Урок математики по теме "Площадь прямоугольника"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Давыдова Ирина Валентиновна

Урок направлен на формирование представления о способах нахождения площади прямоугольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_po_teme_ploshchad_pryamougolnika.doc971.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

                         Урок математики

 в 3 классе по теме

«Площадь прямоугольника»

                                                                                         Составила и провела

                                                                               Давыдова И. В.

                                                                                   

Новомосковск

Тема: Площадь прямоугольника.

Цели: - Используя деятельностный метод, установить способ нахождения площади прямоугольника, вывести правило с формулой вычисления.

   - Развивать  математическую речь и логическое мышление.

  1. Оргмомент.

  1. Актуализация знаний. 

   - Готовясь к уроку, я нашла интересный материал о маленьких тружениках – пчёлах.

   - Что вы знаете о них?

      [ответы детей]

   - Пчелиная семья состоит из:

 

    Матка откладывает яйца, трутней после роения выталкивают из гнезда, а рабочие                   пчёлы трудятся целый день от зари до зари, собирая нектар.

   - Пчёлы вырабатывают:

         

         

   - Послушайте и решите задачи.

     1) С одного улья пчеловод откачал 15 кг мёда, а с другого – 30 кг. Во сколько раз   меньше мёда пчеловод откачал с первого улья, чем со второго?

         

    2) В одной пчелиной семье сто трутней, а в другой – 80. Где трутней больше и на сколько?

    3) На ядосборнике у 1 пчелы берут 1 каплю яда. Сколько капель яда возьмут у 100 пчёл?

    4) Перга – это корм для пчелиных личинок. 1 личинка в день съела 12 гр перги, а другая – 18 гр . Сколько всего гр съели 2 личинки?

 

        Про пчёл говорят:  читаем вместе  -

     И мы с вами давайте потрудимся, как рабочие пчёлки.

      

                                                                          

        У вас на столе лежат 2 картинки.

     - Сравните площади этих картинок.

        (Площадь одной больше площади другой)

     - Как узнали?

        (Наложили одну картинку на другую)

     - Найдите площадь картинки.

       

           

     - Как найдёте площадь?

       (Надо разбить картинку на квадратные см)

     - Что такое см² ?

        (Квадрат со стороной 1 см)

      - Разбивайте.

     - Что делаем дальше?

        (Считаем см²).

     - Пожалуйста.

       (Дети считают).

     - Чему равна площадь картинки?

       (35 см²).

     - Что принято считать за единицу измерения площади?

        (См ²)

- Ребята, а где живёт пчелиная семья или рой?  - (в улье)

- Посмотрите на улей в разрезе. Верхняя часть называется рамка с сотами. Пчёлы строят соты и заполняют их нектаром, который выпаривается и превращается в мёд. Нижняя часть называется гнездовая рамка – в ней живут пчёлы

        Рамка с сотами

        Гнездовая рамка


      - На какую геометрическую фигуру похожа рамка с сотами? (прямоугольник).

      - Докажите. Вспомните свойства прямоугольника.

        (Противоположные стороны одинаковые. Все углы прямые.)

      - Ребята, вы так умело нашли S картинки, поэтому дальше я предлагаю вам самостоятельную работу – Найдите площадь рамки с сотами, то есть площадь прямоугольника.

      - Кто выполнил задание?

      - Почему площадь картинки  смогли найти, а площадь прямоугольника нет?

        (Картинка была у каждого, а прямоугольник на доске).

      - Чем это задание непохоже на предыдущее?

         (Ответы детей).

      - Какую учебную задачу поставим на уроке?

         (Будем учиться находить S прямоугольника).

III.       Открытие детьми нового знания.

         - Какие у вас предположения?

          1) (Разбить прямоугольник на см²).

                - Один ученик выходит к доске и разбивает прямоугольник на квадратные см.

                  (         см²).        

                - Ребята, удобный ли способ нахождения площади?

                  (Долго и неудобно).

          - Кто ещё хочет сказать?

     2) – Посчитаем, сколько квадратов в каждой полосе?

                 (                  ).

         - Сколько раз по …     повторяется?

                 (                  ).

         - Как узнать, сколько всего квадратов?

                (По         взяли        раз), то есть

         - Что такое        ?

               (Длина).

         - Что такое        ?

               (Ширина).      

         - Как нашли площадь?

            (Длину умножили на ширину).

         - Как ещё можно посчитать квадраты?

           (Можно по      квадратов в каждом столбике взять     раз).

         - Как сейчас нашли площадь?

           (Ширину умножили на длину).

         - Так как же можно вычислить площадь прямоугольника?

            (Ответы детей).

         - Попробуйте вывести формулу площади прямоугольника.

             

                    

        - Откройте учебник, страница 72. Прочитайте правило.

        - Что заметили необычного?

           (в одинаковых единицах).

        - Как вы это понимаете?

          (ответы детей).

        - Что будете делать, если одна сторона в см., а другая в дм. или в мм.?

           (преобразовывать)

IV.   Первичное закрепление.

        - Леток – это вход в улей. Он имеет прямоугольную форму. Найдите площадь летка, если его длина 1 дм, а ширина 1 см.

        - С чего начнём решение?

             (Преобразуем дм в см).

        - Как будем вычислять площадь?

              (Длину умножим на ширину).

             

   V.     Динамическая пауза.

  (Упражнения для мозгового кровообращения; для снятия утомления с плечевого         пояса и мелких мышц кисти; для мобилизации внимания и гимнастика для глаз).

    1) И.п. – стоя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперёд. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный

    2)И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперёд, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

    3)Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.

    4)Оттянуть уши вперёд (считать до 5), вернуть в исходное положение (считать до 5).

    5)Упражнение на внимание. (повторить 4 – 6 раз).

     VI.    Самостоятельная работа по проверке в классе.             

      Стр. 73, № 3

     

     - Чему равна площадь прямоугольника?  (18см²)

     - У кого другой ответ? Объясните.

     

     - Мне бы хотелось узнать, насколько вы владеете новым  материалом.

     - Отметьте на отрезке степень усвоения.

        (Получил прочные знания, усвоил весь материал. Усвоил материал частично. Материал понял плохо).

 

                                                         

  1. Закрепление знаний, умений, навыков, накопленных ранее, и их интеграция с новым материалом.

  (Учитель раздаёт шаблоны)

  - Сколько прямоугольников вы видите на чертеже? (3).

  - Назовите их.

 

       

             

    - Можно ли квадрат назвать прямоугольником?  

      (Квадрат – то же прямоугольник, только с одинаковыми сторонами).                                

    - Вычислите S каждого квадрата.

     - Отличается ли нахождение площади квадрата от нахождения площади прямоугольника?

  1. Домашнее задание:

                   стр. 73, № 4

      - Начерти 2 квадрата: один со стороной 2 см, а другой со стороной 3 см.

      - Найди площадь каждого квадрата.

                                                                       

  1. Рефлексия.

    - Какую задачу ставили на уроке?

    - Удалось ли нам её решить?

   - Как найти S прямоугольника?

   - О чём должны помнить?

     (об одинаковых единицах)

         - О каких насекомых узнали на уроке?

                        (о пчёлах)

  Люди издревле чтят и оберегают пчёл. В японском городе Гифу в 1960 году в парке открыли памятник пчеле, сидящей в шестиграннике, напоминающем соты.

                                                   

                                                   

В Испании есть очень интересный памятник. Правда, не пчеле, но с пчёлами. Это памятник рыси. При отливке бронзовой рыси на скульптуре оказалось отверстие, которое обнаружили пчёлы. По всем правилам пчелиной архитектуры они построили соты, превратив скульптуру в улей.

 - Наш урок подошёл к концу. Спасибо всем за работу.

  1. Резервный материал (задача на развитие).

Однажды встретились две пчёлки с двумя другими. Им надо было разойтись в узком летке. Хорошо, что в летке была щель, но в этой щели могла поместиться только одна пчела. Другие могли проползти мимо неё. Как разойтись пчёлкам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 1 класс "Прямоугольник"

Математика. 1 класс. УМК «Школа 2100» Урок 28 (§ 3.18)Учитель Попович И.Ю.Тема урока ПрямоугольникЦель. Возможность научиться отличать прямоугольник от других фигур.(+УУД)Понятия: замкнутая...

Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»

Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»для учащихся 2 класса       Цель: сформировать у детей представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ...

Презентация к уроку математики по теме "Прямоугольник"

Презентация  к уроку математики по теме "Прямоугольник" 2 класс Школа России...

Урок математики "Нахождение периметра прямоугольника"

Приведена подробная разработка урока математики во 2 классе по теме "Нахождение периметра четырехугольника" на стадии закрепления и расширения материала...

Урок математики 2 класс Прямоугольник и квадрат

Урок разработан на основе учебника  "Математика"  В.Н. Рудницкой 2 класс и применением мультимедиатехнологий...

Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат"

Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат" с приложением в формате Notebook....

Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку

Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...