«Приемы работы с текстом на уроках математики »
учебно-методический материал по математике (1 класс)

Свидерская Елена Николаевна

В статье рассмотрены основные приёмы развития смыслового чтения, выделены те приёмы, которые наиболее эффективны на уроках математики.

Процессы информатизации современного общества требуют, чтобы человек мог перерабатывать всё большее количество текстовой информации, анализировать и систематизировать её. Объём информации так велик, что в педагогике возникла потребность в новых методах обучения чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx338.78 КБ

Предварительный просмотр:

          Выступление на РМО начальных классов по теме:

          «Приемы работы с текстом на уроках  

                                         математики »

Подготовила: Свидерская Елена Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ «ССОШ№2»

2020 год

Аннотация. В статье рассмотрены основные приёмы развития смыслового чтения, выделены те приёмы, которые наиболее эффективны на уроках математики.

Процессы информатизации современного общества требуют, чтобы человек мог перерабатывать всё большее количество текстовой информации, анализировать и систематизировать её. Объём информации так велик, что в педагогике возникла потребность в новых методах обучения чтению.

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Эта проблема заявлена в концепции модернизации образования в рамках ФГОС, где подчёркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается «метапредметный» или «надпредметный» характер этого умения и относит его к универсальным учебным действиям.

Начиная работу в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задачу самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задачи. Дети затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам. Мы пришли к выводу, что неумение работать с текстом на уроках математики в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения решению задач.

Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Дети уже в 1 классе знакомятся с задачей и её составляющими (условие, вопрос, решение, ответ), выделяют то, что известно, что нужно найти и т.д. Именно решение текстовых задач позволяет ребенку заинтересоваться математикой. Формируя универсальные учебные действия учащихся, учитель, прежде всего, развивает личность ребёнка, даёт ему возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учит правильной организации усвоения материала, т.е. умению учиться.

Я формирую вышеперечисленные универсальные учебные действия, используя приёмы смыслового чтения. Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.

Этапы решения текстовых задач и их связь со стратегиями смыслового чтения.

  • Анализ содержания задачи.
  • Поиск пути решения задачи.
  • Составление плана ее решения.
  • Поиск информации и понимание прочитанного.
  • Осуществление плана решения задачи
  • Проверка решения задачи
  • Преобразование и интерпретация
  • Оценка информации

Работая над задачей, учитель должен организовать и направить с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.

Ключевые направления при работе с текстом

  • выделение главного в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • грамотно пересказать прочитанный текст;
  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • умение пользоваться образцами решения задач;
  • запоминание определений, формул;
  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграм-
  • мами);
  • использование новой теории в различных учебных и

    жизненных ситуациях.

Алгоритм при решении задач

1 класс

1.Чтение задачи детьми (про себя )

2.Выделение числовых данных.

3. Выделение важных слов-помощников.

4. Обсуждение всей найденной информации.

5. Соотнесение текста задачи с рисунком или готовой схемой.

6. Рассказывание задачи по рисунку или схеме.

7. Составление плана решения через наглядную опору или пиктограмму

Исследуя разные методы на своих уроках, я выделила наиболее эффективные приёмы  работы с текстом:

  1. Прием: «Составления краткой записи задачи»

«Составление краткой записи задачи»- один из основных приёмов смыслового чтения, которые используются на уроках математики. Первые навыки этого приёма ученики получают уже в начальной школе при решении текстовых задач, в средней школе появляются новые схемы краткой записи.

 Приём «Составление краткой записи»

  1. Прием: «Тонкие и Толстые вопросы»

Тонкие вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы- вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Цель: научить детей формулировать разные типы вопросов  к тексту, стимулирующих развитие критического мышления.

Приём  «Тонкие и Толстые вопросы.» может  быть использован на любой из трёх  стадий урока : Вызов ( вопрос до изучения темы). Осмысление ( способ активной фиксации вопросов  по ходу чтения , слушания). Рефлексия (демонстрация пройденного)

Этапы работы:

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы , записывая продолжение каждого вопроса.

2 этап - учащиеся учатся  записывать вопросы по тексту : сначала «тонкие»,  а потом  «толстые».

3 этап – текст делят на части;  к каждой части текста составляют  и записывают по одному вопросу , которые после чтения  задают  своим товарищам.

  1. Прием «Верите ли вы?»

Цель: повышение учебной мотивации работы с текстом, формирование познавательного интереса.

Одним из наиболее часто используемых мною приёмов смыслового чтения является приём «Верные и неверные утверждения». Этот приём предполагает умение учащимися проводить доказательные  рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения . Он позволяет быстро и в интересной для учащихся форме проверить знание основных определений и утверждений. Метод можно использовать в начале урока на этапе актуализации знаний: учащимся предлагается ответить на вопросы. Ответ записывается в виде многозначного числа, состоящего из «0» и «1» («0-нет», «1-да»). Также эффективно использовать этот приём в качестве динамической паузы в середине урока. Например, ответ «да» отмечается подниманием руки (вставанием с места, поворотом и.т.д.), «нет» - учащийся не выполняет этих действий.

Игра «Верю – не верю»

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.

Угол – это геометрическая фигура.

Угол состоит из двух пресекающихся прямых.

Бывают углы остроумные и тупые.

Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.

Равные углы – это те, у которых равны стороны.

Бывает угол прямой.

Угол может быть тощим.

Острый угол – это угол, о который можно уколоться.

  1. Прием «Лови ошибку»

Например. На берёзе росло 8 яблок, 3 яблока упало. Сколько яблок осталось на берёзе.

5.  Прием «Задания Множественного выбора»

6.  Прием «Найди схему к задаче»

7. Приём «Составления вопросов к задаче»

Приём «Составление вопросов  к задаче»

8. Приём «Кластер»

Приём «Кластер» Задачи на движение Время Расстояние Скорость S=V*t V=S:t t=S:V V=8 км / ч t= 5ч ?

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_573a3c8b3f736/img_user_file_573a3c8b3f736_11.jpg

9. Приём «Синквейн»

Я стала предлагать учащимся в качестве домашней творческой работы или на этапе рефлексии написание синквейна по изучаемой теме. Некоторые школьники с удовольствием приняли эту форму. Данный приём безусловно носит метапредметный характер, так как позволяет развить не только математические способности, но и проявить себя в гуманитарной области. Создание синквейнов, на мой взгляд, демонстрирует, насколько ученик понял какое-либо утверждение или понятие, то есть постиг его смысл. Более того, асоциативный характер синквейна позволяет считать, что произошло собственное понимание, то есть процесс рефлексивного восприятия смысла информации.  По содержанию этого приёма, очевидно, что его лучше применять на заключительном этапе изучения темы.

Для того чтобы формировать у учащихся умения проводить всестороннюю работу над одной и той же задачей, учу решать её различными способами, это позволяет убедиться в правильности решения задачи и даёт возможность глубже раскрыть зависимости между величинами, рассмотренными в задаче, научиться отыскивать наиболее рациональные решения, а также составлять условия задач к имеющимся вопросам, придумывать вопросы к имеющимся данным, составлять задачи, решаемые в одно или несколько действий, придумывать задачи с избыточными или недостающими данными, сравнивать разные задачи, к одному и тому же условию ставить несколько разных вопросов.

Практически на каждом уроке математики провожу минутку смекалистых, в ходе которой включаю в урок решение нестандартных задач, начиная с задачи-шутки, задачи-сказки, старинных задач и т.п. Нестандартные задачи стимулируют мыслительный процесс, заставляют рассматривать условие задачи с разных точек зрения, вырабатывают диалектичность мышления у учащихся.

Если же решать на уроках только типовые задачи – это не раскроет личность ребенка, поскольку в этом случае самооценка и оценка его способностей учителем будет зависеть, главным образом, от прилежания и старательности, но не учитывать проявления ряда индивидуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, анализу и т.д.

Математик и педагог Д. Пойа писал, "что решение задач – это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать". Важно, чтобы задача обязательно решалась на каждом уроке и была бы ещё и одним из домашних заданий, т.е. «понемногу, но каждый день».

Каким же должен быть урок математики, чтобы все учащиеся полюбили этот предмет? На уроке желательно создать ситуацию, в которой дети приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности. И, конечно же, ребенку на уроке должно быть интересно и понятно, зачем он изучает данный материал и где может применить полученные знания, независимо от того, в каком классе он обучается.

Решение текстовых задач с использованием приёмов смыслового чтения, вовлечение учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям не бояться, что решая задачу, что-то не получится, а наоборот, поможет им оценить в себе по достоинству смелость и трудолюбие, доставит им истинное удовольствие от самого процесса работы над задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы работы с текстом на уроках окружающего мира"

В статье показаны методы и приемы работы на уроках окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное восптиятие текстового материала научной статьи учебника....

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки лит...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Выступление на МО начальных классов на тему Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

«Приемы работы с текстом на уроках математики»

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшим...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...