Лекторий для родителей "воспитывать любя"
статья (4 класс) по теме

О правильном воспитании детей  любовью, без всяких укоров и упреков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy_2.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитывать любя

(родительский лекторий)

Любовь, доброта, смех, дисциплина. Какое слово в этом ряду лишнее? Подумали? Ответ: здесь нет лишнего слова. Вопреки распространенному мнению, значение слова «дисциплина» — не отрицательное. «Дисциплина» происходит от греческого «обучение». Обучая ребенка, мы ведем его из детства во взрослость. Путь этот труден и долог. Цель дисциплины — помочь ребенку достичь того уровня зрелости, который позволит ему стать полноценным членом общества, самостоятельным и ответственным.

Развивая ум ребенка, тренируя его характер, чтобы он сам впоследствии мог контролировать свои действия, мы должны использовать все доступные средства: учить его на собственном примере, демонстрировать различные модели поведения, давать словесные указания и наставления, почаще использовать просьбы, беседовать о том, как правильно вести себя, поправлять его, когда он поступает плохо... Как видите, средств очень много. Наказание — лишь один из способов воспитывать ребенка: ему принадлежит определенное место в системе воспитания, однако в большинстве семей им злоупотребляют. Часто родители считают, что наказание и дисциплина — синонимы, а воспитывать — значит, наказывать. Наказание — один из типов воспитания, причем самый негативный.

Некоторые родители, и особенно тот, кто в детстве сам не чувствовал в семье любви, сводят воспитание к наказаниям. Они упускают из виду многие другие, очень важные позитивные формы воспитания. Чтобы достичь желаемого воспитательного эффекта, родители должны регулярно утверждать ребенка в уверенности, что его любят.

                     К ЗРЕЛОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Что же такое — приучать к дисциплине? Это значит — установить родительский авторитет, дать ребенку указания, как вести себя, и, наконец, помочь ему жить в соответствии с этими указаниями. У каждого народа во все эпохи были свои нормы, определяющие зрелое поведение, и способы, которыми ребенку помогали достичь этих норм. И вот совсем недавно, в нашем веке, возникли течения, последователи которых считают, что дисциплина детям не нужна и даже вредит им. Ребенку позволяют делать все, что он пожелает. Такой подход к воспитанию детей не делает их ни счастливей, ни самостоятельней.

В каждом обществе сложились определенные моральные нормы: что-то делать можно, а чего-то — нельзя. У каждого народа есть свои законы, правила, своя этика. Если кто-то решит эти законы нарушить, он вредит и себе, и всему обществу в целом.

Родителям принадлежит основная роль в воспитании детей: именно они преподают нормы поведения, принятые в их обществе. Дети не способны решать, как действовать, ведь у них нет опыта. Пока он мал, родители должны устанавливать твердые правила и полностью контролировать его поведение. Это значит, например, что они не позволят Владу заползти в камин, даже если пламя привлекает малыша и ему очень хочется это сделать. Потом, когда Влад научится ходить, они не дадут ему выбежать на дорогу, чтобы он не попал под машину. Они спрячут от него лекарства и другие ядовитые вещества, чтобы он случайно не отравился.

Начиная от раннего детства — этапа, на котором требуется полный контроль, родители ведут ребенка к зрелости, к самоконтролю и самодисциплине. Этот путь займет более десяти лет, и его предстоит одолеть каждому ребенку. Ответственность за успех целиком ложится на родителей. От них потребуется мудрость, воображение, терпение и большая любовь.

 ЛЮБОВЬ И ДИСЦИПЛИНА

Тот, кто любит, всегда соблюдает интересы другого, так же ведет себя и тот, кто воспитывает. Значит, воспитание — это проявление любви. И чем больше любви чувствует ребенок, тем легче добиться от него послушания. Причина в том, что он должен полностью присоединиться к мнению родителей, чтобы принять их наставления без враждебности, обиды и сопротивления (пассивной агрессии). А значит, прежде чем начинать воспитывать ребенка, необходимо, чтобы он был уверен в вашей любви.

Если ребенок не отождествляет ваши интересы со своими, всякий раз, когда вы просите его или приказываете ему что-то сделать, он считает, что вы хотите навязать ему свое мнение, ваши требования его возмущают. В конце концов он может удариться в крайность, и любая родительская просьба будет приводить его в такое негодование, что он будет поступать прямо противоположно тому, о чем вы просите. К сожалению, такое не редкость в наши дни.

Владу десять лет. Его отец все время проводит в разъездах: этого требует работа. В выходные отец занимается домашними делами: подстригает траву на лужайке перед домом, что-то ремонтирует. Иногда по субботам он ходит на футбол. Влад видит его очень редко. Время, которое уделяют ему родители, доказывает ему их любовь, поэтому отцовской любви он не чувствует. Обычно после рабочей недели отец измотан физически и морально, проделки Влада раздражают его, и он не дает сыну спуска. Чуть что, он кричит на мальчика, бывает с ним резок. В этом и заключается все его воспитание. Отец считает, что он помогает сыну исправиться, стать ответственным молодым человеком. На самом деле обижается на него и боится отца. Ему не особенно хочется делать то, что требует отец, и он старается пореже попадаться тому на глаза.

Даже случайный наблюдатель без труда заметит связь между недостатком любви и недостатком уважения. Мальчик не обижался бы так на отца за резкость и грубость, если бы был уверен в его любви. Когда нет этой уверенности, как в случае с Владом, такими методами нельзя воспитать ответственность. Отцовский крик порождает в мальчике лишь злобу и неприятие.

Если бы Влад был уверен в том, что отец любит его, он понял бы, что отец заботится о его благе, даже если использует не слишком правильные методы воспитания. Но поскольку любви он не чувствует, он считает отцовские требования — бессмысленными. Владу кажется, что он только досаждает отцу, всегда ему мешает, и это серьезно травмирует мальчика, он перестает себя уважать.

Как важно чувствовать ребенку вашу безусловную любовь. Каждому ребенку необходима эта любовь, когда он знает, что его любят всегда, несмотря ни на что, иначе он лишен уверенности в том, что он нужен. Только создав эту уверенность, вы сможете добиться результатов в воспитании. Дорогие родители, помните, во всем нужно соблюдать порядок. Сперва — безусловная любовь, потом — воспитание.

                                          ДЕТСКАЯ ЛЮБОВЬ

Прежде чем вы начнете с любовью воспитывать ребенка, задайте себе два вопроса:

1. Как ребенок любит?

2.  Чего он хочет, когда плохо ведет себя?

Итак, как же ребенок любит? Не так, как взрослые. В отличие от детей мы стремимся дать другим безусловную любовь. Получается это не всегда. Поэтому обычно мы отдаем свою любовь не просто так. Мы любим, чтобы любили нас.

 Но ребенок не может любить, рассчитывая получить любовь взамен, не знает он и о безусловной любви. Он слишком мал, он не созрел ни для той, ни для другой. Его любовь — по-детски эгоистична. Он инстинктивно понимает, что ему нужна привязанность. Если он не чувствует уверенности, что его любят, он бессознательно стремится найти, обрести эту уверенность. Он не задумывается, что его родители тоже нуждаются в такой уверенности, и их тоже нужно утверждать в этом чувстве. Единственная его потребность — быть уверенным, что его любят, что он нужен. Когда индикатор этого чувства уверенности приближается к нулю, ребенок настойчиво требует любви. Он спрашивает: «Ты любишь меня?» Ваш ответ на этот вопрос определяет, как он будет вести себя. Сформулируем самую главную причину непослушания: ребенок лишен вашего внимания, он не чувствует своей нужности, не ощущает вашей любви.

Некоторые родители считают, что ребенок примерным поведением должен завоевывать любовь, но это просто невозможно. Своим поведением ребенок привык испытывать нашу любовь. Он спрашивает: «Ты любишь меня?» Если мы отвечаем: «Да, люблю» и наполняем его уверенностью в этом, он успокоится и ему не нужно будет постоянно проверять нас. Кроме того, нам легче станет контролировать его поведение. Если же мы ошибочно полагаем, что сперва ребенок должен постараться хорошо себя вести и только потом мы можем проявить любовь, он постоянно будет разочаровывать нас. Мы будем считать его плохим, неуважительным, дерзким и бессердечным, а он просто хочет, чтобы ему ответили: «Да, я люблю тебя и таким».

Когда ребенок всем своим поведением спрашивает: «Ты любишь меня?», нам может не нравится, как он делает это. Тогда ребенок понимает: надежды на любовь нет, он отчаивается, и его поведение портится окончательно. Ничто не приводит ребенка в такое отчаяние, как недостаток любви. Бессмысленно требовать от него хорошего поведения, не убедив его прежде, что вы любите его. Наша обязанность — наполнять его сердце любовью. Второй вопрос, который мы должны задать себе, чтобы воспитывать ребенка с любовью: «Чего он хочет добиться, когда плохо ведет себя?» Вместо этого многие родители спрашивают: «Что сделать, чтобы он прекратил так вести себя? » За этим следует логичный ответ: «Наказать его». Это — одна из причин, почему родители так часто наказывают детей, даже не пытаясь выбрать более подходящий способ исправить их поведение. Если мы привыкли использовать наказание как единственное средство воспитания, мы просто не можем рассмотреть настоящие потребности ребенка. Ребенок не чувствует любви, если мы так реагируем на плохое поведение.

Когда мы спрашиваем: «Почему он ведет себя так, чего добивается?», мы рассуждаем здраво и можем выбрать верное направление. Ребенок плохо ведет себя, потому что ему чего-то не хватает, ему что-то нужно. Если мы обращаем внимание только на поведение и не пытаемся понять его потребностей, мы не сможем сделать правильный шаг. Мы спрашиваем себя: «Что сделать, чтобы он перестал шалить?», и это приводит к бездумным несправедливым наказаниям. Лучше спросить себя: «Что ему нужно?», тогда вы овладеете ситуацией и сможете с ней справиться.

Когда ваш ребенок плохо ведет себя и вы задаете вопрос: «Что ему нужно?», первое, о чем вы должны задуматься: «Может, ему недостает нашей любви? » Гораздо легче воспитывать ребенка, когда он чувствует, что его по-настоящему любят; особенно если причина непослушания — недостаток любви. Изучайте своего ребенка, наблюдайте за ним. Если ребенок поступает плохо, не нужно закрывать на это глаза. Но когда мы неправильно реагируем на проступок, когда мы слишком суровы либо не в меру снисходительны, у нас и в дальнейшем будут возникать трудности с этим ребенком; причем чем он старше, тем серьезней проблемы. Да, мы должны воспитывать его, учить его вести себя хорошо, однако первый шаг в этом направлении — не наказание.

Маленькие дети не знают, как правильно попросить нас о любви. Они шумят и капризничают, вряд ли взрослый во всех этих выходках увидит просьбу о любви. Когда мы поймем, что на самом деле они хотят, чтобы мы обратили на них внимание, взяли их на руки, позаботились о них, мы вспомним, что это — дети, и тогда с радостью исполним наш первейший родительский долг и наполним их уверенностью в нашей любви, а потом поможем им двигаться вперед, к зрелости.

      Было бы легкопоправимо, если бы плохое поведение происходило всегда только оттого, что уверенность ребенка в нашей любви иссякла. Не всегда так бывает. Что делать, если причина непослушания не в этом?

После того как вы спросили себя: «Что нужно моему ребенку?» и убедились, что он знает и чувствует вашу любовь, подумайте, может, дело в плохом самочувствии? Вторая по распространенности причина непослушания — физическое недомогание, и чем младше ребенок, тем чаще его самочувствие влияет на поведение. Спросите себя: «Не болит ли у него что-нибудь? Может, он проголодался? Хочет пить? Устал? Заболел?  Нельзя наказывать ребенка, если он капризничает из-за плохого самочувствия. Такое поведение можно быстро исправить и без наказаний.

Допустим, вы определили, что плохое поведение вызвано не самочувствием. Как действовать дальше? Спросите себя: «Сожалеет ли ребенок о том, что сделал?» Если ребенок действительно стыдится того, что натворил, прекратите разбирательства. Он все понял и раскаялся; в этом случае наказание только навредит. Вам нужно радоваться. Ведь ребенок самостоятельно осознал, что вел себя плохо, и в нем заговорила совесть.

Что определяет поведение ребенка (да и взрослого), когда у него есть выбор, как поступить? Правильно, совесть. А что ее воспитывает? Вина. Человек должен почувствовать вину, чтобы в нем заговорила совесть. А что может полностью снять чувство вины? Вы угадали, наказания. Итак, если вы наказываете ребенка, когда он уже сожалеет о сделанном и чувствует свою вину, вы не даете совести развиться в нем. В такой ситуации наказание обычно вызывает не угрызения совести, а гнев и обиду.

Когда ребенок искренне раскаивается в содеянном, не наказывайте его, а простите. Вы прощаете его и подаете ему прекрасный пример, этот урок ребенок запомнит на всю жизнь. Когда родители прощают его, ребенок сам учится прощать себя и других. Только подумайте, какой подарок вы можете сделать ему. Вы когда-нибудь видели ребенка, который по-настоящему раскаялся и получил прощение от родителей? Любовь переполняет малыша. Для него это незабываемое событие.

Есть еще один способ, с помощью которого вы можете научить ребенка прощать. И этот способ — извиняться, когда вы несправедливо обошлись с ним         КОНТРОЛИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

Мы, родители, несем ответственность почти за все, что происходит с нашим ребенком, хотя часто мы готовы с этим спорить. Однако мы способны помочь нашим детям избегать плохого поведения, а значит, и последующего наказания. Вот пять способов, которыми вы можете пользоваться, чтобы контролировать поведение ребенка. Среди них: два позитивных, два негативных и один нейтральный. Когда будете разбирать каждый из них, задумайтесь, какими методами контроля вы пользовались до сих пор, и, может быть, вам захочется что-то добавить к ним, а что-то изменить.

1. Просьбы

Просьбы — очень важный позитивный способ контролировать поведение ребенка. Он приносит пользу всем: и ребенку, и родителям. Просьбы приятны ребенку, они не вызывают в нем злобы и протеста, которые обычно возникают, когда родители приказывают ему сделать что-то. С другой стороны, когда родители просят детей о чем-то, им гораздо легче оставаться доброжелательными и, таким образом, следовать главному правилу родителей — «быть доброжелательным, но твердым». Когда вы просите о чем-то ребенка, вы одновременно сообщаете ему три очень важные вещи. Во-первых, вы уважаете его чувства. Вы как бы говорите ему: «Я понимаю, что у тебя есть чувства, и уважаю то, что ты чувствуешь сейчас». Во-вторых, вы говорите ему, что признаете за ним право иметь собственное мнение: «Я уважаю твое мнение по этому вопросу». И наконец, самое главное. Просьбы сообщают ребенку, что вы считаете его достаточно ответственным и разумным, чтобы самому понимать, как нужно правильно себя вести. Современным детям часто не хватает именно ответственности. Ребенок может научиться ответственности, только если вы дадите ему такую возможность. Используя просьбы, вы помогаете ему стать самостоятельней и ответственней.

Ребенок, которого так воспитывают, чувствует, что он и родители — партнеры. Они делают общее дело: воспитывают в нем характер. Такое воспитание, вопреки распространенному убеждению, не приводит к вседозволенности. Ребенок не перестает уважать родительскую власть. Напротив, он гораздо больше уважает родителей, потому что видит: они не просто говорят ему, что делать, они в первую очередь заинтересованы, чтобы это  ему пошло во благо.

2. Приказы

Бывает, что родителям не обойтись без приказов. Конечно, если у вас есть выбор, лучше прибегнуть к просьбе, однако, когда просьбы не действуют, нужно уметь потребовать, воспользоваться своей властью. Приказы — негативный способ контролировать поведение ребенка, потому что произносить их надо жестко, командным тоном. Это почти всегда раздражает и обижает ребенка, портит ему настроение, особенно если родители часто прибегают к этому средству. Кроме того, в приказах заложен негативный подтекст. Вы говорите ребенку, что он должен сделать, у него нет выбора, он даже не может высказать свой взгляд на происходящее и уж тем более спорить с вами. Вы сообщаете ему, что его чувства и мысли вас не волнуют. Всю ответственность вы берете на себя, вы словно говорите: «Мне все равно, что ты думаешь по этому поводу; мне безразлично, нравится тебе это или нет. Ты не можешь отвечать за свои поступки и поэтому будешь делать все так, как лекажу тебе».

Если вы слишком часто пользуетесь авторитарными методами: приказываете, кричите, выговариваете — все это перестает действовать на ребенка. Если же обычно вы просите, мягко наставляете ребенка, тогда приказ становится куда более эффективным."

У родителей много власти и авторитета. Однако если вы постоянно требуете, кричите на ребенка, вы попусту растрачиваете свою власть. Приберегите такие крайние средства для особо важных случаев. Оставайтесь доброжелательным, но твердым. Это не только сохранит ваш авторитет, но даже увеличит его, потому что вы завоюете уважение ваших детей, а кроме того, их любовь и благодарность.

Дети очень наблюдательны. Ребенок видит и слышит, как другие родители обращаются со своими детьми. Он замечает все: и грубость, и властность, и раздражение. Если вы с ним всегда доброжелательны, но тверды, вы не можете представить себе, как он будет вам благодарен. Он будет счастлив иметь таких родителей, как вы!

3. Физическое управление

Этот способ поможет вам мягко направить ребенка туда, куда нужно. Это второй позитивный метод контролировать поведение ребенка; он особенно эффективен с маленькими детьми, которые часто делают не то, чего бы нам хотелось, даже если их поведение нельзя назвать плохим. Например, негативизм двухлетних малышей часто путают с неповиновением. Маленький Влад говорит: «Нет», а потом делает то, о чем его попросили. Конечно, сделать это он может и не сразу, но в конце концов он выполнит родительскую просьбу. Он может казаться вам непокорным, но это не так. Негативизм в два года — нормальное явление. Таким образом ребенок психологически отделяет себя от отца с матерью.

Малыш просто хочет почувствовать, что может сказать «нет». Если вы накажете его за это, вы не просто обидите его, вы помешаете ему нормально развиваться. Пожалуйста, не путайте негативизм с неповиновением. Это абсолютно разные вещи.

Скажем, вы подзываете к себе трехлетнюю дочь. Начинаете вы с просьбы: «Солнышко, ты не подойдешь ко мне?» Она отвечает: «Нет». Вы пытаетесь приказать ей: «Иди сюда! Сейчас же!» Она в ответ снова: «Не пойду». Искушение наказать ее за это велико, но вы должны сопротивляться ему. Иначе вы рискуете несправедливо обидеть девочку. Просто подойдите к ней, возьмите ее за руку, И вместе вернитесь на место. Если она сопротивляется, вырывает руку, значит, это действительно неповиновение, и вам следует принять соответствующие меры. Однако чаще всего она спокойно пойдет за вами, ей просто хотелось сказать «нет». Вы не наказали ее за это, и никто не пострадал.

Негативизм свойственен двухлетним детям, однако вы можете столкнуться с ним, даже когда ребенок подрос. Если вы не уверены, что правильно оцениваете ситуацию, попробуйте физическое управление. Особенно этот метод хорош, когда ребенок отказывается делать что-то в общественном месте, — родители могут, не вступая в пререкания, просто взять его за руку и увести.

4. Наказания

Наказание — четвертый способ контролировать поведение. Это самый негативный и самый сложный метод. Во-первых, наказание должно соответствовать проступку, ведь дети так остро чувствуют любую несправедливость. Они знают, когда родители обошлись с ними чересчур строго, а когда были слишком снисходительны. Если в семье не один ребенок, старайтесь быть одинаково строгими и одинаково мягкими со всеми: дети сразу же определяют любимчиков.

Во-вторых, одно и то же наказание дети воспринимают по-разному. К примеру, один, когда ему запрещают выходить из комнаты, чувствует себя настоящим заключенным; второй даже рад, что его ставили в покое. В-третьих, наказания варьируются. Родители назначают их в зависимости от того, в каком расположении духа находятся. Когда они в хорошем настроении, они добреют, становятся снисходительными. Если они встали не с той ноги, наказание за ту же провинность будет гораздо строже.

Даже если вам очень сложно решить, как и в каких случаях следует наказывать ребенка, вы должны уметь назначить наказание и сделать это правильно. Вы можете облегчить себе задачу, если заранее спланируете, как и за что наказывать. Вы можете сделать это вместе с супругом или с хорошим другом. Сядьте и продумайте, какое наказание соответствует тому или иному проступку. В этом случае даже если вы рассердитесь, это не помешает вам определить ребенку справедливое наказание.

Когда ребенок плохо ведет себя, задайте себе вопросы, которые мы советовали, и если вы на все ответите отрицательно, задайте еще один вопрос: «Это неповиновение?» Неповиновение означает открытое сопротивление родительской власти. Естественно, неповиновения допускать нельзя, и такое поведение нужно исправить. Однако если ребенок отказывается слушаться вас, это не значит, что его тут же следует наказать. Если просьба может исправить ситуацию (а это случается часто), воспользуйтесь просьбой. Если физическое управление или приказ сработали, прекрасно. Если ничего не помогает, остается наказание. Однако будьте с ним осторожней..Чтобы больше узнать об этом, прочтите книгу Росса Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка».

Еще раз напоминаем, не пользуйтесь наказанием как основным способом воспитывать ребенка или подростка. Вы только спровоцируете ненужную злобу. Кроме того, вы вынудите ребенка подавлять свой гнев, тогда, пытаясь отомстить, он может ответить вам пассивной агрессией.

5. Коррекция поведения

Контролировать поведение можно и этим способом. Вы используете положительное подкрепление (делаете что-либо приятное ребенку), отрицательное подкрепление (отказываете ему в чем-либо приятном) или наказываете его (делаете ему что-либо неприятное). Пример положительного подкрепления — за хорошее поведение вы даете ребенку конфетку. Отрицательное подкрепление — за плохое поведение вы запрещаете ребенку смотреть телевизор.

Классический пример наказания: чтобы выработать у ребенка отвращение к плохому поведению, вы ставите его в угол.

Иногда корректировка поведения полезна, особенно если другие методы воспитания не действуют, и ребенок не раскаивается в плохом поведении. Но мы считаем, что к этому способу можно прибегать только в крайних случаях. Если родители злоупотребляют этим методом, ребенок не чувствует их любви. Главная причина в том, что корректировка поведения по сути своей условна — ребенок получает награду, только если ведет себя как нужно. Кроме того, в этом случае не учитываются ни чувства, ни потребности ребенка и он не ощущает безусловной любви. Если родители пытаются контролировать поведение ребенка лишь этим способом, у него разовьется ложная система ценностей. Единственное, к чему он будет стремиться, — награда. Его отношение ко всему вокруг определяется вопросом: «А что мне за это будет?»

Другая проблема в том, что если родители слишком часто пользуются этим методом, ребенок научится сам использовать его по отношению к родителям. Он будет выполнять родительские указания лишь для того, чтобы получить от них что-то. Он научится манипулировать вами.

У этого метода столько недостатков, что, возможно, вы удивляетесь, почему мы вообще рекомендуем его. Повторяем, в отдельных случаях с непокорными строптивыми детьми он может оказаться полезным. Вы должны выработать систему поощрений и наказаний, это непросто: на это требуется много сил, времени и упорства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."

Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина)  и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Сценарий нравственного классного часа "Я люблю, ты любишь, мы любим"

На классном часе обсуждали с ребятами о значении любви в жизни человека, о том, как завоевать любовь родителей....

родительский лекторий "Искусство любить детей"

Родительский лекторий можно организовать в Уголке для родителей, темы разные, вот одна из них "Искусство любить детей"...

«Любить природу - значит любить Родину».

Открытый  урок – проект по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов во 2-м  классе....

Лекторий родительского собрания на тему: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет. 15 октября 2017 год

Родительский лекторий «Всегда ли проблемы с учебой связаны с ленью» Цель : дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспец...

Лекторий «Типология родительских отношений. Искусство любить детей»

Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви....