План-конспект урока по математике по теме "КАРТА"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

 Зайниева Разина Разиховна

План-конспект урока по математике для 4 класса по теме "Карта", Начальная школа 21 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_4_v.docx893.62 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: математика.

Дата проведения:

Тема урока: «Карта»

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала).

Класс:

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию навыков нахождения масштаба по карте.

Задачи урока:

- дидактические:создать условия для ознакомления с понятием «карта», «масштаб»; формировать умение находить расстояние по масштабу на карте;

- развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, оценочной деятельности, аккуратности; развивать способность регулировать собственную деятельность;

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету при изучении карты, масштаба; воспитывать культуру общения при выполнении парных заданий; способствовать формированию оценочной деятельности.

Планируемые результаты:

-личностные:проявляют интерес к предмету при изучении карты, масштаба; осознают важность культурного общения друг с другом при выполнении парных заданий; объективно оценивают свои достижения на уроке;

-метапредметные:

коммуникативные: умеют работать в паре. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются знаниями между собой для принятия эффективных совместных решений;

познавательные: осознают познавательную задачу, умеют выбирать наиболее эффективные способы решения примеров;

регулятивные: контролируют и оценивают свои действия.

-предметные:знают что такое карта и масштаб. Умеют находить расстояние по масштабу на карте;

Ресурсы: учебник (Математика УМК Начальная школа 21 века, 4 класс, 2 часть, В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева), рабочая тетрадь, ноутбук, презентация, линейка.

Организация пространства:фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Структура урока

I. Организационный этап (приветствие, знакомство)

- Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодняшний урок математики проведу у вас я – Разина Разиховна. Как ваше настроение? (отлично, хорошо)

(эмоциональный настрой к уроку)

- Начать наш урок я хотела бы с пословицы. Кто хочет её прочитать?

(Сила птицы — в крыльях, сила человека — в дружбе). Ребята, что же оно значит? Да, ребята, я полностью с вами согласна.Главное у птиц − это крылья, с помощью их они могут улететь от опасности, а у человека главное − дружба, которая тоже может поддержать и помочь ему во всём. А мы будем помогать друг другу получать новые знания на сегодняшнем уроке? (Да) Молодцы, ребята! Эта пословица будет девизом нашего урока!

-Посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас на месте: учебник, тетрадь, пенал. Уберите всё лишнее с парт. Всё убрали? Руки - на месте! Ноги – на месте! Локти – у края! Спина – прямая! Начнём урок!

II. Проверка усвоения материала прошлого урока.

- Запишите в тетради сегодняшнюю дату и классная работа. Сегодня у нас 29 февраля. Сейчас мы напишем математический диктант. Ответы на мои вопросы пишем в один ряд, через запятые. Если ответ верный, то пишем +, а если я говорю неверный ответ, то -. Пишем красиво и аккуратно. Перед тем, как написать, хорошо подумайте. Затем, вы обменяетесь тетрадями и проверите записи друг у друга. Готовы? Тогда начнём.

1дм=10 см +

1км=100м –

1ч.=60 мин+

1г.=12 мес +.

1м=1000см -

1см=100мм -

10дм= 100см +

10см=100мм +

- Теперь, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по слайду. И запишите карандашом, кто сколько ошибок допустил. Молодцы. Вот мы с вами вспомнили и повторили единицы измерения. А для чего мы это сделали, узнаете попозже.

III. Проверка домашнего задания(по мере необходимости)

#1040;ктуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

(Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации))

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы здесь видите?

-Да, верно ребята, мы видим две разные карты. Какая карта изображена в первом рисунке? Именно, карта Татарстана. А во втором? Карта мира, верно. Сравните изображения: в чём различия карты Республики Татарстан и карты мира? Верно, на карте Республики Татарстан все изображено намного ближе, чем на карте мира. Вы заметили разницу в цифрах, т.е. в масштабе? Хорошо, молодцы. Значит, у любой карты есть масштаб.

Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Как вы думаете, исходя из того, что мы проговорили, какая будет цель урока? С чем мы сегодня познакомимся? (Цель: познакомимся с картой и с масштабом). А какая будет тема? (Тема: «Карта»)

#1054;рганизация познавательной деятельности(изучение нового материала)

1. Определение последовательности действий на уроке(т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Для того, чтобы достичь нашей цели, нам необходимо составить последовательность действий на уроке. Для этого посмотрите на экран, вам необходимо соотнести части предложений.

#1055;ознакомимся с картой и масштабом

#1059;знаем, что означает масштаб карты

#1053;аучимся находить расстояние по масштабу на карте

- Также у вас на столах лежат листы самооценивания, это карточки под номером 1. В ходе нашего урока мы будем возвращаться к ним. И оценивать себя знаком «+», если всё было понятно; и ставить знак «?», если остались вопросы. Всем понятно? Отложите эти карточки на край парты.

  1. Поиск решения («открытие» нового знания)

- Ребята, как вы думаете, что же такое карта? (Ответы детей)

- Хорошо, я принимаю ваши ответы, теперь давайте проверим, правильно ли мы ответили. Давайте прочитаем определение на странице 64.

C:\Users\User\Desktop\Downloads\WhatsApp Image 2024-02-23 at

-Значит, Что же называют картой? План города, области, государства, континента Земли называют картой. Давайте рассмотрим карту, представленную на доске.

-Что имеется на карте?На карте имеется координатная сетка из параллелей и меридиан.(показываю указкой) Как карта ориентирована по отношению к сторонам света? Карта всегда одинаково ориентирована по отношению к сторонам света. Сверху – север, снизу – юг, справа - восток, слева – запад. Давайте кто-нибудь выйдет и покажет нам все стороны света правильно. Молодец! Ребята, а в каком масштабе выполнена эта карта? А вы знаете, что такое масштаб? Само слово «Масштаб» пришло к нам из немецкого языка. «МАС» означает «мера», «штаб», «размер», что тоже говорит о связи с математикой. Масштаб - это число, показывающее, во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже или плане. Масштаб используется в чертежах, на картах, плане местности. Показатель масштаба показывает во сколько раз оригинал больше макета. Например, масштаб 1:42 говорит о том, что оригинал больше макета в 42 раза. Для того чтобы знать, во сколько расстояние на карте меньше, чем, то же расстояние на местности, пользуются масштабом карты.Ребята, внизу карты мы видим надпись «масштаб 1:140000000».

C:\Users\User\Desktop\Downloads\WhatsApp Image 2024-02-23 at

-Значит, в каком масштабе выполнена карта, представленная в учебнике? Этот масштаб читается так: 1 к 140000000. И его называют численным масштабом, так как он состоит только из чисел и выражен в виде дроби). (ставлю на доску пример и название масштаба). Как вы думаете, что показывает этот масштаб? Ребята, этот масштаб показывает, что в 1 см на данной карте содержится 140 000 000 см на реальной местности. Т.е. 1 см на карте равен 140 000 000 см в реальности. Давайте переведём сантиметры в километры.

-Что нужно сделать, чтобы перевести 140 000 000 сантиметров в километры?-чтобы перевести 140 000 000 сантиметров в километры нужно сначала перевести сантиметры в метры. Итак, сколько сантиметров в 1 метре? Верно, 100. Значит, сначала делим 140 000 000 на 100 и получается 1400000м(140000000:100=1400000м). А сейчас переводим метры в километры. Сколько метров в 1 км? Верно, 1000м. Значит, делим полученный ответ на 1000. (1400000:1000= 1400км). Значит, сколько километров у нас вышло? 1400км. Хорошо, молодцы. Значит, в 1 см 1400 км. А этот масштаб называется именованным масштабом. Он расшифровывает численный масштаб, переводя сантиметры в метры и километры (ставлю на доску пример и название масштаба).

- На столе у вас есть листы самооценивания. Прочитайте первый пункт. Мы с вами познакомились с картой и с масштабом? Рядом поставьте галочку, если вам все понятно, а если нет, поставьте знак вопроса.

- Молодцы, ребята.

Первичное закрепление.

-Итак, ребята, давайте рассмотрим номер 2 на странице 65. Прочитаем задание. Что нам нужно сделать? Нужно записать масштаб карты.

C:\Users\User\Desktop\Downloads\WhatsApp Image 2024-02-23 at  (1).jpeg

-Итак, как мы запишем этот масштаб, если 1 см на карте соотв. 10 000 000см на местности? Верно, 1 к 10 000 000, т.е. 1:10000000. Давайте запишем этот пример в тетради. Пишем номер 2. А) 1:10000000. Ребята, а скольки километрам будет равен этот масштаб. Как мы это узнаем? Верно, сначала разделив на 100, а потом на 1000 или же отбросив 5 нулей, т.е. разделив на 100000. Значит, будет 100км.

-Хорошо, а теперь попробуйте самостоятельно решить пример б). Здесь нужно сначало перевести 200 километров в сантиметры, и только потом записать масштаб. Кто закончил, сядьте красиво. Итак, все смогли? Давайте, кто-то выйдет к доске и запишет этот пример, остальные проверяем, правильно ли он записал. Итак, значит б) 1: 20000000. Ребята, как перевести 200 километров в сантиметры? Верно, нужно умножить это число сначала на 1000, а потом на 100 или же сразу умножить в 100000, или же приписать к этому числу 5 нулей. Молодцы, ребята. А теперь я хочу вам предложить свои примеры, а вы попробуйте их решить и записать в виде численного масштаба. Это задание мы выполняем в группах по 4 человека. А как мы работаем в группах? Дружно и сообща.

1) 1 см на карте соответствует 500000 см на местности

2) 1 см на карте соответствует 50м на местности

3) 1 см на карте соответствует 500км на местности

-Кто закончил, поднимите руки. Хорошо, я вижу, что многие из вас закончили, обменяйтесь своими работами с другими группами и проверьте ответы по эталону. (Кто-нибудь у доски)У кого есть ошибки, исправьте. Значит, в 1) 1:500000, во 2)1:5000, в 3) 1:50000000. Ребята, как вы перевели метр в сантиметры? Верно, умножили на 100. Хорошо, молодцы. А теперь, давайте устно рассмотрим номер 3 на стр 65.

C:\Users\User\Desktop\Downloads\WhatsApp Image 2024-02-23 at  (1).jpeg

-Ребята, что же означает масштаб 1:6 000 000? Верно, то, что 1 см на на карте соответствует 6000000 см на местности (60км). Что означает масштаб 1:7500000? Верно, то, что 1 см на карте соответствует 7500000 см на местности(75км). И последний пример, что же означает 1:300000000? Верно, то, что 1 см на карте соответствует 300000000 см на местности(3000км). (Переводим эти масштабы в километры)

-Вот мы с вами и узнали, что такое масштаб карты. Значит, что означает масштаб карты? Например, 1:10000? Верно, то что 1 см на карте соответствует 10000 см на местности.

-На столе у вас есть листы самооценивания. Прочитайте второй пункт. Мы с вами узнали, что означает масштаб карты? Рядом поставьте галочку, если вам все понятно, а если нет, поставьте знак вопроса.

- Ребята, я вижу, что вы немного устали, поэтому давайте встанем из-за парт и немного отдохнем.

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)- Садитесь на свои места.

Включение нового знания в систему знаний(применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

- Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить очень интересное практическое задание. Оно делается в парах. Итак, для этого рассмотрим номер 4 на стр 65.

C:\Users\User\Desktop\Downloads\WhatsApp Image 2024-02-23 at  (2).jpeg

-Итак, давайте рассмотрим карту. Что это за карта? Это карта какой местности? Верно, Подмосковья. В каком масштабе она выполнена? Верно, 1 к 1 000 000. Что же означает этот масштаб? Правильно, то, что 1 см на карте соответствует 1 000 000 см на местности. Что нам нужно сделать? Нужно измерить и вычислить расстояние между городами. Давайте пример под буковкой а) мы сделаем все вместе. Итак, нам нужно вычислить расстояние между городами Звенигород и Химки. Где они? Кто выйдет к доске и покажет? Хорошо, молодец! Итак, сейчас, вы, работая в парах, измеряете с помощью линейки расстояние между этими городами. Сколько сантиметров? Верно, 4 см. Нам известно, что масштаб на карте означает, что 1 см на карте соответствует 1 000 000 см на местности. Значит, что нам нужно сделать? Именно, умножить 4 см на 1 000 000 см, чтобы узнать расстояние в см между этими городами. Давайте кто-нибудь решит этот пример у доски, остальные пишем в тетради.

-Значит, пишем 4*1000000=4000000см. Верно, значит, расстояние между этими городами 4000000см. Сейчас мы узнаем, сколько это будет в километрах. А для этого, что мы делаем? Верно, делим это число на 100000. Значит, какое расстояние между Звенигородом и Химками? 40 км, верно, молодцы.

-А остальные примеры вы решаете в парах, обсуждая и записывая решение примеров в тетради, также, как мы решали этот пример. А также, записывайте краткие ответы в таблицу, которая лежит у вас на столе. Не забывайте про нашу пословицу, с которой мы познакомились в начале урока и это значит, что в парах мы работаем дружно и сообща, помогая друг другу.

Города

Измерения с помощью линейки (в см)

Расстояние между городами (в км)

А)Звенигород и Химки

4 см

40 км

Б) Пушкино и Бронницы

В) Красногорск и Щелково

- Я вижу, что многие пары уже закончили. Время подошло к концу. Отложите ручки. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Первая пара, прочитайте свои ответы. Остальные пары, вам есть что добавить? Хорошо, многие справились с этим заданием.

- Соберите ваши работы, передавая с последней парты. Спасибо.

- Возьмите свои листы самооценивания, давайте прочтем третий пункт. Научились ли мы находить расстояние по масштабу на карте? Если вам все понятно, поставьте галочку рядом с этим пунктом, а если остались вопросы поставьте знак вопроса.

- Ребята, а сейчас давайте вспомним пройденный материал и решим 5 номер на 66 странице. (Имя), прочитай, пожалуйста, задачу.

C:\Users\User\Desktop\Downloads\WhatsApp Image 2024-02-23 at  (3).jpeg

- Что известно в задаче? (В задаче известно, что ..).

- Что нужно узнать в задаче? (В задаче нужно узнать,какова цена 1 кг полученного набора)

- Итак, ребята, посмотрите на доску. (Заранее нарисую 4 кружочка на доске) Это конфеты, о которых говорится в задаче. А если мы смешаем эти конфеты, то получится 4 кг конфет разных сортов. Давайте сложим эти 4 сорта конфет. (Имя) выйди к доске и сложи 4 сорта конфет. Остальные записываем в тетради.

1-й сорт - 75 руб. 2-й сорт - 72 руб. 3-й сорт - 80 руб. 4-й сорт - 85 руб. 1)75+72+80+85=312(руб.) стоит 4 кг полученного набора. Хорошо. Теперь, чтобы узнать, какова цена 1 набора, что нам нужно сделать? Конечно, разделить это число на 4. 2)312/4=78(руб) стоит 1 кг набора. Цена 1 кг полученного набора - 78 руб. Хорошо, значит, пишем ответ: 78 руб.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Ребята, чтобы окончательно запомнить сегодняшний материал, давайте сделаем небольшую самостоятельную работу. На ваших партах лежат листы под номером 3. Возьмите эти карточки и переверните их. Каждый работает отдельно, самостоятельно. Если закончите, сядьте красиво. Затем вы проверите свои ответы по эталону на доске.

Перевести:

А) Численный масштаб в именованный:

1)1:2000 в 1 см __м

2) 1:15000000 в 1 см ___ км

Б) Именованный масштаб в численный

1) в 1см – 30 км1:________

2) в 1 см – 500 м1:_______

В) Заполнить таблицу

Масштаб карты

Расстояние

1

1:100000

15 см

__км

2

1:50000

4 см

__ км

3

1:10000

_____ см

5 км

-Итак, давайте проверим по эталону.

- Если у вас нет ни единой ошибки - оценка «5», если 1 ошибка - «4», если 2 ошибки - «3». Проверили? У кого сколько ошибок? Поставьте себе соответствующую отметку.

#1057;оотнесение результатов урока с поставленными целями.

- Ребята, к сожалению, урок подходит к концу. Давайте вернёмся к нашему плану. Выполнили ли мы все пункты плана? Молодцы. А сейчас вспомним нашу тему и цель. Мы добились цели? Что вам помогло добиться поставленной цели? Помните девиз нашего сегодняшнего урока? (Сила птицы – в крыльях, сила человека- в дружбе). Да, ребята, а вы помогали друг другу сегодня? (Да). Я думаю, что это помогло вам добиться сегодняшней цели. Замечательно.

#1057;амооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- А сейчас я вам предлагаю закончить предложения, которые вы можете увидеть на экране:

Что нового я узнал(а)...

Мне было интересно...

Теперь я могу…

- Молодцы. Если вам понравилось то, как вы сегодня работали, поднимите руки высоко вверх; а если у вас остались какие-то вопросы, то поднимите только одну руку; А теперь похлопайте друг другу за активную работу на уроке.

Выставление отметок.

- Вы все очень хорошо потрудились, особенно хочу отметить активных...

VII. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).

- Итак, ребята, сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание. Работа будет из учебника. Страница 66, номер 6. Вам необходимо решить задачу двумя способами.

C:\Users\User\Desktop\Downloads\WhatsApp Image 2024-02-23 at  (3).jpeg

-Всем спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по математике для 4 класса

Предмет: математика.Тема: «Умножение многозначных чисел на трёхзначные». Урок №.45.По типу урок: комбинированный.Цель:Формирование умений и навыков письменных вычислений через умножение многозначного ...

План – конспект открытого урока по математике: Число 10. Состав числа10.

Цель урока:Учить написанию цифры 10.На раздаточном материале  закреплять навык образования числа 10....

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: Решение задач.

Целью урока  является : 1. Закрепление навыка в решении всех видов изученных задач и приведение их к единой  системе.                    ...

План-конспект открытого урока по математике

Тема: таблица  умножения и деления на 3...

План - конспект интегрированного урока по математике для 2 класса с элементами экологии «Окружность» ОС "Школа 2100"

План - конспект интегрированного урока по математике для 2 класса с элементами экологии «Окружность» ОС "Школа 2100" Цель  урока: формирование  умения распознавать среди замкнутых линий...

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"

План-конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"...