.
Творящий человеческую душу и характер, прежде всего должен сотворить самого себя.
Лишь истинно гуманный человек может воспитать человека гуманного.
Лишь человек, активно относящийся к окружающей его жизни, может воспитать личность активную.
Лишь честный человек может воспитать человека честного.
И лишь человек высокой культуры может воспитать истинно культурного человека. Человека деликатно-внимательного и доброжелательно относящегося к людям. Умеющего творчески трудиться и получать радость от своего труда. Видящего и ценящего живую красоту природы и принимающего всю многосложную гармонию мира, в котором он живёт.
По мнению педагогов и психологов, дошкольник должен освоить следующие навыки:
- навыки, связанные с личной опрятностью;
- культура еды – поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;
- культура общения со взрослыми и сверстниками – дома и в общественных местах;
- культура игры, выполнение трудовых обязанностей.
Как прививать навыки вежливого поведения? Конечно, в первую очередь – пример, затем показ с чётким объяснением и организация упражнения.
Когда прививать эти навыки? С самого раннего возраста. Чем раньше ребёнок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять.
Список использованной литературы.
1. Л.Васильева-Гангнус «Азбука вежливости» - М./ «Педагогика», 1988
2. Д.С.Лихачев «Письма о добром» - Санкт-Петербург/ «Logos», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Будьте взаимно вежливы» Разговор – импровизация
Встречая друзей и знакомых,С улыбкой в глаза им гляжу.Быть вежливым очень легко мне,Я «здравствуйте» первым скажу....
Классный час «Разговор о вежливости»
публикация в журнале «Читаем, учимся, считаем»....
Классный час: «Вежливый разговор по телефону»
Цели: познакомить с историей возникновения телефона; сформировать навыки вежливого разговора по телефону; способствовать использованию учащимися этикетных выражений, которые со...
Правила вежливости при разговоре
Материал для тематической линейки...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...
Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада "Вежливый разговор"
Конспект занятия, посвященного привитию навыков культуры общения у дошкольников...