Практические вопросы по составлению схем к задачам 1кл. (в помощь родителям)
учебно-методическое пособие по математике (1 класс)

Кустова Елена Евгеньевна

Разные способы записи краткого условия задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_voprosy_po_sostavleniyu_shem_k_zadacham.doc373.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практические  вопросы по составлению схем к задачам.

В 1 классе задачи делятся на 2 типа.

I. Задачи на целое и части.      Например:

 а) Мама купила 5 кг яблок и 4 кг груш. Сколько всего фруктов купила мама? Представьте. что пакет это целое, в нём груши и яблоки — это части целого. 

Или другая задача.

 б) Мама купила 9 кг фруктов — яблок и груш, из них 7 кг яблок. Сколько груш купила мама?   Всё, что лежит в пакете - это целое. Здесь  необходимо  найти  часть  от целого.

Схема этих задач такая: рисуется 1 линия, которая делится на части:

Простые задачи 1 класса  

        1. Нахождение суммы

У  Пети  5  яблок,  а  у  Славы  3  яблока.   Сколько яблок  всего  у  мальчиков?

 

5+3=8(яб.)

Ответ: всего 8 яблок (у мальчиков всего 8 яблок).

        2. Нахождение  остатка

В магазине было 10 кг огурцов. Продали 7 кг огурцов. Сколько килограммов огурцов осталось в магазине?

Было  –     10 кг

Продали – 7 кг

Осталось - ?

10 – 7=3(кг)

Ответ: 3кг  огурцов  осталось в магазине (в магазине осталось 3кг огурцов).

        3. Нахождение неизвестного слагаемого.    

Мама принесла  всего 10 фруктов. Из них 6 – яблоки, а остальные  - груши. Сколько груш  принесла  мама? 

10 – 6 = 4(шт.)

Ответ: 4 груш принесла мама  (мама принесла 4 груши).  

 

         4. Нахождение неизвестного уменьшаемого.    

Когда из коробки взяли 7 карандашей, то в коробке ещё осталось 3 карандаша.

Сколько карандашей было в коробке?

Было - ?

Взяли – 7 к.

Осталось – 3 к.

7 + 3 = 10 (к)

Ответ: в коробке было 10 карандашей  (10 карандашей было в коробке). 

II. Задачи, где есть сравнение. То есть употребляются слова: «на столько-то больше», «на столько-то меньше», «на столько-то тяжелее» и т.д.      Например: 

1)  В вазе 6 яблок и 4 груши. На сколько яблок больше, чем груш?  

2) В вазе 6 яблок, а груш на 2 меньше. Сколько груш в вазе?

3) В вазе 4 груши. Их на 2 меньше, чем яблок. Сколько яблок в вазе? 

Схема этих задач такая: рисуются 2 линии, одна длинная, другая короткая  и  пунктирными линиями идет сравнение:

Порядок рисования схем при сравнении. В таких задачах есть 2 предмета (или несколько), которые сравниваются, один из которых меньше, другой больше (тяжелее и легче):

  1. Рисуем 2 линии. Предмету, которого больше —соответствует более длинная линия, тот которого меньше — короткая. 
  2.  Рисуем скобки, пунктиром сравнение отрезков.
  3.  Пишем над скобками цифры, которые известны. Там, где неизвестно — пишем знак вопроса.

При решении задач и возникновении трудностей со схемой ("Какую же использовать?"), я советую спросить: «Есть ли в задаче сравнение? Есть ли слова: «на столько-то больше», «на столько-то меньше», «на столько-то тяжелее» и т.д.» Если есть, то в схеме рисуются 2 линии. Если же нет, то одна.

Простые задачи 1 класса на сравнение

        5.  Разностное  сравнение.

Во дворе играли 10 мальчиков и 5 девочек. На сколько мальчиков было больше, чем девочек?

10 – 5 =5(чел.)

Ответ: на 5 мальчиков  больше.  

        

        

6. Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.  

Света знает 6 песен, а Петя на 4 песни больше. Сколько песен знает Петя?

Света – 6 п.

Петя - ?, на 4п. больше.

6 + 4=10(п.)

Ответ: 10 песен знает Петя  (Петя знает 10 песен).

Составные задачи 1 класса (решаются в несколько действий)

1.  В парке высадили 13 ёлок, а берёз на 4 меньше. Сколько всего  деревьев в парке?

 

1) 13 – 4=9 (д.) - посадили берёз

2) 13 + 9 =22 (д.) - посадили всего деревьев  

выражение: 13+(13-4)=22(д.)

Ответ: в парке высадили 22 дерева .            

2.   В  магазине было 56 книг. Утром продали 16 книг, а после обеда 14 книг.

       Сколько книг осталось продать в магазине?

Было – 56  кн.

Продали -  16  кн. и  14 кн.

Осталось-?  

1) 16+14=30(кн.) - продали

2) 56-30=26(кн.) - осталось

выражение:   56 – (16+14) =26 (кн.)

Ответ: в магазине осталось продать 26 книг .  

3.   На полке стояло несколько книг. Сестра взяла 4 книги, брат взял 5 книг. И на полке ещё осталось 10 книг. Сколько было книг на полке с самого начала?

Было - ?

Взяли – 4 кн. и 5 кн.

Осталось – 10 кн.

1) 4+5 =9 (кн.) - взяли

2) 9 + 10= 19 (кн.) - стояло

выражение: (4+5)+10=19 (кн.)

Ответ: 19 книг было на полке  (на полке было 19 книг) .  

4.  Для детского сада купили  7 мячей, прыгалок на 2 меньше, чем мячей, а пирамидок на 6 больше, чем прыгалок. Сколько всего игрушек купили ? 

Мячей – 7 шт.                      

Прыгалок - ?, на 2 меньше.             ?

Пирамидок  - ?, на 6 больше.

1) 7- 2 = 5(шт.) - купили прыгалок

2) 5+ 6 =11(шт.) - купили пирамидок

3) 7+5=12(шт.) - купили мячей и прыгалок

4) 12+11=23(шт.) - всего игрушек

выражение: 7+(7-2)+(7-2+6)=23 (шт.)

Ответ: купили 23 игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление схем слов. Чтение слов и предложений. Г. Цыферов Как цыпленок рисовал

Разработка урока Обучения грамоте по теме: Составление схем слов. Чтение  слов и предложений. Г Цыферов "Как цыпленок рисовал" + презентация к уроку УМК "Школа 21 век"...

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Составление схемы к задаче

Урок математики в 1 классе по УМК "Гармония" Цель: систематизировать знания о сложении двузначных чисел без перехода через разряд, продолжить подготовительную работу к решению задач.Задачи урока:...

Карточки для индивидуальной работы по составлению схем слов

Карточки для учащихся с заданием "Составь схему слова по картинке"....

Карточки для индивидуальной работы по составлению схем слов

Карточки для индивидуальной работы по составлению схем слов...

Предложения для составления схем 1 класс

Карточки для детей-составление схем предложений (1 класс)....

Составление схем предложений и предложений по схемам

План-конспект урокаПредмет: русский языкДата: 29.04.2016Программа: «Школа 2100»Тема:  Составление схем предложений и предложений по схемам        Ти...