Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»
материал (1,2,3,4 класс) по теме
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разработке программы “Воспитываем вместе”. Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Основным проектируемым результатом педагогического и психологического просвещения родителей является формирование культуры родителей, которой присущи следующие качества: 1. готовность оказывать помощь школе, где обучается и воспитывается ребенок; 2. владение умениями и навыками общения: друг с другом, со своими собственными детьми, с друзьями своих детей, с педагогами детей; 3. нравственная устойчивость, патриотизм, широкий кругозор, высокий уровень общей культуры и интеллекта; 4. Наличие компетенций в области воспитания; потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospityvaem_vmeste.rar | 384.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа п.Сибирский, Ханты – Мансийский район
Программа
«Воспитываем вместе»
Автор программы: учитель начальных классов
Сидыганова Людмила СЕРГЕЕВНА
2010 г.
Программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.
Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, степень благоприятности которой определяется рядом параметров, от социально-экономических условий до демографического фактора. Какую бы сторону развития ребенка мы ни брали, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разработке программы “ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ”.
Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Основными приоритетами при реализации данной программы являются:
- опора на базовые потребности ребенка;
- развитие личности в процессе воспитания;
- совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;
- профессионализм кадров, педагогических и управленческих;
- педагогизация социальной сферы, т. е. независимо от направления любая деятельность в школе реализует педагогическую систему трех целей: воспитательную, обучающую и развивающую
Целью программы является:
Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
Задачи программы:
- создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;
- обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
- воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
- организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
- формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;
Программа “Воспитываем вместе” призвана объединить усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения. Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на результативное взаимодействие.
Модель взаимодействия
“АДМИНИСТРАЦИЯ- РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ”
Срок реализации программы 4 года. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (любой воспитанник в возрасте от 6 до 10 лет), а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы “Воспитываем вместе”. С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).
Программа “Воспитываем вместе” предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.
Первый уровень
“Забота о ребенке”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей.
Второй уровень
“Просветительский”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей: семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми школьного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность.
Третий уровень
“Реориентационный”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.
Для выполнения задач программы “Воспитываем вместе” необходимо выделить основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:
1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей” предполагает:
проведение исследования с целью изучения как родительских запросов в отношении дополнительных образовательных услуг, так и установок родителей на нравственное и эстетическое развитие детей;
для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;
изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
2. Направление « Формирование у родителей понимания к школьному образовательно-воспитательному пространству, предполагает:
- определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и образованию ребенка;
- непосредственное включение родителей в процесс образования и воспитания детей в творческих объединениях:
- присутствие родителей на занятиях;
- периодическое выполнение ими “семейных заданий”;
- обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.
- родители выступают как субъекты целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:
- сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;
проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;
4. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи” предполагает:
- создание “просвещенной культуры” родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.
5. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:
- сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;
проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;
5. Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности” предполагает:
- подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;
- выяснение организационных проблем существующих в творческих коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
- определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они
предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают; - непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшему развитию учреждения.
Для анализа результативности осуществляемой работа по программе “Воспитываем вместе” должен проводится мониторинг, с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методы наблюдения, обратная связь в конце каждой встречи с родителями, собственная рефлексия). Мониторинг включает в себя проведение исследований по изучению запроса родителей и организации образовательного процесса, это предполагает вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведения образовательного процесса в учреждении. Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяет оценить эффективность работы с родителями
Предполагаемыми результатами программы может стать:
- выстраивание системы взаимоотношений: “администрация- педагог – ребенок - родитель”, по принципу “человек - человек”;
- участие родителей в планировании и анализе деятельности учреждения;
- положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка;
- включение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.
Сотрудничество школы с семьей.
№ п/п | Целевая установка | Содержание деятельности | Контроль за ходом. Информ. Обеспечение |
1. | Изучение особенностей среды, окружающей школу. | 1.Изучение условий семейного воспитания ребенка, социально – профессионального состава родителей. | Заполнение психолого – педагогической карты учащегося, классный журнал. |
2. Анализ результатов диагностики, определение форм взаимодействия школы с семьей и общественностью. | Совещание при директоре | ||
2. | Включение семьи и общественности в педагогический процесс, анализ, оценка результатов, прогнозирование его развития. | 1.Проведение общешкольного родительского собрания « Перспективы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей». 2.Организация и работа консультативной психолого - педагогической службы по оказанию помощи родителям в воспитании, координации действий школы и семьи, разрешение конфликтных ситуаций. 3. Разработка системы мер по повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей. 4. Оказание социально – материальной помощи нуждающимся семьям. 5.Организация совместной деятельности школы и семьи с детьми, требующими усиленного внимания. | План подготовки собрания. План работы родительского комитета, Управляющего Совета. План работы родительского комитета, Управляющего Совета План работы родительского комитета, Управляющего Совета План индивидуальной работы с детьми. |
3. | Включение родителей в педагогический процесс. | 1.Установление единого родительского дня для проведения открытых уроков и занятий для родителей, встреч родителей с учителями и воспитателями, администрацией школы. 2. Привлечение родителей: - к участию в общешкольных, классных, внеурочных мероприятиях, проведению творческих встреч, к работе в качестве руководителей кружков, секций, объединений по интересам. | План работы родительского комитета школы. |
4. | Создание системы взаимодействия школы с внешкольными учреждениями, производственными и общественными организациями общественными организациями. | Организация участия школьников и дошкольников и педагогов школы-сада в окружных, городских и районных мероприятиях: -районные предметные олимпиады; -конкурс «Лучший ученик года», -конкурс «Лучший педагог образовательного учреждения ХМАО - Югра» | План работы комитета по образованию, план работы учреждения. |
5. | Содержание внутришкольного контроля за деятельностью педагогической системы | 1.Состояние психолого- педагогической помощи школы- сада родителям учащихся на основе индивидуального подхода к семье ребёнка. 2.Опыт осуществления сотрудничества классного руководителя и воспитателей с семьёй ребёнка. 3.Охват детей кружковой работой во внешкольных учреждениях. 4.Организация совместной деятельности школы – сада и семьи с детьми, требующими усиленного внимания. 5. Об эффективности деятельности консультационной службы школы. | Управляющий Совет Управляющий Совет. ДПЦ Управляющий Совет. Управляющий Совет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект "Учимся жить вместе"
Цельпроекта: Развитие социальных, коммуникативных, и творческих компетенций младших школьников....
презентация педагогического проекта "Учимся жить вместе"
Создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности....
Советы родителям "Воспитываем трудолюбие"
помощь родителям в воспитании трудолюбия у детей...
Консультация для родителей "Воспитываем изобретателя"
Это интересно!...
Лекторий для родителей "воспитывать любя"
О правильном воспитании детей любовью, без всяких укоров и упреков....
Педагогическая и психологическая реабилитация, вместе с медицинской и инженерной, выгодно дополняют друг друга, способствуя осуществлению комплексного подхода в реабилитации лиц с различными нарушениями развития.
Творчество и ребёнок – это неотъемлемые составляющие процесса развития. Творчество – это то, что приносит радость ребёнку. Развитие творческих способностей для детей с умственной отсталост...