Статья " Сказки и математика: Как использовать литературные тексты на уроках математики
статья по математике (1 класс)
В статье обсуждаются возможности интеграции сказок и других литературных текстов в учебный процесс на уроках математики в начальной школе. Рассматриваются преимущества использования художественных текстов для развития математического мышления и интереса к предмету у младших школьников. Приводятся примеры математических задач и упражнений на основе сказок, а также предлагаются методы применения таких заданий на практике для улучшения познавательной активности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКИ И МАТЕМАТИКА: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕКСТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Умрихина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
МКОУ Миндерлинская СШ, филиал Борская основная общеобразовательная школа, Красноярский край п.Борск
Аннотация. В статье обсуждаются возможности интеграции сказок и других литературных текстов в учебный процесс на уроках математики в начальной школе. Рассматриваются преимущества использования художественных текстов для развития математического мышления и интереса к предмету у младших школьников. Приводятся примеры математических задач и упражнений на основе сказок, а также предлагаются методы применения таких заданий на практике для улучшения познавательной активности учеников.
Ключевые слова: математика, сказки, начальная школа, литературные тексты, интеграция предметов, математическое мышление, задания по математике.
Современные тенденции в педагогике всё больше внимания уделяют интеграции различных учебных предметов. Такой подход помогает детям осваивать учебные дисциплины с разных сторон, развивает гибкость мышления и формирует целостное восприятие мира. Одним из интересных и эффективных способов разнообразить уроки математики является включение в них литературных текстов, в частности, сказок. Литература может стать мощным инструментом, который не только оживит занятия, но и поможет детям по-другому взглянуть на математические задачи, стимулируя их познавательный интерес.
Зачем использовать сказки на уроках математики?
Использование сказок на уроках математики позволяет:
Поддерживать интерес к предмету. Уроки математики, сопровождающиеся литературными отрывками, превращаются в увлекательное занятие, а задачи становятся более понятными и значимыми для детей.
Развивать воображение и творческое мышление. Через сказочные сюжеты дети лучше понимают абстрактные математические понятия, находят нестандартные решения и самостоятельно интерпретируют задачи.
Формировать эмоциональную связь с математикой. Сказочные сюжеты помогают детям воспринимать математику как увлекательный процесс, снижают уровень тревожности и способствуют повышению мотивации к обучению.
Методы использования сказок на уроках математики
1. Задачи на основе сказочных сюжетов
Для создания математических задач можно брать сюжеты из популярных сказок. Например:
"Три поросенка". Учащимся можно предложить посчитать количество кирпичей, необходимых для постройки каждого домика, если каждому поросёнку требуется определённое количество материала.
"Репка". Сюжет о персонажах, которые тянут репку, может стать основой для задач по порядковым числам и последовательности действий.
"Колобок". Можно предложить задачу на движение и расстояние, подсчитав, какое расстояние мог преодолеть колобок от бабушки и дедушки до леса.
Эти задачи пробуждают у детей интерес к решению математических задач, поскольку они вовлекаются в знакомые, интересные и понятные сюжеты.
2. Математические понятия через сказочные истории
Сказки позволяют интегрировать в уроки конкретные математические понятия, например, числа, формы, симметрию и последовательность:
Сказка "Золотой ключик". В сказке можно обсудить ключ, его форму и симметричность. Ученикам можно предложить задания на изучение симметрии с использованием рисунков ключей и замков.
Числа и количество. Сказки часто содержат указания на числа и количества (три поросёнка, семь козлят, три медведя). Учитель может предложить детям задачи на сложение, вычитание, умножение, используя данные об этих количествах. Например: "Сколько нужно пирожков испечь бабушке, если у неё и дедушки каждый день будет приходить к обеду три поросенка?"
3. Геометрические фигуры в литературных сюжетах
Математику также можно интегрировать в уроки с помощью геометрических фигур:
"Три медведя". У каждого медведя в сказке есть собственная кровать, стул, миска. Это можно использовать для изучения размеров, форм и пропорций, сравнения предметов по длине и ширине.
Домики персонажей. Многие герои сказок живут в домах, отличающихся по форме и структуре. Например, можно сравнить квадратные и треугольные крыши домиков, обсудить, почему разные дома подходят для разных условий (например, кирпичный дом у третьего поросёнка).
4. Задания на логическое мышление и комбинаторику
Сказочные сюжеты могут быть основой для заданий на развитие логического мышления:
"Курочка Ряба". Задача по разгадыванию последовательностей, если курочка несёт золотые яйца через определённые промежутки времени.
Комбинаторные задачи. Например, можно предложить детям задачу: "Семеро козлят хотят выстроиться в ряд, чтобы сделать фотографию. Сколько различных способов выстроиться у них есть?"
Логические задачи такого рода учат детей систематизировать информацию и выстраивать решения на основе анализа сюжета.
5. Практические задания и игры
Задания можно дополнить практическими занятиями, позволяющими детям наглядно осмыслить математические понятия:
Ролевая игра по сказке. Например, дети могут по ролям "выстроиться" как герои сказки "Репка", а затем провести подсчёт участников и определить последовательность событий.
Математические пазлы и головоломки. Учитель может создать пазлы или картинки из сказок с разными геометрическими фигурами, а дети должны будут составить из этих элементов общую картину, анализируя фигуры и формы.
Преимущества интеграции сказок в уроки математики
Использование сказок на уроках математики обладает несколькими существенными преимуществами:
Повышает интерес к обучению. Дети легче вовлекаются в процесс, когда могут соотнести задачи с знакомыми сюжетами.
Развивает межпредметные связи. Интеграция математики с литературой помогает развить более глубокое понимание обеих дисциплин, а также демонстрирует практическое применение математических знаний.
Снижает уровень тревожности. Для многих младших школьников математика связана со стрессом, однако литературные тексты создают более комфортную и привычную атмосферу, что позволяет детям легче воспринимать задачи.
Формирует навыки анализа и синтеза. Дети не просто выполняют вычисления, но учатся понимать математические законы через знакомые образы и сюжеты, что стимулирует их аналитическое и творческое мышление.
Интеграция сказок и литературных текстов в уроки математики в начальной школе является эффективным педагогическим приёмом. Такая методика не только позволяет сделать математику более интересной и доступной для детей, но и развивает их творческое и критическое мышление. Уроки с использованием сказок помогают детям почувствовать математику как неотъемлемую часть их жизненного опыта и открывают перед ними возможности увлекательного изучения сложных понятий. Учителя начальных классов могут активно применять этот подход, чтобы пробудить у учеников любовь к математике и сформировать у них стойкий интерес к изучению предмета.
Список литературы
- Бойко Л. В., Лобанова Е. М., Василенко И. В. Некоторые способы активизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики // Символ науки. 2019. №1. URL:
- Коломеец Алена Владимировна Продуктивная деятельность дошкольников на занятиях с математическим содержанием // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2017. №6. URL:
- Панишева Ольга Викторовна, Овчинникова Марина Викторовна Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как способ осуществления межпредметных связей математики и литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

"Развитие познавательных способностей учащихся, лучшего усвоения школьной программы, используя занимательный материал на уроках математики"
Важнейшим средством формированияпознавательного интереса младших школьников на уроках математики являются занимательные задания....

Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

«Приемы работы с текстом на уроках математики »
В статье рассмотрены основные приёмы развития смыслового чтения, выделены те приёмы, которые наиболее эффективны на уроках математики.Процессы информатизации современного общества требуют, чтобы челов...

работа с текстом на уроке математике
В данной работе исследователем рассматривается вопрос формирования умения работать с информацией на уроках математики в начальной школе. ......

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.
Выступление на семинаре по формированию читательской грамотности. Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и моделирования информации являются таблицы. Работа с таблицами на уроках...

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.Таблица как форма записи условия при решении разного вида задач. Статья.
Использование таблиц на уроке математики. Таблица как форма записи условия при решении разного вида задач....