Малые фольклорные жанры и их роль в развитии речи младших школьников.
статья

Власова  Анна Ивановна

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rr.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Янгулова Виктория Георгиевна, учитель начальных классов,

                                Власова Анна Ивановна , учитель начальных классов,  

     МБОУ Озерная СШ № 9, Ширинский район, село Черное Озеро

«Начало искусства слова - в фольклоре»

М.Горький

Малые фольклорные жанры и их роль в развитии речи младших школьников.

Введение

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь.

Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи в целом и к собственной речи в частности, с необходимостью ее совершенствования и обогащения.

Дети постигают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать определенными навыками, которые помогают им использовать речь в ее различных функциях.

Школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим  языковое осознание и воспитание учащегося,   а также сохранение и развитие русского языка и культуры.

Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это малый фольклор.

Сказки

Сказка представляет собой прекрасное творение русского народа, любой ребенок помнит эти произведения с детства. Сказкой называют художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Любовь и интерес к сказке появляется в раннем детстве и сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Важность народной сказки обозначил К. Д. Ушинский: «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании». Сказка пронизывает все виды активности ребенка, особое же влияние сказка оказывает на художественно-речевую деятельность. Увлечение словесным творчеством в начальных классах школы можно наблюдать практически у каждого ребенка. Детское воссоздающее воображение и память стимулируют самостоятельные попытки реализации своих замыслов, интерпретируемых словесно как истории-сказки.

В процессе занятий по речевому развитию рекомендуются следующие основные виды деятельности детей:

− прослушивание сказок и их запоминание;

− пересказ сказки одним ребенком или поочередно (по предложениям) группой детей;

− сочинение продолжения к известной сказке или иного конца сказки; − сочинение сказок (группой или индивидуально);

− рисование сказок;

− инсценировка сказок (кукольный театр, музыкальный спектакль);

− игры, основанные на сказочных образах и сюжетах, связанных с явлениями природы и животным миром.

Основными этапами, формами и методами работы со сказкой, педагогическими задачами являются:

− формирование у детей умения слушать, сопереживать, анализировать поступки героев;

− активизирование словаря посредством диалоговой речи;

− формирование навыка правильной формулировки ответа на вопрос по содержанию прочитанного;

− формирование навыка пересказа отдельных частей, полностью произведения, с продолжением, по ролям и т. д.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Работа с пословицами и поговорками -  это последовательная, постоянная учебная работа, которую нужно планировать на каждый урок.  Это особенно важно в начальной школе.

Современные технологии позволяют  использовать различные сборники  иллюстрированных  пословиц и поговорок   на уроках русского языка и на внеклассных мероприятиях. Дети  на этом этапе  с удовольствием рассматривают и легко запоминают их, вспоминают  пословицы и поговорки, с которыми встречались раньше.

     Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, детям можно давать   такие задания:

1. Закончи пословицу.

2. Кто больше.

3. Найди пару.

4. Какая пословица лишняя

5. Собери пословицу.

У детей постепенно формируется умение «замкнуть речь пословицей», а это значит, научились сопоставлять и соотносить их с жизненными фактами и ситуациями. Ведь само слово пословица, если разобрать по составу, говорит о том, что пословица заканчивает речь, приводится вслед за словом. Здесь детям можно предложить следующие задания: ответить на вопрос пословицей или поговоркой.

* Какую пословицу учитель скажет тому, кто первым сделал самостоятельную работу, но допустил ошибки?

*  Если в какой-то трудной ситуации ваш друг не пришел к вам на помощь, какую пословицу вы вспомните?

Определить, какая пословица изображена на картинке.  

* Сопоставить  пословицы  и поговорки  с художественной литературой.

 Для этого заранее   подобрана  литература. В список литературы входят  не только новые произведения, но и хорошо известные рассказы и сказки. А также любимые детьми басни И. Крылова, рассказы Л.Н.Толстого.   Дети  вспоминают  пословицы, которые подошли бы к героям произведения или к самому произведению. С их помощью дают советы этим героям. Например:

Какой басне или русской народной сказке подойдет концовка:

«Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй» («Стрекоза и Муравей»),

«На языке медок, а под языком ледок» («Лиса и Ворона»),

«Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и Журавль») и др.

 Или наоборот: озаглавь сказку пословицей, закончи пословицей.

Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможности его выражения в слове. Поэтому детям нужно предлагать как можно больше  иллюстрировать пословицы и поговорки. Рассказы детей в этом случае становятся выразительными и разнообразными. Можно рисовать схематически.

Загадки

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка - что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.

Загадки обогащают словарь детей за счет многочисленности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать ее.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь - доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, уметь замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Взять хотя бы букварный период обучению чтению. Чтобы подвести учеников к выделению определенного звука или буквы, учитель может прибегнуть к загадке. Вот один из примеров. На уроке, посвященном выделению звука и буквы "же", можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести. Показать рисунок с изображением жука. И совсем другое - начать с загадки. Скажем, вот с такой:

Не жжужу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вдоволь на жжужусь.

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала.

На уроках русского языка учитель включает разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Приведем примеры по использованию игр в загадки в практике.

1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков, например: 

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз - словарное слово. Отгадка - ключ к его запоминанию)

Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в единое целое.

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связь его по ассоциации с другими), например: 

Белая скатерть всё поле покрыла.

(Снег - парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает запомнить правило.

3. В загадку включаются противопоставления, например: 

По земле ползёт, а к себе не подпускает.

(Земля - безударная гласная в корне слова требует проверки)

 Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: 

Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает.

(Дверь. Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости.) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово, например: 

Первое - предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом.

 (За - дача - в отгадке правило "чаща", надо вспомнить, как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все слово - корень)

6. При изучении правил правописания: жи - ши, ча - ща, чу - щу можно использовать загадки. Например:

Два берёзовых коня

 По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их … (лыжи)

Если дождик, мы не тужим

 Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять. (Калоши)

Что за звездочки такие

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее цветок и лист

Нам с тобой идут на чай.

Что за травка, отгадай! (душица)

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (шиповник)

Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

Скороговорки.

Многие дети в  школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная и они не могут выговаривать некоторые звуки. Есть один весьма простой и несколько забавный способ для того, чтобы усовершенствовать дикцию  – это скороговорки.

Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. 

Скороговорка - род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, если произнести фразу полностью. Для проработки разных звуков, например [щ], [ш], [с], [ж] и т.д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того, чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая.

Дети очень любят скороговорки, так как детские скороговорки сказочны, забавны по смыслу.  

С раннего детства нам запомнились весёлые скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова.

Карл у Клары украл кораллы.

Скороговорка будит фантазию, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.

Пошагово отрабатывая скороговорки и трудные слова, можно добиться великолепной четкости речи. А список шагов очень прост:

Шаг 1. Слоговое проговаривание.

Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро - критическое заблуждение!

Сначала надо проговорить скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге - правильно выучить скороговорку.

Наша цель -  научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово.

Таким образом, отрабатывая каждый звук в скороговорках, мы добьёмся лёгкости в произношении слов в повседневной речи.  

Шаг 2. Чтение по губам.

Когда ребёнок сможет выговорить скороговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию.

 Шаг 3. Произношение шёпотом.

Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые  произносит ребёнок, должны быть тихими, но четкими! Пусть ребёнок представит себя суфлёром в театре, его шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.

Шаг 4.Медленное и чёткое произнесение вслух.

После того, как ребёнок четко прошептал скороговорку, настало время проговорить её вслух. Произносить надо медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - нужно научиться говорить медленно!

Шаг 5.Произнесение с разной интонацией и в разных стилях.

Теперь, когда ребёнок полностью выучил и проработал текст, можно скороговорку произнести  с разной интонацией, в разных "стилях".  Проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Потом продемонстрировать скорость  речи. Затем можно попробовать спеть фразу.  

Заключение

Таким образом, малые формы фольклора - незаменимый материал различных упражнений по развитию речи. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики, обогащают свой словарь и т. д.

Литература

  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на
    уроках русского языка 1- 4 кл. - М., 2003.
  2. Волина В. Веселая грамматика. - М., 1995.
  3. Гвоздева Е.М. Как я использую загадки, пословицы при изучении
    проверяемой безударной гласной в корне // Начальная школа. - 1993.
    - № 3.
  4. Даль В. Пословицы русского народа. - М., 2003.
  5. Ладченко А.Л. использование пословиц на уроках // Начальная
    школа, 1997. - № 7.
  6. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. - М., 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Роль сочинений в развитии речи младших школьников

данный материал может быть использован при подготовке к уроке...

Развитие речи младших школьников через малые формы фольклора.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь.Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще, и к собственной речи в...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Игра в образовательном процессе и её роль в развитии способностей младших школьников

В школе автор работет уже много лет. За плечами большой практический багаж, да и в школе за это время произошло много изменений. В свое время использовались различные педагогические технологии, а вот ...

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...