Конспект по математике, 3 класс. Тема: Закрепление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное
план-конспект урока по математике (3 класс)

Точилина Кристина Владимировна

На уроке закрепляется алгоритм письменного умножения трехзначных чисел на однозначные с использованием практических задач и различных методов контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Математика

Класс: 3

Образовательная система: Школа России

Тема: Закрепление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии 

Цели:

Содержательная: первичное закрепление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.

Деятельностная: отработка умений письменно умножать трёхзначные числа на однозначные.

Задачи:

Дидактические:

  1. Учиться выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное.
  2. Учиться решать уравнения на основе связи между компонентами и результатом.
  3. Учиться решать задачи с пропорциональными величинами.
  4. Учиться распознавать треугольники по длине их сторон.

Воспитательные:

  1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
  2. Применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат.

Развивающие:

  1. Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.
  2. представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи.
  3. Комментировать процесс вычисления, построения, решения.
  4. Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
  5. В процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения.
  6. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
  7. Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Выполняет арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное.
  2. Решает уравнения на основе связи между компонентами и результатом.
  3. Решает задачи с пропорциональными величинами.
  4. Распознает треугольники по длине их сторон.

Личностные:

1. Осознает необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

2. Применяет правила совместной деятельности со сверстниками, проявляет способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивает свой вклад в общий результат.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.
  2. представляет информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулирует утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи.

Коммуникативные:

  1. Комментирует процесс вычисления, построения, решения.
  2. Объясняет полученный ответ с использованием изученной терминологии.
  3. В процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задает вопросы, высказывает суждения, оценивает выступления участников, приводит доказательства своей правоты, проявляет этику общения.

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
  2. Находит ошибки в своей работе, устанавливает их причины, ведет поиск путей преодоления ошибок.

Оборудование: учебник; презентация

Образовательные ресурсы: Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С.90: ил. – (Школа России).

     План урока:

 1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Эмоциональный настрой

2. Актуализация и пробное учебное действие.

2.1. Устный счет.

2.2. Проверка выполнения задания.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

3.1. Работа с треугольниками.

3.2. Подведение к теме урока.

4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

4.1. Формулировка темы урока.

4.2. Формулировка цели и задач урока.

5. Реализация построенного проекта.

Решение примеров с комментированием.

Физкультминутка

6. Обобщение затруднений во внешней речи.

Решение задачи.

7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа в учебнике.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Запись и решение уравнений.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

9.1. Подведение итогов.

9.2. Рефлексия.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

 1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: рабочая тетрадь, учебник, пенал.

- Присаживайтесь на свои места.

1.3. Эмоциональный настрой

-Прочитайте текст на слайде: «Без терпенья нет ученья» (слайд)

-Что это?

-Как понимаете эту пословицу?

-Верно, только приложив усердие и труд, день за днем постигая все тонкости какой-то науки, можно надеяться получить хороший результат. Пословица воспевает трудолюбие, целеустремленность и преодоление собственной лени.

-Желаю вам быть очень внимательными, трудолюбивыми и целеустремленными.

Приветствуют

Проверяют готовность

Пословица.

Невозможно получить какие-то новые полезные знания и навыки, не потратив на это свое время.

Фронтальная

Л1

2. Актуализация и пробное учебное действие.

2.1. Устный счет.

- Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руку.

- На каком транспорте можно совершать путешествовать?

-Предлагаю вам сегодня выбрать для нашего путешествия поезд.

Какие правила нужно соблюдать в поезде?

Правила в поезде: (слайд)

  • Не открывайте двери вагонов во время движения
  • Не высовывайтесь из окон
  • Не оставляйте без присмотра вещи и документы
  • Запоминайте сведения о попутчиках
  • Не переходите одни из вагона в вагон
  • Выполняйте требования проводника и соблюдайте тишину и порядок в поезде

- Поезд необычны – математический.

-Мы отправимся в путешествие по «Математической стране». Машинистом буду я, а вы – пассажирами. В нашем поезде 3 вагона:1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

-У вас на столах лежат карточки с номером вашего вагончика. Он поделен на сектор – названия наших станций.

- При выполнении каждого задания вы будите закрашивать сектор: зеленый цвет – если считаете, что с заданием справились без ошибок, красный -есть ошибки, затруднялись.

Мы отправляемся.

Первая станция – город «Устных вычислений». (карточка)

-На каждом ряду лежит карточка с примерами. Ваша задача-как можно скорее решить эти примеры, передавай карточку по цепочке.  Побеждает та команда, что первая закончит задания и все ответы будут верными.

1 ряд:                      2 ряд:                          3 ряд:

100 * 3 (300)

 100 * 4 (400)

 100 * 6 (600)

200 * 2 (400)

 200 * 3 (600)

 200 * 4 (800)

800 / 8 (100)

 900 / 9 (100)

 300 / 3 (100)

60 * 2 (120)

 70 * 2 (140)

 80 * 2 (160)

250 / 50 (5)

 490 / 70 (7)

 800 / 8 (100)

900 / 3 (300)

 800 / 4 (200)

 360 / 60 (6)

120 * 2 (240)

 130 * 3 (390)

 140 * 2 (280)

2.2. Проверка выполнения задания.

-Ребята, проверьте, правильно ли решили примеры ваши одноклассники. Сверьте ответы с эталоном на слайде. (слайд)

-Молодцы ребята. Побеждает….

-Какой вывод мы можем сделать? (… ряд был очень внимателен и шустрым, хорошо умеет вычислять)

- Что повторяли при решении этого задания? (приемы устных вычислений в пределах 1000)

-Закрасьте сектор этой станции зеленым или красным цветом.

-Можем двигаться дальше.

Говорят правила поведения в поезде во время путешествий

Слушают инструктаж

По цепочке передают карточку и решают примеры

Сверяют ответы по слайду

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Фронтальная

Пр1 Л1 Л2 Р1 Р2  К3

3. Локализация индивидуальных затруднений.

3. Работа с треугольниками.

Следующая станция «Треугольный переулок» (карточку на доску)

-Как вы думаете, какие математические объекты будут в центре нашего внимания? (треугольники)

Объединитесь в группы по 3 человека. Возьмите карточку №1

Что изображено на карточках? (треугольники)

-Прочитайте задание и можете приступать к его выполнению.

Задание: Подумайте и назовите виды этих треугольников. Исползайте линейку для измерения треугольников.

Разносторонние: 2, 3, 4, 5

Равнобедренные: 2 стороны равны – 6, 1

Равносторонние: все стороны равны – 7

-Давайте проверим, представители 1 пары выйдите к доске и продемонстрируйте результат своей работы.

-Поднимите руки у кого совпадают ответы. Молодцы.

-Что мы повторяли при выполнении этого задания? (виды треугольников по сторонам)

-Совершенно верно, молодцы!

-Закрасьте сектор этой станции зеленым или красным цветом.

3.3.  Подведение к теме урока.

-Мы движемся дальше.

Станция «Вычитай-ка»

- Посмотрите, что записано на доске? (числовые выражения)

              152*4             87*5

              3*283             8*62

- По какому признаку выражения разделены на 2 группы? (1 – умножение 3хзначных чисел на однозначное - умножение 2хзначных чисел на 1значное)

-Что нужно знать, чтобы найти значение этих выражений? (алгоритм)

-Тогда предлагаю вспомнить его. Возьмите карточку №2. Ваша задача – заполнить пропуски в алгоритмах. Выполним это задание с комментированием.

Алгоритм трехзначных чисел на однозначное

Алгоритм двухзначных чисел на однозначное

Пишу первый множитель, под единицами записываю второй множитель.

Буду умножать единицы. Ответ пишу под единицами.

- Умножаю десятки. Ответ пишу под десятками.

Читаю ответ.

-Для того, чтобы мы смогли путешествовать дальше, мы должны сформулировать тему и цель урока.

Работают по карточкам

Осуществляют проверку задания

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задание с комментированием

Групповая

Фронтальная

 Пр4 П1 П2 К1 К2 Р2

4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

 4.1 Формулировка темы урока

- Как вы думаете какая тема урока?

Тема: закрепление алгоритма письменного умножения трехзначного числа на однозначное

4.2 Формулировка цели и задач урока

- Какую цель поставим на уроке?

Цель: закрепить умение письменно умножать трехзначные числа на однозначные

-Какие задачи поставим перед собой?

  1. Повторить алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное
  2. Повторить виды треугольников
  3. Решать задачи и уравнения изученных видов

Формулируют тему и цель урока 

Фронтальная

Л1 Л2

5. Реализация построенного проекта.

Решение примеров с комментированием.

-Мы все еще на станции «Вычитай-ка». Для того, чтобы наш поезд ехал дальше, нас просят решить эти примеры.

Кто желает поработать у доски с 1 примером первого столбика и 1 примером второго столбика? (выполняют вычисления за доской)

-Остальные работают самостоятельно в тетрадях, выполняют вторые примеры из каждого столбика примеры.

152*4 (608)

87*5 (435)

8*62 (496)

3*283 (849)

-Вижу вы уже готовы. Объясните, как вы решали эти примеры.

1)- Пишу первый множитель 152, под единицами записываю второй множитель 4.

- Буду умножать единицы. 4*2=8,

- Умножаю десятки. 4*5=20. Пишу 0 под десятками, а 2 запоминаю.

- Умножаем сотни. 4*1=4, к 4 прибавляем 2 сотню, это 6 сотен пишем 6 под сотнями.

- Читаю ответ 608

2) -Пишу первый множитель 87, под единицами записываю второй множитель 5.

-Буду умножать единицы. 7*5=35. Пишу 5 под единицами, 3 запоминаю.

-Умножаю десятки. 8*5=40, прибавим еще 3 десятка. Получается 43.

-Читаю ответ 435.

3) -Меняю множители местами для удобного решения.

- Пишу первый множитель 62, под единицами записываю второй множитель 8.

- Буду умножать единицы. 8*2=16, пишу 6 под единицами, 1 запоминаю.

- Умножаю десятки. 8*6=48, к 48 прибавим еще 1, пишем 49.

- Читаю ответ 496.

4) -Меняю множители местами для удобного решения.

- Пишу первый множитель 283, под единицами записываю второй множитель 3.

- Буду умножать единицы. 3*3=9. Пишу 9 под единицами.

- Умножаю десятки. 3*8=24, 4 пишу под десятками, 2 запоминаю.

-Умножаю сотни, 3*2=6, к 6 прибавляю еще 2 десятка, получается 8 десятков.

-Читаю ответ 849.

-Давайте проверим у кого получилось по-другому, какие ошибки допустили?

-Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Молодцы. Присаживайтесь.

-Какие математические свойства мы использовали для решения примеров? (умножение суммы на число, переместительный закон)

-Что повторяли при выполнении задания, чему учились? (алгоритм умножения 3хзначных чисел на однозначное - умножение 2хзначных чисел на 1значное, учились выполнять задание по алгоритму)

-Закрасьте сектор этой станции зеленым или красным цветом.

Физкультминутка

2 ученика работают у доски, после по очереди комментируют решение.

 Работают в тетрадях.

Комментирование задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Пр1 П1 К1 К2 К3 Р1 Р2

 6. Обобщение затруднений во внешней речи.

Решение задачи.

-Вот наш поезд и движется дальше.

Станция «Задачкина»

-Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции? (решать задачи)

-Ребята, откройте учебники на странице 90, посмотрите на задание 3.

-Прочитайте условие задачи.

-Дополните вопрос задачи. (Сколько всего груш в пакетах?)

-Возьмите карточку №3.  Заполните предложенную краткую запись на карточке самостоятельно.

-Давайте проверим с эталоном на доске.

-Поднимите руку, кто не допустил ошибку, при заполнении таблицы.

-Что известно о количестве груш в больших пакетах? (4 пакета в них по 20 груш)

-Что известно о количестве груш в маленьких пакетах? (3 пакета, в них по 5 груш.)

-Как узнать, сколько груш в больших пакетах? (кол-во груш в одном пакете умножить на кол-во пакетов)

-Как узнать сколько груш в маленьких пакетах? (так же)

-Какое действие выполним, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сложение -  кол-во груш в больших пакетах сложим с кол-вом груш в  маленьких пакетах)

-Запишите решение самостоятельно. Кто хочет выйти и записать решение у доски?

1) 20*4 = 80(г) – в больших пакетах

2) 5*3=15(г) – в маленьких пакетах

3) 80+15=95(г) – всего

Ответ: 95 груш.

-Давайте проверим. У кого получилось также -  закрась сектор нужным цветом. 

-Прочитайте последнее задание. Какой нужно поставить вопрос, чтобы задача имела такое решение: 20*4-5*3 (На сколько больше груш в больших пакетах, чем в маленьких? На сколько меньше груш в маленьких пакетах, чем в больших?

Что делали чему учились при выполнении этого задания? (составлять краткую запись, правильно подбирать действия к решению)

Читают задачу

Фронтальная

Индивидуальная

Пр3 П1 К1 К2 К3 Р1 Р2

7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 Самостоятельная работа в учебнике.

-Мы посещаем следующую станцию.

Станция «Я могу. Я умею.»

-Ребята, а теперь предлагаю закрепить наши знания. Внизу на странице 90 найдите условное обозначение «Проверь себя». В рабочей тетради выполните это задание.

-Вижу вы справились. Сверьте свои ответы с эталоном на доске.

-Поднимите руку, если не допустили ни одной ошибки. Молодцы.

-Если вы допустили ошибку, то в следующий раз будьте внимательнее.

-Закрасьте сектор этой станции зеленым или красным цветом.

Выполняют самостоятельную работу.

Индивидуальная

Пр1 П1 К1 К2 К3 Р1 Р2

8. Включение в систему знаний и повторение.

Запись и решение уравнений.

-Мы подъезжаем к станции «Город уравнений»

-Прочитайте задание под номером 2 на странице 90. Что нам нужно сделать? (записать и решить уравнения)

-Прочитай задание и запиши полученные уравнение в тетрадь, и решите его.

-Давайте проверим. Один комментирует другие проверяют.

1) х : 8 = 120             2) 81 : х = 3               3) х ∙ 4 = 76

    х = 120 ∙ 8                  х = 81 : 3                   х = 76 : 4

    х = 960                        х = 27                       х = 19

1. Чтобы найти неизвестное делимое надо частное умножить на делитель.

2. Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

3. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

-Проверьте запись решения по эталону. (на слайде) 

-Что повторяли при решении задания? (связь между компонентами деления и умножения)

Решают уравнения с комментированием

Отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальная

Фронтальная

Пр2 П1 К1 К2 К3 Р1 Р2

9. Рефлексия деятельности на уроке.

9.1 Подведение итогов

- Над какой темой мы сегодня работали?

-Какие знания мы закрепили?

-Какие виды треугольников учились распознавать?

-Какое задание вам запомнилось?

9.2 Рефлексия

-Прикрепите свои вагоны к началу составу.

- Посмотрите на получившийся поезд. Что означает зеленый цвет в окраске? (мы владеем приемами умножения чисел в столбик)

-А красный? (есть приемы, которые нужно еще повторить)

-Посмотрите на слайд. Продолжите фразу.

Мне было трудно…

Я хорошо умею…

У меня получается…

- Ребята, наш урок окончен. Спасибо.

 Мы работали над темой:

Закрепление алгоритма письменного умножения трехзначного числа на однозначное

1.        Повторили алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное

2.        Повторили виды треугольников

3.        Решали задачи и уравнения изученных видов

Фронтальная

Л1 Л2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе по теме "Приём письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд"

На этом уроке учащиеся познакомятся с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд....

Урок математики 3 класс "Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное".

Предмет: математикаТип урока: комбинированныйТема: «Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное».Класс: 3Цель: знакомство с письменным приёмом умножения трёхзначного ч...

Урок математики в 3 классе для дистанционного обучения Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.Перспективная цель: формирование представлений об алгоритме письменного умножения трехзначного на однозначное.Актуальная цель: сф...

Конспект урока математики "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд; развитие устных и письменных вычислительных навыков, умения решать ...

Технологическая карта Урока математики на тему: “Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное», проведенного во 3 классе

Цель урока: формирование знаний о письменном приёме деления на однозначное число. Задачи урока:Дидактические:- вывести с детьми четкий алгоритм деления круглого трёхзначного числа  на однозн...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование умения письменно умножать трехзначное число на однозначное число Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) Поз...