Конспект урока математики. 3 класс. Тема: Увеличение и уменьшение чисел в 10 и в 100 раз.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Коробова Римма Александровна

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 Предмет: Математика

Класс: 3

Образовательная система: Школа России

Тема: Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: знакомство с приёмами увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз

Деятельностная: первичное закрепление умения читать и записывать трёхзначные числа, решать задачи на кратное и разностное сравнение

Задачи:

Дидактические:

1. Повторить разряды натуральных чисел;

2. Учиться выполнять устные вычисления;

3. Учиться читать и записывать трёхзначные числа;

4. Решать задачи на кратное и разностное сравнение.

Развивающие:

1. Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;

2. Находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);

3. Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 – устно, в пределах 1000 – письменно), умножение и деление на однозначное число, деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно);

4. Находить неизвестный компонент арифметического действия;

5. При решении задач выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;

6. Решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления).

7. Конструировать утверждения, проверять их истинность;

8. Использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;

9. Комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.

10. Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

11. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

12. Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, ведёт поиск путей преодоления ошибок

Воспитательные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Повторяет разряды натуральных чисел;

2. Учится выполнять устные вычисления;

3. Учится читать и записывать трёхзначные числа;

4. Решает задачи на кратное и разностное сравнение.

Личностные:

1. Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Читает, записывает, сравнивает, упорядочивает числа в пределах 1000;

2. Находит число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);

3. Выполняет арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 – устно, в пределах 1000 – письменно), умножение и деление на однозначное число, деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно);

4. Находит неизвестный компонент арифметического действия;

5. При решении задач выполняет сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;

6. Решает задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления).

Регулятивные:

1. Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий;

2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивает их;

3. Находит ошибки в своей работе, устанавливает их причины, ведёт поиск путей преодоления ошибок.

Коммуникативные:

1. Конструирует утверждения, проверяет их истинность;

2. Использует текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;

3. Комментирует процесс вычисления, построения, решения; объясняет полученный ответ с использованием изученной терминологии.

Оборудование: учебник; презентация; карточки

Образовательные ресурсы: Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С.47: ил. – (Школа России).

Информационные ресурсы:         

1. Картотека «Физминутки» [Электронный ресурс] URL -  https://edu-time.ru/pub/144205

План урока:

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Мотивационная беседа

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)

2.1. Игра «Кто быстрее»

2.2. Индивидуальная работа у доски

3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)

3. Самоопределение к деятельности

4. Этап построения выхода из затруднения (2 мин)

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Формулирование задач урока

5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)

5.1. Работа с учебником

5.2. Работа с таблицей

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.)

6. Работа с учебником

ФИЗМИНУТКА

7.Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

7.1. Решение задачи

7.2. Самостоятельная работа в тетради

8.Этап включения в систему знаний и повторение (5 мин)

8. Игра «Исправь ошибку»

9.Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин)

9.1. Подведение итогов

9.2. Самооценка

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Римма Александровна, сегодня урок математики проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал и раздаточный материал.

- Садитесь

1.3. Мотивационная беседа

- Ребята, как вы думаете, чем похожи математик и спортсмен?

-Что тренирует спортсмен? (тело, мышцы)

-А что математик? (ум)

-А знали ли вы, что занятия математикой тренируют память людей, развивает такие характерные черты, как внимательность, настойчивость, ответственность, аккуратность?

-Учеными доказано, что развитие ранних математических способностей является одним из главных факторов успешной учебы школьников практически по всем остальным предметам.

-Посмотрите, как полезно знать математику! Я думаю, что каждый из вас сегодня хорошенько потренирует свой ум, чтобы стать более грамотными и умными людьми!

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

 

Фронтальная

Фронтальная

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Игра «Кто быстрее»

-Прежде чем приняться за вычисления, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее».

-Разделимся на команды: 1 ряд – первая команда, 2 ряд – вторая команда, 3 ряд – 3 команда.  На третьей парте каждого ряда лежат карточки, их вы перевернёте, когда я вам скажу. Не забудьте внимательно прочитать задания и правильно записать ответ. Сделайте руки домиком, если закончите. Та команда, которая будет работать тихо и справится быстрее –  станет победителем.

1. Запиши в первую строку числа в порядке возрастания: 374, 599, 800, 347, 970, 709, 907

347

374

599

709

907

970

800

М

О

Л

О

Д

Е

Ц

-Какое слово у вас получилось? (молодец)

-Верно. Действительно, команда … молодцы и занимает 1 место. Давайте поздравим их.

-С какими числами вы работали в игре? (трёхзначными)

-Что делали с ними, чтобы расшифровать слово? (сравнивали)

-Умение сравнивать числа нам необходимо, чтобы решать многие математические задачи, но чтобы их решать также важно уметь решать уравнения.

2.2. Индивидуальная работа у доски

(решить уравнения)

-Сейчас я хочу пригласить к доске 4 человека для решения уравнений. Кто желает?

Уравнения:

1) 400-х=1 (х=399)

2) х*20=80 (х=4)

3) 1+х=500 (х=499)

4) 40:х=2 (х=20)

СЛАЙД

-Остальные самостоятельно записывают и решают данные уравнения в тетради

-Давайте проверим.

-Как ты, …, решил данное уравнение?

-Все согласны с …?

-Сверьтесь с ответами на доске и исправьте ошибки.

-Поднимите руку те, у кого всё правильно

-Поднимите руку, у кого 1-2 ошибки. Что вам нужно повторить? (как находить неизвестные компоненты сложения, умножения, вычитания и деления)

-Что мы повторяли, выполняя это задание? (компоненты сложения, умножения, вычитания и деления)

 

Выполняют задания

 

 

Выполняют работу по карточке

Осуществляют самопроверку

Групповая

Индивидуальная

 

 

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Самоопределение к деятельности

-Посмотрите на доску (записано число 5)

-5 единиц какого разряда я записала? (первого)

-Как этот разряд называется? (разряд единиц)

-А если я припишу справа цифру 0 - какое получится число? (50)

-Что сейчас обозначает цифра 5? (десятки)

-Теперь это единица какого разряда? (второго)

-Во сколько раз число 50 больше числа 5? (в 10 раз)

-А если я допишу ещё один ноль справа, то какое получится число? (500)

-Что сейчас обозначает цифра 5? (сотни)

-Сотня – это единица какого разряда? (третьего)

-Во сколько раз число 500 больше числа 5? (в 100 раз)

-Как записать выполненные нами действия на математическом языке?

5*10=50

5*100=500

-Сколько нулей приписали в первом случае? (1)

-А во втором? (2)

-Что происходило с числом 5 при умножении в первом и во втором случае? (увеличивалось в 10 и в 100)

-А сейчас выполним обратные действия. Запишем число 500.

-Единицу какого разряда обозначает цифра 5? (третьего)

-(зачёркивает 1 ноль) А теперь? (второго)

-Мы зачеркнули, т.е. отбросили, ноль. Какое арифметическое действие мы выполнили? (деление)

-На сколько разделили число 500? (на 10)

-Какое число получилось? (50)

-Какое запишем выражение?

500:100=50

-Зачеркнём ещё один ноль

-Единицей какого разряда стала цифра 5? (первого)

-На сколько разделили число 500? (на 100)

-Какое число получилось? (5)

500:100=5

-Что происходило с числом 500 при делении? (оно уменьшалось в 10 и в 100 раз)

-Давайте сделаем вывод: что мы сейчас делали с числами 5 и 500? (увеличивали и уменьшали в 10 и в 100 раз)

 

Отвечают на вопросы

Фронтальная

ПР.1

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

-Как будет звучать тема нашего урока? (Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз) СЛАЙД

4.2. Формулирование цели урока

– Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (увеличивать и уменьшать числа в 10 раз, в 100 раз)

4.3. Формулирование задач урока

- Что мы должны делать, чтобы достичь поставленной цели? (Решать уравнения и задачи на увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз)  

Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока.

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

П.1

К.1

К.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 5.1. Работа с учебником

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 47, выполним номер 1: первые две строки устно, остальные – самостоятельно.

-Что необходимо сделать в первой строке? (увеличить числа 8,12, 35 в 10 раз)

-Какое действие значит нужно выполнять, чтобы увеличить в 10 раз? (умножение)

-Сколько получится, если умножить 8 на 10? (80)

-12 на 10? (120)

-35 на 10? (350)

-Что вы заметили при вычислении? (к числу прибавляется ноль)

-Какой вывод можно сделать? (при умножении числа на 10 к нему можно справа приписать один нуль)

-Что необходимо сделать во второй строке? (уменьшить числа 700, 400, 100 в 100 раз)

-Какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить число в 100 раз? (деление)

-Сколько получится, если разделить 700 на 100? (7)

-400 на 100? (4)

-100 на 100? (1)

-Какой вывод сделаем? (при делении числа на 10 справа от него, наоборот, можно отбросить один нуль)

-Выполните последнюю строку самостоятельно в тетради.

-Не забудьте отступить 4 клетки, подписать число (сегодня 8 февраля) и классная работа.

-Поднимите руку те, кто уже выполнил

-Сравните с эталоном СЛАЙД

-Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы!

5.2. Работа с таблицей

-Ребята, а теперь возьмите карточку 2. Что вам необходимо сделать? (увеличивать и уменьшать числа в 10, в 100 раз)

-Заполните таблицу в парах.

Число

100

300

600

400

800

1000

900

0

Увеличь в 10 раз

1000

3000

6000

4000

8000

10 000

9000

0

Уменьши в 100 раз

1

3

6

4

8

10

9

0

-Сделайте руки домиком, если будете готовы.

-Сверьте свои ответы с эталоном на слайде СЛАЙД

-Какое действие выполняли, увеличивая числа в 10 раз? (умножение)

-Как вы выполняли вычисления? (прибавляли к числу один 0)

-Какое действие выполняли, уменьшая числа в 100 раз? (деление)

-Как выполняли вычисления? (зачёркивали два 0)

Выполняют задания

Отвечают на вопросы

Рассуждают

Делают вывод

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа с учебником

-Чтобы закрепить наши знания, предлагаю вам выполнить номер 4. Вам необходимо сравнить числа и поставить между ними соответствующий знак: больше, меньше или равно. Первый столбик – 1 вариант, второй – 2 вариант. Давайте решим у доски по одному примеру каждого варианта. Кто желает?

-1м и 10дм

-Как будем сравнивать данные числа? Можно ли их сравнить на данный момент? (нет)

-Почему? (разные единицы измерения)

-Что нужно сделать? (перевести метры в дециметры)

-Сколько дециметров в 1м? (10)

-Что вам помогло посчитать? (таблица единиц измерений)

-Какой знак поставим между двумя этими числами? (=)

-1дм и 10см

-Как будем сравнивать эти числа? (переведём дм в см или наоборот)

-Сколько см в 1дм? (10) или Сколько дм в 10см? (1)

-Какой знак поставим между числами? (=)

-Хорошо, дальше запишите самостоятельно

-Сверьте свои ответы с эталоном

-У кого всё верно? Молодцы

-Какие действия вам приходилось совершать, чтобы переводить числа в разные единицы измерения? (увеличивать и уменьшать в 10, в 100 раз)

ФИЗМИНУТКА

 Мы считали и устали. Шаги на месте.    

Дружно все мы тихо встали. Встали, руки на поясе.

Ручками похлопали: 1,2,3.Движения

Ножками потопали: 1,2,3.По тексту.

Сели, встали, снова сели,   Приседания.

Друг на друга посмотрели.     Руки на поясе, повороты туловища вправо, влево.

Мы немножко отдохнем,   Шаги на месте.

И опять считать начнем.

 

Отвечают на вопросы

Индивидуальная

Фронтальная

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Решение задачи

 -Решим задачу под номером 3 на странице 47. Прочитайте задачу самостоятельно шёпотом.

-Кто прочитает вслух?

-О чём говорится в задаче? (о лыжных соревнованиях)

-Какие ключевые слова выберем для краткой записи? Кто участвовал в соревнованиях? (девочки и мальчики)

-Сколько было  мальчиков? (9 команд по 8 человек)

-Сколько было девочек? (24)

-Что нужно узнать в задаче? (во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете)

-Кто решит задачу у доски?

Мальчики - ?, 9к. по 8чел.

                                         Во ? раз б

Девочки  -24чел.

-Каким действием будем решать задачу, если в задаче спрашивается ВО СКОЛЬКО раз одно число больше другого? (большее число разделить на меньшее)

-Известно ли нам, сколько было мальчиков? (9к. по 8чел.)

-Каким действием мы узнаем, сколько было мальчиков? (9 умножить на 8)

-Сколько получится? (72)

-Теперь нам известно количество и мальчиков, и девочек. Как найти во сколько раз было мальчиков больше, чем девочек? (72 разделить на 24)

-Сколько получится? (3)

-Какой запишем ответ? (в 3 раза мальчиков в эстафете участвовало больше, чем девочек)

7.2. Самостоятельная работа в тетради

-А как можно поменять вопрос задачи, чтобы последним действием было вычитание? (на сколько больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?)

-Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (из большего числа вычесть меньшее)

-Решите новую задачу самостоятельно.

-Поднимите руку, кто справился с задачей

-Какое последнее выражение у вас получилось? (72-24=48(чел.)

-Какой ответ записали? (на 48чел. мальчиков больше, чем девочек)

Отвечают на вопрос

Решает у доски

Парная

 

 

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Игра «Исправь ошибку»

-А сейчас я предлагаю вам побыть в роли настоящих всезнающих математиков и исправить ошибки в работе одного ученика. Возьмите карточку 2 и самостоятельно исправьте неправильные ответы на правильные.

1)300:100=30

2)20· 10=2

3)35 · 10=350

4)500:10=5

 

-Поднимите руки те, кто считает, что исправил все ошибки

-Какие ошибки исправил ты, …?

-А ты, …?

-Посмотрите на слайд, вот какие ошибки допустил наш ученик!

-Что вы бы ему посоветовали усвоить лучше?(как уменьшать и увеличивать числа в 10 раз, в 100 раз)/ Над какой темой ему стоит поработать? (увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз)

-Что значит увеличить в 10 раз и увеличить на 10? (в 10 раз – находим умножением, на 10 – сложением)

-Что значит уменьшить в 100 раз и уменьшить на 100? (в 100 раз – делением, на 100 – вычитанием)

-Какие вы молодцы! Настоящие математики!

 

Выполняют задание

 

Делают выводы

Индивидуальная

 

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

-Как увеличивать числа в 10 (прибавить к числу один ноль) и в 100 раз? (прибавить к числу два нуля)

-Как уменьшить числа в 10 раз? (зачеркнуть в числе один ноль) в 100 раз? (зачеркнуть в числе два нуля)

-Ребята, над какой темой мы сегодня работали? (увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз)

- Какую цель мы ставили перед собой? (научиться увеличивать и уменьшать числа в 10 раз, в 100 раз)

9.2. Самооценка

- Поднимите руку те, кто считает, что он научился увеличивать и уменьшать числа в 10 и в 100 раз?

-Закончите предложения

- Спасибо за урок, мне было с вами очень приятно работать. Вы молодцы! До свидания!

Отвечают на вопросы

Проводят самооценку 

Фронтальная

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1) 400 – х = 1 2) х · 20 = 80 3) 1 + х = 500 4) 40 : х = 2 Реши уравнения

Слайд 3

Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз

Слайд 4

84, 90, 36

Слайд 5

Число 100 300 600 400 800 1000 900 0 Увеличь в 10 раз 1000 3000 6000 4000 8000 10 000 9000 0 Уменьши в 100 раз 1 3 6 4 8 10 9 0

Слайд 7

Вариант 1 1м = 10дм 1м > 10см 1 дм ² > 10см² Вариант 2 1дм = 10см 1дм > 10мм 1см² = 100мм²

Слайд 8

1)300:100= 3 0 2)20 · 10= 2 00 3)35 · 10= 350 4)500:10= 5 0

Слайд 9

На уроке я узнал(а)… Мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики на тему "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз."

Учить увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100, 1000 раз, совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать геометрические задачи, развитее внимания,памяти....

конспект урока математики по теме "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз"

конспект открытого урока математики в 4 классе по теме "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз"...

Конспект урока по математике на тему: " Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 раз" (УМК "Школа России")

Представляю вашему внимаю конспект урока по математике. Надеюсь, данный материал будет вам полезен....

План-конспект урока по математике в 1 классе .Тема:"УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЕЛ. ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ОТРЕЗКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЕЙКИ."

План урока по математике в 1 классе на тему :"Увеличение и уменьшение чисел.Измерение длины отрезков с помощью линейки"...

Конспект урока математики на тему "Увеличение и уменьшение числа на 1"

Урок направлен на формирование представления о понятиях увеличить или уменьшить на 1. УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока Математика по теме: "Увеличение, уменьшение чисел в 10,100 раз" (УМК "Школа России" 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: познакомить с приемами увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз; закреплять умения читать и записывать трехзначные числа, решать задачи на кратное и ра...