Технологическая карта урока математики "Умножение и деление двузначного числа на однозначное число" "УМК Школа России "3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Шаландина Юлия Алексеевна

Цель урока: познакомить учащихся с новыми приемами вне табличного деления и умножения, составить алгоритм деления и умножения двузначного числа на однозначное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 22.11.2023г

Школа: МБОУ СОШ №1

Класс:

Урок: 1

Студент: Шаландина Юлия

Группа: 301

Учитель: Верхорубова Елена Владимировна

Методист: Шакирова Ольга Геннадьевна

Время:14:00-14:45

Кабинет: 201

Тема урока: «Умножение и деление двузначного числа на однозначное число»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с новыми приемами вне табличного деления и умножения, составить алгоритм деления и умножения двузначного числа на однозначное.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Совершенствует вычислительные навыки обучающихся и умения решать задачи.

2. отработает выполнение вычислений с устным подробным объяснением.

3. научить применять знания и способы действий в измененных условиях.

Предметные:

1. формирование умения выполнять умножение двузначного числа на однозначное на основе распределительного закона умножения.

2. способность применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач.

Личностные:

1. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. проявление мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения.

 Развивающие:

1. развивать умение анализа, синтеза, обобщения;

2. развивать математическую речь;

3. развивать логическое мышление;

4. развивать познавательные, коммуникативные, предметные компетенции.

Регулятивные

1.  проявление способности понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Воспитательные:

1.воспитывать уважение друг к другу, интерес к предмету при организации игровых заданий на уроке;

2.воспитывать культуру общения.

 Коммуникативные

1. формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться книгой.

УМК: Учебник Моро «Математика» 3 класс, презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Ф

Группа наглядных методов: демонстрация слайдов

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок математики.

Стихотворение.

- Послушайте, и скажите о какой науке говорится в стихотворении?

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!(хором)

- Издавна люди  называли математику  царицей наук. Почему?

- В каких областях знаний применяется математика?

Технология «Ассоциативный куст»                                                                                                

На доске - слово «математика» (спорт, медицина,  строительство, наука,  торговля, семья)                                    

- А теперь проверьте глазками всё ли готово для урока (учебник, тетрадь, коробочка с карточками, пеналы) Отлично, молодцы!

Здороваются с учителем.

Настраиваются на работу

Организовывают рабочее место.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

- Математика применяется в различных областях знаний.

Проверяют готовность урока.

УУРД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Презентация

Картинка для поднятия настроения.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Внешний контроль

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов:

демонстрация слайдов

 Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

- А теперь давайте решим задачи и ребусы, ребята.

1. Устный счет. Решение задач.

Спорт.

1. Команда третьеклассников выиграла у четвероклассников соревнования по футболу. Со счётом 16:8.  Во сколько раз больше голов забила команда третьеклассников?

Медицина.

2.Размер сердца у взрослого человека 12 см, а у ребёнка до года – 3 см. Во сколько раз больше размер сердца взрослого человека размера сердца ребёнка?

Наука.

3. Тополь поглощает в месяц 9 кг углекислого газа. Сколько должно быть ещё деревьев во дворе, чтобы они вместе поглощали 81 кг углекислого газа в месяц?

4.  С двух пасек собрали 21 кг мёда. Весь мёд разлили в бидоны по 7 кг в каждый. Сколько понадобилось бидонов?

5. В первый день в магазине продали 48 шкафа, а во второй в 4 раза меньше. Сколько шкафов продали во второй день?

Обучающиеся устно решают задачи. Учитель. записывает на доске;

16 : 8 = 281 : 9 = 963: 3  = ?

21 : 3 = 312 : 3 = 4

- Почему вы не нашли значение последнего выражения? В чем трудность? Чем отличается оно от предыдущих?

- А теперь предлагаю вам разгадать ребус. Взгляните на доску. Какое слово там скрыто? 

https://files.1urok.ru/images/eccdbaa7fc40e020c30dd39b118570258ade302d.png

Активизация внимания.

Вычисление значений числовых выражений и ребуса.

Устные ответы детей.

Использование вычислительных навыков.

- Это не табличный случай. Такого примера нет в таблице умножения.

- Умножение.

УУПД: устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

УУКД: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику

УУРД: предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения.

Демонстрируемые материалы.

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов:

демонстрация слайда

Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.

− Чему же будет посвящен сегодняшний урок? Что мы с вами разбирали сейчас? Какие вычислительные навыки применяли?

- Верно. Тема нашего урока «Умножение и деление двузначного числа на однозначное»

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

− У меня такой вопрос к вам, ребята. А когда наши уроки математики получаются особенно интересными?

 

− Как же вам нужно поработать, чтобы урок прошел интересно и с пользой для вас? Какие шаги вы должны пройти?

 

-Какие правила работы на уроке будете соблюдать?

- А теперь сформулируйте учебную задачу нашего урока. 

- Итак, прежде чем узнать новое нужно.

- Осталось составит план наших действий, давайте попробуем.

Составляет план действий совместно с учениками.

Активизация внимания.

Использование средств коммуникационных технологий для определения темы урока и постановки задач.

 Ответы детей.

- Умножению и делению.

- Когда мы открываем что-то новое, выполняем сложные задания, когда у нас все получается, …

- Постараемся определить то, что мы ещё не знаем и найдём способ решения

 

- Будем внимательными, активными. Будем соблюдать правила работы в группах и парах.

- Сегодня мы будем учиться умножать и делить двузначные числа на однозначные числа. И разбирать те случаи, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения.

- Составить план наших действий.

Учащимися составляется  план(при участии педагога):

1. Подумать, какие знания, изученные на предыдущих уроках, нам помогут?

2. Создать алгоритм деления и умножения двузначного числа на однозначное.

3. Научиться решать по новому алгоритму.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
УУКД: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику

УУРД: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Группа словесных методов: беседа.

Группа наглядных методов:

демонстрация слайдов

Группа практических методов: работа в карточках.

На доске эталоны: алгоритм умножения однозначного числа на круглое и умножение круглых чисел.

Умножение.

− Что вы должны повторить в начале урока?

На доску вывешивается карточка с числами. Работа организуется фронтально.

 − Найдите закономерность в данном ряду чисел, объясните её и продолжите ряд ещё на 4 числа.

− Сгруппируйте полученные числа

− Отделите однозначные числа вертикальной чертой.

− Разделите двузначные числа на 2 группы. По какому признаку вы это сделаете?

− Какие числа мы называем круглыми? Обведите круглое число.

− Назовите приемы умножения чисел, которые вы уже изучили.

− Какие случаи входят в табличное умножение?

 

− Из однозначных чисел данного ряда чисел составьте и запишите выражение, в котором первый множитель в 4 раза меньше второго, найдите его значение.

− Сейчас составьте и запишите выражение, в котором первый множитель на 2 меньше второго, найдите его значение.

− Из двузначных чисел закономерности выберите число, в котором цифры десятков и единиц являются двумя первыми числами натурального ряда. Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

− Составьте выражение, из чисел ряда, первым множителем которого будет круглое число, а вторым множителем – наибольшее однозначное число. Запишите выражение, найдите его значение.

− С какими свойствами умножения вы уже знакомы?

− Из чисел данного ряда составьте выражение, иллюстрирующее переместительное свойство умножения

− Из однозначных чисел составьте выражение, иллюстрирующее сочетательное свойство умножения.

 

− Что вы повторили?

− У кого нет ошибок и исправлений, кто справился со всеми заданиями, оцените свою работу знаком + на полях.

− Каков следующий этап нашего урока?

На доске записывается пример: 49 * 2

− Попробуйте решить этот пример.

− У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать?

− У кого есть результат, вы сможете обосновать свой ответ, пользуясь эталоном?

− Что вы не можете сделать?

− Таким образом, у всех вас возникло затруднение. Отметьте его знаком на полях.

Раз возникло затруднение, что вы должны сделаем?

− Что вы должны были сделать?

− Дайте характеристику каждому множителю.

Какая фигура является геометрической моделью действия умножения?

− Давайте с помощью этой модели изобразим пример из пробного задания.

Учитель вывешивает на доску модель:

49

6 2

− Что изображено с помощью этой модели?

− Дальше я предлагаю вам поработать в парах

Вспомните правила парной работы.

− Проанализируйте эталоны, которые сегодня являются вашими помощниками, подумайте, как с их помощью выполнить новое задание.

На каждую парту раздается лист для работы.

Лист №1 для парной работы:

49

 

6 2

49*2= (_____+_____)*2=

=____*____+_____*______=

 

На доске открывается образец (слайд 5):

49*2=(40+9)*2=40*2+9*2=

=80+18=98

− Поднимите руки те пары, чья запись совпала с образцом.

− Какие действия вы выполнили, чтобы получить ответ?

− Сейчас вы должны составить алгоритм нового вычислительного приема. Возьмите лист № 2, рассмотрите запись. Как вы будете составлять алгоритм?

Лист № 2 для парной работы:

  • Сложить полученные __________________________
  • Заменить двузначное число на __________________
  • Выполнить ____________ каждого слагаемого на ______________

 − Сравним наш вывод с учебником стр. 88.

На доске фиксируется эталон

− Прочитайте новое правило в учебнике.

− Ребята, оказывается, вы не просто составили новый алгоритм, а открыли новое свойство умножения!

(А+В)*С=А*С+В*С распределительное свойство умножения

 

Похлопайте себе и друг другу.

− Поднимите руку те, кто после проведенной вами работы понял, как умножать двузначное число на однозначное. Молодцы! Возьмите на партах новый эталон , вложите его в папки – он вам понадобится для дальнейшей работы.

Деление

А )  Есть ли предложения, как найти значение последнего выражения?

- Посовещайтесь в парах, попробуйте «открыть» новый прием деления. (Если учащиеся затрудняются, предлагаю вспомнить тему предыдущего урока «Правило деления суммы на число)

- Предлагайте! ( Надо разложить 48 на сумму слагаемых)

- Каких? Сколько их должно быть? (Два слагаемых, чтобы каждое делилось на 4)

- Для чего? (Чтобы воспользоваться свойством деления суммы на число)

Запишите выражение

63 : 3 = (60 + 3) : 3 = 60 : 3 + 3 : 3 =

- Каким способом деления суммы на число воспользовались?

(Каждое слагаемое разложили на разрядные слагаемые, разделили каждое слагаемое на число и результаты сложили)

Вывод: Для того, чтобы разделить число 63 что нам пришлось с ним сделать?

(Заменить суммой разрядных слагаемых)

- А затем? (разделить каждое слагаемое на 3)

- Потом? (результаты сложить)

 Опираясь на проделанную работу, составим алгоритм (план) деления двузначного числа на однозначное для тех случаев, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения.

- Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания.

Ученики формулируют алгоритм деления:

1. Представляем делимое в виде суммы двух разрядных слагаемых.

2. Каждое слагаемое делим на число.

3. Полученные результаты складываем.

Давайте рассмотрим и закончим решение примеров и разработаем алгоритм деления двузначного числа на однозначное.

- Кто хочет пойти к доске?

86 : 2 = 96 : 3 =88 : 4 = 84 : 6=

Б)  Нахождение значения по такому же плану не получается. Как быть?

- Как же быть?

- Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания.

- На какие слагаемые оказалось удобным разбить делимое? Ответ учащихся: - Заменяли делимое суммой слагаемых.

- Если в делимом на данное число делилось и число десятков и число единиц, то делимое заменяли суммой разрядных слагаемых.

Вывод:  В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых.

в) Составление алгоритма..

- Давайте составим план наших действий.

АЛГОРИТМ

- Что мы делали сначала?

- Затем?

- А потом?

Заменили число суммой разрядных или удобных слагаемых

Разделили каждое слагаемое на однозначное число.

Решают примеры, вспоминают пройденное, отрабатывают новые умения.

Отвечают на вопросы.

Каждое последующее число увеличивается на 1,2,3,4,5,6,7

-17, 23, 30, 38

-Однозначные и двухзначные

 

2,3,5,8/,12,17,23,30,38

-Круглые и некруглые числа.

 

 -30

 

 - Случаи умножения однозначных чисел.

 -Табличное умножение, умножение однозначного числа на круглое, умножение круглых чисел.

 

 

 2· 8 = 16

 

 3· 5 = 15

 

12 = 10 + 2

 

 

 30*9=270

-Переместительным А*В=В*А и сочетательным (А*В)*С=А*(В*С)

 

8*5=5*8

 (5*3)*8=5*(3*8)

 Таблицу умножения, запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, умножение круглого числа на однозначное, свойства действия умножения

-Выполняем пробное действие.

Проверка работы по образцу

 Обосновать свой ответ, пользуясь эталоном.

Мы не смогли быстро умножить 49 на 2

 

 Надо остановиться и подумать.

 

 

 

Прямоугольник, где стороны – множители, а площадь – произведение.

 Учащиеся работают в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример из пробного действия

 

 Выполняют задания, сравнивают с эталоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная проверка, оценка на полях тетради своей работы +,?

 

 

 

Отвечают на вопросы, решают примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие записывают в своих тетрадях.

 

 

Ученики формулируют алгоритм деления:

1. Представляем делимое в виде суммы двух разрядных (удобных ) слагаемых.

2. Каждое слагаемое делим на число.

3. Полученные результаты складываем.

УУПД: проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

УУКД: принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания

Презентация

Учебник

Раздаточный материал

Доска

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

Предлагаю игру на внимание.

Я называю единицы измерения разных величин.

Если слышите величину: - вместимость – вы садитесь на свои места;

 -массу – прыгаете на двух ногах;

 - длину – шагаете по классу. 14 см, 8кг, 5л, 3м, 25см, 200 г, 92м, 17л.

- Выполняя движения, что мы с вами сделали? (отдохнули)

- Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы очень внимательны. Готовы работать дальше?

Выполняют упражнение динамической паузы.

Фоновая музыка

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И

Группа словесных методов: беседа

Группа практических методов: задание на запись чисел

Организует проверочную работу №1.

 

- Каким будет следующий шаг нашей работы?

 - Верно, давайте теперь поработаем в парах.

- Проверяет работы в парах.

 

Какой шаг вы должны сделать дальше?

− Зачем?


− У кого задание вызвало затруднения?

− В каком месте у вас возникло затруднение?

− Какая причина возникшего затруднения?

- Нам надо научиться применять новые знания.

Дальше учащиеся работают в парах.

Работа в учебнике на стр.88 № 2, поочерёдное проговаривание каждого примера и запись в тетрадь.

Одна пара в это время работает у доски, решают по одному примеру с проговариванием. Слушает учитель. Проверка работы в парах – сравнение с образцом (заданиями, решенными на доске)

Оценка на полях тетради своей работы +, ?

- Выполнить самостоятельную работу

- Чтобы выяснить, есть ли у нас затруднения.

Самостоятельная работа – рабочая тетрадь стр.70 №2, по окончании работы учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном

Учащиеся оценивают свои работы знаками +,?

УУПД: проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

УУРД: ответственно выполнять свою часть работы.

Раздаточный материал

Учебник

Рабочие тетради для самостоятельной работы

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Группа практических методов: выполнение задания

Организует проверочную работу №2

- А теперь попробуем самостоятельно решить примеры деления двузначных чисел на однозначные.

1 задание у вас дано на карточках, решите его, а потом проверим и проговорим алгоритм.

52 : 4                 96 : 4                93:3

36 : 2                  90 : 5               86 :2

2 задание в учебнике на стр. 15 №2 (1 столбик)

84:6=

57:3=

91:7=

Его тоже сделаете, а потом проверим.

- Готовы?  Давайте сравним наши ответы.

- Молодцы!

Выполняют самостоятельную работу.

УУПД: проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

УУРД: объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя.

Учебник учебная презентация

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Группа словесных методов: беседа.

Группа практических методов: решение задачи

 Подведение итогов.

Закрепление изученного.

Подведем итоги урока.

- Какие цели ставили в начале урока?

 - Удалось ли их разрешить?

 - Какие новые знания получили?

- Чему научились?

 - Где можно применить новые знания?

 - Что хорошо получилось?  Над чем ещё надо работать?  

- Много оценок сегодня получили. (Оценки за работу на уроке, работа по карточкам, за самостоятельную работу)

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

(Что получилось, что не получилось и почему?)

УУПД: устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

УУКД: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

-

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Группа словесных методов: беседа

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся

- Вы проделали сегодня большую работу, Большие молодцы. Оцените уровень своей работы подняв нужную карточку:

 

https://documents.infourok.ru/9f34d736-534b-4703-b309-b7ef0eaec205/0/image020.jpg

 

 Эмоционально завершает урок.

- Ребята, спасибо вам за урок. Мне понравилось, что вы были очень активны на уроке. Продолжайте в том же духе.  Хорошего дня и солнечного настроения. До свидания!

Дети отвечают и самооценивают себя.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.

УУКД: оценивать свой вклад в общий результат.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

Карточки для самооценки деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема: письменное деление многозначных чисел на трехзначное число 4 класс Школа России.

Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 4Тема: письменное деление многозначных чисел на трехзначное числоЦель: развитие культуры вычислений младших школьников.Задачи: 1. Образовательная:п...

Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...

Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен прилагательных» (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.Задачи урокаДидактические:Вспомнить изученную информацию о б...

Технологическая карта урока технологии «Подарочные открытки из гофрированного картона» (УМК "Перспективная начальная школа, 3 класс)

Цель урока: формирование знаний учащихся о технике изготовления подарочной открытки из гофрированного картона; изготовление изделия «подарочная открытка».Задачи урокаДидактические:формиров...