План-конспект урока по математике по теме "КАРТА"
план-конспект занятия по математике (4 класс)
План-конспект урока по математике для 4 класса по теме "Карта", Начальная школа 21 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_4_v.docx | 893.62 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет: математика.
Дата проведения:
Тема урока: «Карта»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала).
Класс: 4В
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию навыков нахождения масштаба по карте.
Задачи урока:
- дидактические:создать условия для ознакомления с понятием «карта», «масштаб»; формировать умение находить расстояние по масштабу на карте;
- развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, оценочной деятельности, аккуратности; развивать способность регулировать собственную деятельность;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету при изучении карты, масштаба; воспитывать культуру общения при выполнении парных заданий; способствовать формированию оценочной деятельности.
Планируемые результаты:
-личностные:проявляют интерес к предмету при изучении карты, масштаба; осознают важность культурного общения друг с другом при выполнении парных заданий; объективно оценивают свои достижения на уроке;
-метапредметные:
коммуникативные: умеют работать в паре. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются знаниями между собой для принятия эффективных совместных решений;
познавательные: осознают познавательную задачу, умеют выбирать наиболее эффективные способы решения примеров;
регулятивные: контролируют и оценивают свои действия.
-предметные:знают что такое карта и масштаб. Умеют находить расстояние по масштабу на карте;
Ресурсы: учебник (Математика УМК Начальная школа 21 века, 4 класс, 2 часть, В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева), рабочая тетрадь, ноутбук, презентация, линейка.
Организация пространства:фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Структура урока
I. Организационный этап (приветствие, знакомство)
- Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодняшний урок математики проведу у вас я – Разина Разиховна. Как ваше настроение? (отлично, хорошо)
(эмоциональный настрой к уроку)
- Начать наш урок я хотела бы с пословицы. Кто хочет её прочитать?
(Сила птицы — в крыльях, сила человека — в дружбе). Ребята, что же оно значит? Да, ребята, я полностью с вами согласна.Главное у птиц − это крылья, с помощью их они могут улететь от опасности, а у человека главное − дружба, которая тоже может поддержать и помочь ему во всём. А мы будем помогать друг другу получать новые знания на сегодняшнем уроке? (Да) Молодцы, ребята! Эта пословица будет девизом нашего урока!
-Посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас на месте: учебник, тетрадь, пенал. Уберите всё лишнее с парт. Всё убрали? Руки - на месте! Ноги – на месте! Локти – у края! Спина – прямая! Начнём урок!
II. Проверка усвоения материала прошлого урока.
- Запишите в тетради сегодняшнюю дату и классная работа. Сегодня у нас 29 февраля. Сейчас мы напишем математический диктант. Ответы на мои вопросы пишем в один ряд, через запятые. Если ответ верный, то пишем +, а если я говорю неверный ответ, то -. Пишем красиво и аккуратно. Перед тем, как написать, хорошо подумайте. Затем, вы обменяетесь тетрадями и проверите записи друг у друга. Готовы? Тогда начнём.
1дм=10 см +
1км=100м –
1ч.=60 мин+
1г.=12 мес +.
1м=1000см -
1см=100мм -
10дм= 100см +
10см=100мм +
- Теперь, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по слайду. И запишите карандашом, кто сколько ошибок допустил. Молодцы. Вот мы с вами вспомнили и повторили единицы измерения. А для чего мы это сделали, узнаете попозже.
III. Проверка домашнего задания(по мере необходимости)
#1040;ктуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.
(Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации))
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы здесь видите?
-Да, верно ребята, мы видим две разные карты. Какая карта изображена в первом рисунке? Именно, карта Татарстана. А во втором? Карта мира, верно. Сравните изображения: в чём различия карты Республики Татарстан и карты мира? Верно, на карте Республики Татарстан все изображено намного ближе, чем на карте мира. Вы заметили разницу в цифрах, т.е. в масштабе? Хорошо, молодцы. Значит, у любой карты есть масштаб.
Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).
- Как вы думаете, исходя из того, что мы проговорили, какая будет цель урока? С чем мы сегодня познакомимся? (Цель: познакомимся с картой и с масштабом). А какая будет тема? (Тема: «Карта»)
#1054;рганизация познавательной деятельности(изучение нового материала)
1. Определение последовательности действий на уроке(т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).
- Для того, чтобы достичь нашей цели, нам необходимо составить последовательность действий на уроке. Для этого посмотрите на экран, вам необходимо соотнести части предложений.
#1055;ознакомимся с картой и масштабом
#1059;знаем, что означает масштаб карты
#1053;аучимся находить расстояние по масштабу на карте
- Также у вас на столах лежат листы самооценивания, это карточки под номером 1. В ходе нашего урока мы будем возвращаться к ним. И оценивать себя знаком «+», если всё было понятно; и ставить знак «?», если остались вопросы. Всем понятно? Отложите эти карточки на край парты.
- Поиск решения («открытие» нового знания)
- Ребята, как вы думаете, что же такое карта? (Ответы детей)
- Хорошо, я принимаю ваши ответы, теперь давайте проверим, правильно ли мы ответили. Давайте прочитаем определение на странице 64.
-Значит, Что же называют картой? План города, области, государства, континента Земли называют картой. Давайте рассмотрим карту, представленную на доске.
-Что имеется на карте?На карте имеется координатная сетка из параллелей и меридиан.(показываю указкой) Как карта ориентирована по отношению к сторонам света? Карта всегда одинаково ориентирована по отношению к сторонам света. Сверху – север, снизу – юг, справа - восток, слева – запад. Давайте кто-нибудь выйдет и покажет нам все стороны света правильно. Молодец! Ребята, а в каком масштабе выполнена эта карта? А вы знаете, что такое масштаб? Само слово «Масштаб» пришло к нам из немецкого языка. «МАС» означает «мера», «штаб», «размер», что тоже говорит о связи с математикой. Масштаб - это число, показывающее, во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже или плане. Масштаб используется в чертежах, на картах, плане местности. Показатель масштаба показывает во сколько раз оригинал больше макета. Например, масштаб 1:42 говорит о том, что оригинал больше макета в 42 раза. Для того чтобы знать, во сколько расстояние на карте меньше, чем, то же расстояние на местности, пользуются масштабом карты.Ребята, внизу карты мы видим надпись «масштаб 1:140000000».
-Значит, в каком масштабе выполнена карта, представленная в учебнике? Этот масштаб читается так: 1 к 140000000. И его называют численным масштабом, так как он состоит только из чисел и выражен в виде дроби). (ставлю на доску пример и название масштаба). Как вы думаете, что показывает этот масштаб? Ребята, этот масштаб показывает, что в 1 см на данной карте содержится 140 000 000 см на реальной местности. Т.е. 1 см на карте равен 140 000 000 см в реальности. Давайте переведём сантиметры в километры.
-Что нужно сделать, чтобы перевести 140 000 000 сантиметров в километры?-чтобы перевести 140 000 000 сантиметров в километры нужно сначала перевести сантиметры в метры. Итак, сколько сантиметров в 1 метре? Верно, 100. Значит, сначала делим 140 000 000 на 100 и получается 1400000м(140000000:100=1400000м). А сейчас переводим метры в километры. Сколько метров в 1 км? Верно, 1000м. Значит, делим полученный ответ на 1000. (1400000:1000= 1400км). Значит, сколько километров у нас вышло? 1400км. Хорошо, молодцы. Значит, в 1 см 1400 км. А этот масштаб называется именованным масштабом. Он расшифровывает численный масштаб, переводя сантиметры в метры и километры (ставлю на доску пример и название масштаба).
- На столе у вас есть листы самооценивания. Прочитайте первый пункт. Мы с вами познакомились с картой и с масштабом? Рядом поставьте галочку, если вам все понятно, а если нет, поставьте знак вопроса.
- Молодцы, ребята.
Первичное закрепление.
-Итак, ребята, давайте рассмотрим номер 2 на странице 65. Прочитаем задание. Что нам нужно сделать? Нужно записать масштаб карты.
-Итак, как мы запишем этот масштаб, если 1 см на карте соотв. 10 000 000см на местности? Верно, 1 к 10 000 000, т.е. 1:10000000. Давайте запишем этот пример в тетради. Пишем номер 2. А) 1:10000000. Ребята, а скольки километрам будет равен этот масштаб. Как мы это узнаем? Верно, сначала разделив на 100, а потом на 1000 или же отбросив 5 нулей, т.е. разделив на 100000. Значит, будет 100км.
-Хорошо, а теперь попробуйте самостоятельно решить пример б). Здесь нужно сначало перевести 200 километров в сантиметры, и только потом записать масштаб. Кто закончил, сядьте красиво. Итак, все смогли? Давайте, кто-то выйдет к доске и запишет этот пример, остальные проверяем, правильно ли он записал. Итак, значит б) 1: 20000000. Ребята, как перевести 200 километров в сантиметры? Верно, нужно умножить это число сначала на 1000, а потом на 100 или же сразу умножить в 100000, или же приписать к этому числу 5 нулей. Молодцы, ребята. А теперь я хочу вам предложить свои примеры, а вы попробуйте их решить и записать в виде численного масштаба. Это задание мы выполняем в группах по 4 человека. А как мы работаем в группах? Дружно и сообща.
1) 1 см на карте соответствует 500000 см на местности
2) 1 см на карте соответствует 50м на местности
3) 1 см на карте соответствует 500км на местности
-Кто закончил, поднимите руки. Хорошо, я вижу, что многие из вас закончили, обменяйтесь своими работами с другими группами и проверьте ответы по эталону. (Кто-нибудь у доски)У кого есть ошибки, исправьте. Значит, в 1) 1:500000, во 2)1:5000, в 3) 1:50000000. Ребята, как вы перевели метр в сантиметры? Верно, умножили на 100. Хорошо, молодцы. А теперь, давайте устно рассмотрим номер 3 на стр 65.
-Ребята, что же означает масштаб 1:6 000 000? Верно, то, что 1 см на на карте соответствует 6000000 см на местности (60км). Что означает масштаб 1:7500000? Верно, то, что 1 см на карте соответствует 7500000 см на местности(75км). И последний пример, что же означает 1:300000000? Верно, то, что 1 см на карте соответствует 300000000 см на местности(3000км). (Переводим эти масштабы в километры)
-Вот мы с вами и узнали, что такое масштаб карты. Значит, что означает масштаб карты? Например, 1:10000? Верно, то что 1 см на карте соответствует 10000 см на местности.
-На столе у вас есть листы самооценивания. Прочитайте второй пункт. Мы с вами узнали, что означает масштаб карты? Рядом поставьте галочку, если вам все понятно, а если нет, поставьте знак вопроса.
- Ребята, я вижу, что вы немного устали, поэтому давайте встанем из-за парт и немного отдохнем.
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)- Садитесь на свои места.
Включение нового знания в систему знаний(применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)
- Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить очень интересное практическое задание. Оно делается в парах. Итак, для этого рассмотрим номер 4 на стр 65.
-Итак, давайте рассмотрим карту. Что это за карта? Это карта какой местности? Верно, Подмосковья. В каком масштабе она выполнена? Верно, 1 к 1 000 000. Что же означает этот масштаб? Правильно, то, что 1 см на карте соответствует 1 000 000 см на местности. Что нам нужно сделать? Нужно измерить и вычислить расстояние между городами. Давайте пример под буковкой а) мы сделаем все вместе. Итак, нам нужно вычислить расстояние между городами Звенигород и Химки. Где они? Кто выйдет к доске и покажет? Хорошо, молодец! Итак, сейчас, вы, работая в парах, измеряете с помощью линейки расстояние между этими городами. Сколько сантиметров? Верно, 4 см. Нам известно, что масштаб на карте означает, что 1 см на карте соответствует 1 000 000 см на местности. Значит, что нам нужно сделать? Именно, умножить 4 см на 1 000 000 см, чтобы узнать расстояние в см между этими городами. Давайте кто-нибудь решит этот пример у доски, остальные пишем в тетради.
-Значит, пишем 4*1000000=4000000см. Верно, значит, расстояние между этими городами 4000000см. Сейчас мы узнаем, сколько это будет в километрах. А для этого, что мы делаем? Верно, делим это число на 100000. Значит, какое расстояние между Звенигородом и Химками? 40 км, верно, молодцы.
-А остальные примеры вы решаете в парах, обсуждая и записывая решение примеров в тетради, также, как мы решали этот пример. А также, записывайте краткие ответы в таблицу, которая лежит у вас на столе. Не забывайте про нашу пословицу, с которой мы познакомились в начале урока и это значит, что в парах мы работаем дружно и сообща, помогая друг другу.
Города | Измерения с помощью линейки (в см) | Расстояние между городами (в км) |
А)Звенигород и Химки | 4 см | 40 км |
Б) Пушкино и Бронницы | ||
В) Красногорск и Щелково |
- Я вижу, что многие пары уже закончили. Время подошло к концу. Отложите ручки. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Первая пара, прочитайте свои ответы. Остальные пары, вам есть что добавить? Хорошо, многие справились с этим заданием.
- Соберите ваши работы, передавая с последней парты. Спасибо.
- Возьмите свои листы самооценивания, давайте прочтем третий пункт. Научились ли мы находить расстояние по масштабу на карте? Если вам все понятно, поставьте галочку рядом с этим пунктом, а если остались вопросы поставьте знак вопроса.
- Ребята, а сейчас давайте вспомним пройденный материал и решим 5 номер на 66 странице. (Имя), прочитай, пожалуйста, задачу.
- Что известно в задаче? (В задаче известно, что ..).
- Что нужно узнать в задаче? (В задаче нужно узнать,какова цена 1 кг полученного набора)
- Итак, ребята, посмотрите на доску. (Заранее нарисую 4 кружочка на доске) Это конфеты, о которых говорится в задаче. А если мы смешаем эти конфеты, то получится 4 кг конфет разных сортов. Давайте сложим эти 4 сорта конфет. (Имя) выйди к доске и сложи 4 сорта конфет. Остальные записываем в тетради.
1-й сорт - 75 руб. 2-й сорт - 72 руб. 3-й сорт - 80 руб. 4-й сорт - 85 руб. 1)75+72+80+85=312(руб.) стоит 4 кг полученного набора. Хорошо. Теперь, чтобы узнать, какова цена 1 набора, что нам нужно сделать? Конечно, разделить это число на 4. 2)312/4=78(руб) стоит 1 кг набора. Цена 1 кг полученного набора - 78 руб. Хорошо, значит, пишем ответ: 78 руб.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Ребята, чтобы окончательно запомнить сегодняшний материал, давайте сделаем небольшую самостоятельную работу. На ваших партах лежат листы под номером 3. Возьмите эти карточки и переверните их. Каждый работает отдельно, самостоятельно. Если закончите, сядьте красиво. Затем вы проверите свои ответы по эталону на доске.
Перевести:
А) Численный масштаб в именованный:
1)1:2000 в 1 см __м
2) 1:15000000 в 1 см ___ км
Б) Именованный масштаб в численный
1) в 1см – 30 км1:________
2) в 1 см – 500 м1:_______
В) Заполнить таблицу
№ | Масштаб карты | Расстояние | |
1 | 1:100000 | 15 см | __км |
2 | 1:50000 | 4 см | __ км |
3 | 1:10000 | _____ см | 5 км |
-Итак, давайте проверим по эталону.
- Если у вас нет ни единой ошибки - оценка «5», если 1 ошибка - «4», если 2 ошибки - «3». Проверили? У кого сколько ошибок? Поставьте себе соответствующую отметку.
#1057;оотнесение результатов урока с поставленными целями.
- Ребята, к сожалению, урок подходит к концу. Давайте вернёмся к нашему плану. Выполнили ли мы все пункты плана? Молодцы. А сейчас вспомним нашу тему и цель. Мы добились цели? Что вам помогло добиться поставленной цели? Помните девиз нашего сегодняшнего урока? (Сила птицы – в крыльях, сила человека- в дружбе). Да, ребята, а вы помогали друг другу сегодня? (Да). Я думаю, что это помогло вам добиться сегодняшней цели. Замечательно.
#1057;амооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).
- А сейчас я вам предлагаю закончить предложения, которые вы можете увидеть на экране:
Что нового я узнал(а)...
Мне было интересно...
Теперь я могу…
- Молодцы. Если вам понравилось то, как вы сегодня работали, поднимите руки высоко вверх; а если у вас остались какие-то вопросы, то поднимите только одну руку; А теперь похлопайте друг другу за активную работу на уроке.
Выставление отметок.
- Вы все очень хорошо потрудились, особенно хочу отметить активных...
VII. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).
- Итак, ребята, сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание. Работа будет из учебника. Страница 66, номер 6. Вам необходимо решить задачу двумя способами.
-Всем спасибо за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект открытого урока по математике для 4 класса
Предмет: математика.Тема: «Умножение многозначных чисел на трёхзначные». Урок №.45.По типу урок: комбинированный.Цель:Формирование умений и навыков письменных вычислений через умножение многозначного ...
План – конспект открытого урока по математике: Число 10. Состав числа10.
Цель урока:Учить написанию цифры 10.На раздаточном материале закреплять навык образования числа 10....
План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".
План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....
План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: Решение задач.
Целью урока является : 1. Закрепление навыка в решении всех видов изученных задач и приведение их к единой системе. ...
План-конспект открытого урока по математике
Тема: таблица умножения и деления на 3...
План - конспект интегрированного урока по математике для 2 класса с элементами экологии «Окружность» ОС "Школа 2100"
План - конспект интегрированного урока по математике для 2 класса с элементами экологии «Окружность» ОС "Школа 2100" Цель урока: формирование умения распознавать среди замкнутых линий...
План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"
План-конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"...