Конспект урока по математике "Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Конспект урока по математике "Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное" 4 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структура урока «Открытие нового знания»
Дата: 15.11.2022 ФИО учителя Снегирева О.Н.
Школа:МКОУ СОШ №1 г.Щучье корпус 1 ФИ студента Смагина Ю.А.
Класс: 4 ФИО методиста Андреева Т.С.
Кабинет: 12
КОНСПЕКТ УРОКА по Математике
Тема: Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
Цели деятельности учителя: Создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, путём формирования образовательных компетенций обучающихся в предметной области «Математика и информатика» по теме «деление многозначных чисел на однозначные письменным способом».
Задачи урока:
• Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний , формулировать учебную задачу, находить и извлекать информацию из текста путем наблюдения, чтения, слушания; строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
•Коммуникативные: вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить диалог и монологическое высказывание, умение слушать собеседника, умение работать в паре.
•Регулятивные: намечать цель работы и конкретного задания; составлять алгоритм решения, осуществлять действия по реализации учебных задач, оценивать результат своих действий (оценка и самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
•Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Презентация, учебник Математики 4 класс 1 часть УМК Школа России, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы, тесты, карточки для плана, карточки для составления алгоритма, модель алгоритма, маршрутные листы , карточка для приёма «знаю, хочу узнать, узнал».
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Примечание |
Ι. Организацион- ный момент. | 1.Орг.момент. Давайте все обнимемся и над Землёй поднимемся, Тепло сердец соединим и станем солнышком одним. Желаю вам сегодня удачи. Что пожелаете мне? 2. Мотивация к учебной деятельности - Сегодняшний урок математики я хочу начать с притчи. Послушайте её и постарайтесь понять, о чём она. - Всё в ваших руках. И результат вашей работы зависит только от вас самих. | Встают в круг у доски. Смотрят видео. Строят высказывания. Рассуждают. | Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Слайд 1 |
II. Актуализация опорных знаний. | -Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа. -У вас на столах лежат маршрутные листы, после каждого вида работы оцените себя по предложенным критериям(приложение 1). 1.Разминка. Примеры записаны на доске. - Решаем самостоятельно, записать результат в тетрадях. 1)80х4=320 2)6200 + (6400:8)=7000 3)2400:2=1200 4)90 х8 + 10=730 1)Ответом является число, показывающее, сколько литров воды поглощает в сутки эвкалипт. 2)- Какое самое большое сухопутное животное с таким весом? Африканский слон 3)- У какого животного высота 6 м, вес 1200 кг Жираф 4)-Какая птица съедает ровно столько жуков –короедов за 1 день? Дятел -Какие приёмы закрепили? Самопроверка - Оцените себя в маршрутном листе. | Ученики открывают тетрадь и записывают дату и «Классная работа» Дети обращают внимание на маршрутные листы Выполняют вычисления, в тетрадях записывают только результат. Самопроверка по слайду. Дети оценивают себя в маршрутном листе | Регулятивные: Уметь работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли | Слайд 2 |
III. Постановка учебной проблемы. | 1.Определение темы, цели, задач урока - Над какой темой работаем сейчас на уроках математики? «Умножение и деление» - Перед вами выражения 208: 2, 936: 3, 312 : 3,7395:3 (Запись на доске) - Что общего в записанных выражениях? (на деление, делятся на однозначное число). - На какие группы можно разделить выражения? 1. деление трёхзначных чисел 2. деление многозначного числа -Какими способами можем решить? -Решим устно с объяснением. -Как разделить многозначное число на однозначное, если трудно подобрать слагаемые, каждое из которых делится на делитель. - Если у вас возник этот вопрос, то какова же будет тема нашего урока? Учитель корректирует тему:Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число – фиксируется на доске Итак, какую цель вы перед собой поставите на этот урок? - Что значит слово алгоритм? - С какими алгоритмами мы уже знакомы? (письменного сложения, вычитания, умножения ) 2.Составление план изучения н/м. -Предложите план изучения темы. План(приложение 2): 1.Открываем способ решения примеров. 2.Применяем полученные знания при решении примеров. 3. Применяем полученные знания в решении задач. | Отвечают на вопросы Рассуждают, выступают с объяснением. Способы: 1.Разложим на слагаемые. 2.Разложим на удобные слагаемые. 3. Можно в «столбик» Ученики выводят тему и цель урока Показывают область знаний по изученному материалу Составляю план. Фиксируют его на доске при помощи карточек. | Регулятивные УУД: умение мотивировать свои ответы. | Слайд 3 |
IV. Открытие новых знаний | 1. Подготовка к изучению новой темы. - Прежде чем приступить к работе, заполним корзину знаний. Что вы уже знаете по теме деления? -Вспомним название компонентов деления. (Делимое, делитель, частое). - При делении с остатком, о чем мы не должны забывать? ( Остаток должен быть меньше делителя). Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» (приложение 3) - Заполните карточки-таблицы№1. -Вспомните алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное число. Предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните, как выполнить письменное деление: 946 : 2 2. Построение проекта выхода из затруднений. -Каким образом можно получить новую информацию для открытия способа деления многозначного числа на однозначное? 1. Прочитать в учебнике 2. Объяснил учитель 3. Добыть самим. -Какой способ выбираете вы? - Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Так и вы можете хорошо научиться делить числа, только думая своей головой и решая самостоятельно. -Теперь вам предстоит разделить 7395:3. -Работаем в парах. Что должны помнить, работая в парах? - Назовите число, которое получили в частном. - Где мы можем посмотреть и проверить решение? - Откройте учебники на странице 78, внимательно прочитайте параграф и сравните со своим решением. - Я прошу поднять руку тех ребят, которые разделили так, как показано в учебнике. - Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания Оцените себя в маршрутном листе - Предлагаю вам составить алгоритм деления многозначного числа на однозначное. У вас на партах карточки, на которых вы должны составить алгоритм, работая в парах. (Приложение 4) Карточка №2 3.Анализ составленных алгоритмов - О чём всегда надо помнить, записывая цифру частного? Остаток должен быть меньше частного. - Я предлагаю вам алгоритм в схеме.(приложение 5)Кто сможет объяснить его? Физминутка «Весёлые бабочки» для глаз и подвижная | Пишут на карточках свои высказывания, кладут в корзину. Строят высказывания Заполняют карточку №1 Решают пример в тетради. Один учение у доски в роли учителя объясняет Проговаривают алгоритм. 1.Нахожу первое неполное делимое. 2.Определяю количество цифр в частном. 3.Делю поразрядно. 4.Получаю ответ. Вступают в диалог. Предлагают выбранный способ. Решают в парах. Находят способ решения. Проверяют результат по учебнику. Оценивают себя в маршрутных листах Составляют алгоритм на карточках №2, работая в пара проговаривают. Защищают свой алгоритм. Читают алгоритм по схеме. Выполняют упражнения. | Коммуникативные УУД: | Слайд 4 Слайд 5 |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - А теперь потренируемся применять изученный нами способ. Для чего мы это делаем? 1.Работа по учебнику стр 82 №372. Решение примеров. С комментированием у доски. | Решают примеры у доски с объяснением по алгоритму. Самоконтроль по эталону. Дети оценивают себя в маршрутном листе | Регулятивные УУД: Уметь определять тему урока и формулировать цель на уроке с помощью учителя, пошаговый контроль по результату. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Самостоятельная работа. Решение примеров на карточках №3(приложение 6) 85436: 2=42718 6.512 :4=1628 *9408:2=4704 Проверка. -У кого получился другой ответ, найдите ошибку, обведите в круг. - В каком месте допущена ошибка? | Взаимопроверка по эталону (на карточкахс обратной стороне). Дети оценивают себя в маршрутном листе | Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать, сопоставлять,планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли Аргументировать свои высказывания Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового успеха. | |
VII.Включение в систему знаний и повторение. | 1.Решение задачи. Работа в парах(приложение 7) карточка №4 Твоя мама в детском саду формирует подарки к Новому году. Для подарков детский сад закупил 4326 конфет «Детский сувенир». Помоги маме рассчитать, хватит ли конфет на всех детей, если в каждый подарок класть по 3 конфеты. Справка: В детском саду 1440 детей. (есть 2 способа) - Что известно в задаче? - Что неизвестно? - Составим краткую запись. Самопроверка 1 способ 1.440*3=4.320(к) для всех подарков. 4.326- 4.320= 6(к) останется Ответ: конфет хватит 2 способ4326:3=1442 (ребёнка) Ответ: конфет хватит 4. Выполнить тест. Карточка №5 (приложение 8) - Выполните тест. Поставьте знаки «+» или «-» в высказываниях. - Выполнитесамопроверку по слайду. 1.472:8. Первое неполное делимое 40. - 3. Первая цифра в значении частного 8984 : 8 – это 1. + 4.Первая цифра в значении частного 6820:2 – это 2.- 5. 7854 : 7. В частном будет 1122.+ Проверка. - Оцените себя в маршрутном листе. | Дети читают задачу. Работая с информацией задачи, находят ключевые слова, составляют краткую запись. Работают в парах, решают её. Защита решения пары, которая быстрее справилась. Самопроверка по эталону на (обратной) доске. Дети оценивают себя в маршрутном листе. Выполняют тест самостоятельно. Выполняют самопроверку по слайду. Дети оценивают себя в маршрутном листе. | Коммуникативные УУД | Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | Рефлексия - Давайте возвратимся к китайской мудрости, о которой мы узнали в начале урока: «Всё в ваших руках». Я вам желаю всегда помнить об этом. Смогли вы своими усилиями изучить тему урока? -Я дарю вам этих бабочек. -Проанализируйте свои маршрутные листы и зафиксируйте результат. Я дарю вам этих бабочек. Прикрепите свои бабочки к цветкам: Жёлтый – всё понял Зелёный – понял, но остались вопросы Красный- не понял Итог урока. -Наш урок подходит к концу. - Какой была тема нашего урока? - Какие цели ставили перед собой? - Достигли ли вы этих целей? Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» -Завершите свою табличку. - Каким путём вы сегодня шли? - При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? Где вам это пригодиться в жизни? | Проводят рефлексию своей деятельности на уроке. Вступают в диалог с учителем. Определяют уровень полученных знаний. | Познавательные: общеучебные Привитие навыков самостоятельного усвоения учебного материала логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, развивать умение слушать и понимать других. | |
IX. Домашнее задание. | Стр 83 №374, №375. *Составить задачу, решением которой будет изученный способ деления многозначного числа на однозначное Даётся инструктаж. | Принимают задание. Записывают его в дневник. | Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других | Слайд 9 Слайд 10 |
Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. |
Приложение 1.
Маршрутный лист
Фамилия, имя _________________________________
Моя успешность на уроке
№п/п | Вид задания | Результат выполнения задания | Критерии: 3б всё получилось, справился сам без ошибок 2 б справился сам, но была ошибка 1 б потребовалась помощь, были ошибки 0 б не справился, не понял |
1 | Устные вычисления. Разминка. | ||
2 | Работа в парах. Решение примера 7395:3. | ||
3 | Решение примеров №372 | ||
4 | Самостоятельная работа. Решение примеров. | ||
5 | Работа в парах. Решение задачи. | ||
6 | Тест. | ||
Итого | 17-18 б - ты молодец 14-16 б- ты молодец, но нужно ещё поработать 10-14- ты старался, но обрати внимание на западающие задания Менее 10б- тебе нужно ещё раз проработать материал |
Приложение 2
Карточка №1
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Приложение 3
Карточка №2
Алгоритм
- Записываю ____________________________________________________.
- Нахожу первое ________________________________________________.
- Определяю количество _________________________________________.
- Подбираю первую _____________________________________________.
- Умножаю число на_____________________________________________.
- Вычитаю, нахожу _____________________________________________.
- Записываю цифру следующего _________________ делимого рядом с _____________________________.
- Получаю второе неполное _______________________ и повторяю пункты________________ пока не разделим ______________________.
- Остаток сравниваю с ____________________________________.
- ______________________________________________________.
Карточка №3
85436 2 6512 4 *94082
Ключ для проверки (на обратной стороне карточки)
-85436 2 6512 4 *9408 2
8 42718 4 1628 8 4704
5 25 14
4 24 14
14 11 8
14 8 8
3 32 0
2 32
16 0
16
0
Карточка №4
Задача
Твоя мама в детском саду формирует подарки к Новому году.
Для подарков детский сад закупил 4326 конфет «Детский сувенир». Помоги маме рассчитать, хватит ли конфет на всех детей, если в каждый подарок класть по 3 конфеты.
Справка: В детском саду 1440 детей.
Карточка №5
Тест
Выполните тест. Поставьте знаки «+» или «-» в высказываниях.
Ответ | ||
1. | 472:8. Первое неполное делимое 40. | |
2. | 6520 : 5. В частном будет 4 цифры. | |
3. | Первая цифра в значении частного 8984 : 8 – это 1. | |
4. | Первая цифра в значении частного 6820:2 – это 2. | |
5. | 7854 : 7. В частном будет 1122. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики «Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число» 4класс
Конспект урока математики предназначен для отработки навыка приема письменного деления многозначных чисел на однозначное число»...
Конспект урока математики «Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число» 4класс
Конспект урока математики предназначен для отработки навыка приема письменного деления многозначных чисел на однозначное число»...
Конспект урока математики «Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное» (4 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования нав...
Конспект урока математики «Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное» (Урок рефлексии) (4 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся навыка деления многозначного числа на двузначное с помощью алгоритма.Планируемые результаты: Предметные:знать алгоритм деления н...
Конспект урока математики «Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное» (урок рефлексии) (4 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся навыка деления многозначного числа на трехзначное с помощью алгоритма.Планируемые результаты: Предметные:знать алгоритм деления ...
Конспект урока математики. Тема "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Алгоритм деления многозначного числа на двузначное». Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменног...
Конспект урока математики. Тема: "Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком", 4 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Цели деятельности учителя: формирование знаний об алгоритме деления многозначного числа на двузначное число....