Конспект урока математики в 4 классе по теме "Единицы длины. Километр".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Роднина Галина Сергеевна

Цели урока:

·         Познакомить с единицей измерения длины – километром.

·         Совершенствовать навыки устного счета.

·         Развивать умение работать с многозначными числами.

·         Совершенствовать письменные вычислительные навыки.

·         Развивать логическое мышление.

·         Совершенствовать умения читать и записывать многозначные числа, сравнивать их.

·         Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать свое мнение.

·         Содействовать повышению уровня самоконтроля и самооценки.

·         Способствовать развитию учебной и познавательной мотивации, внимания и речи, расширению кругозора.

·         Создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета.

·         Воспитывать аккуратность и внимание.

·         Содействовать развитию у детей умения общаться, радоваться успехам товарищей, помочь осознать учащимся ценность совместной деятельности.

·         Продолжать развивать нравственное воспитание у детей.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:  мультимедийная установка, ноутбук, презентация урока, маршрутная карта для каждого ребенка, учебник, ткань.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matemat_4_klass.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА. 4 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА:   «Единицы длины. Километр».

Цели урока:

  • Познакомить с единицей измерения длины – километром.
  • Совершенствовать навыки устного счета.
  • Развивать умение работать с многозначными числами.
  • Совершенствовать письменные вычислительные навыки.
  • Развивать логическое мышление.
  • Совершенствовать умения читать и записывать многозначные числа, сравнивать их.
  • Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать свое мнение.
  • Содействовать повышению уровня самоконтроля и самооценки.
  • Способствовать развитию учебной и познавательной мотивации, внимания и речи, расширению кругозора.
  • Создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета.
  • Воспитывать аккуратность и внимание.
  • Содействовать развитию у детей умения общаться, радоваться успехам товарищей, помочь осознать учащимся ценность совместной деятельности.
  • Продолжать развивать нравственное воспитание у детей.

ОБОРУДОВАНИЕ:  мультимедийная установка, ноутбук, презентация урока, маршрутная карта для каждого ребенка, учебник, ткань.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

- Но урок у нас сегодня непростой. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А вот на каком виде транспорта мы будем путешествовать, вы отгадаете сами:

                                                 Далеко-далеко

По железному пути,

Может этот молодец

                  Весь поселок увезти.  (ПОЕЗД)

(слайд 1)

- Да, это поезд. Он скоростной, потому что за 45 минут мы должны узнать многое.  

1ученик                                           

Что такое скорый поезд?

Это на колёсах дом!
Сядь в него не беспокоясь
Абсолютно ни о чём.
Он по рельсовой дороге
Весело помчит туда,
Куда не доходят ноги,
Но так хочется всегда.

2 ученик                                         

                                                    Скорый поезд не автобус

                                                    И не городской трамвай.
                                                    Раскрути настольный глобус,
                                                    Смело точку выбирай!
                                                    Хочешь к морю? В Крым, в Анапу?
                                                    В Севастополь? В Магадан?
                                                    Всех возьмёт : и маму с папой,
                                                    И большущий чемодан.

3 ученик                                         

У меня кровать на полке,

У меня в стакане чай.
Днём и ночью без умолку

В рельсы поезда стучат.

Свет зелёный в семафоре

Ясно каждому вокруг.

Пропустите  поезд  скорый!
Скорый поезд, это  друг!

- Тема нашего путешествия «ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ» (слайд 2)

- Наш маршрут проложен на карте (раздаются карты)     (слайд 3)

- Посмотрите на нашу карту – картографы хорошо потрудились. Как вы думаете, какие единицы измерения длины они использовали?  

(дециметр, сантиметр, миллиметр)

- Какая из названных единиц самая большая? (дм)

- Сколько в 1дм см и мм? (1дм=10см=100мм)   (слайд 4)

- Начертите в тетради отрезки длиной 1 дм и 1см.

- Сколько дм и см в 1м?   (1м=10дм=100см)     (слайд 4)

- А вот для измерения больших расстояний используют более крупную, чем метр, единицу длины – КИЛОМЕТР.

В 1км – 1000 метров                                              (слайд 4) (запись в тетрадь)

II. Работа по теме урока

- А сейчас усаживаемся поудобнее и отправляемся в путь.

- Первая остановка – СТАНЦИЯ  ИСТОРИЧЕСКАЯ       (слайд 5)

- Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, с метром, а что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня  (слайд 6).

- Так у древних египтян основной мерой длины служил ЛОКОТЬ – расстояние от конца пальцев до согнутого локтя  (слайд 7).

- В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека:

Дюйм – 2,5 см

Фут – 30 см или 12 дюймов

Ярд – это расстояние от носа короля Генриха Первого до конца среднего пальца его вытянутой руки  (слайд 8).

- А теперь ответьте вот на такие вопросы: какого роста была Дюймовочка из сказки Андерсена?  (2см 5 мм).

- 7 футов под килем – это сколько метров? (30Х7=210см или 2м 10см)

В Японии существовала мера, называемая -  лошадиный башмак. Так называли путь, проходимый лошадью, пока износится привязываемая к её ногам соломенная подошва, заменявшая в этой стране подкову.

- А кто знает, какие меры длины раньше использовали на Руси? (сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин, вершок).

- Маховая сажень – 1м 76 см – расстояние между раскинутыми в стороны руками.

(слайд 9)

Косая сажень -  2м 48см – расстояние между кончиками пальцев вытянутой вверх руки и пальцами противоположной ноги.  (слайд 10)

У него косая сажень в плечах – это выражение вам наверняка приходилось слышать. Применялось оно как характеристика человека с очень широкими плечами. На самом деле людей с такими плечами просто не существует!

- Аршин – 71см. Слово пришло к нам с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли АРШИНАМИ. Восточные купцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами.     Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные.  У одних они были длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же  кусок, а аршинов больше.

 (слайд 11) 

- ВЕРШОК – это длина верхней части пальца -  4см 4мм.

- А о каком человеке можно сказать «От горшка два вершка»? (слайд 12)

- Два вершка – это около 9см. Людей такого роста. Не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после 2 аршинт.е после 142, 24см . Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров.

- Не теряем времени и отправляемся до следующей станции. Посмотрите на карту – это станция… (Смекалкино)

СТАНЦИЯ СМЕКАЛКИНО

- Догадайтесь, какого числа недостает на голове у третьего человечка? (10) (слайд 13)

- Во время ремонта дороги рабочий так прикрепил таблички, указывающие расстояния:

(слайд 14)

- В чем его ошибка? Исправьте ее. (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

- Сколько километров мы уже с вами проехали? (50+100=150).

- Сколько нужно проехать до следующей станции ИЗМЕРЯЙКИНО?

(еще 150 км)

- Садимся в вагоны и отправляемся дальше.

СТАНЦИЯ  ИЗМЕРЯЙКИНО

Нам весело живется –

Понятно всем без слов.

На глаз определить длину отрезков

Кто уже готов? (слайд 15)

(работа по учебнику с. 38 №168)

III. Физминутка    (слайд 16)

IV. Самостоятельная работа  (учебник с.   №170 (1,2 ст.)

Взаимопроверка (слайд 17)

- Молодцы! Хорошо потрудились. А сейчас вперед – к станции ЗАДАЧКИНО!

- Какое расстояние мы с вами проехали?  (300+250=550км)

- Решите задачу (слайд 18). Длина шага взрослого мужчины около1м. Сколько примерно шагов он должен сделать, чтобы пройти 1км?

С.39 учебника №171

- Прочитайте условие задачи. Как движется транспорт? (слайд 19)

- Как движутся автобусы на 1 чертеже? (слайд 20)

- Сколько прошел 1 автобус? А второй?

- Какое расстояние между автобусами?  (1км)

- Из чего оно состоит?

- 1 км – это сколько метров?    (1000м) (1 ученик работает у доски)

1000-(160+140)=700км

- Как движутся автобусы на 2 чертеже? (В разные стороны) (слайд 21)

 Расстояние между остановками изменится? (нет). А между автобусами? (да)

- Из чего состоит расстояние между автобусами?

(160+140)+1000=1300км

- Перед нами последняя станция маршрута – ВЫЧИСЛЯЙКИНО. (слайд 22)

(с.39 №172 (1ст.) Самостоятельная работа. Самопроверка (слайд 23)

V. Подведение итогов урока.

- С какой новой единицей измерения длины мы сегодня познакомились? Вернемся еще раз к нашей таблице известных нам единиц измерения длины. (слайд 24)  Какая из них самая большая? Самая маленькая? (слайд 25)

- Запомните эту таблицу.

- Наше путешествие подошло к концу. Понравилось оно вам? Сколько км мы с вами преодолели?

- Оцените свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание  (слайд 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Единица измерения длины - километр."

Цель урока: Открытие нового знания: единица измерения длины - километр....

Презентация по математике 4 класс Единицы измерения длины.Километр.

Презентация к конспекту урока по теме: "Единицы длины. Километр". Ознакомление детей с новой единицей измерения длины – километр...

Математика 4 класс. Единицы измерения длины. Километр.

4 класс. Тема: Единицы измерения длины. Километр....

Конспект урока математике 3 класс УМК Перспектива Тема: километр

Конспект урока по математике Тема: «Километр»Цели деятельности учителя:формирование представления о единице измерения километр. Планируемые результатыПредметные:  уметь реша...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Квадратный километр и квадратный метр». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о новых единицах площади: квадратный километр и квадратный метр.Предметные результатыПредметные: знать единицы измерения площади квадратный километр и кв...

Конспект урока математике 3 класс УМК Перспектива Тема: километр

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: «Километр» Цели деятельности учителя:  формирование представления о мерах длины.Планируемые результатыПредметные: - знать понятие «километр»...

Конспект урока математики, 3 класс .УМК Перспектива- Тема: километр

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: «Километр» Цели деятельности учителя:  закрепление знаний обучающихся по теме: «Километр». Планируемые результаты Предметные: - знать понятие ...