Урок математики в 4 классе Тема «Единицы длины. Километр»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Заболотских Светлана Павловна

познакомить с единицей длины – километр;

дать представление об использовании новой единицы измерения на практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Урок математики в 4 классе

                              Тема «Единицы длины. Километр»

Цели урока.

Основные предметные:

  • Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м>км, км >м); сравнивать предметы по длине; решать текстовые задачи, содержащие единицы длины; совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа; отработка вычислительных навыков;
  • Развитие образного, пространственного и логического мышления, воображения, речи и внимания;
  • Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;

Основные общеучебные: формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Оборудование: учебник Моро М. И. "Математика" 4 класс, компьютер, проектор, презентация, карта-план путешествия, карточки для индивидуальной проверки знаний, карточки - помощники для решения задачи.

Ход урока

Сл.2                         I. Организационный момент. Приветствие.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно. 

                             II. Индивидуальная проверка знаний. 

Работа по карточкам.  Приложение 1.

                            Проверка домашнего задания. Фронтальная работа. 

Сл.3     С.35 № 16

- Выберите только те числа, которые являются ответами примеров.

Сл.3****

833-и

1013-ы

1085-р

17-к

864-ч

276-в

985-и

991-н

413-е

706-м

684-л

844-о

                                        III. Сообщение темы урока.

Сл. 3*- Расположите данные числа в порядке возрастания и вы узнаете, как называется раздел учебника, изучению которого мы посвятим сегодняшний и несколько последующих уроков.

276

413

684

833

864

985

991

1013

В

Е

Л

И

Ч

И

Н

Ы

Сл. 4  - Какие величины вы знаете? (Масса, время.) 

- А вы любите путешествовать?

- Предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие (Приложение 2) по теме "Единицы длины". Хотите?

Сл.5  - Сколько лет исполнилось нашему городу в 2020 году? (Белорецку 258 лет).

Сл.5** - Путешествовать мы будем на этом поезде. Он - скоростной, потому что за урок мы должны много узнать, сделать, запомнить.

Сл.6 -  В нашем путешествии нам поможет карта, на которой отмечены станции. Мы будем на них делать остановки. У вас на парте лежит такая же карта, по которой будем прослеживать маршрут движение.  Итак, поехали!

                                   IV. Устный счет. Фронтальная работа.  

1. Вначале нашего путешествия предлагаю провести географо – математическую разминку    1 ученик у доски.

Сл.7 - Запишите в тетрадь число и классная работа. 

Запишем многозначные числа, которые прозвучат:

а) Сл.8 - Республика Башкортостан расположена на востоке Европы в южной части Уральских гор. Занимает восточную часть Восточно-Европейской равнины, горной полосы Южного Урала, возвышенно-равнинного Зауралья. Протяженность территории с севера на юг - 540 000 метров, с запада на восток - 420 000 метров. Замените данные числа суммой разрядных слагаемых.

б) Сл. 9 - Мы проезжаем по берегу р. Белой - самой большой реки в Башкортостане. Её протяженность - 1 млн. 430 тыс. метров.

Что показывает цифра 3 в записи числа? (Десятки тысяч)

в) Сл.10 -   На востоке Башкирии высятся Уральские горы. Выше других поднялись горы Ямантау - 1640 метров и Иремель - 1586 метров.

Сл.10*- Назовите соседей числа 1640. (1639 и 1641)

Сл.10*- Определите сколько всего десятков и сотен в числе 1586. (В числе 158 десятков, 15 сотен).

Сл.10*- Сравните эти числа. (1640 >1586)

                    2. Задание на развитие логического мышления. 

Сл.11 - Внимание! Поезд прибыл на станцию Смекалкино.

Сл.12 - Посмотрите на эти интересные значки. Какой будет следующий? (Приложение 2)

                                            V. Актуализация знаний.

Сл. 13 – Ребята, давайте вспомним, какие единицы длины вы уже знаете? Назовите их в порядке увеличения. Сл.13*(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр)

Сл. 14- Сколько дециметров в 1 метре?

Сл. 15 - Сколько сантиметров в 1 метре?

Сл. 16 - Сколько миллиметров в 1 метре?

2. Внимание!  На нашем пути Станция Измерялкино.

Сл.17 -Практическая работа в парах. С. 36, № 150. (учебник)

Нам весело живется -
Понятно всем без слов.
На глаз определить длину отрезков
Кто уже готов?

- Сравните длину отрезков на глаз.

- Проверьте с помощью измерения.

Сл.18 - В каких единицах можно выразить длину отрезков? (см, мм)

Сл.18* - Запишите в виде неравенства получившиеся длины отрезков.

   (АВ < СД > МК, 30 мм < 80мм > 50мм, 3 см < 8 см > 5 см)

3. Самостоятельная работа в парах с последующей самопроверкой. Оценивание.

Сл.19-20     № 152 (1, 2 столбики)

Сл. 21-22               Подвижная физминутка

(см, секунда, тонна,  час,  км, кг, дм, минута, мм, сутки, грамм)

                            VI. Работа над новым материалом. Фронтальная работа.

Сл. 23 - Какие единицы длины удобно использовать при измерении ширины окна, длины карандаша, толщины спички?

Сл. 24 - Удобно ли использовать эти единицы длины для измерения расстояний между населенными пунктами?

Сл. 24*- Кто знает, какой единицей измеряются большие расстояния? (километр)

-Так какая тема урока у нас сегодня? (Километр). Давайте поставим цели нашего урока.

1. Познакомиться с новой единицей длины.

2. Узнаем о соотношении ее уже с изученными единицами длины.

- Из каких двух частей образовалось это слово? (кило + метр)

Кило... (взято из французского языка и означает тысяча)

- Как будем писать это слово сокращено? (километр - км)

- Если кило - тысяча, то сколько метров в 1 километре? (1 км = 1000 м)

Запись в тетрадь (километр - км) (1 км = 1000 м)

Чтение параграфа в учебнике на стр. 36.

                         VII. Закрепление новых знаний. Фронтальная работа.

Сл. 25 - Сколько метров в 3 км? В 5 км? В 10 км? 

Сл. 26 - Какое расстояние отмечено на указателе ст. Смекалкино? (20 000 метров) Сл. 26*

- Сколько это километров? (20 км)

Сл. 27 –Мы приближаемся к ст. Задачкино.  Какое расстояние мы проехали?

(60 000 м = 60 км) Сл. 27*

Сл.28 - Внимание! Наш скоростной поезд прибыл на станцию Задачкино. 

          Решение задач с использованием единиц длины. № 153, с.37. 

Сл.29 - Как может двигаться транспорт? (друг за другом, навстречу, в разные стороны)

Чтение задачи вслух.

Сл.30 - Рассмотрите первый чертеж. Дополните его.

- Как движутся пешеходы? (навстречу)

- Какой путь прошел первый? (160 м) Второй? (140 м)

- Какое расстояние между остановками? (1км) Сколько это метров? (1000 м)

- Из каких частей (отрезков) состоит все расстояние? (из того, что прошел первый пешеход, второй пешеход и оставшееся расстояние)

Решение задачи с объяснением. 1 ученик у доски. Оценивание.

  1. 160 + 140 = 300 (м) – прошли оба пешехода
  2. 1 км = 1000 м
  3. 1000 - 300 = 700 (м) - расстояние между пешеходами

Ответ: 700 метров.

Сл.30*  - Рассмотрите второй чертеж. Как движутся пешеходы? (в разные направления)

- Расстояние, пройденное каждым пешеходом изменилось? (нет)

- Расстояние между остановками изменилось? (нет)

- А между пешеходами изменится? (да) Почему? (раньше пешеходы шли навстречу, а теперь - в разные направления) Как изменится расстояние между пешеходами? (станет больше)

- Из каких отрезков состоит это расстояние? (из того, что прошел первый пешеход, второй пешеход и расстояние, которое стало между ними)

Решение задачи в парах с последующей самопроверкой.

  1.   160+140 = 300 (м) – прошли оба пешехода
  2.   1км = 1000 м
  3.   1000 + 300 = 1300 (м) - расстояние между пешеходами

Ответ: 1300 метров.

Сл.31

- Сравните решения задач. Чем похожи?

- Чем отличаются? Почему?

- Какую новую единицу длины использовали при решении задач?  (км)

- Что пришлось сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в метры)

                                           VIII. Закрепление изученного.

Сл.32   Последняя остановка - ст. Вычисляйкино. 

(( 1. Самостоятельная работа. С.37, № 154 (3ст.).))если время позволит!

Сл.34 -35 Проверка с сообщением дополнительных сведений о других мерах длины.

Ярд - расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.

Сл.36-37 Сажень - расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой.

Сл.38-39 Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего).

Сл.40 - Какое расстояние указано на ст. Вычисляйкино? (100 000 метров)

- Сколько километров нужно проехать, чтобы вернуться в Белорецк? (100 км)

Сл.41  Викторина с использованием таблицы мер длины. 

- Какого роста была Дюймовочка? (2 см 5 мм)

- Каков был рост человека, про которого говорят "от горшка два вершка"? (8 см 8 мм)

- Когда морякам желают удачного плавания, им говорят "7 футов под килем". Сколько это метров? (2 м 13 см)

                        IX. Итог урока. Оценивание работы.

- Наше путешествие подошло к концу, мы вновь приехали в свой город.

- С какой новой единицей длины познакомились?

- Сколько метров в 1 километре?

- Для чего используется эта единица длины?

Сл. 43     РефлЕксия, отметки,

Сл. 44  оцени себя  (цветом карандаша)  

         

X. Домашнее задание. Комментарий по выполнению домашней работы.

Сл. 45   С. 37, № 154 (1-2ст), № 153, составить похожую задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

Учебно - методический комплект. Математика. 3 класс. Тема: "Единицы длины"

Тема:  Единицы длины.         Цели деятельности учителя: расширить и углубить знания учащихся о единицах длины; отрабатывать навыки преобразования именован...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: Единица площади. Квадратный сантиметр. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с единицей измерения площади – квадратный сантиметр; формирование навыка нахождения площади фигур, используя новую единицу измерения; совершенствова...

Презентация к уроку математики 1 класс. Тема "Измеряем длину в дм"

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Измеряем длину в дм".  Программа "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока математики (4 класс). Тема: Единицы времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о единицах времени, совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи.Планируемые результаты:Предметные: научатся пользоваться изученными един...

Конспект урока математики (4 класс). Тема: «Единицы массы». УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление умения решать задачи с разными единицами массы; закреплять умение заменять крупные единицы массы мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц массы.Планиру...