работа с текстом на уроке математике
методическая разработка

Мельниченко Татьяна Владимировна

В данной работе исследователем рассматривается вопрос формирования умения работать с информацией на уроках математики в начальной школе. ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom_na_uroke_matematike.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кто не умеет читать,

Тот не умеет мыслить.

Сухомлинский В.А.

    Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

 В социальном  заказе нашего общества, ФГОС подчеркивает важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или  характер  умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения на каждом предмете. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание во всем мире теоретиков и практиков.  Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни плавать, ни читать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют общаться с разными людьми и  продуктивно работать.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Процесс чтения состоит из трех этапов.
- Первый — это восприятие текста, раскрытие его содержания, смысла, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.
- Второй — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний.
- Третий - это создание собственного нового смысла,

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

   Начальный курс математики раскрывается на системе  подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Этапы решения текстовых задач и их связь со  смысловым чтением.

  • Анализ содержания задачи.
  • Поиск пути решения задачи.
  • Составление плана ее решения.
  • Поиск информации и понимание прочитанного.
  • Осуществление плана решения задачи
  • Проверка решения задачи

   Работая над задачей, учитель должен  организованно  направить с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.

Ключевые направления при работе с текстом

     умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

     выделение главного в тексте;
     грамотно пересказать прочитанный текст;

          составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

           умение составить план прочитанного;

            воспроизводить текст по предложенному плану;

    умение пользоваться образцами решения задач;

    запоминание определений,

           работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграм-

мами);

         использование новой теории в различных учебных и

жизненных ситуациях.

Алгоритм при решении задач

1.Чтение задачи детьми (про себя )

2.Выделение числовых данных.

3. Выделение важных слов-помощников.

4. Обсуждение всей найденной информации.

5. Соотнесение текста задачи с рисунком или готовой схемой.

6. Рассказывание задачи по рисунку или схеме.

7. Составление плана решения через наглядную опору или пиктограмму

Приемы работы с текстом:

            1) Прием: Составления краткой записи задачи

           2)Прием: «Тонкие и Толстые вопросы.»

Тонкие вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы- вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

           3)Прием «Верите ли вы?» 
                (Игра Верю- не верю)

         
4)Прием «Кластер»

          7) Прием «Найди схему к задаче»
 

         
8)Прием «Дополни информацию» 

   
Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД, формировать  сотрудничество,  формировать «человека думающего», что положительно влияет на качество знаний обучающихся.  Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

 В 1-м классе используются следующие действия по анализу задач:

1. Чтение текста «про себя» детьми. Подчёркивается  основная

Информация. Это все числа, описанные в задаче, слова, поясняющие главный вопрос задачи и эти числа. Дети не только могут, но и должны друг другу помогать искать эту информацию. На этом этапе можно организовать работу в парах.

2. Педагог организовывает опрос детей на тему «Какую информацию нашли?». При этом выписывает на доску  любую названную информацию.

Например, на одном из уроков математики предлагается   для решения задача:  На клумбе было 15 тюльпанов. Для букета срезали 5 тюльпанов. Сколько тюльпанов осталось на клумбе?

    Выбирая необходимую для анализа задачи информацию, ученики без труда назвали все числовые данные и множество важных, по их мнению, слов-помощников:  в букете, было, срезали, осталось, тюльпаны.     

3. Учитель  организовывает беседу с детьми, побуждая их к анализу и  оценке информации, вынесенной на доску (верно она записана, неверно, нужна, не нужна и т. д.)

После обсуждения текста на доске остаются  слова: было, срезали, осталось, тюльпаны и числовые данные.     

4. Педагог вместе с детьми отбирает из того, что написано на доске, только самую необходимую информацию и организовывает краткую запись.

 Было -15 т.

Срезали -5 т.

Осталось - ? т.

5. В случае необходимости, если в классе есть хотя бы один ученик,

который не в состоянии от этой краткой записи перейти к решению задачи, педагог организует деятельность детей по созданию наглядно –схематической модели к задаче

______15т.____________                    

  5 т.                ? т.

Это может быть как схематический рисунок так и схема, а так же сочетание этих моделей. Дети сами под руководством учителя выстраивают внятную для них наглядную опору.

6. Запись плана решения задачи (при решении составных задач).
При такой работе происходит развитие коммуникативных умений (понимать собеседника), организационные умения ( работать по плану).

интеллектуальных (извлекать информацию.

    Решение текстовых задач с использованием приёмов смыслового чтения, вовлечение учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям не бояться, что решая задачу, что-то не получится, а наоборот, поможет им оценить в себе смелость и трудолюбие.

Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы и  вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

«Приемы работы с текстом на уроках математики »

В статье рассмотрены основные приёмы развития смыслового чтения, выделены те приёмы, которые наиболее эффективны на уроках математики.Процессы информатизации современного общества требуют, чтобы челов...

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.

Выступление на семинаре по формированию читательской грамотности. Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и  моделирования информации являются таблицы. Работа с таблицами на уроках...

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.Таблица как форма записи условия при решении разного вида задач. Статья.

Использование таблиц на уроке математики. Таблица как форма записи условия при  решении разного вида задач....

«Приемы работы с текстом на уроках математики»

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшим...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...

Работа с текстом на уроке математики в начальной школе

Статья: «Работа с текстом на уроке математики в начальной школе»....