ехнологическая карта урока математики в 1 классе "Компоненты вычитания". УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Технологическая карта урока математики в 1 классе "Компоненты вычитания". УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 393.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата:
УМК: «Школа России» (Моро М.И.)
Класс: 1
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность
Цели:
Деятельностная: формировать умение называть компоненты и результат вычитания.
Содержательная: познакомить с компонентами вычитания.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с компонентами вычитания;
2. Формировать называть компоненты и результат вычитания;
3. Развивать вычислительные навыки;
4. Формировать умение решать простые задачи.
Развивающие:
1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2. Развивать умение выделять необходимую информацию;
3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;
4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;
6. Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;
7. Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.
Воспитательные:
1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;
2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;
3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;
4. Формировать умение проявлять самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знание компонентов при вычитании;
2. Умение называть компоненты и результат вычитания;
3. Умение развивать вычислительные навыки;
4. Умение решать простые задачи.
Метапредметные:
Личностные:
1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;
2. Стремятся развивать память, внимание, логическое мышление;
3. Умеют аргументировать свою точку зрения;
4. Проявляют самостоятельность.
Коммуникативные:
1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;
2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;
3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.
Регулятивные:
1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;
2. Умение планируют свои учебные действия и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;
3. Умение проводить самооценку полученных результатов;
4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные:
1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2. Умение выделять необходимую информацию;
3. Умение создавать алгоритм деятельности;
4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Оборудование: демонстративный материал
Образовательный ресурс: Математика 1 класс: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой/ авт.-сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель , 2012
План урока
1. Мотивационный этап
1.1Приветствие.
1.2. Проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия
2.1. Задачи в стихах
2.2. Устный счёт
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация выбранного проекта
5.1. Работа по учебнику на стр.29
5.2. Физкультминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
6.1. Решение задачи №1
6.2. Решение задачи №2
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
7.1. Самостоятельное решение задачи №2 на стр.16 в рабочей тетради
8. Этап включения в систему знаний и повторения
8.1. Решение задачи №3 в учебнике на стр.29
8.2. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»
9. Этап рефлексии учебной деятельности
9.1. Подведение итогов
9.2. Рефлексия «смайлики»
Ход урока
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
1 | Мотивационный этап | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности к уроку. - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник. | Приветствуют учителя Проверяют, всё ли у них готово к уроку Дети садятся на свои места |
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия | 2.1. Задачи в стихах 1. На коньках катались дети, - У кого другой ответ? - Как ты посчитал? 2. На кустике перед забором Шесть ярко-красных помидоров. Но вдруг четыре оторвались. А сколько на кусте осталось? (6-4=2) - У кого другой ответ? - Как ты посчитал? 3. Три ромашки – желтоглазки, - У кого другой ответ? - Как ты посчитал? 2.2. Устный счёт. Учебник. С.29. №4. Рассматриваем первый столбик. Находим закономерность: Сумма у всех примеров одинаковая:7. (повторяем компоненты сложения), а вычитаем каждый раз на 1 больше. Ответ уменьшается на 1. Во втором столбике первое число, из которого вычитают, уменьшается на один и при вычитании всё время получается число 6. А сумма увеличивается, так как увеличивается слагаемое. - Что мы делали на данном этапе урока? - Что мы повторили? | Дети решают задачи в стихах Проверяют задание вместе с учителем. Отвечают, что решали задачи вычитанием и сложением . Примеры на сложение и на вычитание. Повторили компоненты сложения. |
3 | Этап выявления места и причины затруднения | - Можно ли их прочитать все примеры математическим языком, когда там есть и плюс и минус? - Почему вы не можете прочитать выражения на вычитание? - Как вы думаете, какая тема урока? - Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании. - Какие задачи мы поставим перед собой? Чего мы должны достичь? | Нет. Потому что мы знаем только, как называются компоненты (числа) при сложении Название компонентов (чисел) при вычитании Узнать, как называются числа (компоненты) при вычитании |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | Слайд 1. (работаем с рисунком и схемой) - Сколько птичек было на ветке сначала? (5).Обозначим их кружочками. - Сколько птичек улетело? (2). Зачеркнём два кружочка. - Какой знак мы поставим в выражении? (минус) - После этого птичек стало больше или меньше? (меньше) - Сколько птичек на ветке осталось? (3) (работаем с математическим выражением) - Как записать это математически? (5-2=3) - Прочитайте равенство, которое получилось, используя термин «уменьшить на…» (5 уменьшить на 2, получится 3). - Какое число мы уменьшали? (5) Приступим к нашему исследованию. 5-2=3 Вначале вспомним, что может означит слово «вычесть»? (убрать, отнять. Что обозначает первое число в равенстве? (сколько было вначале) А что обозначает второе число в равенстве? (сколько взяли) А что обозначает третье число в равенстве? (сколько осталось в результате выполнения действия) Итак, какое число из трех всех больше? (первое) Что же с ним происходит при вычитании? (Оно становится меньше, уменьшается). (включаем в работу новые слова.) - Данное число называется «уменьшаемым». Повторим хором новое для вас слово. - Какое число мы вычитали? (2) - Данное число называется «вычитаемым». Повторим хором и это слово. - Что в результате получилось? (3) - Результат вычитания называется разностью. Повторим слово «разность» хором. - Получается, из уменьшаемого «5» вычли вычитаемое «2», и получили разность, которая равна «3». - Давайте потренируемся. Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Если результат вычитания называется “разность”, то равенство со знаком минус можно назвать так же. | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают Повторяют хором новые термины. Тренируются правильно читать новые компоненты. |
5 | Первичное закрепление названия терминов вычитания. | Ребята, сейчас мы потренируемся составлять примеры на вычитание и называть правильно компоненты. (На парту раздаются различные числа от 0 до 10 и знаки «_-» и «=». Дети составляют по 2 примера на вычитание. Выходят к доске. На голову им надеваются ободки со словами «Уменьшаемое», «Вычитаемое», «Разность».(4-5 мин). Потом отвечают с места. | Ребята называют свои примеры на вычитание и повторяют название компонентов |
6. | Интеграция с литературным чтением. | А сейчас, ребята, я познакомлю вас с очень интересной историей. Слушайте внимательно! А история эта о том, как по Разность подружилась с Вычитаемым. Слайд 2. Жили в учебнике Математики трое: Уменьшаемое, Вычитаемое и Разность. Уменьшаемое и Разность были добрыми приятелями. Каждый раз при встрече они приветствовали друг друга радостным «УРа!» и обменивались крепким рукопожатием. Работа на уроках у них всегда спорилась, и ссоры никогда не случались. Слайд 3. Если Уменьшаемое увеличивалось, то увеличивалась и Разность: Если Уменьшаемое уменьшалось, то и Разность не отставала от своего старшего товарища: Слайд 4. А вот с Вычитаемым у Разности, как ей казалось, дела совсем не ладились. Если Вычитаемое увеличивалось, то Разность уменьшалась: Это совсем не нравилось Разности. Она мечтала стать независимой от Вычитаемого и всегда быть больше него, поэтому часто враждовала с ним. Слайд 5. Вычитаемому было очень обидно. Однажды оно просто превратилось в 0. И все примеры стали выглядеть так: 4-0=4 10-0=10 6-0=6 9-0=9 5-0=5 2-0=2 Скучно стало ребятам решать простые примеры с нулём. Разность тоже заскучала. Она перестала уменьшаться и увеличиваться. К тому же стала как две капли воды похожа на Уменьшаемое. Поняла Разность свою ошибку. Попросила прощения у Вычитаемого и больше никогда с ним не ссорилась. А уроки математики снова стали интересными. | Слушают сказку. |
7. | Этап реализации построенного проекта | 7.1. Работа по учебнику на стр.29 - Откройте свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, __ февраля, и Классная работа. - Красиво пишет тот, кто правильно сидит. Проверьте свою посадку. Сядьте ровно. 7.2. Решение задачи №2 - Дети, найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик на начало задачи, я вам его прочту, а вы следите. - О чём говорится в задаче? (о яблоках) - Сколько лежало яблок в вазе с утра? (6) - Что с яблоками случилось вечером? (число яблок уменьшилось на 4) - Сколько яблок осталось к вечеру? (2) - Назовите решение задачи (6-4=2 (яб.)) - На доске решение задачи запишет… - Остальные записывают решение задачи в своих тетрадях. - Как называются числа 6, 4, 2? (6 – уменьшаемое, 4 – вычитаемое, 2 – разность) - Как называется выражение 6-4? (разность) - Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» разными способами (уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность 2; разность чисел 6 и 4 равна 2) Спросить 2-3чел. 7.3. Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Дети решают задачу, рассуждают. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения | 8.1. Решение задачи №1 в учебнике на стр.29 - Ребята, найдите в учебнике задачу №1. - Поставьте пальчик на начало задачи, я вам его прочту, а вы следите. - О чём или о ком говорится в задаче? (о Пете и о фломастерах) - Сколько фломастеров было у Пети в коробке? (6) - Сколько фломастеров он подарил другу? (2) - Какой вопрос задачи? Сколько фломастеров осталось у Пети? Как мы это узнаем? (вычитанием) - Какое будет решение задачи? (6-2=4 (ф.)) - Прочитайте решение, используя названия чисел (уменьшаемое 6, вычитаемое 2, разность 4; разность чисел 6 и 2 равна 4) ( спросить 2-3 чел) | Решают задачу №1 Решают примеры из рубрики «Проверь себя» |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности | 9.1. Подведение итогов - Ребята, какая была тема нашего урока? (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.) - Какое математическое открытие мы сегодня с вами сделали на уроке? (узнали, как называются компоненты при вычитании) - Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым? - Почему второе число называется вычитаемым? 9.2. Рефлексия «смайлики» - Мне очень интересно узнать, как вы поняли тему сегодняшнего урока. - У вас на столах лежат 2 смайлика. Если вы всё поняли на уроке, и вам было интересно, то поднимите тот смайлик, который улыбается. А если у вас были какие-либо затруднения, то поднимите грустный смайлик. - Кто испытывал затруднения? Какие? - Какое чувство вы испытывали, когда разобрались в новом материале? - Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо за работу на уроке, до свидания! | Отвечают на вопросы учителя Высказывают своё мнение |
Жили в учебнике Математики трое: Уменьшаемое, Вычитаемое и Разность.
Уменьшаемое и Разность были добрыми приятелями. Каждый раз при встрече они приветствовали друг друга радостным «УРа!» и обменивались крепким рукопожатием. Работа на уроках у них всегда спорилась, и ссоры никогда не случались.
Если Уменьшаемое увеличивалось, то увеличивалась и Разность:
У – в = Р
Если Уменьшаемое уменьшалось, то и Разность не отставала от своего старшего товарища:
у – В = р
А вот с Вычитаемым у Разности, как ей казалось, дела совсем не ладились.
Если Вычитаемое увеличивалось, то Разность уменьшалась:
У – В = р
Это совсем не нравилось Разности. Она мечтала стать независимой от Вычитаемого и всегда быть больше него, поэтому часто враждовала с ним. Вычитаемому было очень обидно. Однажды оно просто превратилось в 0.
Скучно стало ребятам решать простые примеры с нулём. Разность тоже заскучала. Она перестала уменьшаться и увеличиваться. К тому же стала как две капли воды похожа на Уменьшаемое.
Поняла Разность свою ошибку. Попросила прощения у Вычитаемого и больше никогда с ним не ссорилась. А уроки математики снова стали интересными.
УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ.
— Не хочу я уменьшаться, —
Уменьшаемое плачет.
— Я не буду вычитаться, —
Вычитаемое плачет.
Говорит им разность: «Дети!
Делать так, как Я хочу!
А иначе КАК в ответе
Я себя заполучу?»
Может, вставишь куда-нибудь)))))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме: " Вычитание круглых сотен" (2 класс, УМК Школа России)
Технологисеская карта к уроку математика. Разработана в соотвтствии с образовательной программой....
Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".
В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Математика 1 класс УМК «Школа России» Тема: ПРИБАВЛЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Урок изучения нового материала и закрепление изученного материала...

Технологическая карта урока математики : «Сложение и вычитание вида +2, -2» (УМК "Школа России", 1 класс)
Технологическая карта урока математики: «Сложение и вычитание вида +2, -2» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения реша...

Технологическая карта урока математики «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. +1 И -1» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для ознакомления со сложением и вычитанием вида +1, -1.Задачи урокаДидактические: познакомить со сложением и вычи...

Технологическая карта урока математики «Общие приемы вычитания с переходом через десяток» ( УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений выполнять вычитание с переходом через десяток в пределах двадцатиЗадачи урокаДидактические:Научить выполнять вычитание с ...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм письменного вычитания" 3 Класс. (УМК Школа России)
Тема урока «Алгоритм письменного вычитания» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с алгоритмом письменного вычитания; совершенствование вычислительных ...