Технологическая карта урока математики "Умножение и деление двузначного числа на однозначное число" "УМК Школа России "3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с новыми приемами вне табличного деления и умножения, составить алгоритм деления и умножения двузначного числа на однозначное.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Дата: 22.11.2023г Школа: МБОУ СОШ №1 Класс: 3А Урок: 1 | Студент: Шаландина Юлия Группа: 301 Учитель: Верхорубова Елена Владимировна Методист: Шакирова Ольга Геннадьевна | |
Время:14:00-14:45 | Кабинет: 201 |
Тема урока: «Умножение и деление двузначного числа на однозначное число»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с новыми приемами вне табличного деления и умножения, составить алгоритм деления и умножения двузначного числа на однозначное.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Совершенствует вычислительные навыки обучающихся и умения решать задачи. 2. отработает выполнение вычислений с устным подробным объяснением. 3. научить применять знания и способы действий в измененных условиях. | Предметные: 1. формирование умения выполнять умножение двузначного числа на однозначное на основе распределительного закона умножения. 2. способность применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. |
Личностные: 1. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 2. проявление мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения. | |
Развивающие: 1. развивать умение анализа, синтеза, обобщения; 2. развивать математическую речь; 3. развивать логическое мышление; 4. развивать познавательные, коммуникативные, предметные компетенции. | |
Регулятивные 1. проявление способности понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять | |
Воспитательные: 1.воспитывать уважение друг к другу, интерес к предмету при организации игровых заданий на уроке; 2.воспитывать культуру общения. | Коммуникативные 1. формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться книгой. |
УМК: Учебник Моро «Математика» 3 класс, презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой Ф Группа наглядных методов: демонстрация слайдов | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок математики. Стихотворение. - Послушайте, и скажите о какой науке говорится в стихотворении? Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, И при этом, и при этом, Вы заметьте-ка, Очень важная наука Ма-те-ма-ти-ка!(хором) - Издавна люди называли математику царицей наук. Почему? - В каких областях знаний применяется математика? Технология «Ассоциативный куст» На доске - слово «математика» (спорт, медицина, строительство, наука, торговля, семья) - А теперь проверьте глазками всё ли готово для урока (учебник, тетрадь, коробочка с карточками, пеналы) Отлично, молодцы! | Здороваются с учителем. Настраиваются на работу Организовывают рабочее место. Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. - Математика применяется в различных областях знаний. Проверяют готовность урока. | УУРД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | Презентация Картинка для поднятия настроения. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Внешний контроль Ф Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: демонстрация слайдов | Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог. - А теперь давайте решим задачи и ребусы, ребята. 1. Устный счет. Решение задач. Спорт. 1. Команда третьеклассников выиграла у четвероклассников соревнования по футболу. Со счётом 16:8. Во сколько раз больше голов забила команда третьеклассников? Медицина. 2.Размер сердца у взрослого человека 12 см, а у ребёнка до года – 3 см. Во сколько раз больше размер сердца взрослого человека размера сердца ребёнка? Наука. 3. Тополь поглощает в месяц 9 кг углекислого газа. Сколько должно быть ещё деревьев во дворе, чтобы они вместе поглощали 81 кг углекислого газа в месяц? 4. С двух пасек собрали 21 кг мёда. Весь мёд разлили в бидоны по 7 кг в каждый. Сколько понадобилось бидонов? 5. В первый день в магазине продали 48 шкафа, а во второй в 4 раза меньше. Сколько шкафов продали во второй день? Обучающиеся устно решают задачи. Учитель. записывает на доске; 16 : 8 = 281 : 9 = 963: 3 = ? 21 : 3 = 312 : 3 = 4 - Почему вы не нашли значение последнего выражения? В чем трудность? Чем отличается оно от предыдущих? - А теперь предлагаю вам разгадать ребус. Взгляните на доску. Какое слово там скрыто? | Активизация внимания. Вычисление значений числовых выражений и ребуса. Устные ответы детей. Использование вычислительных навыков. - Это не табличный случай. Такого примера нет в таблице умножения. - Умножение. | УУПД: устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы; УУКД: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику УУРД: предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения. | Демонстрируемые материалы. |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: демонстрация слайда | Формулировка темы урока и постановка учебной задачи. − Чему же будет посвящен сегодняшний урок? Что мы с вами разбирали сейчас? Какие вычислительные навыки применяли? - Верно. Тема нашего урока «Умножение и деление двузначного числа на однозначное» - Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему сегодняшнего урока. − У меня такой вопрос к вам, ребята. А когда наши уроки математики получаются особенно интересными?
− Как же вам нужно поработать, чтобы урок прошел интересно и с пользой для вас? Какие шаги вы должны пройти?
-Какие правила работы на уроке будете соблюдать? - А теперь сформулируйте учебную задачу нашего урока. - Итак, прежде чем узнать новое нужно. - Осталось составит план наших действий, давайте попробуем. Составляет план действий совместно с учениками. | Активизация внимания. Использование средств коммуникационных технологий для определения темы урока и постановки задач. Ответы детей. - Умножению и делению. - Когда мы открываем что-то новое, выполняем сложные задания, когда у нас все получается, … - Постараемся определить то, что мы ещё не знаем и найдём способ решения
- Будем внимательными, активными. Будем соблюдать правила работы в группах и парах. - Сегодня мы будем учиться умножать и делить двузначные числа на однозначные числа. И разбирать те случаи, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения. - Составить план наших действий. Учащимися составляется план(при участии педагога): 1. Подумать, какие знания, изученные на предыдущих уроках, нам помогут? 2. Создать алгоритм деления и умножения двузначного числа на однозначное. 3. Научиться решать по новому алгоритму. | УУПД: формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях. УУРД: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Группа словесных методов: беседа. Группа наглядных методов: демонстрация слайдов Группа практических методов: работа в карточках. | На доске эталоны: алгоритм умножения однозначного числа на круглое и умножение круглых чисел. Умножение. − Что вы должны повторить в начале урока? На доску вывешивается карточка с числами. Работа организуется фронтально. − Найдите закономерность в данном ряду чисел, объясните её и продолжите ряд ещё на 4 числа. − Сгруппируйте полученные числа − Отделите однозначные числа вертикальной чертой. − Разделите двузначные числа на 2 группы. По какому признаку вы это сделаете? − Какие числа мы называем круглыми? Обведите круглое число. − Назовите приемы умножения чисел, которые вы уже изучили. − Какие случаи входят в табличное умножение?
− Из однозначных чисел данного ряда чисел составьте и запишите выражение, в котором первый множитель в 4 раза меньше второго, найдите его значение. − Сейчас составьте и запишите выражение, в котором первый множитель на 2 меньше второго, найдите его значение. − Из двузначных чисел закономерности выберите число, в котором цифры десятков и единиц являются двумя первыми числами натурального ряда. Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых. − Составьте выражение, из чисел ряда, первым множителем которого будет круглое число, а вторым множителем – наибольшее однозначное число. Запишите выражение, найдите его значение. − С какими свойствами умножения вы уже знакомы? − Из чисел данного ряда составьте выражение, иллюстрирующее переместительное свойство умножения − Из однозначных чисел составьте выражение, иллюстрирующее сочетательное свойство умножения.
− Что вы повторили? − У кого нет ошибок и исправлений, кто справился со всеми заданиями, оцените свою работу знаком + на полях. − Каков следующий этап нашего урока? На доске записывается пример: 49 * 2 − Попробуйте решить этот пример. − У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? − У кого есть результат, вы сможете обосновать свой ответ, пользуясь эталоном? − Что вы не можете сделать? − Таким образом, у всех вас возникло затруднение. Отметьте его знаком на полях. Раз возникло затруднение, что вы должны сделаем? − Что вы должны были сделать? − Дайте характеристику каждому множителю. Какая фигура является геометрической моделью действия умножения? − Давайте с помощью этой модели изобразим пример из пробного задания. Учитель вывешивает на доску модель: 49 6 2 − Что изображено с помощью этой модели? − Дальше я предлагаю вам поработать в парах Вспомните правила парной работы. − Проанализируйте эталоны, которые сегодня являются вашими помощниками, подумайте, как с их помощью выполнить новое задание. На каждую парту раздается лист для работы. Лист №1 для парной работы: 49
6 2 49*2= (_____+_____)*2= =____*____+_____*______=
На доске открывается образец (слайд 5): 49*2=(40+9)*2=40*2+9*2= =80+18=98 − Поднимите руки те пары, чья запись совпала с образцом. − Какие действия вы выполнили, чтобы получить ответ? − Сейчас вы должны составить алгоритм нового вычислительного приема. Возьмите лист № 2, рассмотрите запись. Как вы будете составлять алгоритм? Лист № 2 для парной работы:
− Сравним наш вывод с учебником стр. 88. На доске фиксируется эталон − Прочитайте новое правило в учебнике. − Ребята, оказывается, вы не просто составили новый алгоритм, а открыли новое свойство умножения! (А+В)*С=А*С+В*С распределительное свойство умножения
Похлопайте себе и друг другу. − Поднимите руку те, кто после проведенной вами работы понял, как умножать двузначное число на однозначное. Молодцы! Возьмите на партах новый эталон , вложите его в папки – он вам понадобится для дальнейшей работы. Деление А ) Есть ли предложения, как найти значение последнего выражения? - Посовещайтесь в парах, попробуйте «открыть» новый прием деления. (Если учащиеся затрудняются, предлагаю вспомнить тему предыдущего урока «Правило деления суммы на число) - Предлагайте! ( Надо разложить 48 на сумму слагаемых) - Каких? Сколько их должно быть? (Два слагаемых, чтобы каждое делилось на 4) - Для чего? (Чтобы воспользоваться свойством деления суммы на число) Запишите выражение 63 : 3 = (60 + 3) : 3 = 60 : 3 + 3 : 3 = - Каким способом деления суммы на число воспользовались? (Каждое слагаемое разложили на разрядные слагаемые, разделили каждое слагаемое на число и результаты сложили) Вывод: Для того, чтобы разделить число 63 что нам пришлось с ним сделать? (Заменить суммой разрядных слагаемых) - А затем? (разделить каждое слагаемое на 3) - Потом? (результаты сложить) Опираясь на проделанную работу, составим алгоритм (план) деления двузначного числа на однозначное для тех случаев, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения. - Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания. Ученики формулируют алгоритм деления: 1. Представляем делимое в виде суммы двух разрядных слагаемых. 2. Каждое слагаемое делим на число. 3. Полученные результаты складываем. Давайте рассмотрим и закончим решение примеров и разработаем алгоритм деления двузначного числа на однозначное. - Кто хочет пойти к доске? 86 : 2 = 96 : 3 =88 : 4 = 84 : 6= Б) Нахождение значения по такому же плану не получается. Как быть? - Как же быть? - Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания. - На какие слагаемые оказалось удобным разбить делимое? Ответ учащихся: - Заменяли делимое суммой слагаемых. - Если в делимом на данное число делилось и число десятков и число единиц, то делимое заменяли суммой разрядных слагаемых. Вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых. в) Составление алгоритма.. - Давайте составим план наших действий. АЛГОРИТМ - Что мы делали сначала? - Затем? - А потом? Заменили число суммой разрядных или удобных слагаемых Разделили каждое слагаемое на однозначное число. | Решают примеры, вспоминают пройденное, отрабатывают новые умения. Отвечают на вопросы. Каждое последующее число увеличивается на 1,2,3,4,5,6,7 -17, 23, 30, 38 -Однозначные и двухзначные
2,3,5,8/,12,17,23,30,38 -Круглые и некруглые числа.
-30
- Случаи умножения однозначных чисел. -Табличное умножение, умножение однозначного числа на круглое, умножение круглых чисел.
2· 8 = 16
3· 5 = 15
12 = 10 + 2
30*9=270 -Переместительным А*В=В*А и сочетательным (А*В)*С=А*(В*С)
8*5=5*8 (5*3)*8=5*(3*8) Таблицу умножения, запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, умножение круглого числа на однозначное, свойства действия умножения -Выполняем пробное действие. Проверка работы по образцу Обосновать свой ответ, пользуясь эталоном. Мы не смогли быстро умножить 49 на 2
Надо остановиться и подумать.
Прямоугольник, где стороны – множители, а площадь – произведение. Учащиеся работают в тетрадях.
Пример из пробного действия
Выполняют задания, сравнивают с эталоном.
Фронтальная проверка, оценка на полях тетради своей работы +,?
Отвечают на вопросы, решают примеры.
Другие записывают в своих тетрадях.
Ученики формулируют алгоритм деления: 1. Представляем делимое в виде суммы двух разрядных (удобных ) слагаемых. 2. Каждое слагаемое делим на число. 3. Полученные результаты складываем. | УУПД: проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения; УУКД: принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания | Презентация Учебник Раздаточный материал Доска |
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. Предлагаю игру на внимание. Я называю единицы измерения разных величин. Если слышите величину: - вместимость – вы садитесь на свои места; -массу – прыгаете на двух ногах; - длину – шагаете по классу. 14 см, 8кг, 5л, 3м, 25см, 200 г, 92м, 17л. - Выполняя движения, что мы с вами сделали? (отдохнули) - Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы очень внимательны. Готовы работать дальше? | Выполняют упражнение динамической паузы. | Фоновая музыка | |||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф, И Группа словесных методов: беседа Группа практических методов: задание на запись чисел | Организует проверочную работу №1.
- Каким будет следующий шаг нашей работы? - Верно, давайте теперь поработаем в парах. - Проверяет работы в парах.
Какой шаг вы должны сделать дальше? − Зачем? − У кого задание вызвало затруднения? − В каком месте у вас возникло затруднение? − Какая причина возникшего затруднения? | - Нам надо научиться применять новые знания. Дальше учащиеся работают в парах. Работа в учебнике на стр.88 № 2, поочерёдное проговаривание каждого примера и запись в тетрадь. Одна пара в это время работает у доски, решают по одному примеру с проговариванием. Слушает учитель. Проверка работы в парах – сравнение с образцом (заданиями, решенными на доске) Оценка на полях тетради своей работы +, ? - Выполнить самостоятельную работу - Чтобы выяснить, есть ли у нас затруднения. Самостоятельная работа – рабочая тетрадь стр.70 №2, по окончании работы учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном Учащиеся оценивают свои работы знаками +,? | УУПД: проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение. УУРД: ответственно выполнять свою часть работы. | Раздаточный материал Учебник Рабочие тетради для самостоятельной работы |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Группа практических методов: выполнение задания | Организует проверочную работу №2 - А теперь попробуем самостоятельно решить примеры деления двузначных чисел на однозначные. 1 задание у вас дано на карточках, решите его, а потом проверим и проговорим алгоритм. 52 : 4 96 : 4 93:3 36 : 2 90 : 5 86 :2 2 задание в учебнике на стр. 15 №2 (1 столбик) 84:6= 57:3= 91:7= Его тоже сделаете, а потом проверим. - Готовы? Давайте сравним наши ответы. - Молодцы! | Выполняют самостоятельную работу. | УУПД: проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения; УУРД: объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя. | Учебник учебная презентация Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф Группа словесных методов: беседа. Группа практических методов: решение задачи | Подведение итогов. Закрепление изученного. Подведем итоги урока. - Какие цели ставили в начале урока? - Удалось ли их разрешить? - Какие новые знания получили? - Чему научились? - Где можно применить новые знания? - Что хорошо получилось? Над чем ещё надо работать? - Много оценок сегодня получили. (Оценки за работу на уроке, работа по карточкам, за самостоятельную работу) | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (Что получилось, что не получилось и почему?) | УУПД: устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы; УУКД: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику. УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. | - |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Группа словесных методов: беседа | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся - Вы проделали сегодня большую работу, Большие молодцы. Оцените уровень своей работы подняв нужную карточку:
Эмоционально завершает урок. - Ребята, спасибо вам за урок. Мне понравилось, что вы были очень активны на уроке. Продолжайте в том же духе. Хорошего дня и солнечного настроения. До свидания! | Дети отвечают и самооценивают себя. | УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения. УУКД: оценивать свой вклад в общий результат. УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. | Карточки для самооценки деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по математике "Вспоминаем пройденное. Умножение на однозначное число". 4 класс.
Конспект урока...
Технологическая карта урока. Тема: письменное деление многозначных чисел на трехзначное число 4 класс Школа России.
Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 4Тема: письменное деление многозначных чисел на трехзначное числоЦель: развитие культуры вычислений младших школьников.Задачи: 1. Образовательная:п...

Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...

Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен прилагательных» (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Цель урока: создание условий для закрепления умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.Задачи урокаДидактические:Вспомнить изученную информацию о б...

Технологическая карта урока технологии «Подарочные открытки из гофрированного картона» (УМК "Перспективная начальная школа, 3 класс)
Цель урока: формирование знаний учащихся о технике изготовления подарочной открытки из гофрированного картона; изготовление изделия «подарочная открытка».Задачи урокаДидактические:формиров...