Конспект урока математики. 3 класс. Тема: Увеличение и уменьшение чисел в 10 и в 100 раз.
план-конспект урока по математике (3 класс)
Данный урок соответствует поставленным целям и задачам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Математика
Класс: 3
Образовательная система: Школа России
Тема: Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: знакомство с приёмами увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз
Деятельностная: первичное закрепление умения читать и записывать трёхзначные числа, решать задачи на кратное и разностное сравнение
Задачи:
Дидактические:
1. Повторить разряды натуральных чисел;
2. Учиться выполнять устные вычисления;
3. Учиться читать и записывать трёхзначные числа;
4. Решать задачи на кратное и разностное сравнение.
Развивающие:
1. Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
2. Находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);
3. Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 – устно, в пределах 1000 – письменно), умножение и деление на однозначное число, деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно);
4. Находить неизвестный компонент арифметического действия;
5. При решении задач выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
6. Решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления).
7. Конструировать утверждения, проверять их истинность;
8. Использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
9. Комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
10. Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
11. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
12. Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, ведёт поиск путей преодоления ошибок
Воспитательные:
1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Повторяет разряды натуральных чисел;
2. Учится выполнять устные вычисления;
3. Учится читать и записывать трёхзначные числа;
4. Решает задачи на кратное и разностное сравнение.
Личностные:
1. Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Читает, записывает, сравнивает, упорядочивает числа в пределах 1000;
2. Находит число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);
3. Выполняет арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 – устно, в пределах 1000 – письменно), умножение и деление на однозначное число, деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно);
4. Находит неизвестный компонент арифметического действия;
5. При решении задач выполняет сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
6. Решает задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления).
Регулятивные:
1. Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий;
2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивает их;
3. Находит ошибки в своей работе, устанавливает их причины, ведёт поиск путей преодоления ошибок.
Коммуникативные:
1. Конструирует утверждения, проверяет их истинность;
2. Использует текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
3. Комментирует процесс вычисления, построения, решения; объясняет полученный ответ с использованием изученной терминологии.
Оборудование: учебник; презентация; карточки
Образовательные ресурсы: Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С.47: ил. – (Школа России).
Информационные ресурсы:
1. Картотека «Физминутки» [Электронный ресурс] URL - https://edu-time.ru/pub/144205
План урока:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Мотивационная беседа
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)
2.1. Игра «Кто быстрее»
2.2. Индивидуальная работа у доски
3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)
3. Самоопределение к деятельности
4. Этап построения выхода из затруднения (2 мин)
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)
5.1. Работа с учебником
5.2. Работа с таблицей
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.)
6. Работа с учебником
ФИЗМИНУТКА
7.Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
7.1. Решение задачи
7.2. Самостоятельная работа в тетради
8.Этап включения в систему знаний и повторение (5 мин)
8. Игра «Исправь ошибку»
9.Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин)
9.1. Подведение итогов
9.2. Самооценка
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Римма Александровна, сегодня урок математики проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности - Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал и раздаточный материал. - Садитесь 1.3. Мотивационная беседа - Ребята, как вы думаете, чем похожи математик и спортсмен? -Что тренирует спортсмен? (тело, мышцы) -А что математик? (ум) -А знали ли вы, что занятия математикой тренируют память людей, развивает такие характерные черты, как внимательность, настойчивость, ответственность, аккуратность? -Учеными доказано, что развитие ранних математических способностей является одним из главных факторов успешной учебы школьников практически по всем остальным предметам. -Посмотрите, как полезно знать математику! Я думаю, что каждый из вас сегодня хорошенько потренирует свой ум, чтобы стать более грамотными и умными людьми! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
| Фронтальная Фронтальная |
| |||||||||||||||||||||||||||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Игра «Кто быстрее» -Прежде чем приняться за вычисления, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее». -Разделимся на команды: 1 ряд – первая команда, 2 ряд – вторая команда, 3 ряд – 3 команда. На третьей парте каждого ряда лежат карточки, их вы перевернёте, когда я вам скажу. Не забудьте внимательно прочитать задания и правильно записать ответ. Сделайте руки домиком, если закончите. Та команда, которая будет работать тихо и справится быстрее – станет победителем. 1. Запиши в первую строку числа в порядке возрастания: 374, 599, 800, 347, 970, 709, 907
-Какое слово у вас получилось? (молодец) -Верно. Действительно, команда … молодцы и занимает 1 место. Давайте поздравим их. -С какими числами вы работали в игре? (трёхзначными) -Что делали с ними, чтобы расшифровать слово? (сравнивали) -Умение сравнивать числа нам необходимо, чтобы решать многие математические задачи, но чтобы их решать также важно уметь решать уравнения. 2.2. Индивидуальная работа у доски (решить уравнения) -Сейчас я хочу пригласить к доске 4 человека для решения уравнений. Кто желает? Уравнения: 1) 400-х=1 (х=399) 2) х*20=80 (х=4) 3) 1+х=500 (х=499) 4) 40:х=2 (х=20) СЛАЙД -Остальные самостоятельно записывают и решают данные уравнения в тетради -Давайте проверим. -Как ты, …, решил данное уравнение? -Все согласны с …? … -Сверьтесь с ответами на доске и исправьте ошибки. -Поднимите руку те, у кого всё правильно -Поднимите руку, у кого 1-2 ошибки. Что вам нужно повторить? (как находить неизвестные компоненты сложения, умножения, вычитания и деления) -Что мы повторяли, выполняя это задание? (компоненты сложения, умножения, вычитания и деления) |
Выполняют задания
Выполняют работу по карточке Осуществляют самопроверку | Групповая Индивидуальная |
| |||||||||||||||||||||||||||
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Самоопределение к деятельности -Посмотрите на доску (записано число 5) -5 единиц какого разряда я записала? (первого) -Как этот разряд называется? (разряд единиц) -А если я припишу справа цифру 0 - какое получится число? (50) -Что сейчас обозначает цифра 5? (десятки) -Теперь это единица какого разряда? (второго) -Во сколько раз число 50 больше числа 5? (в 10 раз) -А если я допишу ещё один ноль справа, то какое получится число? (500) -Что сейчас обозначает цифра 5? (сотни) -Сотня – это единица какого разряда? (третьего) -Во сколько раз число 500 больше числа 5? (в 100 раз) -Как записать выполненные нами действия на математическом языке? 5*10=50 5*100=500 -Сколько нулей приписали в первом случае? (1) -А во втором? (2) -Что происходило с числом 5 при умножении в первом и во втором случае? (увеличивалось в 10 и в 100) -А сейчас выполним обратные действия. Запишем число 500. -Единицу какого разряда обозначает цифра 5? (третьего) -(зачёркивает 1 ноль) А теперь? (второго) -Мы зачеркнули, т.е. отбросили, ноль. Какое арифметическое действие мы выполнили? (деление) -На сколько разделили число 500? (на 10) -Какое число получилось? (50) -Какое запишем выражение? 500:100=50 -Зачеркнём ещё один ноль -Единицей какого разряда стала цифра 5? (первого) -На сколько разделили число 500? (на 100) -Какое число получилось? (5) 500:100=5 -Что происходило с числом 500 при делении? (оно уменьшалось в 10 и в 100 раз) -Давайте сделаем вывод: что мы сейчас делали с числами 5 и 500? (увеличивали и уменьшали в 10 и в 100 раз) |
Отвечают на вопросы | Фронтальная | ПР.1 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.3 | |||||||||||||||||||||||||||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока -Как будет звучать тема нашего урока? (Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз) СЛАЙД 4.2. Формулирование цели урока – Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (увеличивать и уменьшать числа в 10 раз, в 100 раз) 4.3. Формулирование задач урока - Что мы должны делать, чтобы достичь поставленной цели? (Решать уравнения и задачи на увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз) | Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. | Фронтальная | П.1 Р.1 Л.1 П.1 К.1 К.2 | |||||||||||||||||||||||||||
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа с учебником - Откройте, пожалуйста, учебник на странице 47, выполним номер 1: первые две строки устно, остальные – самостоятельно. -Что необходимо сделать в первой строке? (увеличить числа 8,12, 35 в 10 раз) -Какое действие значит нужно выполнять, чтобы увеличить в 10 раз? (умножение) -Сколько получится, если умножить 8 на 10? (80) -12 на 10? (120) -35 на 10? (350) -Что вы заметили при вычислении? (к числу прибавляется ноль) -Какой вывод можно сделать? (при умножении числа на 10 к нему можно справа приписать один нуль) -Что необходимо сделать во второй строке? (уменьшить числа 700, 400, 100 в 100 раз) -Какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить число в 100 раз? (деление) -Сколько получится, если разделить 700 на 100? (7) -400 на 100? (4) -100 на 100? (1) -Какой вывод сделаем? (при делении числа на 10 справа от него, наоборот, можно отбросить один нуль) -Выполните последнюю строку самостоятельно в тетради. -Не забудьте отступить 4 клетки, подписать число (сегодня 8 февраля) и классная работа. -Поднимите руку те, кто уже выполнил -Сравните с эталоном СЛАЙД -Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы! 5.2. Работа с таблицей -Ребята, а теперь возьмите карточку 2. Что вам необходимо сделать? (увеличивать и уменьшать числа в 10, в 100 раз) -Заполните таблицу в парах.
-Сделайте руки домиком, если будете готовы. -Сверьте свои ответы с эталоном на слайде СЛАЙД -Какое действие выполняли, увеличивая числа в 10 раз? (умножение) -Как вы выполняли вычисления? (прибавляли к числу один 0) -Какое действие выполняли, уменьшая числа в 100 раз? (деление) -Как выполняли вычисления? (зачёркивали два 0) | Выполняют задания Отвечают на вопросы Рассуждают Делают вывод | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | ПР.1 ПР.2 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.3
| |||||||||||||||||||||||||||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Работа с учебником -Чтобы закрепить наши знания, предлагаю вам выполнить номер 4. Вам необходимо сравнить числа и поставить между ними соответствующий знак: больше, меньше или равно. Первый столбик – 1 вариант, второй – 2 вариант. Давайте решим у доски по одному примеру каждого варианта. Кто желает? -1м и 10дм -Как будем сравнивать данные числа? Можно ли их сравнить на данный момент? (нет) -Почему? (разные единицы измерения) -Что нужно сделать? (перевести метры в дециметры) -Сколько дециметров в 1м? (10) -Что вам помогло посчитать? (таблица единиц измерений) -Какой знак поставим между двумя этими числами? (=) -1дм и 10см -Как будем сравнивать эти числа? (переведём дм в см или наоборот) -Сколько см в 1дм? (10) или Сколько дм в 10см? (1) -Какой знак поставим между числами? (=) -Хорошо, дальше запишите самостоятельно -Сверьте свои ответы с эталоном -У кого всё верно? Молодцы -Какие действия вам приходилось совершать, чтобы переводить числа в разные единицы измерения? (увеличивать и уменьшать в 10, в 100 раз) ФИЗМИНУТКА Мы считали и устали. Шаги на месте. Дружно все мы тихо встали. Встали, руки на поясе. Ручками похлопали: 1,2,3.Движения Ножками потопали: 1,2,3.По тексту. Сели, встали, снова сели, Приседания. Друг на друга посмотрели. Руки на поясе, повороты туловища вправо, влево. Мы немножко отдохнем, Шаги на месте. И опять считать начнем. |
Отвечают на вопросы | Индивидуальная Фронтальная |
| |||||||||||||||||||||||||||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Решение задачи -Решим задачу под номером 3 на странице 47. Прочитайте задачу самостоятельно шёпотом. -Кто прочитает вслух? -О чём говорится в задаче? (о лыжных соревнованиях) -Какие ключевые слова выберем для краткой записи? Кто участвовал в соревнованиях? (девочки и мальчики) -Сколько было мальчиков? (9 команд по 8 человек) -Сколько было девочек? (24) -Что нужно узнать в задаче? (во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете) -Кто решит задачу у доски? Мальчики - ?, 9к. по 8чел. Во ? раз б Девочки -24чел. -Каким действием будем решать задачу, если в задаче спрашивается ВО СКОЛЬКО раз одно число больше другого? (большее число разделить на меньшее) -Известно ли нам, сколько было мальчиков? (9к. по 8чел.) -Каким действием мы узнаем, сколько было мальчиков? (9 умножить на 8) -Сколько получится? (72) -Теперь нам известно количество и мальчиков, и девочек. Как найти во сколько раз было мальчиков больше, чем девочек? (72 разделить на 24) -Сколько получится? (3) -Какой запишем ответ? (в 3 раза мальчиков в эстафете участвовало больше, чем девочек) 7.2. Самостоятельная работа в тетради -А как можно поменять вопрос задачи, чтобы последним действием было вычитание? (на сколько больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?) -Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (из большего числа вычесть меньшее) -Решите новую задачу самостоятельно. -Поднимите руку, кто справился с задачей -Какое последнее выражение у вас получилось? (72-24=48(чел.) -Какой ответ записали? (на 48чел. мальчиков больше, чем девочек) | Отвечают на вопрос Решает у доски | Парная |
| |||||||||||||||||||||||||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Игра «Исправь ошибку» -А сейчас я предлагаю вам побыть в роли настоящих всезнающих математиков и исправить ошибки в работе одного ученика. Возьмите карточку 2 и самостоятельно исправьте неправильные ответы на правильные. 1)300:100=30 2)20· 10=2 3)35 · 10=350 4)500:10=5
-Поднимите руки те, кто считает, что исправил все ошибки -Какие ошибки исправил ты, …? -А ты, …? -Посмотрите на слайд, вот какие ошибки допустил наш ученик! -Что вы бы ему посоветовали усвоить лучше?(как уменьшать и увеличивать числа в 10 раз, в 100 раз)/ Над какой темой ему стоит поработать? (увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз) -Что значит увеличить в 10 раз и увеличить на 10? (в 10 раз – находим умножением, на 10 – сложением) -Что значит уменьшить в 100 раз и уменьшить на 100? (в 100 раз – делением, на 100 – вычитанием) -Какие вы молодцы! Настоящие математики!
| Выполняют задание
Делают выводы | Индивидуальная |
| |||||||||||||||||||||||||||
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов -Как увеличивать числа в 10 (прибавить к числу один ноль) и в 100 раз? (прибавить к числу два нуля) -Как уменьшить числа в 10 раз? (зачеркнуть в числе один ноль) в 100 раз? (зачеркнуть в числе два нуля) -Ребята, над какой темой мы сегодня работали? (увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз) - Какую цель мы ставили перед собой? (научиться увеличивать и уменьшать числа в 10 раз, в 100 раз) 9.2. Самооценка - Поднимите руку те, кто считает, что он научился увеличивать и уменьшать числа в 10 и в 100 раз? -Закончите предложения - Спасибо за урок, мне было с вами очень приятно работать. Вы молодцы! До свидания! | Отвечают на вопросы Проводят самооценку | Фронтальная |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) 400 – х = 1 2) х · 20 = 80 3) 1 + х = 500 4) 40 : х = 2 Реши уравнения
Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз
84, 90, 36
Число 100 300 600 400 800 1000 900 0 Увеличь в 10 раз 1000 3000 6000 4000 8000 10 000 9000 0 Уменьши в 100 раз 1 3 6 4 8 10 9 0
Вариант 1 1м = 10дм 1м > 10см 1 дм ² > 10см² Вариант 2 1дм = 10см 1дм > 10мм 1см² = 100мм²
1)300:100= 3 0 2)20 · 10= 2 00 3)35 · 10= 350 4)500:10= 5 0
На уроке я узнал(а)… Мне было трудно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики на тему "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз."
Учить увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100, 1000 раз, совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать геометрические задачи, развитее внимания,памяти....
конспект урока математики по теме "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз"
конспект открытого урока математики в 4 классе по теме "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз"...
Конспект урока по математике на тему: " Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 раз" (УМК "Школа России")
Представляю вашему внимаю конспект урока по математике. Надеюсь, данный материал будет вам полезен....
План-конспект урока по математике в 1 классе .Тема:"УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЕЛ. ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ОТРЕЗКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЕЙКИ."
План урока по математике в 1 классе на тему :"Увеличение и уменьшение чисел.Измерение длины отрезков с помощью линейки"...
Конспект урока математики на тему "Увеличение и уменьшение числа на 1"
Урок направлен на формирование представления о понятиях увеличить или уменьшить на 1. УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока Математика по теме: "Увеличение, уменьшение чисел в 10,100 раз" (УМК "Школа России" 3 класс, 2 часть)
Цели деятельности учителя: познакомить с приемами увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз; закреплять умения читать и записывать трехзначные числа, решать задачи на кратное и ра...