Родительское собрание на тему "Международный терроризм и детский суицид"
методическая разработка (3 класс) по теме

Ивыгина Тамара Ивановна

Родительское собрание в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Проблема подросткового суицида


Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.
Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Иногда, настаивая на своих желаниях, они нас шокируют, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда Меня у вас не будет!»
Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом зависимы от близких взрослых, прежде всего от родителей, и у них только начинается процесс внутренней идентификации (самоопределения), поэтому мысли о том, что можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не приходят в голову

Подростковый суицид.
Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст (14 — 16 лет).
Сами подростки не могут четко обозначить причину, по которой они решили совершить самоубийство
( обычно причина суицида воспринимается подростком как тяготящая его проблема, решить которую не представляется возможным). Подросток может решить (выдержки) Самоубийство – это удел всех гениальных людей, несчастных в своем одиночестве и непонимании окружающими.
У подростка искаженное и незрелое представление о смерти. Смерть видится подростку как временное состояние, которое можно сравнить со сном, приходящим и уходящим. В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным шалостям: катанию на лифтах, подножке трамвая или цепляются за машины, различным играм на строительных площадках. Такое своеобразное бесстрашие объясняется тем, что у подростка еще не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдалённое будущее.
Подросток, который намеренно совершает суицидальные действия.
Что послужило этому?
Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в сою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства. Действительно, у большинства страдающих депрессией плохое настроение доминирует в общем состоянии, однако это не всегда так. Именно у подростков можно достаточно часто встретить отсутствие субъективно переживания даже при острых кризисных состояниях. Депрессия в этом возрасте может быть вызвана многими причинами.
Причины депрессии у подростков
• негативное отношение к своему телу (телосложению) в период полового созревания;
• приобретенной в этот период способностью критически воспринимать любую информацию, самостоятельно выполнять свои суждения, не опираясь на мнение взрослых, и, как следствие всего этого, возможной фиксацией на негативных оценках жизни;
• одиночество, низкой популярностью среди сверстников;
• трудностями в обучении, низкой школьной успеваемостью.
Существуют факторы, которые помогают подросткам справиться с переходными процессами данного возраста:
• хорошие отношения с родителями и со сверстниками;
• внешкольная занятость подростка в спортивных секциях, творческих кружках и т.п.;
• определенная социальная роль, подразумевающая высокую личную ответственность и моральные обязанности за выполняемые дела (например, шефство над младшими школьниками, уход за больными ит.п.)
Предпосылки к суициду
• неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;
• двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой — абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников);
• максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий
Признаки намерения совершения суицида
Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на две группы: словесные и поведенческие
Словесные признаки:
• открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
• косвенные намеки на совершение самоубийства (например "Больше не буду никому мешать", "Скоро от меня отдохнете" ит.п.)
• нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему(одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что, люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершают его);
• высказывания своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме ( например, "… смерть – всего лишь одно из сторон жизни", чего бояться – мы и так значительную часть жизни тратим на сон")
Поведенческие признаки:
• безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;
• налаживание отношений с непримиримыми врагами;
• отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;
• пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;
• отстранение от друзей и семьи;
• частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
• безразличие к окружающему миру.
Как уже упоминалось выше, причины, подталкивающие подростков к совершению самоубийства, во многом для них самих остаются непонятными. И все же можно выделить определенные группы факторов риска совершения в этом возрасте суицида.
Факторы риска совершения суицида
Семейные проблемы. неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку - грубость, унижение, побои. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.
Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера. измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.
Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.
Незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.
Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом.
Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.
Если замечена склонность школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:
1. внимательно выслушивайте. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.
2. внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.
3. придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.
Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком.
если вы слышите обязательно скажите никогда не говорите
1 "Ненавижу учебу, класс…" "Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?" "Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй"
2 "Все кажется таким безнадежным…" "Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь" "Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе"
3 "Всем было бы лучше без меня!" "Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит" "Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом"
4 "Вы не понимаете меня!" "Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать" "Кто же может понять молодежь в наши дни."
"Никому не нужны чужие проблемы"
5 "Я совершил ужасный поступок…" "Давай сядем поговорим об этом" "Что посеешь, то и пожнешь!"
6 "А если у меня не получиться?" "Если не получиться, мы подумаем как это сделать по-другому"
!Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное" "Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!"

Террор: бояться или бороться?

Количество жертв необъявленной террористами войны неуклонно растет. Бесчеловечные теракты уносят жизни россиян и гостей страны, расширяется география террористической деятельности. Города Москва, Буденновск, Буйнакск, Волгодонск, Грозный, Волгоград, Владикавказ, Кизляр, Ставрополь, Ессентуки, Пятигорск, Минеральные Воды, Моздок — вот далеко не полный перечень населенных пунктов, подвергшихся варварским злодеяниям террористов. Вот почему так важно для нас использование и совершенствование действующего в стране механизма и защиты жертв террора.
Основным документом, определяющим правовые и организационные основы борьбы с террористическими проявлениями в России, является принятый 25 июля 1998 года Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон). Он регулирует порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных организаций и объединений, должностных лиц и отдельных граждан, осуществляющих борьбу против терроризма.
Кто возместит вред, причиненный в результате теракта?
Статья 17 Закона возлагает обязанность возместить вред, причиненный в результате теракта, на субъект РФ, на территории которого он имел место, либо нескольких субъектов и в случае невозможности (превышение размера компенсации возможностей бюджета данного субъекта) — на федеральный бюджет. Возмещение вреда, причиненного иностранным гражданам, производится также за счет средств федерального бюджета. Во всех случаях Закон предполагает последующее взыскание сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.
В практике применения ст. 17 Закона возник вопрос о том, следует ли содержащееся в данной норме права понятие вреда распространять и на случаи причинения гражданину, ставшему жертвой террористической акции, морального вреда и на основании этого взыскивать в его пользу денежную компенсацию. Безусловно, следует, утверждают весьма компетентные юристы, а так называемое сомнение является, по их мнению, следствием либо непонимания правовой природы термина «моральный вред», либо нежеланием применения последствий в случае его признания в виде взыскания денежной суммы. Так что пострадавшим от терактов гражданам следует требовать возмещения вреда по полной программе — и материального, и морального.
Но, конечно же, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому нанесен моральный вред. При этом существует объективная сложность оценки в денежной сумме, к примеру, страданий заложников, иных жертв терактов.
Социальная реабилитация — законное право граждан
Теракт — это всегда трагедия. Люди теряют родных и близких, собственное здоровье, порой любимую высокооплачиваемую работу. А разве не беда потеря жилья?
Одним из достоинств Закона является то, что в числе основных принципов борьбы с терроризмом он указывает на принцип приоритета прав лиц, подвергшихся опасности в результате террористической акции. Это значит, что пострадавшие не должны быть просителями с протянутой рукой, а права их подлежат первоочередной и преимущественной защите. Этой задаче и служат положения ст. 18 Федерального закона «О борьбе с терроризмом». Цель, предусмотренная законодателем, — создание этим людям таких условий, которые бы обеспечили им определенный уровень жизни, а также компенсировали понесенные ими материальные и моральные потери.
Для возвращения пострадавших к нормальной, социально активной жизни предусмотрена возможность оказания правовой помощи, психологической, медицинской реабилитации, а также содействие в трудоустройстве вплоть до восстановления на работе и предоставления жилья.
Выделение жилья осуществляется в соответствии с закрепленными в законодательстве социальными нормами и в соответствии с установленным порядком. В период, наступивший непосредственно за событиями, повлекшими утрату жилья, оставшиеся без крыши над головой люди обеспечиваются временным жильем. В том числе в гостиницах, общежитиях, домах отдыха.
Источником средств для социальной реабилитации определены федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, на территории которого совершен конкретный теракт.
Кто защитит защитников?
Статья 20 Закона определяет возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом.
Пункт 1 статьи 20 отсылает нас к гражданскому законодательству Российской Федерации, где и определен порядок возмещения вреда здоровью и имуществу граждан. В частности, п.п. 2, 3, 4 этой статьи предусматривают конкретные единовременные пособия и пенсии лицам, принимавшим участие в борьбе с терроризмом. Здесь следует помнить и о статьях 150 и 151 ГК РФ, где говорится о защите нематериальных благ и возмещении морального вреда.
А вот как регламентирует общие основания ответственности за причиненный вред статья 1064 ГК РФ:
«1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества».
Здесь уместно вспомнить также Постановление Правительства РФ от 22.01.97 г., согласно которому в случае гибели лиц, привлекавшихся к выполнению специальных задач, или смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в выполнении специальных задач в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных ими в период и в связи с выполнением указанных задач, их погребение осуществляется за счет организаций, привлекавших их к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом.
Обращаясь за компенсацией по возмещению вреда, обратите внимание на параграф 2 главы 59 ГК РФ, где статья 1084 закрепляет положение о том, что «вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой (глава 59), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности».
Статья 1090 ГК РФ содержит основания, по которым размер возмещения может быть изменен в связи с соответствующим изменением степени утраты трудоспособности потерпевшим. Увеличение (снижение) размера платежей может быть произведено по требованию заинтересованного лица в добровольном порядке, а в случае возникновения спора — судом.
Суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при увеличении минимального размера оплаты труда подлежат индексации в установленном ст. 318 ГК РФ порядке.
Лицам, находившимся на иждивении погибшего, а также лицам, получившим увечье или иное повреждение здоровья, назначается пенсия в соответствии с законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы детского сада "Дети и родители на школьном старте".

Цель собрания: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадапта...

Родительское собрание №3 "Причины и последствия детской агрессии" 2 класс

Родительское собрание №3 "Причины и последствия детской агрессии" 2 класс...

Родительское собрание "О чем может рассказать детский рисунок"

Анализ детских рисунков по теме "Я и моя семья"...

Родительское собрание во 2 классе по профилактике суицида

Цель: профилактика детской агрессии.Задачи:  обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;Способствовать формированию у родителей умений и навыков совладеющего ...