Современные формы и методы формирования основ финансовой грамотности
методическая разработка по математике
Методическая разработка "Современные формы и методы формирования основ финансовой грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_seminar_9.12.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы и методы формирования основ финансовой грамотности
1 слайд. Здравствуйте, меня зовут Серкова Н.Г., учитель начальных классов школы № 289 города Заозерска. Вашему вниманию я представлю современные формы и методы формирования основ финансовой грамотности в начальной школе.
Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе и во внеурочной деятельности способствует получению основ финансовой грамотности, вносит практическую направленность. Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 1–4 классов, интересны детям, родителям и педагогам.
3 слайд.
Главный вопрос состоит в следующем: с помощью каких современных форм и методов сформировать у младших школьников основы финансовой грамотности? Сегодня я предложу вам только те из них, которые уже успешно апробировала на своих уроках и занятиях по финансовой грамотности в начальной школе.
4 слайд. Формы:
1. Коммуникативные и финансовые бои
2. Игра-квест
3. Деловые и ролевые игры
4. Урок-сказка
5. Интерактивный спектакль
5 слайд. Методы (активные, интерактивные):
1. «Один – два – вместе»
2. Дерево решений
3. Мозговой штурм
4. Мини-исследование
5. Кейс-метод
6. Ось времени
7. Постер
8. Диаграмма связей
9. Проект
Давайте рассмотрим представленные на слайде методы.
6 слайд. Метод первый – «Один – два – вместе».
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ.
7 слайд. Следующий метод – «Дерево решений». Данный метод можно применять при классификации или принятии решений (например, как распорядиться своими накоплениями или как создать сбережения).
8 слайд. С этим методом, я думаю, вы все прекрасно знакомы. Как его можно применить на уроках по формированию финансовой грамотности? На слайде Вы видите темы для мозговых штурмов.
9 слайд. Исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. С помощью данных исследований учащиеся будут иметь представления о том, что такое «банки» и за какими услугами к ним можно обратиться, как взрослые совершают покупки и другое.
10 слайд. Кейс – это ситуация из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. На данном слайде Вы видите кейс для учащихся 2 – 3 классов. Для учащихся 4 классов можно предложить жизненные ситуации с большим количеством данных.
12 слайд. Метод «Ось времени» часто используется в истории. Наглядно такая ось иллюстрируется как прямая, протянутая из прошлого в будущее.
13 слайд. Ось времени можно использовать, например, для иллюстрации истории появления российских денег. Для этого сначала надо определить, когда появились первые деньги, какой отрезок времени Вы хотите отобразить, определить масштаб. Затем перечислить, какие монеты и купюры появились в это время, с какими личностями связано их появление, подобрать иллюстрации. Изучая историю появления денег учащимся можно продемонстрировать фотографии старинных монет и купюр.
14 слайд. Постер (стендовый доклад) – способ представления результатов работы. Главный принцип – наглядность и простота. На слайде Вы видите примерные темы для создания постера.
15 слайд. Наиболее сложный вариант – создание стенгазеты, где в каждой творческой группе имеется редактор, художник и журналист. Требует больше времени.
15 слайд. Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) – способ схематического изображения какой-то идеи или системы. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Например, можно предложить школьникам: «Составьте ментальную карту “Мои накопления”, для этого ответьте на вопросы и выполните задание:
1. Откуда у Вас появляются деньги? С какой периодичностью это происходит?
2. На что бы Вы хотели их потратить?
3. Для каждой ситуации подберите иллюстрацию».
16 слайд. Проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Цель проекта, представленного на этом слайде, – составление бюджета дня рождения.
17 слайд. Рассмотрим формы организации занятий. Первая форма – деловые и ролевые игры. Вашему вниманию я хотела бы представить сюжетно-ролевую игру «Путёвка в лето». Цель данной игры – познакомить детей с понятием «семейный бюджет», научить выбирать «обязательные» и «необязательные» для семьи расходы. На каждом этапе команды-семьи принимают решения об оплате или об отказе оплаты тех или иных расходов. Задача – накопить на путёвку.
18 слайд. Следующая форма – урок-сказка.
Урок-сказка позволит расширить представления учащихся об экономических потребностях людей; обобщить и закрепить понятие о семейном бюджете, его составляющих (доходы и расходы)
19 слайд. Третья форма организации занятий – квест-игра. Данные игры можно проводить с участием старших школьников, родителей.
20 слайд. 1 станция – «Наши накопления», на которой необходимо посчитать все доходы и сбережения Смешариков; 2 станция – «Расходы», на которой необходимо определить, что необходимо Пину для построения ракеты. 3 станция – «Супермаркет», на которой необходимо приобрести всё необходимое; 4 станция – «Вечеринка», на которой Смешарикам необходимо помочь в организации праздника и расчёта его стоимости.
21 слайд. Четвертая форма – интерактивный спектакль. На слайде представлен интерактивный спектакль по мотивам сказки «Муха-Цокотуха», где каждый персонаж имеет свой доход, выходит, говорит свои слова и приклеивает соответствующую табличку на доску. Такой спектакль хорошо подойдёт под тему «Семейный бюджет».
22 слайд. И последние формы обучения – коммуникативный и финансовый бой.
Коммуникативный бой.
1 этап – подготовительный:
- подготовка заданий;
- распределение функций между организаторами, определение ведущего;
- привлечение сторонних членов жюри;
- рассылка заданий командам.
Пример темы: «Стоит ли пользоваться банковскими картами?» Команды дома прорабатывают заранее аргументы ЗА и ПРОТИВ.
2 этап – проведение:
- турнирная таблица;
- сцена организована, как ринг;
- по жребию один из капитанов получает право выбора темы, другой выбирает позицию в теме;
- продолжительность боя – 4 минуты (задача – развернуть спор);
Форма: аргумент-контраргумент.
Жюри оценивает содержание, форму и стремление к диалогу.
23 слайд.
Финансовый бой.
Соревнование является командным. Задача команд – набрать наибольшее количество баллов по итогам проведенных раундов. Рекомендуется проводить 5–6 раундов. Жюри оценивает правильность данных ответов.
*****
Предлагаю Вам принять участие в викторине
1 раунд. Викторина:
В начале раунда ведущий кратко объясняет его суть, затем выдает командам по 1 бланку ответов. На бланке нужно написать номер команды и верные, по мнению команды, ответы на 5 вопросов.
Ведущий последовательно задает участникам вопросы:
26 слайд – Вопрос № 1. Как называется «пояс» монеты? (Ответ: гурт)
27 слайд – Вопрос № 2. Как называется сторона монеты, на которой написан её номинал? (Ответ: реверс, «решка»)
28 слайд – Вопрос № 3. Какой английский учёный первым предложил делать «насечки» на гурте? (Ответ: Исаак Ньютон)
29 слайд – Вопрос № 4. От какого старинного слова произошло слово «деньги»? (Ответ: деньга)
30 слайд – Вопрос № 5. В честь кого назвали купюру номиналом 500 рублей «петенька»? (Ответ: Пётр I)
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по формированию основ финансовой грамотности
Викторина по финансовой грамотности содействует финансовому просвещению и воспитанию детей младшего школьного возраста, активизирует имеющиеся у школьников знания финансовой грамот...
Использование методов игротерапии в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Финансовая грамотность – это не только умение распределять деньги и ходить в магази...
МУЛЬТИМЕДИАПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
МУЛЬТИМЕДИАПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»...
«Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
laquo;Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»...
Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность
Понятие «игра» можно определить следующим образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...
Презентация по теме самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у учащихся начальной школы»
Презентация для родительского собрания по финансовой грамотности....
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"...