Закрепление по теме: "Решение задач"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Маркова Светлана Александровна

Конспект урока по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx130.25 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное казенное образовательное учреждение   Гладковская средняя общеобразовательная школа

                  Конспект урока по математике в 3классе

Тема:  Закрепление по теме: «Решение задач»

Выполнила:

учитель начальных классов

Маркова Светлана Александровна

2024

Аннотация

Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Функционально грамотный человек - это человек самостоятельный, обладающими определенными качествами, познающий и умеющий жить среди людей. Одной из составляющей функциональной грамотности, является математическая грамотность. Математическая грамотность - это способность человека понимать и определять роль математики в мире, в котором он живет, а также применять математические знания в жизни. Поэтому ключевой идеей моего урока в формате проблемного вопроса: Для чего нужна математика в жизни?

Цель урока: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

Задачи:

-использовать полученные в ходе обучения знания  для решения учебно-практических (жизненных) задач,

- работать индивидуально, в парах, в группе.

- учиться формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

Ожидаемые результаты:

Предметные: умение применять полученные знания об единицах длины и уметь их переводить из большей в меньшую и наоборот; умение вычислять. Личностные: формировать  внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; повышать интерес к изучению математики; умение работать в коллективе; формировать умение ставить и решать проблемы; развивать умение строить речевое высказывание.

Познавательные: умение ориентироваться в  системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики; выявить значение математики в повседневной жизни человека.

Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели, применять алгоритм действий при выполнении заданий. Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Умение оценивать свою работу и работу товарища. Развивать навыки самоконтроля, самоанализа.

Я считаю, что математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления,воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Выполненную работу считаю эффективной, так как формирую функциональную грамотность,  подбирая ситуации, которые встечаются у нас в повседневной жизни, ребята с увлечением пытаются в них разобраться, предложить свои пути решения и, может, даже почувствовать себя немного взрослее.

Этапы урока

Дея-ть обучающихся

Организационный момент

- Доброе утро, ребята! Начинаем урок.

- А чтобы настроиться на урок, мы проведем с Вами интересную разминку. Повторяйте за мной. Одной рукой беремся за нос, а другой рукой за мочку уха, крест-накрест. После хлопка меняем положение рук. Молодцы. Вы успешно справились с этим заданием.

Выполняют разминку

Постановка цели и задач урока

- Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках?

https://sun9-60.userapi.com/impg/5Cqwan0tDUwEJ3fAmYQpFeBwJN6UArvvBCXDBw/RgN8yv8y1Tc.jpg?size=1440x1440&quality=96&sign=af18a2fb02a4b153563943f452c3c751&c_uniq_tag=L8Q4iwvHYjJGcJ2EPu6oyT7Z4T8ItlWRky5LrkzWD_8&type=album

- Как взаимосвязаны данные изображения? (Математика, магазин, калькулятор и т.д.).

- Нужна ли математика в жизни? Как думаете, для чего?

- К этому вопросу мы еще вернемся сегодня на уроке. Возможно, вы сможете что-нибудь дополнить, отвечая на данный вопрос.

- Ребята, ко мне обратилась за помощью девочка Даша из 3 класса другой школы. Её мама отправила ей СМС-сообщение, в котором просит купить продукты в магазине. Даша переживает, что денег, которые отправила мама на карту, может не хватить на покупки по списку.

- Сможем ли мы помочь девочке выполнить мамину просьбу?

- Какие умения, навыки нам понадобятся?

- Что нужно сделать, чтобы денег хватило?

- Нужно ли уметь решать такие задачи и для чего?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Возможные ответы:

- нужно сравнить цены в различных магазинах;

-нужно решить, как добираться домой (на автобусе или пешком), для этого нужно знать расстояние, которое требуется преодолеть;

-да, сможем девочке помочь выполнить мамину просьбу;

-потребуются математические умения, навыки вычисления;

- такие задачи нужно уметь решать, чтобы ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.

Закрепление знаний в знакомых ситуациях

- Ребята, у нас возникла еще одна проблема. Даша не помнит пин-код от своей банковской карты. Давайте откроем тетради, выполним небольшой математический диктант. Он и поможет нам узнать пин-код.

- Запишите число: 34 809 050 153 (подчеркните цифру, которая стоит в разряде сотен миллионов); 7 000 017 002 (подчеркните цифру, которая стоит в разряде десятков тысяч); 320 003 100 (подчеркните цифру, которая стоит в разряде единиц миллионов); 50 200 034 040 (подчеркните цифру, которая стоит в разряде десятков миллиардов).

8105

- Давайте проверим, какой же пин-код у нас получился. Поменяемся тетрадями. Сверим ответы по эталону и оцените себя («+», «-»). Молодцы.

Совместно с учителем разрабатывается алгоритм действий.

Примерный алгоритм:

  1. Определиться, где удобнее сходить в магазин, около школы или у дома;
  2. Решить, как добираться до дома: пешком или на автобусе. Для этого необходимо рассчитать расстояние от школы до магазина и от магазина до дома;
  3. Сравнить цены на нужные продукты в ближайших магазинах;
  4. Подсчитать сумму покупок в каждом из этих магазинов;
  5. Совершить покупку в том магазине, в котором хватит на это денег.

- Ну а теперь можно и отправляться за покупками. Только делать мы это будем виртуально.

- Подскажите, удобнее всего зайти в магазин около школы или у дома? Почему? (Около дома, чтобы не нести далеко тяжелые пакеты с продуктами).

- Кстати, а пойдем мы пешком или поедем на автобусе? Наверное, всё зависит от того, как далеко от школы она живет.

- Давайте сначала рассчитаем сколько нужно пройти до магазина, а затем, чтобы отнести покупки, еще и расстояние от магазина до дома.

Яндекс. Карты показывают, что до ближайшего магазина около дома нам надо пройти 1 км 56 м, а от магазина до дома 308 м. Как узнать, какое в общей сложности расстояние нам придется преодолеть? Каким действием мы с Вами воспользуемся? (Сложением)

1км 56 м + 308 м = 1056 м + 308 м = 1364 м = 1 км 364 м

Проверка по эталону. Оценивание.

- Идти не так уж и далеко. Такое расстояние можно преодолеть пешком.

- Около дома Даши находится рядом сразу 2 магазина. В какой пойдем? Ведь нам надо, чтобы нам хватило 500 рублей.

- Давайте сравним цены в этих магазинах на продукты, которые мама написала в списке.

- С какими величинами будем работать?

- Выполните данную работу в парах. Один из Вас будет продавцом в «Магните», а другой в магазине «Пятерочка».  

- Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.

Продукты

«Пятерочка»

«Магнит»

1

Батон

30

32

2

Буханка черного хлеба

35

40

3

Молоко  (1 пакет)

55

60

4

Пряники (1 упаковка)

75

70

5

Чай (1 пачка)

46

43

6

Сосиски  ( 1 упаковка)

210

230

7

Кефир  (1 пакет)

45

48

496

523

- Прошу выйти пару, которая уже готова. Уважаемый продавец, сколько будет стоить покупка в вашем магазине по данному списку? А в вашем?

- Какой вывод? Выгоднее сделать покупку в магазине «Пятерочка».

Ответ: 496 рублей.

Вывод: денег хватит.

- А сколько рублей после этого у нас осталось на карте, можем узнать?

- Можем ли мы узнать, на сколько покупка в «Магните» нам обошлась бы дороже, чем в «Пятерочке»?

- Сколько рублей нам надо было бы добавить, чтобы купить продукты в «Магните»?

- Как хорошо! А может тогда вы мне поможете решить мою задачу?

- Я у себя в квартире затеяла ремонт. И мне нужно в зале и коридоре постелить линолеум и установить плинтус. Зал вместе с коридором вот такой формы.

- Как мне узнать, сколько м плинтуса мне надо купить и кв.м линолеума?

- Давайте поделимся на группы, используя стикеры. Сообща, вам будет гораздо проще решить мою задачу.

- Я уже приценилась в строительных магазинах. И вот что в магазине «Леруа Мерлен» мне предлагают:

1 м плинтуса стоит 290 рублей.

1 кв. м линолеума стоит 562 рубля.

- Сможем ли мы узнать, сколько я потрачу денег на необходимые мне материалы?

Группы представляют свои результаты. Происходит обсуждение, исправление ошибок. Правильность ответов контролирует учитель.

- А ещё одну задачку я вам подготовила для самостоятельного выполнения.

На ужин мама купила 3 пирожных: Наполеон, корзиночку и медовое. Наполеон стоит 48 рублей, корзиночка в 6 раз меньше, а медовое столько, сколько Наполеон и корзиночка вместе. Сколько мама заплатила за все пирожные?

- Оцените выполнение задания по эталону.

Выполняют математический диктант

оценивают выполнение задания

составляют алгоритм совместно с учителем

выполняют вычисления

работают в парах

Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод.

Отвечают на вопросы

Делятся на группы

Выполняют задание

Предоставляют результаты, исправляют ошибки

Выполняют самостоятельно

Оценивают по эталону

Итог урока. Рефлексия

- Подсчитайте количество правильно выполненных заданий. Оцените себя.

- Могу сказать, что мы все с вами отлично поработали, закрепили изученный материал и смогли применить полученные знания при решении задач.

- Что нам помогало решать задачи?

- Какой вывод сделаем?

Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни.

Подведем небольшой итог нашего урока. Перед вами облако слов.

- Эти слова так или иначе могут у вас ассоциироваться с сегодняшним уроком. Вам нужно выбрать то слово, которое характеризует сегодняшний урок.

Я бы отметила слова ……

Пожалуйста, какие бы слова отметили вы, и почему?

Спасибо Вам за урок!

Оценивают свою работу на уроке

Отвечают на вопросы

Выполняют рефлексию

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника к постановке проблемы. / Н.Ф.Виноградова// Начальное образование. 2017.№3.
  2. https://kopilkaurokov.ru/matematika/presentacii/reshenie_zhiznennykh_zadach_3_klass
  3. https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-matematiki-reshenie-zhiznennykh-zada.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».

Урок математики был проведён в 1  классе по образовательной системе «Школа 2000». Данный урок является уроком повторения по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на групп...

урок математики "Закрепление по теме"Решение примеров и задач изученных видов"

Урок математики в 3 классе. Материал подобран таким образом, чтобы закрепить умения решать различные виды примеров и задач...

Игра-тренажёр по теме «Решение простых задач» 1 класс «Решаем задачи с весёлыми миньонами».

Данный тренажёр способствует повышению эффективности изучения предмета математики,формирует умение решать простые задачи, повышает интерес к предмету. Данный ресурс можно использовать в индивидуальной...

«Закрепление по теме «Решение задач»

Конспект урока математики...

Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...

Самоанализ урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Самоанализ урока математики во 2 классе, проведенного 17 ноября 2022 года.Учитель начальных классов Наместникова Д. И.Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Метод...