Конспект урока по математике. 4 класс. «Письменное деление на трёхзначное число»
план-конспект урока по математике (4 класс)
Формирование практических умений выполнять письменное деление на трёхзначное число на основе изученных правил, в том числе и при решении практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismennoe_delenie_na_tryohznachnoe_chislo.docx | 160.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Математика
Класс: 4
Образовательная система: Школа России
Учитель:
Тема: «Письменное деление на трёхзначное число»
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: знакомство с письменным приёмом деления на трёхзначное число.
Деятельностная: формирование практических умений выполнять письменное деление на трёхзначное число на основе изученных правил, в том числе и при решении практических задач
Дидактические:
- Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000);
- Выполнять прикидку результата вычислений, проверку полученного ответа по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу (алгоритму);
- Использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем;
- Решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления, оценивать полученный результат по критериям: реальность, соответствие условию;
- Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (например, покупка товара, определение времени, выполнение расчётов), в том числе с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем);
- Формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двухтрехшаговые);
- Использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях.
Развивающие:
- Устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие);
- Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
- Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
- Представляет текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой;
- Комментировать процесс вычисления, построения, решения;
- Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
- Ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять.
- Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
- Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
- Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
Воспитательные:
- Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
- Применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Выполняет арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000);
- Выполняет прикидку результата вычислений, проверку полученного ответа по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу (алгоритму);
- Использует при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем;
- Решает текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирает при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления, оценивает полученный результат по критериям: реальность, соответствие условию;
- Решает практические задачи, связанные с повседневной жизнью (например, покупка товара, определение времени, выполнение расчётов), в том числе с избыточными данными, находит недостающую информацию (например, из таблиц, схем);
- Формулирует утверждение (вывод), строит логические рассуждения (двухтрехшаговые);
- Использует формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях.
Личностные:
- Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
- Применяет правила совместной деятельности со сверстниками, проявляет способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознаёт личную ответственность и объективно оценивает свой вклад в общий результат.
Метапредметные:
Познавательные:
- Устанавливает связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие);
- Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
- Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различает, характеризует, использует для решения учебных и практических задач;
- Представляет текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
Регулятивные:
- Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий;
- Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивает их;
- Находит ошибки в своей работе, устанавливает их причины, ведёт поиск путей преодоления ошибок.
Коммуникативные:
- Комментирует процесс вычисления, построения, решения;
- Объясняет полученный ответ с использованием изученной терминологии;
- Ориентируется в алгоритмах: воспроизводит, дополняет.
Оборудование: учебник; презентация; карточки:
Образовательные ресурсы:
1.Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – С.72: ил. – (Школа России).
2.Ситникова Т.Н.,Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс.-3-е изд.:ВАКО,2018.-329-332с.-(В помощь школьному учителю).
План урока:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Эмоциональный настрой
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)
2.1. Математическая разминка (карточки)
2.2. Игра «Учитель-ученик» (в парах)
3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)
3.1. Работа с выражениями
4. Этап построения выхода из затруднения (2 мин)
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)
5.1. Работа с учебником
5.2 Работа с примерами
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.)
6.1. Решение задачи
6.2. Физминутка
7.Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
7.1. Творческая работа (в парах)
8.Этап включения в систему знаний и повторение (5 мин)
8.1. Задание «Проверь себя»
9.Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин)
9.1. Подведение итогов
9.2. Самооценка
9.3 Запись домашнего задания с комментированием
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, сегодня урок математики проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности - Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал и раздаточный материал. - Присаживайтесь на свои места. 1.3. Эмоциональный настрой - Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе: На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят). Уши внимательно слушают и все ... (слышат). Голова хорошо ... (думает). -Сегодня нас с вами ожидает много интересных заданий. Если мы будем внимательно смотреть, слушать и хорошо думать над своими ответами, то их выполнение принесёт одно удовольствие. Вы готовы? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Садятся на места. Продолжают фразы учителя. Настраиваются на работу | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Л1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2. 1. Математическая разминка (карточки) -Обратите внимание на свою парту, перед вами лежит карточка с примерами, под номером 1. Решите их самостоятельно, выполняя устные вычисления.
-Давайте проверим. Сверьте свои ответы с эталоном: 51:17=3 90:18 =5 42:14 =3 36:18 =2 85:17 =5 39:13 =3 22:11=2 2.2. Игра «Учитель-ученик» (в парах) -Ребята, я предлагаю вам сыграть в одну простую, но интересную игру. Давайте представим, что вы- учитель, а ваш сосед-ученик. Прочитайте своему товарищу начало предложения, а он-закончит фразу. Как только вы справитесь- поменяйтесь ролями. КАРТОЧКА: «Учитель-ученик»
-Какие предложения вы зачитывали товарищу? -Как он продолжил их? | Выполняют устные вычисления. Записывают ответ в карточках. Выполняют самопроверку по эталону Читают фразы соседу. Дополняют математические правила. | Индивидуальная Парная Фронтальная | ПР1, Р2, Р3 Л1, П3, Р2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Работа с выражениями -Ребята, запишите число, классная работа. Сегодня 29 февраля. -Посмотрите на доску. На ней представлено несколько выражений.
-На какие две группы мы можем их разделить? (Примеры на деление на двузначное число и примеры на деление на трёхзначное число) -Найдите значение частного в примерах на деление на двузначное число (7, 8) -Как вы подбирали цифру частного? (Делили на однозначное число: 24:3=7 и 51:6=8) -А как вы думаете, как будет легче найти цифру частного при делении на трёхзначное число? (Каждое число разделить на 100. Тогда получим 13:3 и 6:2) -Решите эти примеры самостоятельно. -Что у вас получилось? (4, 3) | Делят выражения на две группы. Подбирают цифру частного с использованием алгоритма деления на двузначное число. Предполагают алгоритм деления на трёхзначное число. | Фронтальная | ПР1, ПР6, ПР7, П2, Р2, Р3, К1, К2, К3. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока – Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Письменное деление на трёхзначное число) -Давайте проверим, правильно ли вы предположили. 4.2. Формулирование цели урока – Какую цель мы с вами поставим перед собой? (Научиться выполнять письменное деления на трёхзначное число) 4.3. Формулирование задач урока - Какие задачи мы поставим перед собой? 1.Познакомиться с письменным приёмом деления на трёхзначное число; 2. Запомнить алгоритм деления на трёхзначное число; 3. Использовать изученный алгоритм при решении практических задач. -Ребята что делали? (планировали свою деятельность) | Формулируют тему урока. Формулируют цель урока. Формулируют задачи урока. | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Л1, Р1 Л1, Р1 Л1, Р1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа с учебником -Ребята, откройте учебник на странице 72. -Прочитайте текст рядом с красной чертой. -Прочитает… Нужно разделить 738 на 246. Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 738 на 200. Для этого разделим 7 на 2, в частном получим 3. Это пробная цифра, её нужно проверить. Умножим 246 на 3, получится 738. Значит, частное 3. -Что вы заметили? (Рассуждения схожи) -Как легче было легче найти цифру частного? (разделили 738 на 200) -Что для этого сделали? (7 разделили на 2) -Что получилось в частном? (3) -Как проверили? (умножили 246 на 3 и получили 738) | Знакомятся с алгоритмом деления на трёхзначное число. Проверяют свои предположения. | Фронтальная | ПР6, ПР7, Л1, П1, К3 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Работа с примерами -Ребята, обратите внимание на номер 279. Давайте решим первые три примера с комментированием. -К доске пойдёт… -Остальные записывают решение самостоятельно.
-Что нужно сделать, чтобы найти цифру частного? (разделим 954 на 300) -Что мы для этого сделаем? (Разделим 9 на 3) -Сколько получим в частном? (3) -Что нам нужно сделать, чтобы выполнить проверку? (умножить 318 на 3, получится 954. Значит частное 3).
-Что нужно сделать, чтобы найти цифру частного? (разделим 876 на 219) -Что мы для этого сделаем? (Разделим 8 на 2) -Сколько получим в частном? (4) -Что нам нужно сделать, чтобы выполнить проверку? (умножить 219 на 4, получится 876. Значит частное 4).
-Что нужно сделать, чтобы найти цифру частного? (разделим 2940 на 700) -Что мы для этого сделаем? (Разделим 29 на 7) -Сколько получим в частном? (4) -Что нам нужно сделать, чтобы выполнить проверку? (умножить 735 на 4, получится 2940. Значит частное 4). -Давайте разберём следующие 3 примера под цифрой 2. -К доске пойдёт…
-Как будем выполнять вычисления? (Нужно разделить 875 на 354. Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 875 на 300. Для этого разделим 8 на 3, в частном получим 2. Это пробная цифра, её нужно проверить. Умножим 354 на 2, получится 708. Найдём остаток. 875-708= 167. Значит, частное 2 (ост.167))
-Как будем выполнять вычисления? (Нужно разделить 912 на 219. Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 912 на 200. Для этого разделим 9 на 2, в частном получим 4. Это пробная цифра, её нужно проверить. Умножим 219 на 4, получится 876. Найдём остаток. 912-876=36. Значит, частное 4 (ост.36))
-Как будем выполнять вычисления? (Нужно разделить 3964 на 526. Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 3964 на 500. Для этого разделим 39 на 5, в частном получим 7. Это пробная цифра, её нужно проверить. Умножим 526 на 7, получится 3682. Найдём остаток. 3964-3682=282. Значит, частное 7 (ост.282)) -Молодцы! 6.2. Физминутка Руки в боки, руки – шире. Раз, два, три, четыре. Сейчас прыгать мы решили Раз, два, три, четыре. Потянулись - выше, выше… Приседаем - ниже, ниже… Встать – присесть… Встать – присесть… И за парту тихо сесть | Решают примеры с комментированием, следуя изученному алгоритму. Решают примеры с остатком, следуя изученному алгоритму. Повторяют движения за учителем. | Фронтальная Работа у доски Фронтальная Работа у доски | ПР1, ПР2, ПР6, ПР7, П1, П2, П3, Р1, К1, К2, К3. ПР1, ПР2, ПР6, ПР7, П1, П2, П3, Р1, Р2, Р3, К1, К2, К3. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Работа в карточках. -Ребята, в ваших карточках представлены примеры, под номером 2, которые вам необходимо решить самостоятельно. Можете приступать к работе
-Давайте проверим. Сверьте ответы с эталоном на слайде. -Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки.
-Как вы выполняли вычисления в первом примере? (Нужно разделить 2072 на 518. Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 2072 на 500. Для этого разделим 20 на 5, в частном получим 4. Это пробная цифра, её нужно проверить. Умножим 518 на 4, получится 2072. Значит, частное 4)
-Как вы выполняли вычисления во втором примере? (Нужно разделить 2544 на 424. Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 2544 на 400. Для этого разделим 25 на 4, в частном получим 6. Это пробная цифра, её нужно проверить. Умножим 424 на 6, получится 2544. Значит, частное 6)
-Как вы выполняли вычисления в третьем примере? (Нужно разделить 2051 на 642. Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 2051 на 600. Для этого разделим 20 на 6, в частном получим 3. Это пробная цифра, её нужно проверить. Умножим 642 на 3, получится 1926. Найдём остаток. 2051-1926= 125. Значит, частное 3(ост.125)) | Самостоятельно решают примеры, в том числе с остатком, на основе изученного алгоритма. Выполняют самопроверку по слайду. Объясняют решение с опорой на изученный алгоритм. | Индивидуальная Фронтальная | ПР1, ПР2, ПР6, ПР7, П1, П2, П3, Р1, К1, К2, К3. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Решение задачи -Давайте продолжим нашу работу. Прочитайте задачу под номером 280. -Задачу прочитает… На стройку привезли 120 т. цемента, песка – в 2 раза больше, а щебёнки – в 4 раза больше, чем цемента. Для получения бетона израсходовали третью часть всех этих материалов. Поставь вопрос и реши задачу. -Как удобнее будет составить краткую запись? (с помощью схематического чертежа) (После рассуждений детей, данные появляются на слайде) -Сколько цемента привезли на стройку? (120 т.) -Что известно о количестве песка? (песка в два раза больше, чем цемента) -Как показать это на схеме? (120∙2 т) -Что известно о количестве щебёнки? (щебёнки в 4 раза больше, чем цемента) -Как показать это на схеме? (120∙4 т) -Какой вопрос поставим к задаче? Сколько материалов осталось?) -Как это узнать? (Из всей массы вычесть то, что израсходовали) -Известно ли нам, сколько было израсходовано материалов? (Не известно, но сказано, что израсходовали третью часть) -Как это найти? (Всю массу разделить на 3) -Давайте запишем решение и ответ задачи. -К доске пойдёт… -Остальные работают самостоятельно. -Давайте проверим. Все согласны? Решение: 1) 120∙2=240 (т.)-песка привезли 2) 120∙4=480 (т.)-щебёнки привезли 3) 120+240+480=840 (т.)-всего материалов привезли 4) 840: 3=280 (т.)- материалов израсходовали 5) 840-280=560 (т.) Ответ: осталось 560 т. строительных материалов. 7.1. Творческая работа (в парах) -Ребята, я предлагаю вам выполнить одно интересное задание. Посмотрите на номер 282. Сейчас вам предстоит поработать в парах. Внимательно изучите чертёж. Посоветуйтесь со своим соседом, составьте и решите с собственную задачу по этому чертежу. Будьте очень внимательны. -Давайте проверим, что у вас получилось -К доске пойдут… Пример задачи: Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля 60 км/ч, а второго 80 км/ч. Через 2 часа расстояние между ними было 420 км. Какое расстояние между городами? Решение: 1) 60 + 80 = 140 (км/ч) − скорость сближения автомобилей; 2) 140 * 2 = 280 (км) − проехали автомобили вместе за 2 часа; 3) 420 + 280 = 700 (км) − расстояние между городами. Ответ: 700 км | Читают задачу. Анализируют задачу. Дополняют схематический чертёж, предложенный учителем (работа со слайдом). Самостоятельно записывают решение и ответ задачи в рабочие тетради. (Один учащийся у доски) Проверяют решение учащегося, выполнявшего работу у доски. Изучают чертёж к задаче. Советуются в парах. Составляют задачу с опорой на предложенный чертёж. Решают полученную задачу. Одна пара выходит к доске и представляет результат своей работы. Остальные учащиеся осуществляют проверку выполнения. | Фронтальная Индивидуальная Работа у доски Фронтальная Парная Фронтальная | ПР1, ПР4, ПР5, Л1, П1, П2, П4, Р2, Р3. ПР1, ПР3, ПР4, ПР6, ПР7, Л2, П1, П2, Р2, Р3, К1. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов - Ребята, над какой темой мы сегодня работали? (Письменное деление на трёхзначное число) - Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться выполнять письменное деления на трёхзначное число) -С каким вычислительным приёмом мы с вами познакомились сегодня на уроке? (деление на трёхзначное число) -Чем деление на трёхзначное число отличается от деления на двузначное число? -Какие задания мы с вами выполняли? -Какие из них показались вам сложными? В чём была сложность? -Что нужно повторить, чтобы не допускать ошибок в дальнейшем? (алгоритм деления на трёхзначные числа) 9.2. Самооценка - На слайде я представила незаконченные предложения, дополните их «Я быстро понял тему урока, потому что… «Мне больше всего понравилось выполнять задание… «У меня возникли трудности при…. Ребята вы были активные, выполняли добросовестно задания. 9.3 Запись домашнего задания с комментированием - Спасибо за урок, мне было с вами очень приятно работать. Вы молодцы! До свидания! | Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют самооценку собственной деятельности. Записывают домашнее задание. | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Л1, Р2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике на тему: "Умножение на трёхзначное число" 4 класс
Конспект урока по математике на тему: "Умножение на трёхзначное число" 4 класс...
Конспект урока по математики «Закрепление. Письменное деление на двузначное число.»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя:закрепление письменного приема деления многозначного числа на двузначное;совершенствование вычислительных навыков;развитие умений решать уравнения и задачиПланируемые результ...
Конспект урока по математике "Алгоритм письменного деления на однозначное число" (УМК Школа России, 3 класс)
Конспект урока по математикеТема: «Алгоритм письменного деления на однозначное число» Цели урока: формирование умения работать с алгоритмом письменного деления на однозначное чи...
Конспект урока по математике «Алгоритм письменного деления на однозначное число»
Тема: «Алгоритм письменного деления на однозначное число»Цели урока: формирование умения работать с алгоритмом письменного деления на однозначное число; закрепление вычислительных навыков...
конспект урока по теме "Алгоритм письменного деления на двухзначное число. Закрепление"
Данный конспект урока по математике относится к закреплению по теме "Алгоритм письменного деления на двухзначное число"...
Конспект урока по математике Тема: Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число.
Конспект по математикеТема: Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число....
Конспект урока по математике "Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по математике "Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное" 4 класс...