Закрепление по теме: "Решение задач"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение Гладковская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по математике в 3классе
Тема: Закрепление по теме: «Решение задач»
Выполнила:
учитель начальных классов
Маркова Светлана Александровна
2024
Аннотация
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Функционально грамотный человек - это человек самостоятельный, обладающими определенными качествами, познающий и умеющий жить среди людей. Одной из составляющей функциональной грамотности, является математическая грамотность. Математическая грамотность - это способность человека понимать и определять роль математики в мире, в котором он живет, а также применять математические знания в жизни. Поэтому ключевой идеей моего урока в формате проблемного вопроса: Для чего нужна математика в жизни?
Цель урока: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.
Задачи:
-использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- работать индивидуально, в парах, в группе.
- учиться формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
Ожидаемые результаты:
Предметные: умение применять полученные знания об единицах длины и уметь их переводить из большей в меньшую и наоборот; умение вычислять. Личностные: формировать внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; повышать интерес к изучению математики; умение работать в коллективе; формировать умение ставить и решать проблемы; развивать умение строить речевое высказывание.
Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики; выявить значение математики в повседневной жизни человека.
Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели, применять алгоритм действий при выполнении заданий. Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Умение оценивать свою работу и работу товарища. Развивать навыки самоконтроля, самоанализа.
Я считаю, что математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления,воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Выполненную работу считаю эффективной, так как формирую функциональную грамотность, подбирая ситуации, которые встечаются у нас в повседневной жизни, ребята с увлечением пытаются в них разобраться, предложить свои пути решения и, может, даже почувствовать себя немного взрослее.
Этапы урока | Дея-ть обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Доброе утро, ребята! Начинаем урок. - А чтобы настроиться на урок, мы проведем с Вами интересную разминку. Повторяйте за мной. Одной рукой беремся за нос, а другой рукой за мочку уха, крест-накрест. После хлопка меняем положение рук. Молодцы. Вы успешно справились с этим заданием. | Выполняют разминку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках? - Как взаимосвязаны данные изображения? (Математика, магазин, калькулятор и т.д.). - Нужна ли математика в жизни? Как думаете, для чего? - К этому вопросу мы еще вернемся сегодня на уроке. Возможно, вы сможете что-нибудь дополнить, отвечая на данный вопрос. - Ребята, ко мне обратилась за помощью девочка Даша из 3 класса другой школы. Её мама отправила ей СМС-сообщение, в котором просит купить продукты в магазине. Даша переживает, что денег, которые отправила мама на карту, может не хватить на покупки по списку. - Сможем ли мы помочь девочке выполнить мамину просьбу? - Какие умения, навыки нам понадобятся? - Что нужно сделать, чтобы денег хватило? - Нужно ли уметь решать такие задачи и для чего? - Сформулируйте тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. Возможные ответы: - нужно сравнить цены в различных магазинах; -нужно решить, как добираться домой (на автобусе или пешком), для этого нужно знать расстояние, которое требуется преодолеть; -да, сможем девочке помочь выполнить мамину просьбу; -потребуются математические умения, навыки вычисления; - такие задачи нужно уметь решать, чтобы ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний в знакомых ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, у нас возникла еще одна проблема. Даша не помнит пин-код от своей банковской карты. Давайте откроем тетради, выполним небольшой математический диктант. Он и поможет нам узнать пин-код. - Запишите число: 34 809 050 153 (подчеркните цифру, которая стоит в разряде сотен миллионов); 7 000 017 002 (подчеркните цифру, которая стоит в разряде десятков тысяч); 320 003 100 (подчеркните цифру, которая стоит в разряде единиц миллионов); 50 200 034 040 (подчеркните цифру, которая стоит в разряде десятков миллиардов). 8105 - Давайте проверим, какой же пин-код у нас получился. Поменяемся тетрадями. Сверим ответы по эталону и оцените себя («+», «-»). Молодцы. Совместно с учителем разрабатывается алгоритм действий. Примерный алгоритм:
- Ну а теперь можно и отправляться за покупками. Только делать мы это будем виртуально. - Подскажите, удобнее всего зайти в магазин около школы или у дома? Почему? (Около дома, чтобы не нести далеко тяжелые пакеты с продуктами). - Кстати, а пойдем мы пешком или поедем на автобусе? Наверное, всё зависит от того, как далеко от школы она живет. - Давайте сначала рассчитаем сколько нужно пройти до магазина, а затем, чтобы отнести покупки, еще и расстояние от магазина до дома. Яндекс. Карты показывают, что до ближайшего магазина около дома нам надо пройти 1 км 56 м, а от магазина до дома 308 м. Как узнать, какое в общей сложности расстояние нам придется преодолеть? Каким действием мы с Вами воспользуемся? (Сложением) 1км 56 м + 308 м = 1056 м + 308 м = 1364 м = 1 км 364 м Проверка по эталону. Оценивание. - Идти не так уж и далеко. Такое расстояние можно преодолеть пешком. - Около дома Даши находится рядом сразу 2 магазина. В какой пойдем? Ведь нам надо, чтобы нам хватило 500 рублей. - Давайте сравним цены в этих магазинах на продукты, которые мама написала в списке. - С какими величинами будем работать? - Выполните данную работу в парах. Один из Вас будет продавцом в «Магните», а другой в магазине «Пятерочка». - Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.
- Прошу выйти пару, которая уже готова. Уважаемый продавец, сколько будет стоить покупка в вашем магазине по данному списку? А в вашем? - Какой вывод? Выгоднее сделать покупку в магазине «Пятерочка». Ответ: 496 рублей. Вывод: денег хватит. - А сколько рублей после этого у нас осталось на карте, можем узнать? - Можем ли мы узнать, на сколько покупка в «Магните» нам обошлась бы дороже, чем в «Пятерочке»? - Сколько рублей нам надо было бы добавить, чтобы купить продукты в «Магните»? - Как хорошо! А может тогда вы мне поможете решить мою задачу? - Я у себя в квартире затеяла ремонт. И мне нужно в зале и коридоре постелить линолеум и установить плинтус. Зал вместе с коридором вот такой формы. - Как мне узнать, сколько м плинтуса мне надо купить и кв.м линолеума? - Давайте поделимся на группы, используя стикеры. Сообща, вам будет гораздо проще решить мою задачу. - Я уже приценилась в строительных магазинах. И вот что в магазине «Леруа Мерлен» мне предлагают: 1 м плинтуса стоит 290 рублей. 1 кв. м линолеума стоит 562 рубля. - Сможем ли мы узнать, сколько я потрачу денег на необходимые мне материалы? Группы представляют свои результаты. Происходит обсуждение, исправление ошибок. Правильность ответов контролирует учитель. - А ещё одну задачку я вам подготовила для самостоятельного выполнения. На ужин мама купила 3 пирожных: Наполеон, корзиночку и медовое. Наполеон стоит 48 рублей, корзиночка в 6 раз меньше, а медовое столько, сколько Наполеон и корзиночка вместе. Сколько мама заплатила за все пирожные? - Оцените выполнение задания по эталону. | Выполняют математический диктант оценивают выполнение задания составляют алгоритм совместно с учителем выполняют вычисления работают в парах Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод. Отвечают на вопросы Делятся на группы Выполняют задание Предоставляют результаты, исправляют ошибки Выполняют самостоятельно Оценивают по эталону | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Подсчитайте количество правильно выполненных заданий. Оцените себя. - Могу сказать, что мы все с вами отлично поработали, закрепили изученный материал и смогли применить полученные знания при решении задач. - Что нам помогало решать задачи? - Какой вывод сделаем? Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни. Подведем небольшой итог нашего урока. Перед вами облако слов. - Эти слова так или иначе могут у вас ассоциироваться с сегодняшним уроком. Вам нужно выбрать то слово, которое характеризует сегодняшний урок. Я бы отметила слова …… Пожалуйста, какие бы слова отметили вы, и почему? Спасибо Вам за урок! | Оценивают свою работу на уроке Отвечают на вопросы Выполняют рефлексию |
Список использованной литературы
- Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника к постановке проблемы. / Н.Ф.Виноградова// Начальное образование. 2017.№3.
- https://kopilkaurokov.ru/matematika/presentacii/reshenie_zhiznennykh_zadach_3_klass
- https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-matematiki-reshenie-zhiznennykh-zada.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».
Урок математики был проведён в 1 классе по образовательной системе «Школа 2000». Данный урок является уроком повторения по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на групп...
урок математики "Закрепление по теме"Решение примеров и задач изученных видов"
Урок математики в 3 классе. Материал подобран таким образом, чтобы закрепить умения решать различные виды примеров и задач...
Игра-тренажёр по теме «Решение простых задач» 1 класс «Решаем задачи с весёлыми миньонами».
Данный тренажёр способствует повышению эффективности изучения предмета математики,формирует умение решать простые задачи, повышает интерес к предмету. Данный ресурс можно использовать в индивидуальной...
Доклад по теме " Решение проблемных задач на материале сказки как синтез проблемного обучения, игровых технологий и проектной задачи"
Доклад на тематическом педсовете "Аукцион педагогических идей"...
«Закрепление по теме «Решение задач»
Конспект урока математики...
Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"
Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...
Самоанализ урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"
Самоанализ урока математики во 2 классе, проведенного 17 ноября 2022 года.Учитель начальных классов Наместникова Д. И.Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Метод...