ехнологическая карта урока математики в 1 классе "Компоненты вычитания". УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Компоненты вычитания". УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 

УМК: «Школа России» (Моро М.И.)

Класс: 1

Тип урока: урок открытия новых знаний                                                                                                                            

Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность                                                                                                                                                                                      

Цели:                                                                                                                                                                                                             

Деятельностная: формировать умение называть компоненты и результат вычитания.                                                                      

Содержательная: познакомить с компонентами вычитания.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с компонентами вычитания;

2. Формировать называть компоненты и результат вычитания;

3. Развивать вычислительные навыки;

4. Формировать умение решать простые задачи.

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Развивать умение выделять необходимую информацию;

3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;

4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

6.  Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;

7.  Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Воспитательные:

1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;

2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;

4. Формировать умение проявлять самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знание компонентов при вычитании;

2. Умение называть компоненты и результат вычитания;

3. Умение развивать вычислительные навыки;

4. Умение решать простые задачи.

Метапредметные:

Личностные:

1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;

2. Стремятся  развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Умеют аргументировать свою точку зрения;

4. Проявляют самостоятельность.

Коммуникативные:

1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;

2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;

3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Регулятивные:

1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

2. Умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

3. Умение проводить самооценку полученных результатов;

4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные:

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Умение выделять необходимую информацию;

3. Умение создавать алгоритм деятельности;

4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: демонстративный материал

Образовательный ресурс: Математика 1 класс: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой/ авт.-сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель , 2012

План урока

1. Мотивационный этап

 1.1Приветствие.

1.2. Проверка готовности к уроку

2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия

2.1. Задачи в стихах

2.2. Устный счёт

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация выбранного проекта

5.1. Работа по учебнику на стр.29

5.2. Физкультминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6.1. Решение задачи №1

6.2. Решение задачи №2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельное решение задачи №2 на стр.16 в рабочей тетради

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Решение задачи №3 в учебнике на стр.29

8.2. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

9.2. Рефлексия «смайлики»

Ход урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1

Мотивационный этап

1.1.  Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности к уроку.                                                                    

- Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник.

Приветствуют учителя

Проверяют, всё ли у них готово к уроку

Дети садятся на свои места

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Задачи в стихах

1. На коньках катались дети,
Всех их вместе было 10.
7 мальчишек среди них,
А девчонок? Сколько их?

- У кого другой ответ?

- Как ты посчитал?

2. На кустике перед забором

Шесть ярко-красных помидоров.

Но вдруг четыре оторвались.

А сколько на кусте осталось? (6-4=2)

- У кого другой ответ?

- Как ты посчитал?

3. Три ромашки – желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

- У кого другой ответ?

- Как ты посчитал?

2.2. Устный счёт. Учебник. С.29. №4.

Рассматриваем первый столбик. Находим закономерность:

Сумма у всех примеров одинаковая:7. (повторяем компоненты сложения), а вычитаем каждый раз на 1 больше. Ответ уменьшается на 1.

Во втором столбике первое число, из которого вычитают, уменьшается на один и при вычитании всё время получается  число 6. А сумма увеличивается, так как увеличивается слагаемое.

- Что мы делали на данном этапе урока?

- Что мы повторили?

Дети решают задачи в стихах

Проверяют задание вместе с учителем.

Отвечают, что решали задачи вычитанием и сложением .

Примеры на сложение и на вычитание. Повторили компоненты сложения.

3

Этап выявления места и причины затруднения

- Можно ли их прочитать все примеры математическим языком, когда там есть и плюс и минус?

- Почему вы не можете прочитать выражения на вычитание?

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании.

- Какие задачи мы поставим перед собой? Чего мы должны достичь?

Нет.

Потому что мы знаем только, как называются компоненты (числа) при сложении

Название компонентов (чисел) при вычитании

Узнать, как называются числа (компоненты) при вычитании

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

Слайд 1. (работаем с рисунком и схемой)

- Сколько птичек было на ветке сначала? (5).Обозначим их кружочками.

- Сколько птичек улетело? (2). Зачеркнём два кружочка.

- Какой знак мы поставим в выражении? (минус)

- После этого птичек стало больше или меньше? (меньше)

- Сколько птичек на ветке осталось? (3)

(работаем с математическим выражением)

- Как записать это математически? (5-2=3)

- Прочитайте  равенство, которое получилось, используя термин «уменьшить на…» (5 уменьшить на 2, получится 3).

- Какое число мы уменьшали? (5)

Приступим к нашему исследованию. 

5-2=3

Вначале вспомним, что может означит слово «вычесть»? (убрать, отнять. 

Что обозначает первое число в равенстве? (сколько было вначале) 

А что обозначает второе число в равенстве? (сколько взяли) 

А  что  обозначает  третье  число  в  равенстве?  (сколько  осталось  в

результате выполнения действия)

Итак, какое число из трех всех больше? (первое) 

Что  же  с  ним  происходит  при  вычитании?  (Оно  становится  меньше, уменьшается).

(включаем в работу новые слова.)

- Данное число называется «уменьшаемым». Повторим хором новое для вас слово.

- Какое число мы вычитали? (2)

- Данное число называется «вычитаемым». Повторим хором и это слово.

- Что в результате получилось? (3)

- Результат вычитания называется разностью. Повторим слово «разность» хором.

- Получается, из уменьшаемого «5» вычли вычитаемое «2», и получили разность, которая равна «3».

- Давайте потренируемся. Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».

Если  результат  вычитания  называется  “разность”,  то  равенство  со

знаком минус можно назвать так же. 

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Повторяют хором новые термины.

Тренируются правильно читать новые компоненты.

5

Первичное закрепление названия терминов вычитания.

Ребята, сейчас мы потренируемся составлять примеры на вычитание и называть правильно компоненты. (На парту раздаются различные числа от 0 до 10 и знаки «_-» и «=». Дети составляют  по 2 примера на вычитание. Выходят к доске. На голову им надеваются ободки со словами «Уменьшаемое», «Вычитаемое», «Разность».(4-5 мин).  Потом отвечают с места.

Ребята называют свои  примеры на вычитание и повторяют название компонентов

6.

Интеграция с литературным чтением.

А сейчас, ребята, я познакомлю вас с очень интересной историей. Слушайте внимательно! А история эта о том, как по Разность подружилась с Вычитаемым.

Слайд 2.

Жили в учебнике Математики трое: Уменьшаемое, Вычитаемое и Разность.

Уменьшаемое и Разность были добрыми приятелями.

Каждый раз при встрече они приветствовали друг друга радостным «УРа!» и обменивались крепким рукопожатием.

Работа на уроках у них всегда спорилась, и ссоры никогда не случались.

Слайд 3.

Если Уменьшаемое увеличивалось, то увеличивалась и Разность:

Если Уменьшаемое уменьшалось, то и Разность не отставала от своего старшего товарища:

Слайд 4.

А вот с Вычитаемым у Разности, как ей казалось, дела совсем не ладились.

Если Вычитаемое увеличивалось, то Разность уменьшалась:

Это совсем не нравилось Разности.

Она мечтала стать независимой от Вычитаемого и всегда быть больше него, поэтому часто враждовала с ним.

Слайд 5.

Вычитаемому было очень обидно. Однажды оно просто превратилось в 0. И все примеры стали выглядеть так:

4-0=4              10-0=10

6-0=6               9-0=9

5-0=5               2-0=2

Скучно стало ребятам решать простые примеры с нулём. Разность тоже заскучала.

Она перестала уменьшаться и увеличиваться. К тому же стала как две капли воды похожа на Уменьшаемое.

Поняла Разность свою ошибку. Попросила прощения у Вычитаемого и больше никогда с ним не ссорилась.

А уроки математики снова стали интересными.

Слушают сказку.

7.

Этап реализации построенного проекта

7.1. Работа по учебнику на стр.29

- Откройте свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, __ февраля, и Классная работа.

- Красиво пишет тот, кто правильно сидит. Проверьте свою посадку. Сядьте ровно.

7.2. Решение задачи №2

- Дети, найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик на начало задачи, я вам его прочту, а вы следите.

- О чём говорится в задаче? (о яблоках)

- Сколько лежало яблок в вазе с утра? (6)

- Что с яблоками случилось вечером? (число яблок уменьшилось на 4)

- Сколько яблок осталось к вечеру? (2)

- Назовите решение задачи (6-4=2 (яб.))

- На доске решение задачи запишет…

- Остальные записывают решение задачи в своих тетрадях.

- Как называются числа 6, 4, 2? (6 – уменьшаемое, 4 – вычитаемое, 2 – разность)

- Как называется выражение 6-4? (разность)

- Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» разными способами (уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность 2; разность чисел 6 и 4 равна 2)

Спросить 2-3чел.

7.3. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.  

Дети решают задачу, рассуждают.

8

Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Решение задачи №1 в учебнике на стр.29

- Ребята, найдите в учебнике задачу №1.

- Поставьте пальчик на начало задачи, я вам его прочту, а вы следите.

- О чём или о ком говорится в задаче? (о Пете и о фломастерах)

- Сколько фломастеров было у Пети в коробке? (6)

- Сколько фломастеров он подарил другу? (2)

- Какой вопрос задачи? Сколько фломастеров осталось у Пети? Как мы это узнаем? (вычитанием)

- Какое будет решение задачи? (6-2=4 (ф.))

- Прочитайте решение, используя названия чисел (уменьшаемое 6, вычитаемое 2, разность 4; разность чисел 6 и 2 равна 4)

( спросить 2-3 чел)

Решают задачу №1

Решают примеры из рубрики «Проверь себя»

9

Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

- Ребята, какая была тема нашего урока? (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.)

- Какое математическое открытие мы сегодня с вами сделали на уроке? (узнали, как называются компоненты при вычитании)

- Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?

- Почему второе число называется вычитаемым?

9.2. Рефлексия «смайлики»

- Мне очень интересно узнать, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

- У вас на столах лежат 2 смайлика. Если вы всё поняли на уроке, и вам было интересно, то поднимите тот смайлик, который улыбается. А если у вас были какие-либо затруднения, то поднимите грустный смайлик.

- Кто испытывал затруднения? Какие?

- Какое чувство вы испытывали, когда разобрались в новом материале?

- Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо за работу на уроке, до свидания!

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают своё мнение

Жили в учебнике Математики трое: Уменьшаемое, Вычитаемое и Разность.
Уменьшаемое и Разность были добрыми приятелями. Каждый раз при встрече они приветствовали друг друга радостным «УРа!» и обменивались крепким рукопожатием. Работа на уроках у них всегда спорилась, и ссоры никогда не случались.
Если Уменьшаемое увеличивалось, то увеличивалась и Разность:
У – в = Р
Если Уменьшаемое уменьшалось, то и Разность не отставала от своего старшего товарища:
у – В = р
А вот с Вычитаемым у Разности, как ей казалось, дела совсем не ладились.
Если Вычитаемое увеличивалось, то Разность уменьшалась:
У – В = р
Это совсем не нравилось Разности. Она мечтала стать независимой от Вычитаемого и всегда быть больше него, поэтому часто враждовала с ним. Вычитаемому было очень обидно. Однажды оно просто превратилось в 0.
 Скучно стало ребятам решать простые примеры с нулём. Разность тоже заскучала. Она перестала уменьшаться и увеличиваться. К тому же стала как две капли воды похожа на Уменьшаемое.
Поняла Разность свою ошибку. Попросила прощения у Вычитаемого и больше никогда с ним не ссорилась. А уроки математики снова стали интересными.

УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ.


— Не хочу я уменьшаться, —
Уменьшаемое плачет.
— Я не буду вычитаться, —
Вычитаемое плачет.
 
Говорит им разность: «Дети!
Делать так, как Я хочу!
А иначе КАК в ответе
Я себя заполучу?»

Может, вставишь куда-нибудь)))))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме: " Вычитание круглых сотен" (2 класс, УМК Школа России)

Технологисеская карта к уроку математика. Разработана в соотвтствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики : «Сложение и вычитание вида +2, -2» (УМК "Школа России", 1 класс)

Технологическая карта урока математики:  «Сложение и вычитание вида +2, -2» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения реша...

Технологическая карта урока математики «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. +1 И -1» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для ознакомления со сложением и вычитанием вида +1, -1.Задачи урокаДидактические:  познакомить со сложением и вычи...

Технологическая карта урока математики «Общие приемы вычитания с переходом через десяток» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений выполнять вычитание с переходом через десяток в пределах двадцатиЗадачи урокаДидактические:Научить выполнять вычитание с ...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм письменного вычитания" 3 Класс. (УМК Школа России)

Тема урока «Алгоритм письменного вычитания» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с алгоритмом письменного вычитания; совершенствование вычислительных ...