Мама, папа и я - читающая семья
методическая разработка по теме
Разработка родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mama_papa_i_ya_-_chitayushchaya_semya.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка общешкольного собрания «Мама, папа и я – читающая семья»
Цель. Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, школьный библиотекарь, учитель русского языка и литературы.
Подготовка.
1. На уроке проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:
а) Что ты больше любишь?
- читать сам;
- слушать взрослых.
б) Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- хвалят тебя;
- ругают тебя.
в) Читают ли в вашей семье книги вслух?
- читают;
- не читают.
г) Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
- да;
- нет.
2. На предыдущем собрании родители отвечали на вопросы анкеты:
а) Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?
- любит читать сам;
-слушать чтение взрослых.
б) Как вы поступаете, когда читает ваш ребёнок?
- хвалите его;
- ругаете.
в) Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
- конечно, да;
- нет.
г) Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок?
- безусловно, да;
- наверное, нет.
3. Изготавливаются таблички «ракета», «Дружба», «Снегурочка», «Звезда», «Жюри» и соответствующие этим названием индивидуальные жетоны для проведения жеребьёвки участников конкурса.
4. Классный руководитель, библиотекарь готовят задания для конкурса.
5. Классный руководитель составляет памятки для учащихся и их родителей.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) набор скороговорок;
б) обложки книг: «Цветик-семицветик», «Фантазёры», «Звёздочки на земле», «Рассказ о неизвестном герое», «Синие листья», «Совесть», «Трусиха», «Золотой петушок» и корешки книг с фамилиями авторов: В. Катаев, А. Барто, С. Маршак, В. Осеева, Н. Носов, А. Гайдар, Н. Артюхова, А. Пушкин.
в) набор сказочных вещей:
1) туфелька («Золушка» Ш.Перро)
2) Стрела (русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
3) Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
4) Шляпа (Успенский Э. «Все о крокодиле Гене и Чебурашке»)
5) Корзина (Русская народная сказка «Маша и медведь»)
6) Невод (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке)
7) шляпа (Н.Носов «Незнайка и его друзья»)
г) песочные часы;
д) памятки для родителей и детей;
е) эпиграф родительского собрания-конкурса «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А. П. Чехов) и задания для речевой разминки: мага́зин, красиве́е, шо́фер, мусоропро́вод, . нига, Ро . ина, . .ола,
Ведущий: Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания-конкурса, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.»
Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут.
Недавно мы провели в вашем классе анкетирование и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует о том, что только в трех семьях из десяти практикуется семейное чтение вслух. Лишь пять родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно прочитал их ребенок.
Если не изменит сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.
Не надо букварь заучивать наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и то же по пять и более раз. Берите книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песенки, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник верно подметил, а что нет. Тогда маленький читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. А еще лучше взять книжки-потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат написанному. В данном случае ребенок будет очень внимательно работать с текстом, проверять прочитанное, пусть даже только ради поиска смешных несовпадений. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю – достаточно. Смотрите диафильмы и поочередно читайте написанное в кадре. Мы с вами так детально рассматриваем проблему чтения, потому что оно является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки (прилагаются) помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.
А сегодня мы предлагаем вам уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Мама, папа и я – читающая семья». Итак, приглашаем участников нашего конкурса.
Ученики в костюмах героев Незнайки и Буратино.
- Незнайка, ты хочешь учиться?
- Конечно, хочу!
- Тогда Слушай! Книгу надо поднести поближе к носу. А сидеть можешь так, как хочешь, даже можно лёжа читать. Правда, ребята?
- Буратино, а зачем тебе палочка?
- Я ею взмахну, и ребята, не смогут правильно прочитать такие слова: магазин, красивее, шофёр, мусоропровод.
- Ах так! Тогда я попрошу Буквоеда съесть буквы в словах, и вы ни за что не прочитаете: . нига, Ро . ина, . ола. (Дети по желанию вписывают вместо точек пропущенные буквы и читают вслух слова: книга, Родина, школа.)
- Ах, вот вы какие! Тогда Буквоед все буквы в слове съест, и вы не догадаетесь, какой дикий зверь живёт в этом домике -
(Варианты: волк, лиса, заяц, бобр и др.)
- Ну ладно! Все испытания вы прошли, теперь можно и конкурс начинать.
1 тур. Сказочная разминка
1. Героиня повестей сказок Кэрролла. (Алиса)
2. Любимое выражение Карлсона. (Дело житейское)
3. Что потеряла Золушка на балу. (Хрустальная туфелька)
4. Кол-во оловянных солдатиков (25)
5. Имя поросёнка в сказке А. А. Милна «Винни –Пух и все - все- все». (Пятачок)
6. За кого вышла замуж Дюймовочка. (За принца эльфов)
7. Имя Карлика Носа. (Якоб)
2 тур «Откуда эти вещи?»
(Время выполнения 2 минуты) Каждая команда получает по две вещи и старается в течение 2 минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений.
1) туфелька («Золушка» Ш.Перро)
2) Стрела (русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
3) Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
4) Шляпа (Успенский Э. «Все о крокодиле Гене и Чебурашке»)
5) Корзина (Русская народная сказка «Маша и медведь»)
6) Невод (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке)
7) шляпа (Н.Носов «Незнайка и его друзья»)
3 тур «Кто быстрее?»
(Время подготовки- 2 минуты) Каждая команда получает одну скороговорку и готовится быстро и точно произнести её хором.
4 тур «Блиц - опрос родителей» Проводится без полготовки. Для выполнения задания приглашаются родители по одному участнику из каждой команды. Они должны сразу ответить на вопросы:
Из каких произведений взяты эти «крылатые слова»?
1. – «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»
(«Квартет» И.А.Крылов)
2. – «Свежо предание, а верится с трудом» («Горе от ума» А.С.Грибоедов)
3. – «Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона» («Слон и Моська» И.А.Крылов)
4. – «Рождённый ползать – летать не может» («Песня о Соколе» А.М.Горький)
5. – «Кому на Руси жить хорошо» (Поэма. Н. А. Некрасов)
6. – «Счастливые часов не наблюдают» («Горе от ума» А.С.Грибоедов)
7. – «К нам едет ревизор» («Ревизор» Гоголь)
4 тур «Найди автора»
(Время подготовки - 2 минуты) Группам вручаются обложки с названием книг. Им необходимо за отведённое время узнать названия книг и авторов.
Подведение итогов конкурса. Председатель жюри награждает команды.
Решение родительского собрания:
1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: читать ежедневно с ребёнком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.
2. Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чём дети будут рассказывать на уроках внеклассного чтения.
3. Включить в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.
4. Помогать ребёнку вести читательский дневник.
5. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце учебного года подвести его итоги и вручить призы победителям.
Список использованной литературы:
- Захарова С. Н. Детские праздники. Владимир, 1994.
- Никитин Ю. С. Спутник досуга. Мн., 1989.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. М., 1989.
- Шклярова Т. В. Справочник для начальных классов, М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Мама, папа и я -читающая семья"
Праздник проводится для учеников 3-4 классов и их родителей. Ведут праздник сами ребята.Они читают стихи, показывают сценки, проводят викторины и конкурсы для участников соревнования и болельщиков. Це...
«Мама, папа и я – читающая семья»
Методическая разработка общешкольного собрания. На собрании ставится цель воспитания любви к чтению у младших школьников и их родителей в игровой форме....
родительское собрание" Мама, папа и я читающая семья"
В конспекте есть памятки для родителей...
Проект “Мама, папа и я - читающая семья”
Читательский семейный проект создает условия для совместной деятельности семьи и библиотеки, в которых дети могут проявить интеллект.познавательную активность,возможность самореализоваться, повы...
Внеклассное мероприятие «Мама, папа и я – читающая семья»
laquo;Если с детства у ребенка не воспитаналюбовь к книге, если чтение не стало егодуховной потребностью на всю жизнь -в годы отрочества душа подросткабудет пустой, на свет божий выползает, какбудто ...
Литературная викторина «Папа, мама и я- самая читающая семья»
Данное мероприятие спланировано для учащихся 2 класса, где я являюсь преподавателем и классным руководителем. Главная задача данного мероприятия привлечь родителей к общественной деятельности в школе,...
"Мама, папа и я-читающая семья", внеклассное мероприятие
Материал преднозначен для учителей начальных классов....