Конспект урока математики на тему "Увеличение и уменьшение числа на 1"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Урок направлен на формирование представления о понятиях увеличить или уменьшить на 1. УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvelichenie_i_umenshenie_chisla_na_1.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Увеличение и уменьшение числа на 1.
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Цель: формирование представления о понятиях увеличить или уменьшить на 1.
Задачи: Образовательные:
- формировать представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания;
- способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- готовить к усвоению решения текстовых задач
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы:
учебник, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, учебник «Математика»(1 ч.) 1класс «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь (2 ч.), набор геометрических фигур, линейки, карточки «солнышки-настроения» для учителя и листочки для детей, цветные карандаши.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
За окном пасмурно, а у нас солнышко, подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям. Пусть в классе тоже будет солнечно и светло.
А знаете ли вы, почему солнышко улыбается? Оно очень надеется на то, что вы сегодня научитесь увеличивать и уменьшать числа на 1. Если мы будем хорошо работать, то в конце урока подарим солнышку веселых друзей.
Постараемся хорошо работать?
2. Актуализация опорных знаний.
Прозвенел, друзья, звонок, начался уже урок.
Отдохнуть вы все успели, а теперь вперед за дело.
Работа с числовым рядом:
– Разложите карточки с числами, начиная с наименьшего.
1. Прочитайте.
2. Назовите числа в обратном порядке.
3. Назовите числа от 3 до 8; от 2 до 6; от 7 до 4; от 10 до 5.
4. Какое число находится между числами: 2 и 4; 6 и 8; 7 и 9.
5. Покажите «соседей» числа 2, 4, 7.
6. Какое число называют при счёте после числа 8.
3. Работа над новой темой.
Игра «Где моё место?»
К доске вызываются 9 человек, каждый из которых получает карточку с числом от 1 до 9 (карточки раздаются произвольно). Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски.
- Правильно ли построились ребята?
_Первый, второй, третий, четвертый, пятый – шаг вперёд.
- Сколько здесь ребят? (5)
- Прибавим к пяти один. Какой ученик сделает шаг вперед? (Шестой)
- 5+1=6 (Аналогично с другими числами)
- Какое число мы получим, если прибавим к числу 1? (Если прибавляем 1, получаем следующее при счете число).
Далее учитель предлагает девятому ученику положить на стол карточку и сесть.
- Сколько было учеников? (9)
- Сколько учеников сели на свое место? (1)
- Сколько учеников осталось? (8)
- Как получили 8? (9-1=8) (Аналогично с другими числами)
- Какое число мы получаем, если вычитаем из числа 1? (Мы получаем число, которое при счете встречается сразу перед ним)
Работа с учебником (стр. 56 – 57). Слайд1
Как же еще можно увеличить и уменьшить число на 1?
Задание №1, стр. 56 учебника.
– Найти рисунки собачек и рассмотреть верхнюю строчку в таблице. Проверить верно, ли выложены фишки в левом верхнем углу таблицы. (Фишек столько же, сколько собачек.)
– Проверить, верно, ли выложены фишки в следующей клетке таблицы в верхней строке. (Фишек должно быть больше на 1: столько же, сколько собачек, и ещё одна). Фишек увеличилось на 1.
– Проверить, верно, ли выложены фишки в правом верхнем углу таблицы. (Фишек должно быть меньше на 1: столько же, сколько собачек, но без 1.) Фишек уменьшилось на 1.
Работа в паре. Слайд 2
– Самостоятельно заполнить фишками остальные клетки таблицы (фишки можно укладывать одну на другую).
– Сколько надо прибавить, если в условии сказано на 1 больше; на 1 меньше. Как сказать иначе?
Работа в тетради. Слайд 3.
Стр 3 № 1 (Нарисуй фишки)
- Сколько сначала нарисуем фишек? (5) Сколько еще дорисуем? (1) Какой пример можем составить? (5+1=6)
- Сколько надо нарисовать фишек? (столько же, но без одной) Закройте один листочек, сколько осталось? (4) Какой пример можем составить? (5-1=4)
- Значит увеличить и уменьшить число на 1 можно с помощью фишек.
Уменьшение, увеличение на 1 с помощью линейки. Слайд 4
Но есть еще один способ, и вы его уже знаете. Кто же нам поможет, отгадайте загадку:
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
- От числа 4 делаем один «шаг» вправо, получаем число 5.
– От числа 4 делаем один «шаг» влево, получаем число 3.
4. Физминутка.
5.Закрепление.
- Солнышко наше пригревает и от его теплых ласковых лучей выросло красивое дерево и не только под нашим солнышком, но и ваших тетрадочках. Видите его? Нет?! Чтобы оно выросло – надо хорошо потрудиться.
Выполним № 2 на стр. 3 в наших тетрадочках. (Вычисли, соедини точки)
(По окончанию работы на доску вывешивается елочка)
- Вы все очень постарались, но без цветных карандашей у вас не получилось бы нарисовать такую красивую елочку. А знаете ли вы, какая история с цветными карандашами произошла у девочки Ани? (стр 4 № 4)
Сколько карандашей лежало в желтой коробке? Как узнать, сколько осталось карандашей после того, как Аня переложила 3 карандаша? 9-3=6 Нарисуйте 6 фишек.
Сколько карандашей лежало в красной коробке? Как узнать, сколько стало карандашей после того, как Аня переложила 3 карандаша? 5+3=8 Нарисуйте 8 фишек.
- Ну а к нашей елочке прилетели гости. Стр 4 № 6
- Сколько снегирей уже прилетело? (3) Раскрасьте три фишки.
- Сколько должно быть снегирей? (9) Дорисуйте другим цветом столько фишек, чтобы их стало 9.
- Сколько надо еще посадить на елочку снегирей? (6)
- Значит 9 – это 3 и …
- Какие примеры мы с вами запишем?
6. Самостоятельная работа.
Чему мы учились сегодня на уроке? (прибавлять и вычитать число 1) Какими способами можно получить ответ в этих примерах (с помощью фишек, линейки и числового ряда)
Выполните самостоятельно №5 на стр.4 (Кто закончит раньше – соединит цветок и его лепесток).
Проверка – дети читают по одному примеру и называют ответ.
7. Рефлексия деятельности.
Наш урок подходит к концу.
- Чему мы научились?
- Оцените свою работу.
- Определите своё настроение. Выберите цветочкам настроение и нарисуйте и прикрепите их под нашу елочку.
Перед тем, как окончить наш урок, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Что мы не можем увидеть в природе одновременно из того, что видим на доске? (Цветы и снегири)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе "Уменьшение Числа на несколько единиц".
Разработка урока математики, проведённого в 1-Б классе по программе Виноградовой "Начальная Школа 21 века"...
Конспект урока математики 3 класс «Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100 раз» УМК «Школа России»
Конспект урока математики 3 класс «Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100 раз» УМК «Школа России»...
Конспект урока математики. Тема: «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз» 3 класс. (УМК Школа России)
Тема урока: «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз»Цели урока: познакомить с приёмами увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз; закреплять умение читать и запис...
Конспект урока математики. Тема: «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз» 3 класс. (УМК Школа России)
Тема урока: «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз»Цели урока: познакомить с приёмами увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз; закреплять умение читать и запис...
Конспект урока на тему: "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц"
Конспектурока по математика рассчитан на учащихся 1 класса. Урок разработан на основе УМК "Начальная школа 21 века", так же в разработку добавлены интерактивные игры....
Технологическая карта урока математики «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.Задачи урокаДидактические:• отраба...
Технологическая карта урока математики "Задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме." (УМК Школа России, 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с решен...