Родительское собрание "О чем может рассказать детский рисунок"
материал по теме
Анализ детских рисунков по теме "Я и моя семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
« О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК »
Выполнила и провела
учитель высшей категории
Емельянова Светлана Петровна
О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК .
К услугам детей бумага , карандаши , фломастеры и краски . На данный момент мало для кого остается секретом тот факт , что рисунки могут сказать о нас очень многое .
Все , что попадается детям на их пути и привлекает внимание , отображается на бумаге. И если присмотреться к творчеству детей , многое можно увидеть и понять о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии окружающего его мира , отношении к людям и вещам .
Рисунки таят в себе великое таинство ,приоткрывая нам дверь в некоторые уголки человеческого сознания . И так , попробуем через рисунок узнать больше о наших детях .
Рисунок – это зеркало человеческой души , своеобразное выражение личности на бумаге , в нем отражается многое из того , о чем люди даже не подозревают.
Когда рисунок рисует , он неконтролируемо изливает на бумаге свои эмоциональные состояния , переживания , отношения, то, что сейчас в его маленьком внутреннем мире является волнующим. Рисунок показывает не только эмоциональное развитие ребенка , но и дает представление о степени развития личности . В рисунках отражается представление ребенка о цветах , форме , размерах, явлениях .
По рисунку можно определить уровень личностного развития ребенка по отношению к себе и миру . « Рисунок семьи » отражает отношение ребенка к своей семье , его восприятие отдельных членов семьи и отношений в целом.
Сегодня мы поговорим о рисунках детей , включающим в себя главным образом человеческие фигуры .
Ребята получили : белый лист А4 и набор цветных карандашей/ фломастеров . Задание к тесту « Рисунок человека» и « Рисунок семьи » было простое – «нарисуй человека» и «нарисуй свою семью» .
Теперь рассмотрим рисунок вашего ребенка . Для начала хотелось бы предостеречь родителей – не следует торопиться с выводами , если вы обнаружите в рисунках своего « что-то не то » . Возможно , ребенок отобразил в рисунке сиюминутное настроение . Ведь если, например , накануне он поссорился с братом и сильно обиделся на него , то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить , что ребенок терпеть не может своего брата.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
В первую очередь , обратите внимание на то , какое первое впечатление производит на
вас рисунок . Какое он вызывает у вас настроение – радостное или угнетающее . Это будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком , какое настроение он транслирует .Обратите внимание на размер и расположение рисунка на листе . Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа , а только на какой- то его части .
Также такие дети отличаются тем , что часто перерисовывают то , что нарисовали , стирают детали , которые им не понравились , снова и снова . Посмотрите на содержание правой и левой стороны листа – каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка .
ПРАВАЯ сторона – обозначает связь ребенка c отцом и его видение будущего .
ЛЕВАЯ сторона – рассказывает о его прошлом , привязанности к дому , и , прежде всего , к матери .
ВЕРХНЯЯ часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка .
НИЖНЯЯ часть – с материальным миром .
Уверенный в себе , уравновешенный ребенок концентрирует изображение в центре листа
Те , у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного я пытаются охватить рисунком все пространство .
ЛИНИИ.
Уверенные в себе дети рисуют в основном четкими жирными линиями , со средним нажимом на карандаш .
Нерешительный же ребенок, наоборот , выбирает не очень яркие цвета и рисует, едва касаясь бумаг , отчего его творения получаются блеклыми и невыразительными .
Слабый нажим также указывает на сниженное настроение ,мышечную слабость.
И наоборот , сильный нажим указывает на повышенный тонус, эмоциональную напряжен- ность
Агрессивный ребенок часто непроизвольно ломает грифель карандаша или быстро его исписывает .Нажим настолько силен , что такие дети нередко карандашом рвут бумагу , на которой рисуют .
Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких линий.
Дети с ВОЛЕВЫМ характером , реалисты, отдают предпочтение прямым линиям и четким углам , редко используя кружочки и овальные формы
ЦВЕТА .
В норме дети используют широкую палитру цветов в своем рисунке .В рисунке они как бы воплощают все краски жизни . Если ребенок использовал для рисования яркие , жизнерадостные цвета – это говорит о его положительном отношении и хорошем настроении . Если же рисунок выполнен во мрачных – серых , темно- серых , черных тонах , - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка . Например , в Армении после землетрясения 1987 года , работавшая группа детских психологов , которые пытались вывести детей из посттравматического состояния , изучая , в том числе , и детские рисунки , констатировала , нарисованные бурыми , черными , бордовыми цветами – хотя детям давали на выбор все цвета - расколотые напополам дома , падающие стены . Обычно рисунок был маленький и располагался где – то в углу листа , что характерно для депрессивного состояния .
В рисунке семьи посмотрите , не «забыл» ли , ребенок нарисовать себя , и где он себя нарисовал . Если обнаружите , что он нарисовал себя где – то в уголке , спиной к остальным членам семьи , велика вероятность что он чувствует себя изолированным , одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания .
Еще тревожнее ситуация , когда ребенка совсем нет на рисунке . Поговорите с ним об этом. Конечно , все может быть совсем не так трагично , просто ребенок имел в виду что-то совсем другое .
А если , наоборот , ребенок в рисунке семьи нарисовал только себя , то , может быть он – маленький эгоист, привыкший быть центром семейной жизни , объектом заботы и внимания со стороны всех остальных членов семьи , и непривыкший заботиться и думать о других?
Рассмотрите , кого и как изобразил ребенок . По размеру фигур родственников и их расположению можно судить о том , как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье .Если кто-то из домочадцев , изображенных на рисунке , выше всех ростом , значит, он – не только самый значимый для ребенка член семьи , но , скорее всего , с точки зрения ребенка, - самый главный человек в семье . Те члены семьи , которых ребенок нарисовал ближе всего к себе , - наиболее приятные , любимые и желанные в общении личности для ребенка , а также воспринимаются ребенком психологически ближе .
Посмотрите внимательно на выражение лиц нарисованных персонажей. Спросите у ребенка , как они себя ощущают , весело им или грустно , и почему у них такое настроение ? Спросите , чем они занимаются на рисунке , о чем думают ?
ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ в рисунке .
*** детально прорисованные половые органы ( признак наличия проблем в сексуальной сфере ) ;
***наличие крови (признак перенесенной травмы ) ;
*** пораженные участки тела в рисунке человека (язвы , болячки, темные пятна ), наличие дупла в рисунке дерева ( признак переживания органического, наличия медицинчких);
*** наличие заштрихованных , зачеркнутых предметов ( признак повышенной тревожности ) ;
*** «пропуски» или «забытые» в рисунке части тела ( признак нарушения представления об общей структуре тела , наличие тяжелой травмы ).
И еще , важным моментом в диагностике рисунка будет рассказ ребенка, о том , что он нарисовал и почему . Многие моменты становятся ясными и понятными . Рассказывая о некоторых персонажах рисунка , ребенок зачастую рассказывает о себе , о собственных переживаниях , о том , что он истинно хотел выразить этим рисунком . Важно уважительно относиться к детскому творчеству . Здесь не может бытьплохих или хороших рисунков.
Рисунок – творчество в котором ребенок выразил частичку себя , и оно прекрасно само по себе . Ваше одобрение и восхищение его творчеством – это большая сладкая конфета для его личности , поддержка его самооценки , веры в себя и в свои возможности .
Если вы , проанализировав рисунок вашего ребенка , узнали что-то такое , что вызвало у вас беспокойство и тревогу , не спешите расстраиваться .
Повторю , все может быть совсем не так . Попробуйте повторить диагностику ( а анализ рисунка «МОЯ СЕМЬЯ»- не что иное , как способ диагностики восприятия ребенком семейных взаимоотношений) еще раз , через какое-то время .ональному
И если результат повторится , лучше всего обратиться за консультацией к профессиональ- ному психологу .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...
презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс
презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...
Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"
Работа над проектом способствует развитию художественно-творческих и познавательных способностей обучающихся, интереса к чтению и книге, формированию читательского кругозора,приобретению опыта в самос...

Проект на тему: О ЧЁМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ БИБЛИОТЕКА
Учебный проект ученицы 2 класса на тему "О чем может рассказать библиотека". Может быть использован на внеклассных занятиях с учащимися....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)
Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...

Родительское собрание: «О чем может рассказать дневник»
Цели:1. Показать родителям значение дневника как основного документа в работе школьника.2. Помочь семье в воспитании у детей таких качеств, как ответственность, аккуратность, обязательность.3....