Практические вопросы по составлению схем к задачам 1кл. (в помощь родителям)
учебно-методическое пособие по математике (1 класс)
Разные способы записи краткого условия задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 373.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические вопросы по составлению схем к задачам.
В 1 классе задачи делятся на 2 типа.
I. Задачи на целое и части. Например:
а) Мама купила 5 кг яблок и 4 кг груш. Сколько всего фруктов купила мама? Представьте. что пакет это целое, в нём груши и яблоки — это части целого.
Или другая задача.
б) Мама купила 9 кг фруктов — яблок и груш, из них 7 кг яблок. Сколько груш купила мама? Всё, что лежит в пакете - это целое. Здесь необходимо найти часть от целого.
Схема этих задач такая: рисуется 1 линия, которая делится на части:
Простые задачи 1 класса
1. Нахождение суммы
У Пети 5 яблок, а у Славы 3 яблока. Сколько яблок всего у мальчиков?
5+3=8(яб.)
Ответ: всего 8 яблок (у мальчиков всего 8 яблок).
2. Нахождение остатка
В магазине было 10 кг огурцов. Продали 7 кг огурцов. Сколько килограммов огурцов осталось в магазине?
Было – 10 кг
Продали – 7 кг
Осталось - ?
10 – 7=3(кг)
Ответ: 3кг огурцов осталось в магазине (в магазине осталось 3кг огурцов).
3. Нахождение неизвестного слагаемого.
Мама принесла всего 10 фруктов. Из них 6 – яблоки, а остальные - груши. Сколько груш принесла мама?
10 – 6 = 4(шт.)
Ответ: 4 груш принесла мама (мама принесла 4 груши).
4. Нахождение неизвестного уменьшаемого.
Когда из коробки взяли 7 карандашей, то в коробке ещё осталось 3 карандаша.
Сколько карандашей было в коробке?
Было - ?
Взяли – 7 к.
Осталось – 3 к.
7 + 3 = 10 (к)
Ответ: в коробке было 10 карандашей (10 карандашей было в коробке).
II. Задачи, где есть сравнение. То есть употребляются слова: «на столько-то больше», «на столько-то меньше», «на столько-то тяжелее» и т.д. Например:
1) В вазе 6 яблок и 4 груши. На сколько яблок больше, чем груш?
2) В вазе 6 яблок, а груш на 2 меньше. Сколько груш в вазе?
3) В вазе 4 груши. Их на 2 меньше, чем яблок. Сколько яблок в вазе?
Схема этих задач такая: рисуются 2 линии, одна длинная, другая короткая и пунктирными линиями идет сравнение:
Порядок рисования схем при сравнении. В таких задачах есть 2 предмета (или несколько), которые сравниваются, один из которых меньше, другой больше (тяжелее и легче):
- Рисуем 2 линии. Предмету, которого больше —соответствует более длинная линия, тот которого меньше — короткая.
- Рисуем скобки, пунктиром сравнение отрезков.
- Пишем над скобками цифры, которые известны. Там, где неизвестно — пишем знак вопроса.
При решении задач и возникновении трудностей со схемой ("Какую же использовать?"), я советую спросить: «Есть ли в задаче сравнение? Есть ли слова: «на столько-то больше», «на столько-то меньше», «на столько-то тяжелее» и т.д.» Если есть, то в схеме рисуются 2 линии. Если же нет, то одна.
Простые задачи 1 класса на сравнение
5. Разностное сравнение.
Во дворе играли 10 мальчиков и 5 девочек. На сколько мальчиков было больше, чем девочек?
10 – 5 =5(чел.)
Ответ: на 5 мальчиков больше.
6. Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.
Света знает 6 песен, а Петя на 4 песни больше. Сколько песен знает Петя?
Света – 6 п.
Петя - ?, на 4п. больше.
6 + 4=10(п.)
Ответ: 10 песен знает Петя (Петя знает 10 песен).
Составные задачи 1 класса (решаются в несколько действий)
1. В парке высадили 13 ёлок, а берёз на 4 меньше. Сколько всего деревьев в парке?
1) 13 – 4=9 (д.) - посадили берёз
2) 13 + 9 =22 (д.) - посадили всего деревьев
выражение: 13+(13-4)=22(д.)
Ответ: в парке высадили 22 дерева .
2. В магазине было 56 книг. Утром продали 16 книг, а после обеда 14 книг.
Сколько книг осталось продать в магазине?
Было – 56 кн.
Продали - 16 кн. и 14 кн.
Осталось-?
1) 16+14=30(кн.) - продали
2) 56-30=26(кн.) - осталось
выражение: 56 – (16+14) =26 (кн.)
Ответ: в магазине осталось продать 26 книг .
3. На полке стояло несколько книг. Сестра взяла 4 книги, брат взял 5 книг. И на полке ещё осталось 10 книг. Сколько было книг на полке с самого начала?
Было - ?
Взяли – 4 кн. и 5 кн.
Осталось – 10 кн.
1) 4+5 =9 (кн.) - взяли
2) 9 + 10= 19 (кн.) - стояло
выражение: (4+5)+10=19 (кн.)
Ответ: 19 книг было на полке (на полке было 19 книг) .
4. Для детского сада купили 7 мячей, прыгалок на 2 меньше, чем мячей, а пирамидок на 6 больше, чем прыгалок. Сколько всего игрушек купили ?
Мячей – 7 шт.
Прыгалок - ?, на 2 меньше. ?
Пирамидок - ?, на 6 больше.
1) 7- 2 = 5(шт.) - купили прыгалок
2) 5+ 6 =11(шт.) - купили пирамидок
3) 7+5=12(шт.) - купили мячей и прыгалок
4) 12+11=23(шт.) - всего игрушек
выражение: 7+(7-2)+(7-2+6)=23 (шт.)
Ответ: купили 23 игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление схем слов. Чтение слов и предложений. Г. Цыферов Как цыпленок рисовал
Разработка урока Обучения грамоте по теме: Составление схем слов. Чтение слов и предложений. Г Цыферов "Как цыпленок рисовал" + презентация к уроку УМК "Школа 21 век"...

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Составление схемы к задаче
Урок математики в 1 классе по УМК "Гармония" Цель: систематизировать знания о сложении двузначных чисел без перехода через разряд, продолжить подготовительную работу к решению задач.Задачи урока:...

Карточки для индивидуальной работы по составлению схем слов
Карточки для учащихся с заданием "Составь схему слова по картинке"....

Карточки для индивидуальной работы по составлению схем слов
Карточки для индивидуальной работы по составлению схем слов...

Предложения для составления схем 1 класс
Карточки для детей-составление схем предложений (1 класс)....

Презентация к уроку русский язык 2 класс по теме "Упражнение в составлении схемы предложения"
Упражнение в составлении схемы предложения...

Составление схем предложений и предложений по схемам
План-конспект урокаПредмет: русский языкДата: 29.04.2016Программа: «Школа 2100»Тема: Составление схем предложений и предложений по схемам Ти...