4 класс. Тема: Единицы длины. Километр.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Урок направлен на формрование у учащихся представления о километре как единице измерения длины, умение переводить километры в метры и метры в километры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinitsy_dliny._kilometr.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Математика

Класс:

Образовательная система: Школа России

Тема: Единицы длины. Километр.

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: 

1. Знакомство с единицей длины – километром;

2. Формирование представления об использовании новой единицы измерения на практике.

Деятельностная: 

1. Развивать логическое мышление, умение творчески подходить к решению задач;

2. Совершенствовать навыки чтения, записи и сравнения многозначных чисел.

Задачи:

Дидактические:

- закрепить названия величин

- актуализировать знания о единицах длины и их соотношении

- познакомить с единицей длины – километр, его соотношением с метром и его значением

- учить дополнять метры до километра, переводить метры в километры

- формировать умение применять новое знание в решении задач

- повторить решение задач в два действия

- создать условия для запоминания таблицы единиц

Развивающие:

1. Устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие);

2. Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

3. Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

4. Комментировать процесс вычисления, построения, решения;

5. Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

6. Ориентироваться в алгоритмах: составлять, воспроизводить, дополнять.

7. Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

8. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

9. Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

Воспитательные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знают, что такое километр и для чего он используется

2. знают соотношение километра и метра

3. умеют дополнять длины, выраженные в метрах до километра

4. умеют переводить длины, выраженные в метрах в километры и наоборот

5. понимают, в каких единицах удобнее измерять длины тех или иных предметов

Личностные:

1. Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Устанавливает связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие);

2. Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

3. Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различает, характеризует, использует для решения учебных и практических задач;

Регулятивные:

1. Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий;

2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивает их;

3. Находит ошибки в своей работе, устанавливает их причины, ведёт поиск путей преодоления ошибок;

Коммуникативные:

1. Комментирует процесс вычисления, построения, решения;

2. Объясняет полученный ответ с использованием изученной терминологии;

3. Ориентируется в алгоритмах: составляет, воспроизводит, дополняет.

Оборудование: учебник; презентация; карточки.

Образовательные ресурсы: Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С.72: ил. – (Школа России).

План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Эмоциональный настрой

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

2.1. Устный счет

2.2. Самоопределение деятельности

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Формулирование проблемы

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование деятельности на уроке

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа с учебником

5.2. Письменное решение задач

Физминутка

5.3. Выполнение задачи №151

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Устное решение примеров с объяснением

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Решение задач в учебнике

8.  Этап включения в систему знаний и повторений

8.1. Работа в карточках

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

9.2. Самооценка

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ангелина Ивановна, сегодня урок математики проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал и раздаточный материал.

- Присаживайтесь на свои места.

1.3. Эмоциональный настрой

- Ребята, как вы думаете, какие качества вам помогут достичь успеха на уроке?

- Ребята, послушайте и продолжите фразы

Я буду внимателен, чтобы…

Я буду старателен, чтобы …

Я буду трудолюбив, чтобы…

Я буду активен, чтобы …

- Я надеюсь, что сегодня вы действительно проявите все эти качества, урок пройдёт успешно и вы обязательно узнаете что-то новое.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Продолжают фразы

Фронтальная

Фронтальная

Л.1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1. Устный счет

- Давайте с вами настроимся на урок. Вычислите:

657 785 – 700                             60 *70

456 000 : 10                                930 :3

50 000 + 3000 + 500 + 4             450:50

6384 – 6000                                90 000:300

2.2. Самоопределение деятельности

79034

790340

709043

7934

7903

730430

790034

7900

ч

в

и

и

н

л

е

ы

(Таблица выровняется при печати)

- Посмотрите внимательно на таблицу.

- Расставьте буквы в порядке убывания чисел, которые им соответствуют, и прочитайте слово.

Ответ: величины.

657 085             4200

45 600               310

5504                  9

384                     300

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

К.2

Л.1

П.1

Л.1

П.1

Р.3

ПР.4

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1 Формулирование проблемы.

- Какие величины вы знаете?

- Что общего у этих величин?

- В каких единицах измеряется время?

- В каких единицах измеряют длину?

- Какая из единиц длины самая крупная?

- В каких единицах можно измерить длину пчелы? Карандаша? Парты? Комнаты?

- А какую единицу вы выберете для измерения длины города?

- Что делать?

- Кто из вас знает, что это за единица?

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

Длина, время, объем, площадь.

Ими можно измерять, сравнивать, складывать, вычитать.

- Часы, минуты, секунды, года и т.д

В мм, м, см, дцм

Метр

Все единицы очень маленькие

Наверное, сущ. Какая-то единица длины, больше метра.

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Единица длины. Километр.)

4.2. Формулирование цели урока

– Какую цель мы с вами поставим перед собой? (научиться пользоваться новой единицей длины: километром)

4.3. Планирование деятельности на уроке

- Ребята, что поможет достичь цели?

- Какие задания нужно выполнить? 

Самостоятельно формулируют тему, цель урока.

Планируют деятельность.

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

П.1

К.1

К.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с учебником

- Откройте учебник на стр.36, прочитайте как называется новая единица длины?

Чему равен километр?

(к доске прикрепляется карточка 1км=1000м)

5.1.1. Работа с задачей №148

 - Посмотрите задачу №148

- Прочитайте текст рядом с красной чертой.

 - Что измеряют в километрах?

5.1.2. Работа с задачей №149

- Хорошо. Посмотрите, прочитайте задачу №149.

-  Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос?

- Сколько шагов нужно сделать мужчине?

5.2. Письменное решение задач

- Давайте посмотрим задачу №150.

- Прочитайте задание.

- Определите на глаз длину отрезков.

- Проверьте себя, проведите измерения.

- Запишите длины отрезков в виде неравенств.

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Все ребята дружно встали     Встать. Выпрямиться.

И на месте зашагали.             Ходьба на месте.

На носочках потянулись,      Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки на пояс.

Как пружинки мы присели  Присесть.

И тихонько разом сели.       Выпрямится и сесть.

5.3.Выполнение задачи №151

- Найдите задачу №151. Прочитайте таблицу.

-Запишите ее в тетрадь.

- Ответьте на вопросы

Отвечают на вопросы

1000 шагов

АВ<СD>KM,  3см<8см>5см

 1дм=10см, 1см-10мм, 1дм=10мм*10=10мм, 1м=10дм, 1м=10см*10=100см, 1м=100мм*10=1000мм, значит, 1м в 1000 раз больше, чем 1мм.

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Устное решение примеров с объяснением.

- Посмотрите №152.

620=62идес

620 мм = 62 см

620 дм = 62 м

756 =75дес. 6ед.

756 мм = 75 см 6 мм

756 дм =75м 6 дм

1000 см = 10 м

25 000м = 25 км

6000 мм = 6 м

- Решаем устно, с проговариванием по цепочке.

Решают , отвечают на вопросы

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Решение задач в учебнике.

- Посмотрите задачу №153

- Прочитайте условие задачи. Какое уточнение пропущено? (в каком направлении двигались пешеходы)

- Какие виды движения вы знаете?  (Навстречу друг к другу, в разные стороны, друг за другом)

- Расстояние между ними увеличивается или уменьшается?

(уменьшается)

- Сколько прошел первый пешеход? (140м)

- А второй? (160м)

- Чему равно расстояние между остановками? (1км)

- Что нужно сделать, чтобы можно было продолжать решать задачу? (Перевести 1км в метры: 1км=1000м)

- Произошла ли встреча?

- Просмотрите первый чертеж к задаче. Дополните его.

- Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик решает у доски)

Проверка.

- Обратите внимание на второй чертеж.

- Как движутся пешеходы?

- Расстояние между остановками измениться? А между пешеходами? Расстояние увеличивается или уменьшается?

- Дополните чертеж.

- Из чего состоит расстояние между пешеходами?

- Запишите решение задачи самостоятельно.

- Сравните решение первой и второй задачи.

Читают задачу

Анализируют условие задачи

Отвечают на вопросы

Записывают решение задачи

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

ПР.3

ПР.4

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

Р.3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1. Работа в карточках.

1560м=   км   м

2570м=    км  м

10 000м =   км   м

5 км 53м =    м

2 км =   м

- Объясните, как выполняли задание?

- Что у вас получилось?

Решают задание

1 км 560м

2 км 570 м

10 км 0м

5053м

2000м

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Фронтальная

 

ПР.5

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

Р.3

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Какие свойства мы с вами вспомнили?

9.2. Самооценка

- Да, совершенно верно, поэтому я предлагаю вам оценить свои достижения на уроке. На слайде я представила незаконченные предложения, дополните их.

«Я быстро понял тему урока, потому что…

«Мне больше всего понравилось выполнять задание…

«У меня возникли трудности при….

- Спасибо за урок, мне было с вами очень приятно работать.

Отвечают на вопросы

Проводят самооценку 

Фронтальная

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

Р.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике с презентацией 4 класс по теме "Единицы длины. Километр."

Познакомить с новой единицей измерения длины – километр; совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа. Развивать логическое мышление и умение творчески подходить к ре...

Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме «Единица длины: километр», программа «Школа России»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Едини...

Конспект урока математики в 4 классе по теме "Единицы длины. Километр".

Цели урока: ·         Познакомить с единицей измерения длины – километром.·         Совершенствовать навыки устного счет...

Методическая разработка конспект урока по математике в 4 классе по теме «Единица длины: километр» программа «Школа России»

         Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Единица длины: километр » На ур...

Открытый урок по математике в 4 классе по теме «Единица длины: километр» программа «Школа России»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Единица длины: километр » Конспект урока составл...

Конспект и технологическая карта урока математики 4 класс по теме "Единица длины - километр"

Данный конспект соответствует уроку открытия нового знания по учебнику математики М. Моро  УМК "Школа России". Соответствует ФГОС. Содержит презентацию к уроку....

Урок математики в 4 классе Тема «Единицы длины. Километр»

познакомить с единицей длины – километр;дать представление об использовании новой единицы измерения на практике...