Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса "Умники и умницы"
рабочая программа по математике (4 класс)
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2020 г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В четвёртом классе 70 часов (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Башкирский лицей №1 им. Зиганшина С.Ш. муниципального района Учалинский район РБ
Рассмотрена на заседании методического совета протокол №1 от 27.08.21 г | Согласовано с заместителем директора по ВР __________З.З.Юмагужина | «Утверждаю» ___________ директор МБОУ Башкирский лицей №1 им. Зиганшина С.Ш. О.Н.Нигматуллина Приказ № 284 от 30.08.2021 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
для 4д класса
на 2022 – 2023 учебный год
«Умники и умницы»
Программа составлена на основе
УМК « Школа России»
учителем начальных классов
МБОУ Башкирский лицей №1
им. Зиганшина С.Ш.
С.Р.Юмабаевой
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2020 г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В четвёртом классе 70 часов (2 часа в неделю)
Актуальность выбора определена следующими факторами:
На основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Общая характеристика кружка «Умники и умницы».
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Место программы кружка «Умники и умницы» в учебном плане.
Преподавание программы «Умники и умницы» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках «Внеурочной деятельности, рекомендованной ФГОС.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год), продолжительность занятия 35 миут. На отдельных занятиях возможно привлечение психолога с целью проведения диагностической и коррекционной работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, синтезировать.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне чёткого, логически-последовательного текста)
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов, событий , явлений и узнавать события по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов, событий, явлений;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать логические выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-определять противоположные явлениях, фразеологизмы, антонимы, синонимы, омонимы;
-давать определения научным понятиям;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Умники и умницы
Учебник: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей
Авторы: Холодова О.А.
Издательство: РОСТ книга, 2020 г
Количество часов за год: 70 (2 часа в неделю)
I четверть – 15 ч.
II четверть - 16 ч.
III четверть – 20 ч.
IV четверть- 19 ч
Учебно-методическое обеспечение программы.
Книгопечатная продукция
1.Холодова О.А Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, РОСТ книга, Москва 2020 г
2. Криволапова Н.А. Учимся учиться, программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган 2005 г.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников, методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010 г.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе, система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова, под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Электронные ресурсы
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
http://www.zavuch.info/ официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru
Тематическое планирование
Тема урока | Дата план | Дата факт | Примечание | |
1 четверть Вводный урок. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 6.09 | |||
Развитие концентрации внимания. Анаграммы. | 10.09 | |||
Тренировка внимания. Развитие мышления. Разгадываем пиктограммы. | 13.09 | |||
Тренировка слуховой памяти. | 17.10 | |||
Развитие мышления. Разгадываем и составляем ребусы. | 20.09 | |||
Тренировка зрительной памяти. | 24.09 | |||
Развитие мышления. Кодировка слов. | 27.09 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1.10 | |||
Магические квадраты. | 4.10 | |||
Совершенствование воображения. | 8.10 | |||
Развитие логического мышления. | 11.10 | |||
Совершенствование мыслительных операций. | 15.10 | |||
Совершенствование мыслительных операций. | 18.10 | |||
Развитие концентрации внимания. | 22.10 | |||
Развитие мышления. Тренировка внимания. | 25.10 | |||
2 четверть Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | 8.11 | |||
Логические цепочки чисел. | 12.11 | |||
Тренировка зрительной памяти. | 15.11 | |||
Развитие мышления. Синонимы | 19.11 | |||
Развитие аналитических способностей. | 22.11 | |||
Совершенствование мыслительных операций | 26.11 | |||
Комбинаторика. | 29.11 | |||
Комбинаторика. | 3.12 | |||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 6.12 | |||
Разгадываем и составляем ребусы. | 10.12 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 13.12 | |||
Фразеологизмы. | 17.12 | |||
Развитие концентрации внимания. | 20.12 | |||
Тренировка внимания | 24.12 | |||
Развитие мышления. | 27.12 | |||
Великое противостояние антонимов. | 31.12 | |||
3 четверть Тренировка зрительной памяти. | 17.01 | |||
Развитие мышления. Разгадываем и составляем изографы. | 21.01 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 24.01 | |||
Ударение меняет значение. | 28.01 | |||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Судоку. | 31.01 | |||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Судоку. | 4.02 | |||
Конкурс эрудитов. | 7.02 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 11.02 | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Танграм. | 14.02 | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Танграм. | 18.02 | |||
Тренировка внимания. Развитие мышления.Омонимы. | 21.02 | |||
Тренировка внимания. Развитие мышления.Омонимы. | 25.02 | |||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Задачи в стихах. | 28.02 | |||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Задачи в стихах. | 4.03 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Танграм. | 7.03 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Танграм. | 11.03 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Комбинаторика. | 14.03 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Комбинаторика. | 18.03 | |||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 21.03 | |||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 25.03 | |||
4 четверть Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Архаизмы. | 4.04 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Архаизмы. | 8.04 | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Шарады. | 11.04 | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Шарады. | 15.04 | |||
Тренировка внимания. Развитие мышления. Омонимы. | 18.04 | |||
Тренировка внимания. Развитие мышления. Омонимы. | 22.04 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Задачи на разрезание фигур на одинаковые части. | 25.04 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Задачи на разрезание фигур на одинаковые части. | 29.04 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Задачи на разрезание фигур на одинаковые части. | 2.05 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 6.05 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 9.05 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 13.05 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 16.05 | |||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов. | 20.05 | |||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов. | 20.05 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 23.05 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 27.05 | |||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Конкурс эрудитов. | 30.05 | |||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Конкурс эрудитов. | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Умники и умницы"
Данная программа может быть рекомендована педагогам начальной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" в 3 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Умники и умницы»
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...