Технологическая карта урока в 1 классе по математике на тему: "Перестановка слагаемых".
план-конспект урока по математике (1 класс)

Суханова Татьяна Деонисовна

На уроке путем исследования у обучающихся формируется понимание, что от перестановки слагаемых сумма не меняется. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_po_matematike.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

1 класс

Тема урока

Перестановка слагаемых

Цель урока

Формирование математических знаний о перестановке слагаемых сумма не изменяется

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

освоение конкретного математического смысла одного из свойств знака сложения - переместительного, использование переместительного свойства для удобства вычислений.

Регулятивные:

научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, а также действовать в соответствии с предложенным планом

Познавательные:

ученик научится или получит возможность формулировать правило, выполнять задания с использованием материальных объектов, строить объяснение в устной форме по предложенному плану, выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий, развивать навыки исследовательской деятельности и умение выдвигать гипотезы

Коммуникативные:

умения высказываться, договариваться при работе в малой группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Проявлять познавательную инициативу на уроке, а также объективная оценка деятельности других учеников.

Развивать творческое и критическое мышление.

Методы

теоретические: формирование правила, анализ исследования, эмпирические: наблюдение, экспериментальная работа.

Оборудование и материалы

Математика, 1 класс, 2ч., мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Звонкий прозвенел звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

На меня все посмотрели

Дети приветствуют учителя

Актуализация знаний

- Начнём наш урок с зарядки для ума

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

– Назовите число, которое при счете идет за числом 7.

– Назовите число, которое при счете идет перед числом 6.

– Назовите число, которое при счете стоит между числами 8 и 10.

– Первое слагаемое 5 второе 2.

- Назовите сумму.

- Увеличь 3 на 4.

– Уменьши 8 на 2.

Молодцы!

Ответы на поставленные вопросы

Выявление проблемы

(самоопределение к деятельности)

тук в дверь!)

Входит старшеклассница Оля

- Здравствуйте, ребята. Я принесла вам ручки, давайте пересчитаем?

- Каким числом обозначим? (берёт карточку в руку)

(стук в дверь)

Входит старшеклассница Даша.

- Здравствуйте. Меня просили передать вам карандаши. Сколько их? Давайте пересчитаем. Каким числом обозначим?

(берёт карточку в руку)

Учитель:

- Очень хорошо, девочки, спасибо. Нам это всё очень пригодится. Сложим все предметы вместе.

С помощью какого математического знака, мы объединяем группы предметов? (прикрепляет карточку со знаком «+» на доску)

- Узнаем, сколько всего письменных предметов принесли нам девочки. Что для этого нужно сделать?

-Даша, подай карандаши, прикрепи свою карточку с цифрой. Оля, подай ручки, прикрепи свою карточку.

Оля:

- Я же первая пришла. Моя цифра должна стоять первой.

Давайте поменяем местами, так будет правильней.

Даша:

- Я считаю, что это неважно, всё равно все предметы будут считать вместе.

Учитель:

- Что сделали девочки?

-А можно ли так поступать в математике?

Пересчитывают.

числом 5

Пересчитывают

Числом 4

(«+»)

сложить 5 и 4 (4 и 5)

поменяли карточки, слагаемые поменялись местами

высказывают мнение: можно, всё равно все предметы будем пересчитывать вместе, все предметы будут стоять в одном стакане, нам нужно назвать общее количество.

Нельзя, важно записывать количество предметов по очереди.

Сбор материала

(работа по теме урока)

Учитель:

- Итак, что необходимо выяснить, на этом уроке?

-Чтобы разобраться в этом вопросе, проведём исследование.

Предположения, которые вы высказали ранее, являются гипотезой (вывешиваем синонимы: гипотеза, предположение, догадка).

Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию.

Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.

-  А кто такие исследователи? (Исследовать – это значит понять, установить).

 Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать?

- Все учёные работают по научному плану (на экране план работы). Прочитайте его:

- Будем работать в группах. Возьмите предметы из конверта и выполните задание согласно плану.

(каждая группа  получает свой конверт:1 ряд - 7 клубник и 3 малины, 2 ряд – 4 апельсина и 3 лайма, 3 ряд– 5 карамелек и 3 шоколадных конфеты.

необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые.

читающие дети прочитывают синонимы

(дружно, старательно, внимательно, с уважением)

Ученики читают:

1. Озвучьте гипотезу группы.

2.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам предметы. Запишите на доске. Приготовьтесь представить результаты работы в соответствии с выбранной гипотезой.

 3. Сравните результаты.

 4. Сделайте вывод.

Эксперимент

- Разделите предметы на группы, сколько групп получилось?

- Пересчитайте предметы каждой группы, обозначьте количество каждой группы числом.

- Дальше действуем по плану на доске.

- Договоритесь в группе, кто будет отвечать.

-Какие получились примеры?

выполняют действия, в соответствии с указаниями учителя и плана.

Дети выписывают в таблицу на доске

Выводы

(рефлексия)

Выскажитесь пожалуйста, эксперимент какой из групп, был представлен ярко и чётко, дал остальным понять, что гипотеза, озвученная в начале урока верна? Объясните своё мнение.

-К какому выводу вы пришли?

Высказываются, оценивая свою работу и работу своих «коллег – учёных»

От перестановки слагаемых сумма не изменяется

Анализ исследования

Учебник стр. 14

Прочитаем задание

https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/razrabotka_uroka_issledovanie_po_matematike

- А что показывают равенства под картинками?

- А сколько всего флажков у мальчика на первом рисунке? Сколько на втором? Важно ли расположение слагаемых в этих равенствах? Какое новое знание подтверждает анализ этих рисунков?

- Прочитаем правило ниже. Проговорим по рядам.

читают задание, отвечают на вопросы по заданию

- Рисунки похожи тем, что на них один и тот же мальчик, он держит одинаковое количество синих и одинаковое количество красных флажков.

Различаются тем, что мальчик сменил руки местами, теперь слева мы видим красный флажок, а справа – синий.

- Равенства показывают по порядку (слева направо), как мальчик держит флажки

- по три, расположение не важно, мы снова подтвердили, что «от перестановки мест, слагаемых сумма не меняется»

Читают правило, следуя указаниям учителя.

Закрепление изученного материала

Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить (с. 14 учебника)

- Рассмотрите рисунок.

https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/razrabotka_uroka_issledovanie_po_matematike

Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример.

- Как получили второй пример?

- Сколько всего точек на 1-й фишке?

- Как изменится сумма, если фишку перевернуть?

- Объясните, как получили остальные примеры.

- Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

3+2                1+4           6+1

2+3               4+1           1+6                            

три – «3»

два – «2»

3+ 2=5

фишку перевернули

не изменится

Дети комментируют и повторяют правило

Подведение итогов урока

- Какой математический закон мы сегодня открыли?

- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

- Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

Спасибо за старание.

Ведь главное – желание.
А навыки и знание с годами к вам придут.
Прозвенит звонок с урока –

Отдохнуть придет пора.
Что узнали на  уроке.  Не забудьте  никогда.

Ребята, наш урок окончен.  Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе, конечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока 3 класс математика

Урок математики по теме "Римские цифры"...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Знакомство с понятием «выражение», «значение выражения»

Данная  технологическая  карта  была  разработана  для участия во  всероссийском   конкурсе  профессионального  мастерства "Мой  лучший  урок ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)»

Цели и задачи деятельности учителя:Познакомить учащихся с письменным приемом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); научить их использовать этот прием в в...

Технологическая карта урока . 2 класс. Математика тема: "Уравнения"

Технологическая карта урока  математики  по ФГОС с презентацией 2 класс. Тема : "Уравнения"...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2-ом классе на тему «Свойства противоположных сторон прямоугольника»

Урок изучения нового материала, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Авторы УМК М.И. Моро, С.В.Степанова....

Технологическая карта урока "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых» по технологии развития критического мышления."

Урок математики по теме "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых» по технологии развития критического мышления". 3 класс...