Конспект урока по математике 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тема урока: «Письменное умножение на трёхзначное число»

Цель урока: создание условий для овладения учащимися письменным приемом умножения на трехзначное число.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_pismennoe_umnozhenie_na_tryohznachnoe_chislo.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

УМК, название и автор учебника: «Школа России», математика Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С.  И., Степанова С. В.

Тема урока: «Письменное умножение на трёхзначное число»

Цель урока: создание условий для овладения учащимися письменным приемом умножения на трехзначное число.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

- познакомить с письменным приёмом умножения на трёхзначное число;  

-познакомить учащихся с алгоритмом письменного умножения на трёхзначное число.

-учить читать равенства, используя математическую терминологию;

-закрепить умение решать задачи на движение;

Предметные:

-применяют письменный приём умножения на трёхзначное число;

-знают алгоритм письменного умножения на трехзначное число;

-умеют читать равенства, используя математическую терминологию;

-умеют решать задачи на движение;

Развивающие:

- способствовать развитию познавательного интереса учащихся;

-развивать способности к самостоятельному целеполаганию и планированию собственной деятельности (тема, цель урока);

- развивать речь учащихся;

- учить рассуждать, слушать, вступать в диалог;

-развивать рефлексивные способности (определять затруднения и находить способы их решения).

        

Метапредметные:

  • познавательные: 

- умеют осознанно и произвольно строить речевого высказывания;

-умеют определять тему и цель урока;

- умеют применить полученную информацию при выполнении заданий из учебника;

  • регулятивные:

- умеют понимать учебную цель;

- умеют оценивать свою работу;

  • коммуникативные:

- умеют работать в паре;

- умеют слушать и вступать в диалог;

-умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь при сотрудничестве.

Воспитательные:

- способствовать формированию уважительного отношения к чужому мнению;

- способствовать формированию самостоятельности у обучающихся.

Личностные:

- проявляют осознанное отношение к учебе;

- умеют работать самостоятельно;

-проявляют умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности;

-проявляют уважительное отношение к чужому мнению.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности*

Примечания

Организационный этап

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Алёна Сергеевна! Я очень рада видеть вас. Сядьте ровно, спина касается спинки стула, руки положите на парту, отвечаем только по поднятой руке.

Приветствие учителя

Ф

Мотивация к учебной деятельности

(самоопределение к учебной деятельности)

-Математику, друзья,      

Не любить никак нельзя.    

Очень строгая наука,    

Очень точная наука,    

 Интересная наука –      

Это математика!

-Настройтесь на работу. Отлично! Мы можем начинать.

Ф

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии

(технология проблемного обучения)

-Ребята, откройте тетради, отступите 4 клетки вниз, пишем на 5 клетке, 4 клетки вправо, запишите число, сегодня 16 марта.

-Ребята, более 160 лет назад в 1859 году 16 марта родился выдающийся русский ученый, изобретатель радио Александр Степанович Попов.  Он создал аппарат, который мог принимать радиосигналы с помощью азбуки Морзе. 

-Ребята, а вы знаете, что такое азбука Морзе?

В азбуке Морзе буквы и цифры – это короткие и длинные сигналы, то есть точки и тире.  Лишь позже по радио смогли передавать голос и музыку. Средствами радиосвязи оснащены все виды самолетов, морских и речных судов, научные экспедиции. Все более широкое развитие находит диспетчерская связь на железных дорогах, на стройках, в шахтах. Космическая радиосвязь позволяет преодолевать огромные расстояния, с ее помощью мы получаем ценную научную информацию.

-А сейчас, что мы знаем – будем повторять, Что забыли – будем вспоминать.

В математике любая работа

Не обходится без устного счета.

- Но для начала давайте вспомним компоненты математических действий.

-Правильно! Назовите компоненты умножения.

-Отлично! Как найти неизвестный множитель?

-Верно! Назовите компоненты деления.

-Правильно! Как найти делимое?

-Отлично! Как найти делитель?

Ребята, сейчас под мою диктовку приведём устный счет, ответы записывайте в одну строчку через клеточку. Каждое число имеет свою букву, когда выполним устный счет, подпишите к каждому числу букву и прочитайте получившееся слово.

  1. Первый множитель 6, второй 3. Найдите значения произведения.
  2. Сколько единиц в числе 4621?
  3. Из числа 115 вычесть число 99 и прибавить 3.
  4. 38 килограмм яблок разложили в 2 коробки поровну. Сколько килограмм яблок в одной коробке?
  5. Какое число умножили на 2 и получили 42?
  6. Автомобиль проехал путь в 720 км со скоростью 90 км/ч. Сколько времени ехал автомобиль?
  7. Сколько минут в 300 секундах?
  8. Сколько метров в 100 сантиметров?
  9. Делитель 99, частное 9. Найдите делимое.

-Устный счёт закончен, проверьте свои ответы. А теперь на слайде представлена таблица. Подберите к каждому числу букву и прочитайте получившееся слово.

-Ребята, какое слово у вас получилось?

-Ребята, у кого получилось такое же слово, значит, вы всё выполнили верно!

-Ребята, сегодня мы должны с вами рассуждать, мыслить, и тогда узнаем много нового.

-Давайте разделимся на пары. Вспомним правила работы в парах.

-Правильно! Возьмите карточку №1   перед вами выражения, подумайте, посовещайтесь, на какие две группы можно их разделить. Как будете готовы, поставьте руку на локоток.

-Вижу, что все готовы, давайте проверять.

-Ребята, по какому принципу вы распределили выражения?

-Верно! Выражения, какого столбца мы с лёгкостью будем решать?

-Правильно, потому что мы уже умеем это делать.

-Ребята, а примеры из 2 столбца мы сейчас можем решить?

-У нас не хватает знаний. Сегодня на уроке мы разберём такие примеры.

-15.

-17

-6 единиц

-1 десяток

-Нет

-1 множитель 2 множитель значение произведения.

-Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

-делимое делитель значение частного.

-Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.

-Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.

Выполняют устный счёт.

-18        

-1        

-19        

-19        

-21        

-8        

-5        

-1        

-11

-Рассуждай

-Работать дружно, не мешать другим парам.

-В 1 столбец – умножение на двузначное число, 2 столбец – умножение на трёхзначное число.

-Из первого столбца.

-Нет

Ф

И

Ф

П

Построение проекта выхода из сложившейся ситуации (тема, цель, задачи)Постановка цели и задач урока

-Ребята, предположите тему нашего урока.

-Вы все сказали правильно, но более верно тема урока звучит так: «Письменное умножение на трёхзначное число».

-Какую цель мы поставим перед собой?

-Правильно! Ребята, чтобы достичь нашу цель, нам нужен план. Посмотрите, пункты плана перепутались, давайте восстановим его.

Каждый выполненный пункт плана, мы будем отмечать галочкой на карточке № 2 и когда выполним все пункты плана, достигнем нашу цель.

-Умножение на трёхзначное число.

-Научиться письменно умножать на трёхзначное число.

-1. Познакомиться с умножением на трёхзначное число.

2.Научиться письменно умножать на трёхзначное число.

3. Применить полученные знания.

Ф

Открытие новых знаний (реализация построенного проекта)

-Ребята, приступаем к выполнению первого пункта плана. Откройте учебник на странице 48.

-Но сначала скажите, как надо обращаться с учебником?

-Давайте рассмотрим два выражения. Объясните, как получили каждое неполное произведение в первом выражении. Расскажите, как считали.

-Правильно! Ребята, а теперь подумайте, чем отличается умножение на трехзначное число от умножения на двухзначное число?

-Верно! Объясните, как при умножении чисел 769 и 524 подписали третье неполное произведение?

-Правильно! Ребята, существует алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное? Может кто – то попробует его сформулировать?

-Верно! Если мы запомним алгоритм умножения на трёхзначное число, будем, считая рассуждать, то с лёгкостью сможем решить выражение.

-Ребята, легче письменно умножать на трехзначное число «столбиком», знаете ли вы, кто придумал такой способ умножения?

- Автором нашего привычного способа умножения «столбиком» является Адам Ризе, немецкий педагог. В его руках метод получил последнюю отделку и завершение, и теперь он считается самым удобным.

-Ребята, мы выполнили первый пункт плана?

-Отлично! Ставим галочку на карточке №2.

Сейчас давайте выполним номер 182 первый столбик.

-(Имя), выходи к доске, решаем выражения с устным объяснением, а все остальные записывают в тетради и проверяют.

-Итак, первое выражение произведение чисел 812 и 46.

-Верно! И еще одно выражение. Произведение чисел 812 и 346. Алгоритм умножения на трехзначное число висит на доске.

-Отлично! Присаживайся!

-Сейчас давайте немного отдохнём!

 Ну – ка встали, улыбнулись

Выше – выше потянулись

Плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Присаживайтесь!

-Ребята, отступите 1 клеточку вниз, запишите задача номер 183.

-Прочитайте условие задачи про себя.

-Прочитайте вслух.

-Теперь прочитаю задачу я.

-Ребята, на каком расстоянии друг от друга, вышли одновременно в противоположных направлениях два поезда?

-Верно! С какой скоростью шёл первый поезд?

-Правильно! С какой скоростью шёл второй поезд?

-Верно! Что надо найти в задаче?

-Правильно!

-Ребята, ознакомьтесь со схемой и подумайте, что мы можем найти первым действием?

-(Имя), выходи к доске, записываем первое действие задачи, остальные записывают в тетради.

-Верно! Как мы это сделаем?

-Правильно! Что найдём вторым действие?

-Отлично! Что делаем дальше?

-Мы ответили на вопрос задачи?

-Отлично! Записываем ответ.

-Спасибо! Присаживайся!

-На страницах учебника не рисовать, не менять.

- Произведение чисел 769 и 24. Сначала надо умножить первый множитель на число единиц: 769 умножить на 4. Получим первое неполное произведение: 3076. Далее умножить первый множитель на число десятков: 769 умножить на 2. Получим второе неполное произведение: 1538. Подписываем второе неполное произведение под десятками. Складываем неполные произведения. Ответ: 18456. Это произведение чисел 769 и 24.

- Добавляется умножение на сотни.  И когда записываем десятки, то при записи суммы десятков число сдвигается на один разряд влево, а когда записываем сумму сотен, то на два разряда влево. Когда умножаем на двухзначное число, делаем три шага: первый - умножаем на единицы, второй - умножаем на десятки и третий- складываем полученные числа, а если умножаем на трехзначное, то четыре шага, так как еще добавляется умножение на сотни.

-Третье неполное произведение записали под сотнями, потому что третье неполное произведение получают умножением первого множителя на количество сотен второго

- Алгоритм умножения на трехзначное число.

1)Записать трехзначный множитель разряд под разрядом.

2)Умножить первый множитель на число единиц второго множителя, результат записать под единицами.

3)Умножить первый множитель на число десятков, результат записать под десятками.

4)Умножить первый множитель на сотни, результат записать под сотнями.

5)Сложить полученные произведения.

-Нет

-Да

- Произведение чисел 812 и 46. Сначала надо умножить первый множитель на число единиц: 812 умножить на 6. Получим первое неполное произведение: 4872. Далее умножить первый множитель на число десятков: 812 умножить на 4. Получим второе неполное произведение: 3248. Подписываем второе неполное произведение под десятками. Сгладываем неполные произведения. Ответ: 37352. Это произведение чисел 812 и 46.

- Произведение чисел 812 и 346. Сначала надо умножить первый множитель на число единиц: 812 умножить на 6. Получим первое неполное произведение: 4872. Далее умножить первый множитель на число десятков: 812 умножить на 4. Получим второе неполное произведение: 3248. Подписываем второе неполное произведение под десятками. После этого умножить первый множитель на число сотен: 812 умножить на 3. Получим третье неполное произведение: 2436. Подписываем третье неполное произведение под сотнями. Сгладываем неполные произведения. Ответ: 280952. Это произведение чисел 812 и 346.

Выполняют физминутку.

Читают условие задачи.

 

-275 км

-50 км/ч

-75 км/ч

-Расстояние друг от друга через 6 ч после начала движения.

-Расстояние первого поезда через 6 часов после начала движения.

-Скорость первого поезда умножим на время после начала движения. 50 умножим на 6, получается 300, наименование (км), пояснение -  проехал первый поезд.

-Вторым действие найдем расстояние второго поезда через 6 часов после начала движения.

Скорость второго поезда умножим на время после начала движения. 75 умножим на 6, получим 450 км - проехал второй поезд.

-Последним действие найдём расстояние между поездами. 275 + 300 + 450 = 1025 (км).

-Да

-Ответ: на расстоянии 1025 км друг от друга будут поезда через 6 ч после начала движения.

Ф

Первичное закрепление во внешней речи

(устные ответы на вопросы учителя по новому материалу-проверка знаний по новой теме)

-Ребята, напомните алгоритм умножения на трехзначное число.

 

-Ребята, мы выполнили второй пункт?

-Ставим галочку на карточке № 2.

Алгоритм умножения на трехзначное число.

1)Записать трехзначный множитель разряд под разрядом.

2)Умножить первый множитель на число единиц второго множителя, результат записать под единицами.

3)Умножить первый множитель на число десятков, результат записать под десятками.

4)Умножить первый множитель на сотни, результат записать под сотнями.

5)Сложить полученные произведения.

-Да

Ф

Обобщение и систематизация знаний учащихся

(самостоятельная работа по эталону: разноуровневые задания- технология дифференцированного обучения – проверка умений по новой теме)

-Ребята, нам осталось выполнить последний пункт плана, и мы достигнем нашу цель.

-Разделимся на группы по 4 человека. Выберете капитана команды. Каждой группе я раздам по одному числовому выражению. Сначала вы решаете его самостоятельно в тетради, как только вы решили самостоятельно обсуждаете ответы в группе и мне говорите окончательный ответ, который у вас получился.

-Ребята, все готовы давайте проверять. На экране вы видите пазлы, но это необычные пазлы. Каждый капитан команды будет подходить по очереди к доске и выбирать ответ, который у них получился, если ответ верный, то картинка будет появляться, а в конце мы узнаем, что скрывается.

-В начале урока у нас возникло затруднение, мы не могли решить 2 выражения, но сейчас мы уже умеем это делать. В тетради отступите 1 клетку вниз. Давайте решим 2 выражения: первый вариант решает первое выражение, второй вариант решает второе выражение. Как будете готовы, поставьте руку на локоток. Вижу, что все готовы. Выполните самопроверку с эталоном на слайде. Если верно решили выражение, поставьте простым карандашом плюс, если была допущена ошибка, исправьте её и поставьте простым карандашом минус.

-Выполняют самостоятельную работу.

-Да.

И

Подведение итогов

-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

-Ребята, объясните, как при умножении на трехзначное число записывают третье неполное произведение?

-Верно! Мы выполнили все пункты плана?

-Отлично! Значит, достигли нашу цель.

-Письменное умножение на трёхзначное число.

- Третье неполное произведение записывают под сотнями, потому что третье неполное произведение получают умножением первого множителя на количество сотен второго.

-Да.

Ф

Рефлексия учебной деятельности

-А сейчас, оцените свое настроение и работу на уроке.

- А сейчас возьмите карточку № 4, оцените свое настроение и работу на уроке, заполните пропуски в анкете.

-На слайде для каждой фразы есть слова – подсказки, которыми вы можете воспользоваться.

-Кто хочет поделиться, своими ответами.

-Спасибо за ответы! Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

-До новых встреч!

Проводят рефлексию.

Ф

*(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...